«Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся методами эколого-природоохранной деятельности»
«Проведение муниципальных конкурсных мероприятий
патриотической направленности в учреждении дополнительного образования эколого-биологической направленности»
Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.
Экологическое и патриотическое воспитание – это два процесса, связанные между собой очень тесно. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Экологическое воспитание – систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у учащихся экологической культуры. Задача экологического воспитания состоит в формировании экологических знаний, воспитании любви к природе, стремлении беречь, приумножать ее, формировании умения и навыков деятельности в природе. Экологическое воспитание предполагает раскрытие сущности мира природы – среды обитания человека, которая должна быть заинтересована в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе – это предполагает умение осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, разумно взаимодействовать с ней. Эстетическая красота природы способствует формированию нравственных чувств, чувств долга и ответственности за ее сохранение, побуждает к природоохранной деятельности. Экология – это способ мышления, воспитания, стиль жизни, нормы поведения, поэтому и главная задача экологического воспитания состоит в том, чтобы подрастающее поколение становилось людьми, думающими по-другому, думающими о сохранении уникальности и неповторимости нашей планеты.
Основные направления системы мероприятий, направленных на воспитание эколого-патриотической культуры у обучающихся:
• повышение социального статуса эколого-патриотического воспитания обучающихся;
• проведение научно-обоснованной организаторской политики по эколого-патриотическому воспитанию;
• развитие высокой гражданственности личности, уважения к окружающей среде, гражданско-правовой культуры обучающихся;
• воспитание гражданственности, формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения;
• формирование национального самосознания, любви к природе, окружающей среде.
Наиболее часто реализуемой и востребованной задачей экологопатриотического направления в системе воспитательной работы учреждения дополнительного образования является проведение мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы. Этот праздник – неиссякаемый повод напомнить обучающимся о великом подвиге, о героизме тех, кто смог защитить нашу Родину в тяжелых условиях, которые только поспособствовали воспитанию стойкости духа наших солдат и всех тех, кто внес свою лепту в такое большое дело – защиту и оборону Советского государства от немецко-фашистских захватчиков. Способом реализации основных целей патриотического воспитания могут стать конкурсные мероприятия, направленные на изучение истории своей семьи, своей Родины на воспитание уважительного отношения к ветеранам ВОВ и к людям пожилого возраста в целом.
Опыт работы МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» показывает высокую степень заинтересованности обучающихся и их родителей в участии в конкурсных мероприятиях, связанных с празднованием Дня Победы. Конкурсы, направленные на эколого-патриотическое воспитание, стали традиционными, проводятся ежегодно среди обучающихся общеобразовательных учреждений Евпатории и воспитанников дошкольных учебных заведений города.
Каждый год в апреле проводится ряд мероприятий, положения о которых направляются педагогам образовательных организаций в начале учебного года. В течение конкурсного периода ребята совместно с родителями под руководством учителей или воспитателей занимаются поисковой работой, оформлением поздравительных открыток, изучением истории своей семьи и роли своих родных в Великой Отечественной войне, исследованием последствий военных действий на окружающую среду. К таким мероприятиям относятся:
Муниципальный конкурс «Открытка ветерану: Спасибо бабушке и деду за ту великую победу»;
Муниципальный конкурс «Война – экологическое бедствие»;
Муниципальный конкурс «Моя семья в истории Великой Победы».
Целью конкурса «Открытка ветерану» является праздничное чествование ветеранов Великой Отечественной войны. Ежегодно ветераны получают приглашение на праздничное мероприятие, где в торжественной обстановке авторы вручают им свои работы, выполненные в различных техниках из различных материалов. Такие мероприятия способствуют знакомству учащихся с непосредственными участниками боевых действий, уважительному отношению к ветеранам ВОВ, повышению интереса к патриотической деятельности, направленной на формирование тесных связей поколений. Опыт показывает, что ветераны, их родственники и близкие, все те, кто не понаслышке знает о тяготах и лишениях, которые привнесла война в их семьи, с большим удовольствием делятся своим опытом, воспоминаниями, дают правильные установки подрастающему поколению и конечно, чувствуют востребованность и уважение к своей личности и к образу защитника Отечества.
Муниципальный конкур «Война – экологическое бедствие» находит отклик среди обучающихся, неравнодушных к состоянию окружающей среды. Зачастую, нарушение целостности природной экосистемы не является основной целью военных конфликтов, но избежать трагических последствий для живых существ невозможно. Еще не один год восстанавливаются растительные сообщества после нарушения их целостности, животные мигрируют в более безопасные места. Кроме того, вклад животных в историю Великой Победы переоценить невозможно. Лошади, собаки, дельфины, голуби и многие другие – наши младшие «братья» неустанно несли службу на фронтах Великой Отечественной войны. Узнать об этом подробно, рассказать сверстникам и другим участникам конкурсного мероприятия – основная задача участников конкурса.
Вспомнить и рассказать о вкладе собственной семьи в общее дело, принесшее нам Победу над немецко-фашистскими захватчиками, позволяет участие в муниципальном конкурсе «Война в истории моей семьи». В ходе поисковой работы ребята снова и снова знакомятся с семейными реликвиями и памятными документами, систематизируют их и оформляют в исследовательские проекты, рассказывающие нам, живущему ныне поколению, о тяготах и лишениях, буднях и горестях на пути к долгожданной Победе.
Наше поколение живет под мирным небом благодаря Великому подвигу нашего народа. Нам не приходится брать в руки оружие, терпеть лишения, которые несет война. Но в наших силах сохранить память о том нелегком времени и не допустить кровопролития, о подвиге, чтобы чтить тех, кто совершал его ежедневно, ежеминутно, не требуя ничего взамен, о Победе, чтобы о ней знали и наши дети, и будущие поколения граждан России – патриотов нашей страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.