Размышляя о целях и задачах об¬щеобразовательной школы на со-временном этапе развития наше¬го общества, анализируя происходящие процессы, мы приходим к неизбежному выводу о необходимости понимания образования как целостной системы формирования социально адекватной личности. Под социальной адекватнос¬тью нами понимается такой перечень личностных параметров, который поз¬воляет их обладателю активно и творче¬ски преобразовывать свою жизнь, по¬стоянно сохраняя позитивную пози¬цию данных преобразований как для се¬бя и своего непосредственного окруже¬ния, так и для общества в целом с учетом постоянных социальных изменений.
Проверка и коррекция знаний в системе личностно
ориентированной технологии образования с использованием
тестирования
Размышляя о целях и задачах общеобразовательной школы на со
временном этапе развития нашего общества, анализируя происходящие
процессы, мы приходим к неизбежному выводу о необходимости понимания
образования как целостной системы формирования социально адекватной
личности. Под социальной адекватностью нами понимается такой перечень
личностных параметров, который позволяет их обладателю активно и творче
ски преобразовывать свою жизнь, постоянно сохраняя позитивную позицию
данных преобразований как для себя и своего непосредственного окружения,
так и для общества в целом с учетом постоянных социальных изменений.
Очевидно, что одним из наиболее важных параметров является способ
ность самостоятельного и ответственного выбора из многих вариантов жиз
ненных возможностей. (Вероятно, имеет смысл говорить о том, что одна из
задач школы состоит и в воспитании грамотного электората.) Это подразу
мевает как минимум:
• социально адекватную систему ценностей и потребностей:
• наличие навыков рефлексии;
• позитивную самооценку
Нас заинтересовал вопрос, как на уроке химии в средней общеобразова
тельной школе, помимо решения традиционных задач, усвоения базисной
суммы знаний, умений и навыков, формировать указанные личностные пара
метры. Мы предположили, что потребность в получении знаний, умение са
мостоятельно организовывать работу по их формированию, выбор наиболее
оптимальных путей для этого, планирование своей образовательной
деятельности являются социально адекватными ценностями. В построении
схемы работы мы опирались на понятие субъектного опыта, введенного
И.С.Якиманской, принципы личностно ориентированной технологии образо
вания, основанные на мультисенсорном подходе, описанные А.А.Плигиным и
авторские разработки уроков учителя нашей школы ИАКомаровой.
Основной педагогический прием, использованный в разработанной схеме,
состоит в том, что ученику предоставляется право самостоятельного выбора
способа работы на уроке повторения пройденного материала с целью
подготовки к контрольной работе в соответствии с личными стратегиями
получения знаний, с учетом его предпочтений и осознания целей обучения.
Особо важное значение имеют неявные цели, которые ставит перед
учащимися преподаватель:
1. Повторение структуры изучаемого материала и объема, необходимых к
контрольной работе знаний, умений, навыков (ЗУН).
2. План построения ответа на вопросы о химических свойствах веществ .3. Источники информации о материале.
4. Тренинг навыков рефлексии собственных состояний, самоанализ.
5. Выработка умения самостоятельного планирования собственной по
знавательной деятельности.
Также особое значение уделялось созданию установки успешности
учебной деятельности школьников, для чего использовались специально
организованные языковые паттерны (единицы речи, содержащие конкретный
позитивный смысл) — "знаю уверенно", "надо повторить" как движение в сто
рону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что ученик
уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить; демонстрируется доверие
к ученику: учитель уверен, что ученик работает над предметом. И для этого
может быть использован такой вид контроля как тест. Его особенность в том,
что он занимает меньше времени в отличие от других видов контроля. И уже в
конце урока учитель может сообщить о том, как усвоен материал. После
сообщается, что задания, которые каждый не успел выполнить из намеченных,
остаются в качестве индивидуальных домашних заданий.
Важной особенностью предлагаемого приема является, на наш взгляд,
использование традиционного содержания курса химии в 8м классе и со
блюдение временных рамок прохождения программы.
Сравнительный анализ такой формы подготовки к контрольной работе и
традиционный показал, что, помимо повышения уровня усвоения ЗУН, суще
ственно меняется настроение детей на уроке в позитивную сторону,
возрастает уверенность в собственных силах.
Преимущество подобного способа работы на уроке определяется еще и
тем, что он может быть использован как прием не только на уроках химии, но
и на других дисциплинах.
1. Тестовые задания и индивидуализация обучения
Оптимальным можно считать только такое обучение, которое
способствует самообучению, овладению приемами самостоятельного
приобретения знаний и их применения.
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности
разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при
всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это
средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы
наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо
создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность
проверки знаний.
Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку
контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможностьотличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы
форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Один из путей
разрешения проблем индивидуального разноуровнего обучения, а также опе
ративной оценки знаний учащихся — применение индивидуальных тестовых
заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых
объективные условия проверки.
Чаще всего используют тесты со свободно конструируемыми ответами,
(учащиеся сами составляют короткие однозначные ответы) и тесты с
выборочными ответами. Последние дают возможность учащимся лучше
понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче
классифицировать различные явления. Кроме того, большинство технических
средств контроля рассчитано на применение именно тестовых заданий с
выборочными ответами.