ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Инновационная деятельность позволяет организации обрести конкурентное преимущество, но лишь на некоторый промежуток времени. Новые товары и технологии после их появления на рынке могут не только копироваться участниками рынка, но также изменить характер конкуренции в отрасли и привлечь на рынок новых игроков. Данные обстоятельства укорачивают время использования выгод от инновационной деятельности, причем в последнее время этот процесс все ускоряется. Сокращение жизненного цикла товара толкает производителей на поиск новых источников получения прибыли и организацию выпуска новых товаров. В условиях жесткой конкуренции увеличение числа лояльных потребителей позволит продлить срок использования конкурентного преимущества от коммерциализации инновационной разработки и в то же время подготовить базу для внедрения следующего новшества.
Иконка файла материала ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ.docx
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ Е.В. Кузнецова Усиление процессов глобализации экономики и вступление России во Всемирную   Торговую   Организацию   повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, на которые оказывается все большее давление со стороны иностранных организаций, как на мировом, так   и   на   отечественном   рынках.   Под   конкурентоспособностью   будем понимать   «непрерывно   поддерживаемую   способность   фирмы   получать прибыль от собственной деятельности».  требуют   В   настоящее   время   одним   из   условий   достижения   конкурентного статуса   является   формирование   преимуществ,   достигаемых   за   счет инновационных разработок организации. На качественный уровень факторов конкурентоспособности   фирмы   и   результативность   ее   деятельности оказывают влияние инновационная среда и потребительская лояльность. Инновационная   деятельность   позволяет   организации   обрести конкурентное   преимущество,   но   лишь   на   некоторый   промежуток   времени. Новые товары и технологии после их появления на рынке могут не только копироваться участниками рынка, но также изменить характер конкуренции в отрасли   и   привлечь   на   рынок   новых   игроков.   Данные   обстоятельства укорачивают   время   использования   выгод   от   инновационной   деятельности, причем   в   последнее   время   этот   процесс   все   ускоряется.   Сокращение жизненного цикла товара толкает производителей на поиск новых источников получения   прибыли   и   организацию   выпуска   новых   товаров.   В   условиях жесткой   конкуренции   увеличение   числа   лояльных   потребителей   позволит продлить   срок   использования   конкурентного   преимущества   от коммерциализации инновационной разработки и в то же время подготовить базу для внедрения следующего новшества. Первые употребления понятия «инновационная среда» применительно к повышению эффективности инновационной деятельности региона появились в 1980­х гг.  Первоначальный смысл использования  термина «среда» приводится в понятийно­терминологическом словаре Э.Б. Алаева, который указывает, что «среда – все, что находится вне рассматриваемой системы и в той или иной степени взаимодействует с ней». Смысловой акцент в данном случае ставится на   внешнем   окружении   и   влиянии   целостной   системы   факторов   на рассматриваемый   объект.   В   значении   «внешнее   окружение»   и   закрепилось данное понятие как в русском языке, так и в научной литературе. В трактовке термина «инновационная среда», напротив, нет единства среди специалистов. Существование различных точек зрения связано с многогранностью данной экономической   категории.   В   настоящее   время   в   работах,   посвященныхисследованию проблем и условий повышения эффективности инновационной деятельности,   часто   используются   три   основных   понятия:   инновационная среда, инновационный климат и инновационный потенциал, границы, между которыми до сих пор нечетко определены. В   трактовке   М.   Кастельса   «инновационная   среда»   представлена   как «специфическая   совокупность   отношений   производства   и   менеджмента, основанная на социальной организации, которая в целом разделяет культуру труда   и   инструментальные   цели,   направленные   на   генерирование   нового знания,   новых   процессов   и   новых   продуктов.   Специфику   инновационной среды   определяет   именно   ее   способность   генерировать   синергию,   т.е. добавленная стоимость получается не из кумулятивного эффекта элементов, но   из   их   взаимодействия».  В  данном   определении   акцент   поставлен   не  на внешний состав участников, а на взаимодействие экономических субъектов в рамках инновационной среды. В.Н. Лексин и Е.Н. Андреева также отмечают важность исследования средовых процессов через анализ отношений, в качестве которых выступают нормативно­правовые,  экономические,  социальные,  национально­этнические, культурно­исторические   отношения,   инфраструктурные   и   природно­ обусловленные   связи.   Устойчивость   связей   между   ведущей   группой отдельных элементов среды позволяет сохранять или повышать имеющийся потенциал   этой  группы   элементов   и  среды  в  целом  и  достигается  за   счет компромисса –   идеологии   взаимных   уступок,   взаимной   адаптации,   общего эволюционного развития. На   уровне   организации   инновационная   среда   представляет   собой «сочетание   внутренней   и   внешней   среды   участников   инновационного процесса.   К   факторам   внутренней   инновационной   среды   относятся   все компоненты   инновационного   потенциала   (ресурсы   и   возможности   их использования),   способного   генерировать   идеи   и   осуществлять   процесс   их коммерциализации   по   всему   инновационному   циклу.   К   факторам   внешней инновационной   среды   относятся   рыночные   институциональные   структуры, содействующие инновационному развитию, в совокупности представляющие собой национальную инновационную систему. Если на макро­ и мезоуровне инновационная   среда   трактуется   учеными   как   система   условий   или взаимодействий, то на микроуровне данная система разделена на две группы факторов в зависимости от их положения относительно организации: внешние либо внутренние. К   внешним   факторам   инновационной   среды   относят   «стартовые экономические   и   технологические   предпосылки,   а   также   наиболее   часто используемые   меры   воздействия   на   инновационное   развитие   отраслей. Наиболее   важной   экономической   предпосылкой   выступает   достижение требуемого   уровня   производительности   труда».   Данная   трактовка   близка определению «инновационный климат», то есть это «состояние внешней среды организации,   содействующее   или   противодействующее   достижениюинновационной   цели.   Проявляется   через   влияние   на   инновационный потенциал». Инновационный   потенциал   –   это   «способность   систем   к   изменению, улучшению,   прогрессу;   совокупность   трех   составляющих:   ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и   обусловливают   друг   друга».   Ресурсная   составляющая   включает   в   себя материально­технические,   информационные,   финансовые,   человеческие   и другие   виды   ресурсов.   Внутренняя   составляющая   объединяет институциональные   факторы   среды,   такие   как   ресурсы   государственной поддержки   и   инфраструктурные   ресурсы.   Результативная   составляющая инновационного потенциала отражает эффект от проведения инновационной деятельности. Совместное  влияние  внутренних   и  внешних   факторов  инновационной среды определяет те условия, в которых фирма вынуждена работать в любой рассматриваемый момент времени. Внешние факторы инновационной среды находятся   за   пределами   влияния   организации,   но   тем   не   менее, представляется возможным исследовать их воздействие и сопоставить его с имеющимися ресурсами для определения защитных мер, либо для усиления положительного   эффекта   влияния.   Внутренние   факторы   инновационной среды,   напротив,   подконтрольны   организации,   и   она   может   направить   их воздействие в нужное русло. Таким   образом,   процесс   формирования   инновационной   среды организации –   это   целенаправленное   создание   благоприятных   условий ведения   инновационной   деятельности.   Мероприятия   по   формированию инновационной среды необходимы любой инновационной организации, так как они   дают   еще   один   стратегический   инструмент   управления коммерциализацией инноваций и в конечном счете эффективностью ведения инновационной деятельности.