При запоминании надо сделать рисунок к словарному слову, т.е. изобразить предмет, который называет это слово, написать само слово с пропущенной буквой и обыграть ее: предложить найти пропущенную букву в рисунке. Например, нарисовать корзинку, выделив цветом верхний ободок в ней (получилась буква "о") и записать рядом слово "к…рзина"; ученики должны в рисунке рассмотреть пропущенную букву, назвать ее и записать в слово.
Психогимнастика на уроках Русского языка
Игра "Алфавит"
Дети располагаются в кругу. Между детьми распределяются буквы алфавита. Чем меньше
участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее ведущий диктует
какуюлибо фразу. А ребята, как на пишущей машинке, должны "распечатать" эту фразу.
Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым
данная буква закреплена.
Тот, кто ошибается, становится ведущим.
Таким образом можно "распечатать" несколько самых разных фраз. Тот из ребят, кто ни
разу не был ведущим, самый внимательный.
Игра "Найди ошибки"
Учащимся предлагается текст. Ведущий предупреждает учащихся, чтобы они слушали
внимательно, поняли содержание и главную мысль.
Затем вниманию учащихся предлагается этот же текст, но с несколько измененными
деталями. Задача учащихся найти и исправить все ошибочные суждения.
Для работы школьникам потребуются ручки и бумага. Каждый работает самостоятельно,
должен отметить все неточности.
Следует обсудить, кто сколько неточностей заметил.
Побеждает тот, кто правильно заметил все ошибки.
Пальчиковая гимнастика
1. Ладони сомкнуты перед грудью, левая ладошка скользит вверх, пальцы левой руки
обхватываю кончики пальцев правой, крепко прижимают, ладошка скользит в исходное
положение, затем то же самое делает правая ладошка (повторить 10 раз).
2. Крепко сжать обе руки в кулачки, затем распрямить ладошки, растопырив пальцы
максимально в стороны (повторить 10 раз).
3. Легко сжать обе руки в кулачки вращение кистями, 8 кругов в одну сторону и 8 в
другую, затем встряхнуть кистями.
4. Массировать каждый пальчик, начиная с ногтевой фаланги, далее по пальчику и по
ладони по ходу косточек. Если ребенку трудно, быстро устают руки, то эту процедуру
может выполнять мама.
5. Сомкнуть первый и второй пальцы правой руки в кольцо, остальные пальцы макси
мально вытянуть в стороны (как будто вы хотите когото щелкнуть). По три раза по
очереди щелкнуть в воздух вторым, третьим, четвертым, пятым пальчиками, упражнение
выполнять энергично, с силой. Затем проделать то же самое левой рукой. В конце
встряхнуть ладошками.
6. Сомкнуть в кольцо первый, второй и третий пальцы, а четвертый и пятый максимально
вытянуть. Сомкнуть в кольцо первый, третий и четвертый пальцы (сделать "козу").
Сомкнуть в кольцо первый, четвертый и пятый пальцы (сделать "рожки"). Последовательно
повторить по три раза правой и левой рукой.
7. Положить руки на стол, барабанить пальчиками по столу, стараться "сыграть марш".
8. Положить ладони на стол, 5 раз стукнуть по столу большим пальцем правой руки, затем
указательным, средним, безымянным, мизинцем, затем по очереди пальцами левой руки.
Это упражнение будет сначала трудным для ребенка, помогите ему научиться управлять
каждым пальчиком отдельно.
9. Стукнуть по столу кулаком, затем ребром ладони, затем ладошкой плашмя. Повторить
эту последовательность в возможно быстром темпе 10 раз сначала одной, затем другой
рукой.10. Положить ладони на стол, одну ладошку сжать в кулак, а затем распрямить,
одновременно сжимая другую. Повторить 10 раз.
11. Стоя с закрытыми глазами, руки в стороны, коснуться кончика носа указательным
пальцем сначала правой, затем левой руки. Повторить 10 раз, встряхнуть руками.
12. Стоя с открытыми глазами, руки в стороны, коснуться правой рукой мочки левого уха
(рука перед лицом), руки в стороны, еще раз коснуться мочки левого уха правой рукой
(рука за головой), затем левой рукой касаться мочки правого уха. Повторить 10 раз,
встряхнуть руками.
13. Стоя, руки вдоль тела, через стороны поднимаем руки вверх и хлопаем в ладоши над
головой, затем через стороны опускаем руки вниз, заводим за спину и хлопаем в ладоши.
Повторить 10 раз.
Упражнения на запоминание словарных слов:
Данные упражнения это ассоциативный тренинг, развитие фантазии. Ученикам следует
придумать, на что похожи буквы (в это время идет процесс запоминания), найти их в
разных ситуациях, трансформировать предмет. Все это дает нестандартный прием
запоминания словарных слов через рисунок, необычность звучания, что ведет к прочности
запоминания.
1. Метод графических ассоциаций
При запоминании надо сделать рисунок к словарному слову, т.е. изобразить предмет,
который называет это слово, написать само слово с пропущенной буквой и обыграть ее:
предложить найти пропущенную букву в рисунке. Например, нарисовать корзинку, выделив
цветом верхний ободок в ней (получилась буква "о") и записать рядом слово "к…рзина";
ученики должны в рисунке рассмотреть пропущенную букву, назвать ее и записать в слово.
2. Метод звуковых ассоциаций
Этот метод предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова
особенно удачны:
Завтрак созвучное ему слово рак, соединив в одной фразе, получим: На завтрак рак.
Коньки конь Конь на коньках.
Конфеты конь Конь ест конфеты.
Стадион стадо Стадо зверей на стадионе.
Смешно, но представить можно, и детям такие шутки нравятся, и словарное слово легче
запоминается.
Email:iemcko@ya.ru