Психодиагностика черт личности

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Личность. Проблема исследования личности очень сложна. Здесь мы сталкиваемся со множеством теоретических подходов и определений личности. Принятые исследователем теоретические позиции обусловливают как разработку методов, так и интерпретацию результатов. Личность – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в современной деятельности и общении
Иконка файла материала Психодиагностика черт личности.doc
Психодиагностика черт личности        Цель – диагностика черт личности с помощью 16­факторного  личностного опросника Кеттелла (16 PF).        Предмет диагностики – черты личности.        Личность. Проблема исследования личности очень сложна. Здесь мы  сталкиваемся со множеством теоретических подходов и определений  личности. Принятые исследователем теоретические позиции обусловливают  как разработку методов, так и интерпретацию результатов.         Личность – определяемое включенностью в общественные отношения  системное качество индивида, формирующееся в современной деятельности и общении (Психология: словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, М.,1990, С. 197).        Черты личности.        Черта – это описательная переменная, фиксирующая интегральную  стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы  организмического, социально­нормативного и личностного уровней  регуляции.        Совокупность черт составляет профиль личности.        По происхождению различают следующие классы черт:  конституциональные, индивидные, личностные.        Конституциональные черты обусловлены свойствами организма и  задают ограничения для максимально широких классов ситуаций. Они  являются базовыми и наиболее универсальными, относятся к общим  структурно­динамическим характеристикам стиля деятельности и  описываются в функциональных понятиях свойств темперамента.        Предпочтение той или другой системы черт основываются на базе  нейрофизиологических теорий (ВНД) или взаимоотношений междуразличными функциональными отделами центральной нервной системы  (ЦНС).        Индивидные черты обусловлены опытом жизнедеятельности в  определенных относительно широких социально­нормативных ситуациях. Они относятся к более узкому классу черт, предопределенных социальной и  предметно­профессиональной средой развития индивида.        Поведенческие черты  в значительной степени отражают содержание  исторически сложившихся социально­ ролевых предписаний к деятельности  людей в стандартных классах ситуаций. В результате общественного  разделения труда разными группами людей приходится решать различные  задачи. Опыт решения этих задач и предопределяет стратегию поведения  людей.        Личностные черты – обусловлены внутренней «работой» личности по  анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно­ ситуационные черты личности. (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985).         Краткая характеристика опросника.        Факторы личности автор разделяет на факторы 1­го и 2­го порядка.  Биополярность (двухполюстность) фактора – относительная; она не имеет  какого­либо положительного или отрицательного, нравственного или  патологического значения, отсутствует между полюсами область  неопределенных и нулевых значений.        Факторам присваивается два вида названий: технические и бытовые.        Технические названия предназначены для специалистов и связаны с  научно установленным значением фактора.        Бытовые названия являются описательными и общедоступными  определениями. Предназначены для общения психодиагноста с заказчиком.        Использовалась форма С – 105 вопросов.Данная методика использовалась индивидуально.        Перевод сырых баллов в стены. Протокол испытаний. Номер Обозначение Сырые баллы Факторы Стены 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4 Md 1+2+2+2+1=8 1+1+1+1=4 1+2+1+1+2+2=9 2+1+1=4 1+2+1+1+1=5 2+2+2+2+2+2=12 2+1+2+1+2+2=10 2+1+1+2+2=8  1+1+1+1=4 2+1+1+2+2=8 1+2+2+1=6 2+2+1+1=6 1+2+2+1+2=8 2+1+1+1+2=7 1+2+2+2+2=9 1+2+2=5 1+1+1+2=5 5 5 7 4 5 10 8 6 5 7 6 6 6 7 8 5 4        Подсчет вторичных факторов.        F1  = (38+ 10+18+20­ 14­16­16)/10=4 F2 = (10+12+40­14­1)/10= 4.7 F3 = (35+14+8+10+12­20­36­14)/10=0.9 (округлим до 1) F4 = (16+21+20+28­15­20)/10=5        Уровень выраженности шкалы Md – 4 стена. Результаты методики  считаются достоверными.Диагностическое заключение.        Первичные факторы.        Фактор A. Аффектотимия (сердечность, доброта)­ сизотимия  (обособленность, отчужденность)        5 стенов – сдержанная, обособленная, обращена вовне, легкость в  общении.        Фактор B. Высокий интеллект – низкий интеллект.        