Психические свойства личности и межличностные отношения

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Личность и структура ее психических свойств. Понятие личности и ее свойств. Личность и общество. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овла- дения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломле- нием в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отноше- ний конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Иконка файла материала Психические свойства личности.doc
Психические свойства личности                      и межличностные отношения             Личность и структура ее психических свойств         Понятие личности и ее свойств. Личность и общество    Личность ­ система социально значимых качеств индивида, мера овла­ дения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.    Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens ­  представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие  личности связано с понятием индивидуальности ­ с творческим преломле­ нием в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отноше­ ний конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями  социального взаимодействия.    Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания,  соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою  очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах  личности проявляются возможности данного человека к участию в общест­ венных отношениях.    Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к  отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.  Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их ус­ тойчивостью.    В личности существенна не только ее позиция, но и способность к  реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих  возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоцио­ нально­волевых и интеллектуальных качеств.    Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характе­ ром и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на опреде­ ленной природной основе.    Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет  его анатомо­физиологические особенности, основные качества нервной  системы, динамику нервных процессов.    В биологической организации человека, в его природе заложены воз­ можности будущего его психического развития. Но человеческое существо  становится человеком только благодаря социальной наследственности ­  благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в  знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в сис­ теме общественных отношений.    Природные стороны человека не следует противопоставлять его со­ циальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не  только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в  человеке нельзя понимать как наличие в нем какой­то "животной" сторо­ ны. Все природные биологические задатки человека являются человечески­ ми, а не животными задатками.    Но становление человека как личности происходит только в конкретных  общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведе­ ния людей, и критерии оценки их поведения.    То, что на первый взгляд представляется естественными качествами  человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.    Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия  между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и  возможностями их удовлетворения. Развитие личности ­ это постоянное  расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.    Уровень развития личности определяется характерными для нее отноше­ ниями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее от­ ношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса­ ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преоб­ ладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятель­ность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Лич­ ность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же труд­ ности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами  (вплоть до преступных).    Понять личность ­ это значит понять, какие жизненные задачи и каким  способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач  она вооружена.    Различаются личности социализированные ­ адаптированные к условиям  своего социального бытия, десоциализированные ­ девиантные, отклоняю­ щиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклоне­ ния ­ маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты,  невротики, лица с задержками психического развития и с личностными ак­ центуациями ­ "слабыми местами" в психической саморегуляции).    Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находя­ щейся в пределах психической нормы.    Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает  личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В крити­ ческих ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию,  остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целост­ ность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях  она предупреждает системой средств психологической защиты (рационали­ зацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).    Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного разви­ тия, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для  себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость  завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способнос­ тей. В трудных условиях ­ толерантна, способна к адекватным действиям.    Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные  отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и ин­ тересам.    В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из  реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая лич­ ность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чес­ ти. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых це­ лей, но не ригидна ­ способна к коррекции своего поведения. На сложные  требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без  психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя,  а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна  взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с  эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную ре­ активность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Об­ ладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя  со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.    Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от  произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять  самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных реп­ рессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством ­ ду­ ховностью. Духовность ­ высшее проявление сущности человека, его внут­ ренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчинен­ ность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности ­ ее  сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низ­ менного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.    Автономность личности ­ это ее обособленность от недостойных побуж­ дений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.