Предмет:Астрономия.
Класс: 10
Учитель: Елакова Галина Владимировна.
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Канаш Чувашской Республики.
Проверочная работа предназначена для проверки знаний по теме «Солнце и звезды». Проверочная работа рассчитана на 15 – 20 мин и содержит 5 вопросов, которые требуют знания материала одного параграфа. Эти вопросы могут быть использованы также для устного фронтального опроса учащихся. Вопросы самостоятельной работы направлены на формирование умений, требуемых программой, а также на контроль за степенью их сформированности и уровнем знаний учащихся по основным вопросам курса астрономии.
Проверочная работа № 5
Контроль знаний по теме «Солнце – ближайшая звезда».
1. Во сколько раз Солнце больше Земли по диаметру? массе? массы движущихся вокруг него планет?
2. Какова особенность вращения Солнца вокруг оси?
3. Чему равно ускорение свободного падения на Солнце?
4. Чему равна линейная скорость вращения на экваторе Солнца?
5. В каком направлении вращается Солнце вокруг своей оси?
6. Что такое «солнечная постоянная»?
7. Назовите два вида движения Солнца в нашей Галактике?
8. В каких пределах изменяется температура Солнца от его центра до фотосферы?
9. Каков химический состав Солнца?
10. Что такое солнечный ветер?
11. При каких процессах на Солнце возникают корпускулярные потоки и космические лучи?
12. Что такое солнечная активность?
13. За счет каких источников энергии излучает Солнце?
14. Какой слой Солнца является основным источником видимого излучения?
15. Какие явления на Земле связаны с появлением солнечной активности?
16. Какие проявления солнечной активности наблюдаются в различных слоях атмосферы Солнца?
17. Какими способами осуществляется перенос энергии из недр Солнца наружу?
18. Что представляют собой солнечные пятна?
19. Что представляют собой солнечные вспышки?
20. Что является наиболее вероятной причиной сильных выбросов материи, происходящих на Солнце?
21. Сформулируйте закон Стефана – Больцмана.
22. Какие изменения происходят во время полных солнечных затмениях на краю Солнца во внутренних слоях солнечной короны?
23. *Какое излучение и при каких процессах возникает в недрах Солнца? Как изменяется вид излучения по мере перехода от внутренних слоев Солнца к наружным?
24. *Какие характеристики Солнца связаны с действием гравитационных сил? Какие явления, происходящие на нем, обусловлены наличием магнитного поля?
25. *Где на Солнце температура выше: в фотосфере или в короне? В чем причина этого явления?
Краткие ответы:
1 Радиус Солнца в 109 раз, а объем примерно в 1 300 000 раз больше радиуса объема Земли. Масса Солнца в 330 000 раз больше массы Земли и почти в 750 раз больше суммарной массы движущихся вокруг него планет.
2. Скорости вращения разных слоев Солнца различны. Экваториальные области делают один оборот вокруг оси Солнца за 25 земных суток, а области вблизи полюсов Солнца – примерно за 30 суток.
3. Ускорение свободного падения на поверхности Солнце в 28 раз больше, чем на поверхности Земли, и равно 274 м/с2.
4. Линейная скорость вращения на экваторе Солнца составляет 2 км/с.
5. Солнце вращается вокруг своей оси в направлении движения планет вокруг него, а все пятна перемещаются от восточного края к западному.
6. Солнечная постоянная – поток солнечного излучения, который приходит на поверхность площадью 1м2, расположенную за пределами атмосферы перпендикулярно солнечным лучам на среднем расстоянии Земли от Солнца.
7. Два вида движения Солнца в нашей Галактике: 1) в направлении созвездия Геркулеса (20 км/с); 2) вокруг центра Галактики (250 км/с).
8. Температура Солнца от его центра до фотосферы: от 15 млн. К до 6 000 К.
9. Солнце почти на 71% состоит из водорода, 27% составляет гелий, а на остальные химические элементы приходится около 2% массы.
10. Солнечный ветер – это поток электрически заряженных частиц высокой энергии, которые вылетают из солнечной короны (400 - 500 км/с).
