Прозвища и дразнилки. Поддевки
Цели: познакомить с детским устным фольклором; воспитывать интерес к народному творчеству.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
Дети читают все записанные ими считалки. Можно провести в виде игры. Соревнование «Кто больше записал считалок?».
Можно оформить газету, вовлечь, заинтересовать не только детей, посещающих внеклассное занятие.
Беседа.
– А что такое дразнилки? К какому жанру они относятся?
Дразнилки сложены почти на все русские имена: «Федя-бредя, съел медведя…» и т. д. Но чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал. Достается плаксам, трусам, ябедам. Не только взрослые учат ребят уму-разуму. Но дети сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки. Ну а если дразнят не по делу, всегда можно ответить отговоркой: «Кто как обзывается, тот так и называется!», «Шел-шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил и печать поставил!»
Учитель. Древняя Русь не признавала отвлеченных фамилий. В крестьянской среде фамилии заменялись прозвищами, данными человеку односельчанами. Обычай давать прозвища сохранялся вплоть до середины прошлого века. Кое-где сохраняется он и сейчас, но не имеет уже той всеобщности, которая была характерна для старой деревни.
В каждом из прозвищ – заряд исключительной эмоциональной силы. Их сатирическая направленность очевидна. Экспрессивность прозвищ не могла не привлечь детей, и дети принимали это своеобразное проявление поэтической «культуры» народа. Исследователь Г. Н. Потанин писал: «…дети дают друг другу насмешливые имена», которые сохраняются до самой старости и вытесняют их настоящие имена.
Конечно, дети, давая прозвища, берут какое-либо внутреннее свойство или то, что характерно для данного человека внешне. Большинство школьных прозвищ отражает именно внутренние качества детей. К именам отдельных школьников приклеиваются такие эпитеты, как маменькин сынок, вертихвостка, скряга, сорока, балаболка, хвастун, плакса, ябеда и т. п. Маленькие школьники с напевом: ябеда-корябеда, жадина-корядина…
Все эти прозвища, как правило, несут заряд большой сатирической силы, дают емкие поэтические образы, по ним можно судить о нравственных критериях того или иного детского коллектива.
Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых, но дети пошли дальше взрослых, они создали рифмованные прозвища. Большая часть эпитетов – приложения. Наибольшее распространение получили эпитеты, созданные на основе созвучий: Петька-петух, Мишка-медведь, Аркашка-таракашка, Ванька-манька, Андрей-воробей…
Рефлексия.
– Почему появились дразнилки на Руси?
– Какая направленность у дразнилок?
– По каким признакам возникают дразнилки?
– Какие качества детей отражают дразнилки?
– Какие эпитеты вы знаете?
– О каких качествах можно судить по дразнилкам?
– От кого детьми унаследована традиция давать прозвища?
– Как в литературе называются дразнилки?
– Какие вы знаете эпитеты-приложения, созданные на основе созвучий?
– Чем дразнилки отличаются от прозвищ?
Объяснение учителя.
Учитель. Рифмованные прозвища, бытуя в детской среде, дали начало дразнилкам. Некоторые дразнилки почти не отличаются от прозвищ. Например, прозвище «Дразнило – собачье рыло» и дразнилка «Ябеда – беда, тараканья еда», ни по содержанию, ни по форме существенно не отличаются. Разница в том. что прозвище прикрепляется к какому-либо лицу в качестве устойчивого эпитета, а дразнилка применяется только к случаю и не закрепляется за отдельным лицом:
А Иван, а Иван!
Проводи меня домой.
Мой дом недалек.
Собачка на речке
Побрехивает,
А курочка на печке
Лепешки печет.
А хозяин на печи
Обувается,
А медведь на дворе
Повивается,
А свинья под мостом
Овес толкет,
А лягушка на дворе
Песенки поет.
В детском словесном творчестве умение найти «шевелящее, задирающее за живое» обнаруживается даже в более едкой форме, чем у взрослых. Дети зачастую выражают мысли взрослых, но более откровенно:
Витя – титя-карапуз,
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Витя отпирается:
– Это, бабушка, не я,
Это рыжая свинья!
Тили-тили-тесто,
Жених и невеста!
Ноги в пуху –
Поклонись жениху!
Ноги в тесте –
Поклонись невесте!
– Чем отличается дразнилка от прозвища?
– Какие вы знаете дразнилки?
Беседа.
Поддевки.
– А вы знаете поддевки?
– Это такая умственная игра – кто кого перехитрит, кто более находчивый, у кого фантазии больше. Начинается все просто. Ваня говорит Пете:
– Скажи «А»!
Пете интересно, что будет дальше, он говорит «а». И тогда Ваня выпаливает:
– Ворона – кума,
Галка- крестница,
Тебе ровесница,
Тебя крестила-крестила
И в помойную яму опустила!
Петя знает свою поддевку:
– Я буду говорить, а ты добавляй «И я». Я срублю дерево.
– И я.
– Я вырублю колоду.
– И я.
– Я замешу свиньям.
– И я.
– Я буду есть.
Ваня не успевает заметить подвоха:
– И я.
– Начинается состязание в личном творчестве.
– Скажи « кортик»!
– Ну, кортик.
– У тебя на носу чертик!
И так, пока не надоест. Значит, пора чем-нибудь другим заняться!
– А вы играете в «поддевки»?
– Можете придумывать свои поддевки.
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Слышали такое выражение: «петь дифирамбы»? Объясните этот литературоведческий термин дифирамб.
Учитель. Дифирамб (от греческого dithyrambos – песнь) – песнь восторженного характера; один из видов торжественной лирики в древнегреческой поэзии. Дифирамбы первоначально слагались во славу бога вина и веселья Диониса, или Вакха, и исполнялись хором под музыку и пляски на народных празднествах в честь этого божества.
Известны дифирамбы, написанные древнегреческими поэтами Арионом и Пиндаром (VI–V вв. до н. э.). Впоследствии дифирамб стал одним из видов торжественной лирики, схожей с одой и гимном.
В наше время о неуместных и преувеличенных похвалах иронически говорят: «петь дифирамбы».
Домашнее задание. Запишите дразнилки, прозвища, поддевки; побудьте репортерами, возьмите интервью у детей: какие они знают дразнилки, прозвища, поддевки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.