Личность. Проблема исследования личности очень сложна. Здесь мы сталкиваемся со множеством теоретических подходов и определений личности. Принятые исследователем теоретические позиции обусловливают как разработку методов, так и интерпретацию результатов.
Личность – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в современной деятельности и общении
Психодиагностика черт личности
Цель – диагностика черт личности с помощью 16факторного
личностного опросника Кеттелла (16 PF).
Предмет диагностики – черты личности.
Личность. Проблема исследования личности очень сложна. Здесь мы
сталкиваемся со множеством теоретических подходов и определений
личности. Принятые исследователем теоретические позиции обусловливают
как разработку методов, так и интерпретацию результатов.
Личность – определяемое включенностью в общественные отношения
системное качество индивида, формирующееся в современной деятельности и
общении (Психология: словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского,
М.,1990, С. 197).
Черты личности.
Черта – это описательная переменная, фиксирующая интегральную
стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы
организмического, социальнонормативного и личностного уровней
регуляции.
Совокупность черт составляет профиль личности.
По происхождению различают следующие классы черт:
конституциональные, индивидные, личностные.
Конституциональные черты обусловлены свойствами организма и
задают ограничения для максимально широких классов ситуаций. Они
являются базовыми и наиболее универсальными, относятся к общим
структурнодинамическим характеристикам стиля деятельности и
описываются в функциональных понятиях свойств темперамента.
Предпочтение той или другой системы черт основываются на базе
нейрофизиологических теорий (ВНД) или взаимоотношений междуразличными функциональными отделами центральной нервной системы
(ЦНС).
Индивидные черты обусловлены опытом жизнедеятельности в
определенных относительно широких социальнонормативных ситуациях. Они
относятся к более узкому классу черт, предопределенных социальной и
предметнопрофессиональной средой развития индивида.
Поведенческие черты в значительной степени отражают содержание
исторически сложившихся социально ролевых предписаний к деятельности
людей в стандартных классах ситуаций. В результате общественного
разделения труда разными группами людей приходится решать различные
задачи. Опыт решения этих задач и предопределяет стратегию поведения
людей.
Личностные черты – обусловлены внутренней «работой» личности по
анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно
ситуационные черты личности. (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в
экспериментальную психологию личности. М., 1985).
Краткая характеристика опросника.
Факторы личности автор разделяет на факторы 1го и 2го порядка.
Биополярность (двухполюстность) фактора – относительная; она не имеет
какоголибо положительного или отрицательного, нравственного или
патологического значения, отсутствует между полюсами область
неопределенных и нулевых значений.
Факторам присваивается два вида названий: технические и бытовые.
Технические названия предназначены для специалистов и связаны с
научно установленным значением фактора.
Бытовые названия являются описательными и общедоступными
определениями. Предназначены для общения психодиагноста с заказчиком.
Использовалась форма С – 105 вопросов.Данная методика использовалась индивидуально.
Перевод сырых баллов в стены.
Протокол испытаний.
Номер
Обозначение
Сырые баллы
Факторы
Стены
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
A
B
C
E
F
G
H
I
L
M
N
O
Q1
Q2
Q3
Q4
Md
1+2+2+2+1=8
1+1+1+1=4
1+2+1+1+2+2=9
2+1+1=4
1+2+1+1+1=5
2+2+2+2+2+2=12
2+1+2+1+2+2=10
2+1+1+2+2=8
1+1+1+1=4
2+1+1+2+2=8
1+2+2+1=6
2+2+1+1=6
1+2+2+1+2=8
2+1+1+1+2=7
1+2+2+2+2=9
1+2+2=5
1+1+1+2=5
5
5
7
4
5
10
8
6
5
7
6
6
6
7
8
5
4
Подсчет вторичных факторов.
F1 = (38+ 10+18+20 141616)/10=4
F2 = (10+12+40141)/10= 4.7
F3 = (35+14+8+10+12203614)/10=0.9 (округлим до 1)
F4 = (16+21+20+281520)/10=5
Уровень выраженности шкалы Md – 4 стена. Результаты методики
считаются достоверными.Диагностическое заключение.
Первичные факторы.
Фактор A. Аффектотимия (сердечность, доброта) сизотимия
(обособленность, отчужденность)
5 стенов – сдержанная, обособленная, обращена вовне, легкость в
общении.
Фактор B. Высокий интеллект – низкий интеллект.
5 стенов – средне интеллектуально развита, мыслит как конкретно, так и
абстрактно, средняя способность к обучению.
