| Применение критериального оценивания при обучении предмету «Физика». |
Планирование и организация формативного оценивания. | |
Подготовка заданий по формативному и суммативному оцениванию. |
Кто такой хороший учитель?
Нарисуйте учителя и запишите на стикере определение хорошего учителя.
Если вы написали одинаковые характеристики, замените её другой. Характеристики не должны повторяться. Это нужно продолжать, пока характеристики на флипчарте полностью не заполнят окружность образа учителя, а все участники не закончат размещать свои стикеры.
Можно ли данные определения назвать критериями оценивания?
Оценивание на уроке физики
- основывается ли оценка на один или несколько ответов учащегося?
каким должен быть ответ учащегося для оценки: устным или письменным?
Запишите свои предложения на стикерах, составьте «лестницу» рекомендаций.
Обсудите следующие вопросы:
- почему важно привести задание в соответствие с целями обучения и критериями оценивания?
- какие были трудности при разработке критериев оценивания и заданий?
Раздел | Натуральные числа и нуль |
Подраздел | Координатный луч. Сравнение натуральных чисел. |
Цели обучения | Записывать результат сравнения натуральных чисел с помощью знаков >,<,= |
Уровень мыслительных навыков | Применение |
Критерии оценивания | Сравнивает натуральные числа |
Задание 1. Вместо впишите цифры так, чтобы получилось верное двойное неравенство | |
Критерий оценивания | Дескриптор |
сравнивает натуральные числа | Верно определяет недостающие цифры в неравенстве |
Верно определяет недостающие цифры в равенстве | |
записывает ответ с помощью знаков (>,<,=) | Верно записывает ответ с помощью знаков >,<, = |
Задание 2
Выберите цель обучения в учебном плане по физике для определенного класса и составьте задание для формативного оценивания.
Рефлексия
Какую роль играют цели обучения?
Насколько формативное оценивание помогает достижению цели обучения?
Обратная связь
– процесс сообщения и получения комментариев о конкретных действиях, ситуациях, спорных вопросах, которые ведут к достижению цели.
– единственное средство для формирования понятия о ходе процесса обучения, позволяет определить уровень достижения цели и задач обучения, осведомляет учителя о достижениях и трудностях учащегося.
Организация эффективной обратной связи является основой успешного обучения.
Очень важно!
Независимо от формы обратной связи, учителю:
следует обязательно отметить положительные стороны работ учащихся;
в случае наличия ошибок, следует дать точные инструкции для улучшения работы (результата) и исправления ошибок.
С помощью обратной связи:
- учащийся получает сведения для осознания своих недостатков в обучении и точные инструкции для продвижения вперед;
учитель получает сведения, помогающие осознать недостатки в обучении и внести изменения в свою деятельность (новые методы, техники обучения, эффективное использование времени на уроке и т.д.)
Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь.
Эффективная обратная связь
Влияние взаимодействия учитель-учащийся является обязательным условием;
позволяет учителю оценивать деятельность обучения в целях исправления недочетов в своей работе и выгодности применяющихся методов;
не только позволяет учащимся оценивать свою работу, но и влияет на удовлетворение от своих достижений, повышает их интерес и мотивацию к учебе;
создает условия для оптимизации процесса обучения и достижения успеха.
Обратная связь на уроках осуществляется в следующих направлениях: учитель – учащиеся, учащийся - учащиеся; учитель - учащийся; учащийся – учащийся.
Обратная связь осуществляется как в устной, так и в письменной форме.
Письменная обратная связь включает:
Уровень достижения цели учащимися;
Сферу, которую необходимо усовершенствовать учащимся;
Способы усовершенствования учения;
Способы размышления для самостоятельного ответа;
Давать рекомендации по итогам проверки письменных работ (домашних работ, самостоятельной работы, контрольных работ, сочинения, диктанта, портфолио и т.д.)
Эффективная письменная обратная связь
Направлена к целям обучения
Подверждает правильность направления учащихся
Мотивирует учащихся к улучшению работ посредством исправления ошибок
Стимулирует учащихся сделать следующий шаг
Дает возможность учащимся самостоятельно думать
Сообщает о продвижениях вперед после нескольких шагов
Предотвращает сравнение с другими учащимися
Дает возможность учащимся отвечать
Устная обратная связь – предоставления комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за его деятельностью, выполнением работы;
Устная обратная связь может быть полной и краткой. Краткие комментарии включают только оценку учителя «хорошо», «правильно», «неправильно» и не предоставляет учащемуся совета, рекомендации, направления выполнения работы.
Для достижения цели формативного оценивания – предоставление эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.
а) отметить то, что было выполнено правильно и давать рекомендацию о том, как выполнить правильно;
б) в случае «неправильного выполнения», давать инструкции о том, как исправить и улучшить работу (ответ);
«Пять пальцев»Положите руку на лист бумаги и проведите линию вокруг пальцев. У каждого пальца есть свое значение, выразите свои мысли по ним:
Большой палец – Для меня было важным и интересным......
Указательный палец – сегодня я понял ..........
Средний палец – для меня было сложным .......
Безымянный палец – моя оценка ....... Потому что...
Мизинец – я хочу узнать ......
Мини тест
1. Какая сила влияет на движение вокруг Солнца Земли и других планет?
А. Сила инерции
В. Сила, направленная в центр
С. Сила притяжения.
2. Какая сила влияет на выход из берегов и высыхание океанских и морских вод?
А. Сила давления морских и океанских вод
В. Сила притяжения.
С. Сила атмосферного давления
3. Какое можно предпринять действие чтобы усилить силу притяжения между телами?
А. Удалить два тела друг от друга.
В. Приблизить два тела к друг другу.
На стадии планирования ФО необходимо:
ознакомиться с учебной программой, учебным планом, провести анализ целей обучения;
составить критерии оценивания на основе целей обучения согласно учебной программе;
разделить критерии оценивания на уровни навыков мышления для обеспечения способов дифференциации при составлении задания;
составить задания согласно критериев оценивания;
составить дескрипторы, описывающие этапы выполнения каждого задания.
Разминка
Если один из двух шаров заменить на другой шар массой в два раза меньше, то как изменится сила притяжения между ними?
Какова сопротивляемость медного проводника длиной 1 км, площадью горизонтального среза 10 ?
Физический диктант
Письменная работа, организованная в виде физического диктанта, является одним из удобных инструментов оценивания учебных достижений учащихся.
Здесь учитель читает готовые вопросы и дает время учащимся для написания ответов. Необходимо тщательно выбирать вопросы диктанта в рамках одной темы, чтобы не потерять много времени для обдумывания ответов и для того, чтобы количество времени, необходимое для всех учащихся, было равным. Задание может быть и в виде повествовательного предложения для заполнения пропущенных в нем слов. Физический диктант, в качестве способа организации процесса обучения, удобен для применения на уроках физики и дает возможности для осуществления формативного оценивания.
Задание 2
Используя составленное задание на предыдущем занятии для формативного оценивания, попробуйте к заданной цели обучения составить задание для суммативного оценивания за раздел.
Задание 3
Выберите раздел (-ы), цели обучения и составьте СОЧ согласно алгоритму (слайд 28).
Оцените задания для СОЧ.
Внесите дополнения и изменения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.