5 стенов – средне интеллектуально развита, мыслит как конкретно, так и  абстрактно, средняя способность к обучению.        Фактор C. Сила «Я» (эмоциональная устойчивость) – слабость «Я»  (эмоциональная неустойчивость).        7 стенов – эмоционально устойчивая, трезво оценивающая  действительность, активная, зрелая.        Фактор E. Доминантность (настойчивость, напористось) –  конформность (покорность, зависимость).        4 стена ­ скромная, покорная, мягкая, уступчивая, податливая,  конформная, приспособляющаяся.        Фактор F. Сургенсия (беспечность) – десургенсия (озабоченность).        5 стенов ­  в меру трезвая, осторожная, молчаливая, номожет быть  веселой, полной энтузиазма.        Фактор G. Сила «Сверх – Я» (высокая совестливость) – слабость  «сверх – Я» (недобросовестность).        10 стенов – требовательна к себе, руководствуется чувством долга,  настойчива, берет на себя ответственность, добросовестна, предпочитает  работящих людей.        Фактор H. Пармия (смелость) – тректич (робость).8 стенов – общительная, смелая испытывает новые вещи, живая в  общении,  может стойко переносить жалобы и слез других, иногда испытывает трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Не  всегда реагирует на сигналы об опасности.        Фактор I. Премсия (мягкосердечность) –харрия (суровость,  жестокость).        6 стенов – не всегда сильная и независимая, иногда недостаточно  самостоятельная, чаще реалистична, не терпит бессмысленности.        Фактор L. Протенсия ( подозрительность) – алаксия (доверчивость).        5 стенов – не всегда доверчивая, имеет собственное мнение, уживчивая,  неревнивая.        Фактор M. Аутия мечтательность) – праксерния (практичность).        7 стенов ­  человек с развитым воображением, погруженный во  внутренние потребности, заботится о практических вопросах. Богемная.        Фактор N. Искусственность (проницательность, расчетливость) –  безыскусственность ( наивность, простота).        6 стенов – иногда прямая и бесхитростная, сентиментальная, а бывает  расчетливой, светской, проницательной.        Фактор O. Гипотимия (склонность к чувству вины) – гипертимия  (самоуверенность).       6 стенов ­  в меру доверчивая и спокойная, иногда тревожная и  депрессивная, иногда присутствует чувство вины.        Фактор Q1. Радикализм (гибкость) – консерватизм (ригидность).        6 стенов – уважающая принципы, терпима к традиционным трудностям,  иногда экспериментирует, аналитически и свободно мыслит.        Фактор Q2. Самодостаточность (самостоятельность) – социабельность  (зависимость от группы).7 стенов – самоудовлетворенная, предлагающая собственное решение,  предприимчивая.        Фактор Q3. Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) –  импульсивность (низкий самоконтроль поведения).        8 стенов – имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего  поведения. Социально внимательна, проявляет то, что обычно называют  «самоуважением», проявляет заботу о социальной репутации. Иногда склонна к упрямству.        Фактор Q4. Фрустрированность ( напряженность) –  нефрустрированность (расслабленность).        5 стенов – бывает расслабленной, нефрустированной, а иногда  напряженной и активной, имеющей высокое энергетическое напряжение.        Вторичные факторы.        Фактор F1. Приспособленность в отличие от тревоги (4 стена).        Она удовлетворена тем, что есть, может добиться того, что ей кажется  важным, но иногда уровень тревожности повышается, если она не может  выполнить требования и достичь того, что желает.        Фактор f2. Интроверсия в отличие экстраверсии (4.7 стенов).        Имеет склонность к самоудовлетворению. Склонна к работе, требующей  точности. Довольно успешно устанавливает и поддерживает межличностные  связи.        Фактор F3. Хрупкая эмоциональность в отличие реактивной  уравновешенности (1 стен).        Испытывает затруднения в связи с проявляющейся во всем  эмоциональности, не всегда довольна собой и окружающими людьми.  Наблюдается мягкость. Если у нее возникает проблема, то на ее разрешение  требуется много времени на размышление до начала действий.              Фактор F4. Подчиненность в отличие от независимости (5 стенов).Иногда зависит от группы и нуждается в поддержке других лиц, но  бывает независимая, отважная, проявляющая инициативу.        Таким образом, изучаемые мною личностные свойства отражают всю  структуру личности. Личность постигается в ее широте, зарегистрированы  многие формы поведения и разнообразные ситуации, в которых проявляются  личностные свойства. Многофакторная теория личности к которой относился  Р. Кеттелл  актуальна и на сегодняшний день востребована.