ПРОЗВИЩА И ДРАЗНИЛКИ. ПОДДЕВКИ
Оценка 4.6

ПРОЗВИЩА И ДРАЗНИЛКИ. ПОДДЕВКИ

Оценка 4.6
doc
08.05.2020
ПРОЗВИЩА И ДРАЗНИЛКИ. ПОДДЕВКИ
Прозвища и дразнилки.doc

Прозвища и дразнилки. Поддевки

Цели: познакомить с детским устным фольклором; воспитывать интерес к народному творчеству.

 

Ход занятия

Проверка домашнего задания.

Дети читают все записанные ими считалки. Можно провести в виде игры. Соревнование «Кто больше записал считалок?».

Можно оформить газету, вовлечь, заинтересовать не только детей, посещающих внеклассное занятие.

Беседа.

– А что такое дразнилки? К какому жанру они относятся?

Дразнилки сложены почти на все русские имена: «Федя-бредя, съел медведя…» и т. д. Но чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал. Достается плаксам, трусам, ябедам. Не только взрослые учат ребят уму-разуму. Но дети сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки. Ну а если дразнят не по делу, всегда можно ответить отговоркой: «Кто как обзывается, тот так и называется!», «Шел-шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил и печать поставил!»

Учитель. Древняя Русь не признавала отвлеченных фамилий. В крестьянской среде фамилии заменялись прозвищами, данными человеку односельчанами. Обычай давать прозвища сохранялся вплоть до середины прошлого века. Кое-где сохраняется он и сейчас, но не имеет уже той всеобщности, которая была характерна для старой деревни.

В каждом из прозвищ – заряд исключительной эмоциональной силы. Их сатирическая направленность очевидна. Экспрессивность прозвищ не могла не привлечь детей, и дети принимали это своеобразное проявление поэтической «культуры» народа. Исследователь Г. Н. Потанин писал: «…дети дают друг другу насмешливые имена», которые сохраняются до самой старости и вытесняют их настоящие имена.

Конечно, дети, давая прозвища, берут какое-либо внутреннее свойство или то, что характерно для данного человека внешне. Большинство школьных прозвищ отражает именно внутренние качества детей. К именам отдельных школьников приклеиваются такие эпитеты, как маменькин сынок, вертихвостка, скряга, сорока, балаболка, хвастун, плакса, ябеда и т. п. Маленькие школьники с напевом: ябеда-корябеда, жадина-корядина…

Все эти прозвища, как правило, несут заряд большой сатирической силы, дают емкие поэтические образы, по ним можно судить о нравственных критериях того или иного детского коллектива.

Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых, но дети пошли дальше взрослых, они создали рифмованные прозвища. Большая часть эпитетов – приложения. Наибольшее распространение получили эпитеты, созданные на основе созвучий: Петька-петух, Мишка-медведь, Аркашка-таракашка, Ванька-манька, Андрей-воробей…

Рефлексия.

– Почему появились дразнилки на Руси?

– Какая направленность у дразнилок?

– По каким признакам возникают дразнилки?

– Какие качества детей отражают дразнилки?

– Какие эпитеты вы знаете?

– О каких качествах можно судить по дразнилкам?

– От кого детьми унаследована традиция давать прозвища?

– Как в литературе называются дразнилки?

– Какие вы знаете эпитеты-приложения, созданные на основе созвучий?

– Чем дразнилки отличаются от прозвищ?

Объяснение учителя.

Учитель. Рифмованные прозвища, бытуя в детской среде, дали начало дразнилкам. Некоторые дразнилки почти не отличаются от прозвищ. Например, прозвище «Дразнило – собачье рыло» и дразнилка «Ябеда – беда, тараканья еда», ни по содержанию, ни по форме существенно не отличаются. Разница в том. что прозвище прикрепляется к какому-либо лицу в качестве устойчивого эпитета, а дразнилка применяется только к случаю и не закрепляется за отдельным лицом:

А Иван, а Иван!

Проводи меня домой.

Мой дом недалек.

Собачка на речке

Побрехивает,

А курочка на печке

Лепешки печет.

А хозяин на печи

Обувается,

А медведь на дворе

Повивается,

А свинья под мостом

Овес толкет,

А лягушка на дворе

Песенки поет.

В детском словесном творчестве умение найти «шевелящее, задирающее за живое» обнаруживается даже в более едкой форме, чем у взрослых. Дети зачастую выражают мысли взрослых, но более откровенно:

                                  Витя – титя-карапуз,

                                  Съел у бабушки арбуз.

                                  Бабушка ругается,

                                  Витя отпирается:

                                  – Это, бабушка, не я,

                                  Это рыжая свинья!

 

                                  Тили-тили-тесто,

                                  Жених и невеста!

                                  Ноги в пуху –

                                  Поклонись жениху!

                                  Ноги в тесте –

                                  Поклонись невесте!

– Чем отличается дразнилка от прозвища?

– Какие вы знаете дразнилки?

Беседа.

Поддевки.

– А вы знаете поддевки?

– Это такая умственная игра – кто кого перехитрит, кто более находчивый, у кого фантазии больше. Начинается все просто. Ваня говорит Пете:

– Скажи «А»!

Пете интересно, что будет дальше, он говорит «а». И тогда Ваня выпаливает:

– Ворона – кума,

Галка- крестница,

Тебе ровесница,

Тебя крестила-крестила

И в помойную яму опустила!

Петя знает свою поддевку:

– Я буду говорить, а ты добавляй «И я». Я срублю дерево.

– И я.

– Я вырублю колоду.

– И я.

– Я замешу свиньям.

– И я.

– Я буду есть.

Ваня не успевает заметить подвоха:

– И я.

– Начинается состязание в личном творчестве.

– Скажи « кортик»!

– Ну, кортик.

– У тебя на носу чертик!

И так, пока не надоест. Значит, пора чем-нибудь другим заняться!

– А вы играете в «поддевки»?

– Можете придумывать свои поддевки.

В о п р о с   н а   з а с ы п к у:

– Слышали такое выражение: «петь дифирамбы»? Объясните этот литературоведческий термин дифирамб.

Учитель. Дифирамб (от греческого dithyrambos – песнь) – песнь восторженного характера; один из видов торжественной лирики в древнегреческой поэзии. Дифирамбы первоначально слагались во славу бога вина и веселья Диониса, или Вакха, и исполнялись хором под музыку и пляски на народных празднествах в честь этого божества.

Известны дифирамбы, написанные древнегреческими поэтами Арионом и Пиндаром (VI–V вв. до н. э.). Впоследствии дифирамб стал одним из видов торжественной лирики, схожей с одой и гимном.

В наше время о неуместных и преувеличенных похвалах иронически говорят: «петь дифирамбы».

Домашнее задание. Запишите дразнилки, прозвища, поддевки; побудьте репортерами, возьмите интервью у детей: какие они знают дразнилки, прозвища, поддевки.


Прозвища и дразнилки. Поддевки

Прозвища и дразнилки. Поддевки

Наибольшее распространение получили эпитеты, созданные на основе созвучий:

Наибольшее распространение получили эпитеты, созданные на основе созвучий:

Это, бабушка, не я,

Это, бабушка, не я,

Дифирамбы первоначально слагались во славу бога вина и веселья

Дифирамбы первоначально слагались во славу бога вина и веселья
Скачать файл