Личность и структура ее психических свойств. Понятие личности и ее свойств. Личность и общество. Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овла-
дения им социальными ценностями и его способность к реализации этих
ценностей. Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens -
представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие
личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломле-
нием в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отноше-
ний конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями
социального взаимодействия.
Психические свойства личности
и межличностные отношения
Личность и структура ее психических свойств
Понятие личности и ее свойств. Личность и общество
Личность система социально значимых качеств индивида, мера овла
дения им социальными ценностями и его способность к реализации этих
ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens
представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие
личности связано с понятием индивидуальности с творческим преломле
нием в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отноше
ний конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями
социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания,
соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою
очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах
личности проявляются возможности данного человека к участию в общест
венных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к
отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их ус
тойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к
реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих
возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоцио
нальноволевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характе
ром и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на опреде
ленной природной основе.
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет
его анатомофизиологические особенности, основные качества нервной
системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации человека, в его природе заложены воз
можности будущего его психического развития. Но человеческое существо
становится человеком только благодаря социальной наследственности
благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в
знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в сис
теме общественных отношений.
Природные стороны человека не следует противопоставлять его со
циальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не
только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в
человеке нельзя понимать как наличие в нем какойто "животной" сторо
ны. Все природные биологические задатки человека являются человечески
ми, а не животными задатками.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных
общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведе
ния людей, и критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами
человека (например, черты его характера), в действительности является
закреплением в личности общественных требований к ее поведению.
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия
между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и
возможностями их удовлетворения. Развитие личности это постоянное
расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отноше
ниями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее от
ношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса
ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преоб
ладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Лич
ность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же труд
ности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами
(вплоть до преступных).
Понять личность это значит понять, какие жизненные задачи и каким
способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач
она вооружена.
Различаются личности социализированные адаптированные к условиям
своего социального бытия, десоциализированные девиантные, отклоняю
щиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклоне
ния маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты,
невротики, лица с задержками психического развития и с личностными ак
центуациями "слабыми местами" в психической саморегуляции).
Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находя
щейся в пределах психической нормы.
Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает
личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В крити
ческих ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию,
остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целост
ность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях
она предупреждает системой средств психологической защиты (рационали
зацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).
Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного разви
тия, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для
себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость
завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способнос
тей. В трудных условиях толерантна, способна к адекватным действиям.
Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные
отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и ин
тересам.
В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из
реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая лич
ность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чес
ти. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых це
лей, но не ригидна способна к коррекции своего поведения. На сложные
требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без
психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя,
а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна
взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с
эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную ре
активность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Об
ладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя
со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.
Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от
произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять
самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных реп
рессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством ду
ховностью. Духовность высшее проявление сущности человека, его внут
ренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчинен
ность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности ее
сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низ
менного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.
Автономность личности это ее обособленность от недостойных побуж
дений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.