Фактор C. Сила «Я» (эмоциональная устойчивость) – слабость «Я»
(эмоциональная неустойчивость).
7 стенов – эмоционально устойчивая, трезво оценивающая
действительность, активная, зрелая.
Фактор E. Доминантность (настойчивость, напористось) –
конформность (покорность, зависимость).
4 стена скромная, покорная, мягкая, уступчивая, податливая,
конформная, приспособляющаяся.
Фактор F. Сургенсия (беспечность) – десургенсия (озабоченность).
5 стенов в меру трезвая, осторожная, молчаливая, номожет быть
веселой, полной энтузиазма.
Фактор G. Сила «Сверх – Я» (высокая совестливость) – слабость
«сверх – Я» (недобросовестность).
10 стенов – требовательна к себе, руководствуется чувством долга,
настойчива, берет на себя ответственность, добросовестна, предпочитает
работящих людей.
Фактор H. Пармия (смелость) – тректич (робость).8 стенов – общительная, смелая испытывает новые вещи, живая в
общении, может стойко переносить жалобы и слез других, иногда испытывает
трудности в общении с людьми в эмоционально напряженных ситуациях. Не
всегда реагирует на сигналы об опасности.
Фактор I. Премсия (мягкосердечность) –харрия (суровость,
жестокость).
6 стенов – не всегда сильная и независимая, иногда недостаточно
самостоятельная, чаще реалистична, не терпит бессмысленности.
Фактор L. Протенсия ( подозрительность) – алаксия (доверчивость).
5 стенов – не всегда доверчивая, имеет собственное мнение, уживчивая,
неревнивая.
Фактор M. Аутия мечтательность) – праксерния (практичность).
7 стенов человек с развитым воображением, погруженный во
внутренние потребности, заботится о практических вопросах. Богемная.
Фактор N. Искусственность (проницательность, расчетливость) –
безыскусственность ( наивность, простота).
6 стенов – иногда прямая и бесхитростная, сентиментальная, а бывает
расчетливой, светской, проницательной.
Фактор O. Гипотимия (склонность к чувству вины) – гипертимия
(самоуверенность).
6 стенов в меру доверчивая и спокойная, иногда тревожная и
депрессивная, иногда присутствует чувство вины.
Фактор Q1. Радикализм (гибкость) – консерватизм (ригидность).
6 стенов – уважающая принципы, терпима к традиционным трудностям,
иногда экспериментирует, аналитически и свободно мыслит.
Фактор Q2. Самодостаточность (самостоятельность) – социабельность
(зависимость от группы).7 стенов – самоудовлетворенная, предлагающая собственное решение,
предприимчивая.
Фактор Q3. Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) –
импульсивность (низкий самоконтроль поведения).
8 стенов – имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего
поведения. Социально внимательна, проявляет то, что обычно называют
«самоуважением», проявляет заботу о социальной репутации. Иногда склонна
к упрямству.
Фактор Q4. Фрустрированность ( напряженность) –
нефрустрированность (расслабленность).
5 стенов – бывает расслабленной, нефрустированной, а иногда
напряженной и активной, имеющей высокое энергетическое напряжение.
Вторичные факторы.
Фактор F1. Приспособленность в отличие от тревоги (4 стена).
Она удовлетворена тем, что есть, может добиться того, что ей кажется
важным, но иногда уровень тревожности повышается, если она не может
выполнить требования и достичь того, что желает.
Фактор f2. Интроверсия в отличие экстраверсии (4.7 стенов).
Имеет склонность к самоудовлетворению. Склонна к работе, требующей
точности. Довольно успешно устанавливает и поддерживает межличностные
связи.
Фактор F3. Хрупкая эмоциональность в отличие реактивной
уравновешенности (1 стен).
Испытывает затруднения в связи с проявляющейся во всем
эмоциональности, не всегда довольна собой и окружающими людьми.
Наблюдается мягкость. Если у нее возникает проблема, то на ее разрешение
требуется много времени на размышление до начала действий.
Фактор F4. Подчиненность в отличие от независимости (5 стенов).Иногда зависит от группы и нуждается в поддержке других лиц, но
бывает независимая, отважная, проявляющая инициативу.
Таким образом, изучаемые мною личностные свойства отражают всю
структуру личности. Личность постигается в ее широте, зарегистрированы
многие формы поведения и разнообразные ситуации, в которых проявляются
личностные свойства. Многофакторная теория личности к которой относился
Р. Кеттелл актуальна и на сегодняшний день востребована.