Проверим алгеброй гармонию

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 10.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Герасимова С.В._математика и музыка.pptx
«Проверим алгеброй гармонию» Преподаватель: учитель МОУ СОШ с. Елшанка:  Герасимова С.В. Елшанка - 2018
Цель проекта: Показать, как математика подчиняет своим законам окружающую действительность, в частности, продемонстрировать значение математики в развитии музыки.
Задачи проекта:      ­ Выяснить, были ли в истории попытки связать музыку с математикой.                     ­  Разобраться, что общего в математике и музыке.     ­ Провести свои исследования по установлению связи между музыкой и математикой.     ­ Переложить числа на музыку и установить связь между звуками и числами .
Гипотеза. Между музыкой и математикой     существует тесная взаимосвязь.
План работы. ­ Формулирование вопросов для  исследований.  ­ Сбор информации.  ­ Опрос учащихся. ­ Анализ полученной информации.  ­ Создание презентации.
Вопросы, направляющие ­ Нужны ли знания математики в музыке? ­ Влияют ли музыкальные способности на  проект. обучаемость математике? ­ Имеется связь между звучанием дат  рождений и наклонностями человека ?
"Музыку я разъял как труп, проверив алгеброй гармонию." А.С. Пушкин
«Музыка есть таинственная арифметика души; Она вычисляет сама того не подозревая.» Готфрид Лейбниц
"Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не умеющей считать". Готфрид Лейбниц "Музыка - это проявление скрытой И математики". Гольдбах
Математика в музыке Теория музыки основана на математике
Символы в математике и в  музыке неотделимы.
Таблица соответствия длительностей и дробей. целая половинная четвертная восьмая шестнадцата я 1 1 2 1 4 1 8 1 16
Дроби и ноты
Не зная математики, невозможно  исполнить музыкальное произведение.
Основы музыкальной  грамоты заложил Пифагор,  древнегреческий  математик, философ,  астроном
Древняя Греция В Древней Греции  математика и музыка  назывались родными  сёстрами, а со времён  Пифагора наука о музыке  входила в пифагорейскую  систему знаний, наряду с  арифметикой, геометрией  и  астрономией.  Пифагор
Пифагорейская теория музыки Однажды, размышляя над проблемой гармонии, Пифагор проходил мимо мастерской медника, который склонился над наковальней с куском металла. *
К первой струне Пифагор прикрепил вес в 12 фунтов, ко второй - в 9, к третьей - в 8, и к четвертой - в 6 фунтов, Эти различные веса соответствовали весу молотков медника.
Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировали сь математическим и пропорциями.
Значение математики в музыке Пифагорейцы утверждали, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог установил и утвердил Вселенную. Числа, следовательно, предшествуют гармонии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями.
Взятые одновременно звуки могут производить разное музыкальное впечатление: звучать приятно, красиво или же, наоборот, резко, неблагозвучно. Красивое, мягкое звучание называют консонансом. Резкое, неприятное – диссонансом.
Акимова  Наталья 05.09.2002 год (играет на гитаре)
Осипова Юля 08.03.2003 год (поёт, танцует, играет на фортепиано)
Снегирева Юля 25.08.2003 год (рисует, занимается рукоделием)
Сидоров Иван 12.08.2001 год (играет на гитаре, поёт)
Хамитов Марк 08.04.2002 год (занимается спортом)
ев Даньяр Мухамбеткали 17.12.1999 год (любит современную музыку)
Сазонов  Данила 31.07.2002 год (увлекается техникой, проявляет интерес к математике)
Вавилов  Александр 08.01.2003 год (любит конструироват ь, занимается борьбой)
Кожевникова  Таня 22.10.2002 (не определилась)
Белова Таня 18.02.2000 год (любит читать, компьютерные игры)
Мухамбеткалиева Динара  06.02.2001 год (посещает спортивную секцию)
Козлов Иван 26.07.2003 год (резьба по дереву)
Вывод: Таким образом, математика и музыка – два полюса человеческой культуры, два школьных предмета, две системы мышления, тесно связанные между собой. Изучая музыку, лучше усваиваешь математику, и наоборот, понимающим математику, легче дается музыка.
«Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой – красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства». философ, математик 19-20 вв. Бертран Рассел
Список литературы 1.Деплан И. Я. Мир чисел. М.: «Просвещение», 2005 2.Дэвид Филипс. Нумерология и открытие внутреннего “Я”. Полное  практическое руководство. СПб: София, 2007, 256с. 3. Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа М.: Наука, 1990, 192с. 4. Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический  словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 5. Шарапкина Е. П. Гармония математики и  музыки/П.Е.Шарапкина.//Университетские чтения 2006г. 6. Энциклопедический словарь юного музыканта Э68/сост. В.В.  Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 2007. – 352с., ил. 7. Энциклопедический словарь юного математика. М.; «Педагогика» 1985г 8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка /авт. А.С. Кленов. Под  общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 2010. – 46 Интернет ресурсы: 1. http://www.stonot.ru/ 2. http://www.krugosvet.ru/ 3. http://www.wikipedia.org/  В презентации были использованы фрагменты: Моцарт симфония №40, Бах  «Брамдербугский концерт»
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!