1. Что отличает человека от животного?
1) наличие инстинктов и рефлексов
2) двигательная активность
3) членораздельная речь
4) способность использовать природные ресурсы
2. Что отличает животного от человека?
1) преобладание инстинктов и рефлексов в поведении
2) производство орудий труда
3) членораздельная речь
4) способность к прямохождению
3. Верны ли следующие суждения о сходстве человека и животного?
А. Человек так же, как и прочие живые организмы, нуждается в заботе и уходе для нормального развития.
Б. Человек, в отличие от животных, не сможет вырасти вне общества.
1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Какое положение из названных не характерно для животного?
1) способность воспроизводить потомство
2) приспособление организма к природным условиям существования
3) наличие фантазии
4) наличие инстинктов и рефлексов
5. Определённые действия (поведение), уже имеющиеся в живом организме при его рождении, — это
1) рефлексы
2) наследственность
3) инстинкты 4) сознательность
6. К основным инстинктам животного не относится
1) защитная реакция
2) поиск пропитания
3) воспроизведение потомства
4) осознание ответственности за своё поведение
7. К наследуемым человеком биологическим признакам относится(-ятся)
1) творческие способности
2) знания и умения
3) цвет глаз
4) уровень образования
8. Верны ли следующие суждения о подростках?
А. Подростки спокойны и рассудительны, с ними легко и просто можно решить любую проблему.
Б. Подростки противоречивы и склонны к быстрой смене настроения.
1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о самостоятельности?
А. Самостоятельность — это уверенность в своих силах и желание попробовать себя в новом деле.
Б. Самостоятельность — это непослушание, стремление делать всё по-своему.
1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны
10. Социально и духовно развитый человек — это
1) индивид 3) личность
2) индивидуальность 4) взрослый
11. Дополните схему.
12. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к чертам, присущим только человеку и не характерным для животного.
1) имеет хорошо развитый головной мозг;
2) может приспособить свой организм к природным условиям существования;
3) осознаёт самого себя;
4) способен к творчеству;
5) способен к действиям по плану.
Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.
13. Найдите в приведённом ниже списке свойства, передающиеся человеку по наследству, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) способность человека к мышлению
2) умения и навыки
3) спокойный и рассудительный характер
4) цвет волос и глаз
5) уровень культуры и воспитанности
14. Прочитайте текст и выполните задания.
Возникновение мышления неразрывно связано с практической деятельностью. Впервые мыслительная деятельность находит своё выражение во внешних, предметных действиях ребёнка — в тех из них, которые указывают уже на некоторые, вначале хотя бы ещё и неосознанные связи и отношения предметов и явлений действительности. Десятимесячная девочка, обжёгшись о самовар, отдёргивает руку от всех блестящих предметов, включая и зеркало. Годовалый мальчик, увидев порез на руке у бабушки, указывает на йод, которым накануне ему смазывали царапину.
Эти первоначальные обобщения служат основой решения детьми практических задач, использования тех или иных средств для достижения своих целей. Девочка в возрасте 1 года 1 месяца подставила скамеечку, чтобы достать со стола орехи, но не достала их. Тогда она подставила стул и достигла цели. Мальчик 1 года 3 месяцев не мог сдвинуть деревянный ящик с вещами. Тогда он вынул из ящика половину вещей и сдвинул его. Всё это результат обобщений, сделанных ребёнком и обнаруживаемых в его практических действиях.
Очень ясно тесная связь мышления с действием выступает у детей раннего возраста
— предметом их мысли обычно является лишь то, что они делают сейчас. Им не свойственно думать о том, что было раньше или будет впоследствии. Мысленное планирование действий развито у них слабо. Оно не простирается дальше ближайших звеньев деятельности.
Ребёнок намечает действие и сразу его выполняет, не обдумывая всей деятельности в целом. Если задать ему вопрос, что он будет делать (строить, рисовать, лепить), то он часто не может ответить на этот вопрос. Его мысль не предвосхищает действий заранее, а развёртывается в самой деятельности. Трёхлетнему ребёнку, который не мог догадаться, что можно воспользоваться линейкой, чтобы достать высоко лежавший предмет, сказали: «Что ты всё прыгаешь, лучше бы подумал, как это сделать». — «Не надо думать, надо доставать», — таков был ответ ребёнка.
1) О чём говорится в тексте (какова его основная мысль)?
2) Какие примеры иллюстрируют связь мышления и предметной деятельности ребёнка?
3) Приведите два собственных примера, иллюстрирующих эту связь.
ОТВЕТЫ — Проверочная работа по обществознанию для 5 класса Человек
1-3
2-1
3-3
4-3
5-3
6-4
7-3
8-2
9-1
10-3
11. Способность к прямохождению
12-2
13-134
1) В тесте речь идёт о развитии мышления у детей.
2) Девочка в возрасте 1 года 1 месяца подставила скамеечку, что достать со стола орехи, но не достала их. Тогда она подставила стул и достигла цели; мальчик 1 года 3 месяцев не мог сдвинуть деревянный ящик с вещами. Тогда он вынул из ящика половину вещей и сдвинул его; трёхлетнему ребёнку, который не мог догадаться, что можно воспользоваться линейкой, чтобы достать высоко лежавший предмет, сказали: «Что ты всё прыгаешь, лучше бы подумал, как это сделать». — «Не надо думать, надо доставать», — таков был ответ ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.