Социальные нормы 7 класс
I вариант
1.Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм.
Характеристики |
Виды социальных норм |
А) фиксируется в законах и подзаконных актах Б) регулируется общественные отношения В) охраняются силой государства Г) отражают общественное мнение Д) поведение оценивается с позиции добра и зла |
1) моральные 2) правовые 3) и моральные, и правовые
|
2.Установите соответствие между правилами поведения и видами социальных норм, к которым они относятся.
Правила поведения |
Виды социальных норм |
А) При встрече знакомых младший должен первым приветствовать старшего. Б) При посещении Санкт-Петербурга туристы бросают монетки к скульптуре Чижика-Пыжика и загадывают желания. В) При входе в помещение мужчина должен пропустить женщину вперёд себя и придержать рукой открытую дверь. Г) На празднике Масленицы принято сжигать соломенное чучело и печь блины. Д) Когда встречаются две супружеские пары, сначала здороваются друг с другом женщины, после этого мужчины приветствуют дам, затем здороваются между собой мужчины. |
1) правила этикета
2) обычаи
|
3. Моральные нормы оценивают
поступки людей с
позиции:
а) «Кровь за кровь»
б) «Каждый сам за себя»
в) «Поступай по отношению к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе»
г) «Своя рубашка ближе к телу»
4. Одноклассники купили билеты в кино. Неожиданно Виктору позвонила мама и сообщила, что заболела бабушка. Она попросила мальчика купить продукты и отнести бабушке. Виктор отказался, так как очень хотел посмотреть кинофильм. Поведение мальчика означает, что он нарушил: а) нормы права б) этикет в) нормы морали г) религиозные нормы
5. Верны ли следующие суждения о праве
и нормах права?
А. Право возникло вместе с возникновением человеческого общества.
Б. Невыполнение норм права преследуется
государством.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба
суждения 4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о морали
и совести?
А. Мораль передаётся из поколения в поколение.
Б. Совесть человека – его главный внутренний моральный
регулятор.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба
суждения 4) оба суждения неверны
7. Различные виды социальных норм определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям. В приведённом ниже списке указаны черты сходства правовых и моральных норм и их отличия. Выберите и запишите в левую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а в правую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) регулируют общественные отношения 2) выражены в официальной форме
3) исторически изменчивы 4) выражают представления о добре и зле
Черты сходства |
Черты отличия |
||
|
|
|
|
8. Прочтите внимательно текст и ответьте на вопросы к нему:
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>
(По П. Смелзеру)
8.1.Что автор называет социальными нормами?
8.2. Какой вид социальных норм представлен в законах?
8.3. Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
9. Рассмотрите изображение и ответьте на вопросы:
9.1. Следование какому виду социальных норм демонстрируют лица, изображенные на иллюстрации? 9.2. Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно соблюдать данный вид социальных норм в повседневной жизни. |
10. Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся...» Дедушка хочет, чтобы внук вёл себя в соответствии с:
а) правовыми обычаями б) религиозными обрядам в) нормами закона г) правилами этикета
Социальные нормы 7 класс
II вариант
1.Установите соответствие между действиями и видами социальных норм, которые их регулируют.
Действия |
Виды социальных норм |
А) составление завещание Б) отказ друга дать денег в долг В) получение ссуды в банке Г) отказ оплатить проезд в автобусе Д) выполнение школьниками домашних обязанностей |
1) моральные 2) правовые |
2.Установите соответствие между правилами поведения и видами социальных норм, к которым они относятся.
Правила поведения |
Виды социальных норм |
А) При встрече знакомых младший должен первым приветствовать старшего. Б) При посещении Санкт-Петербурга туристы бросают монетки к скульптуре Чижика-Пыжика и загадывают желания. В) При входе в помещение мужчина должен пропустить женщину вперёд себя и придержать рукой открытую дверь. Г) На празднике Масленицы принято сжигать соломенное чучело и печь блины. Д) Когда встречаются две супружеские пары, сначала здороваются друг с другом женщины, после этого мужчины приветствуют дам, затем здороваются между собой мужчины. |
1) правила этикета
2) обычаи
|
3. Правовые нормы оценивают
поступки людей с
позиции:
а) добрые —
злые б) умные
— глупые
в) своевременные — несвоевременные г) дозволенные
законом — противозаконные
4. Пятилетняя Катя гуляла с бабушкой
в парке. Бабушка разговорилась с женщиной, которая вела на поводке фокстерьера.
Катя подбежала к собеседницам, перебила бабушку, стала жаловаться на жару и
захныкала. Маленькая девочка вела себя так потому, что пока была
незнакома: а)
с нормами права б) с моральными нормами
в) с правилами этикета г) с женщиной и ее
собачкой
5. Верны ли следующие суждения о правовых
нормах?
А. Право создается и регулируется государством.
Б. Право обеспечивается государственным
принуждением. 1)
верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о совести?
А.
Мучения совести означают, что человек переживает за свои поступки и хочет
изменить свое поведение.
Б. Совесть — это самоконтроль. 1)
верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Учитель, раскрывая сущность социального контроля, охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в левую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а в правую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) создаются государством 2) предполагают юридическую ответственность
3) определяют границы дозволенного 4) регулируют общественные отношения
Черты сходства |
Черты отличия |
||
|
|
|
|
8. Прочтите внимательно текст и ответьте на вопросы к нему:
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т. д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <...>
(По П. Смелзеру)
8.1.Что автор называет социальными нормами?
8.2. Какой вид социальных норм представлен в законах?
8.3. Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
9. Рассмотрите изображение и ответьте на вопросы:
9.1. Следование какому виду социальных норм демонстрируют семья, изображенная на иллюстрации?
9.2. Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно проводить свободное время, праздники с семьей. |
10. При входе главы государства в парламент все присутствующие должны подниматься со своих мест, приветствуя его. Примером каких социальных норм является данное поведение?
а) этикета б) правовых в) обычая г) эстетических
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.