Проверочная работа по чтению
ДЕД МОРОЗ
На рассвете на моховое болото пришёл Дед Мороз. Видеть не видел, но хорошо слышал, как бродил он не спеша по обочине, постукивая клюкой и вздыхая. А потом утих: присел, наверное, перед дальней дорогой на север. На восходящее солнышко напоследок решил посмотреть: на дальнем севере-то оно у него будет незаходящим.
Солнце спйчас на восходе само на себя не похоже. Огромное и багровое, чудом-юдом горбатым поднимается оно из-за синего леса. И можно на него смотреть и не жмуриться — как зимой. Это-то, наверное, и манило Деда Мороза — любимую зиму напоминало.
Вышел он ещё в темноте. Лес кругом мохового болота стоял по пояс в тумане, а между всклокоченных кочек матово сиял зелёный лёд. И слышу идёт! Ломится по звонкому льду напрямик, без опаски — как лось длинноногий. Словно по стеклянному парнику сапожищами топает, стёкла крушит.
Ближе, ближе — вот сейчас выйдет из-за крайних сосенок. И увижу его заиндевелую бороду и зелёные льдинки глаз. Нет, не вышел: остановился за сосенками и ждёт. И тянет холодом от его дыхания. И лёд хрустит: Это он с ноги на ногу переминается. А может, на кочку сел.
На восходе вдруг опять захрустело, защёлкало, заухало: встал, наверное, с кочки, разминается. На заиндевелой кочке и Морозу долго не усидеть! А может спина замлела или нога затекла. Покряхтывает, суставчиками похрустывает, притопывает, ворочается.
Глухо ухает лежалый снег, и лёд пощёлкивает. Паутиной липнет на щёки, на ветки утренний иней. Трава и деревья обрастают белым ворсом. Белые кучки упругие, как резиновые. Вдыхаешь, а в тебя не воздух, а ледяная вода вливается. Скорее бы солнце взошло!
Взошло, а теплее не стало. Белое всё, всё искрит. Снова всё, как зимой, и незачем Деду Морозу подаваться на север. Нет, пошёл! Не верит апрелю, знает — зиме конец. Пошёл, хрустя и звеня, шумно и не таясь, но всё так же невидимо. И кряхтит, и охает, и вздыхает. Всё дальше, всё тише — и смолк.
На тёмной зорьке в апреле и в самом деле на болота выходит Мороз. И оседает, кряхтя и ухая, снег, и лёд трещит, как под сапогами. И это не сказка, всё так и есть. Или всё-таки сказка?.
Вопросы и задания к тексту. После прочтения текста ответь на вопросы и выполни задания. Для этого ты можешь перечитывать текст. Отмечай правильный ответ значком «галочка».
1. Где и когда произошла эта история? Отметь правильный ответ.
ñ а) за сосенками зимой, в январе;
ñ б) на болотах весной, в апреле;
ñ в) на севере зимой, в марте;
ñ г) в синем лесу зимой, в феврале.
2. Какие чувства испытывает Дед Мороз, когда смотрит на восходящее солнышко? Отметь правильный ответ.
ñ а) радуется тёплому весеннему солнышку;
ñ б) волнуется перед дальней дорогой на север;
ñ в) удивляется тому, что на солнце можно смотреть и не жмуриться;
ñ г) любуется восходящим солнцем, огромным и багровым.
3. Почему Дед Мороз задержался, чтобы посмотреть на восходящее солнце? Отметь правильный ответ.
ñ а) на дальнем севере солнце будет незаходящим;
ñ б) солнце чудом-юдом горбатым поднимается из-за леса;
ñ в) солнце на восходе само на себя не похоже;
ñ г) можно смотреть на солнце и не жмуриться — как зимой.
4. Определи порядок микротем в тексте. Запиши цифры по порядку.
ñ а) в апреле Дед Мороз выходит на болота;
ñ б) на восходе Дед Мороз, видимо, встал с кочки;
ñ в) Дед Мороз бродит не спеша по обочине, постукивая клюкой;
ñ г) Дед Мороз решил посмотреть напоследок на восходящее солнышко.
5. «Вдыхаешь, а в тебя не воздух, а ледяная вода вливается». Проанализируй заданную фразу. Сделай вывод: о чём в ней говорится? Отметь правильный ответ.
ñ а) в природе весной не бывает горячей воды — вода всегда ледяная;
ñ б) если вдохнуть ледяной весенний воздух, то можно простудиться;
ñ в) весеннее солнце ещё не греет, вот почему воздух в лесу — морозный;
ñ г) весенний воздух в лесу очень влажный потому, что тает снег.
Обоснуй свой вывод:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Какие чувства передаёт автор, когда описывает поведение Деда Мороза? Отметь правильный ответ.
ñ а) восхищается тем, что Дед Мороз любуется солнцем;
ñ б) сердится на то, что в лесу на болотах так холодно;
ñ в) удивляется тому, что Дед Мороз уходит на север;
ñ г) радуется, что зима и холода уже скоро отступят.
Из каких слов, предложений текста это следует? Приведи пример из текста.
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Выбери позицию, наиболее точно характеризующую отношение автора к поведению Деда Мороза. Отметь правильный ответ.
ñ а) даже Деду Морозу холодно в лесу на рассвете;
ñ б) зима всегда сменяется весной в свой срок;
ñ в) Дед Мороз никак не хочет уходить на север;
ñ г) Дед Мороз не уверен, что ему пора уходить.
Обоснуй свой выбор: ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
8. «Снова всё, как зимой, и незачем Деду Морозу подаваться на север. Нет, пошёл!» Почему это произошло?
Объясни причины:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Приведи два доказательства.
Доказательство 1: ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Доказательство 2: ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
9. Что происходит с Дедом Морозом весной? Куда он уходит и почему?
Напиши развёрнутый ответ.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
10. Хотелось бы тебе встретиться с Дедом Морозом? Как это могло бы произойти? Сочини об этом сказочную историю. Запиши её.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.