11. Корпускулярные потоки и космические лучи на Солнце возникают при хромосферных вспышках.
12. Комплекс нестационарных образований в атмосфере Солнца (пятна, факелы, протуберанцы, вспышки и др.) называется солнечной активностью?
13. Солнце излучает энергию за счет термоядерной реакции превращения водорода в гелий.
14. Основным источником видимого излучения Солнца является фотосфера.
15. С появлением солнечной активности на Земле связаны такие явления как полярные сияния, магнитные бури, уровень ионизации верхних слоев атмосферы, приводит к нарушениям в прохождении радиосигналов и т.д.
16. В фотосфере пятна и факелы, в короне протуберанцы, вспышки захватывают и хромосферу, и корону.
17. Лучеиспусканием и конвекцией.
18. Солнечные пятна – темные, относительно холодные участки, которые появляются на яркой фотосфере Солнца, области на поверхности с пониженной температурой, возникают группами и живут от нескольких часов до нескольких месяцев (Т; размеры до нескольких десятков тыс. км).
19. Солнечные вспышки – это горячие выбросы энергии в атмосфере Солнца, жизнь вспышек коротка и продолжается в среднем около 20 мин, вспышки происходят вблизи солнечных пятен и получают свою энергию от сильных магнитных полей. (Температура: миллионы ℃; размеры – десятки тысяч км).
20. Очень сильные магнитные поля в районах солнечных пятен.
21. Закон Стефана-Больцмана — Энергетическая светимость абсолютно черного тела пропорциональна четвертой степени абсолютной температуры. Из формулы видно, что при повышении температуры светимость тела не просто возрастает — она возрастает в значительно большей степени (Е= бТ4).
22. Во время полных солнечных затмениях на краю Солнца во внутренних слоях солнечной короны наблюдаются протуберанцы – струи горячего вещества, имеющие вид выступов и фонтанов. Одни из них спокойные протуберанцы, а другие – взрывные, которые взлетают с огромной скоростью и падают вниз, двигаясь со скоростью около 800 км/с.
23. *В недрах Солнца в ходе термоядерных реакций возникает гамма-излучение. Переходя от внутренних слоев к наружным, кванты поглощаются, испускаются кванты, имеющие меньшую энергию, и излучение становится менее жестким.
24. *С действием гравитационных сил связана шаровая форма и стационарность Солнца (стабильность размеров). Наличие магнитного поля обусловливает возникновение пятен, вспышек, характер движения протуберанцев.
25. *Температуре в короне выше за счет передачи ее частицам дополнительной энергии газами конвективной зоны Солнца.
Проверочная работа №5: «Солнце и звезды».
В каждом варианте по 5 вопросов.
1 вариант: 1; 6; 11;16; 21.
2 вариант: 2; 7; 12; 17; 22.
3 вариант: 3; 8; 13; 18;23.
4 вариант: 4; 9;14; 19; 24.
5 вариант: 5; 10; 15;20; 25.
Критерии и нормы оценки за ответ:
Оценка «отлично» ставится, если обучающийся показал полный объем, высокий уровень и качество знаний по данным вопросам, владеет культурой общения и навыками научного изложения материала, устанавливает связь между теоретическими знаниями и способами практической деятельности: ясно, точно и логично отвечает на заданные вопросы.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся логично и научно изложил материал, но недостаточно полно определяет практическую значимость теоретических знаний: не высказывает своей точки зрения по данному вопросу, не смог дать достаточно полного ответа на поставленные вопросы.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся при раскрытии вопроса допустил содержательные ошибки, не соотнёс теоретические знания и собственную практическую деятельность, испытывает затруднения при ответе на большинство вопросов.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся показал слабые теоретические и практические знания, допустил грубые ошибки при раскрытии вопроса, не смог ответить на заданные вопросы.
Литература:
1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018. – 238, [2] с.: ил., 8 л.
2.Чаругин В.М. Астрономия. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В. М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018. -144 с.
3. Малахова Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. -95 с.
4. Моше Дина. Астрономия: Кн. для учащихся. Пер. с англ./Под ред. А. А. Гурштейна. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.