Психокоррекционная работа в паре ребенок-родитель направлена на осознание родителем паттернов своего поведения, ошибок воспитания. Осознание переживаний ребенка и родителя. Гармонизация отношений ребенок-родитель в совместной деятельности через самовыражение и творчество. Осуществляются через использование сюжетно-ролевой игры, фиксации сознания на положительном, о совместном чтение, обсуждение, проигрывание сказок; игры с домашним кукольным театром.Психокоррекционная работа в паре ребенок-родитель направлена на осознание родителем паттернов своего поведения, ошибок воспитания. Осознание переживаний ребенка и родителя. Гармонизация отношений ребенок-родитель в совместной деятельности через самовыражение и творчество. Осуществляются через использование сюжетно-ролевой игры, фиксации сознания на положительном, о совместном чтение, обсуждение, проигрывание сказок; игры с домашним кукольным театром.
Психокоррекцинная работа в паре ребенокродитель
Задачи:
1. Осознание родителем паттернов своего поведения, ошибок воспитания.
2. Осознание переживаний ребенка и родителя.
3. Гармонизация отношений ребенокродитель в совместной деятельности
через самовыражение и творчество.
Осуществляются через использование сюжетноролевой игры «Дочки
матери», игры «Зеркало», мотива «Семья животных»; работу с «кувшином
эмоций»; фиксации сознания на положительном опыте ведение «Календаря
радости»; игры «Закончи рисунок», рисуем пластилином; совместное чтение,
обсуждение, проигрывание сказок; игры с домашним кукольным театром.
Сюжетноролевая игра «Дочкиматери» имитирует взрослую семейную
жизнь. Инициируют и играют преимущественно девочки (в том числе и
мужские роли), что, впрочем, не исключает и участия мальчиков. Чёткие
правила отсутствуют. Всё построено на первоначальной идее и распределении
ролей, которые по ходу игры могут легко меняться. Для игры, как правило,
используются куклы и всевозможный детский «инвентарь» — игрушечная
посуда, бельё, интерьеры и др. Ребенок распределяют роли разных членов
семьи, воплощают в игре реальные жизненные ситуации, имитируют поведение
родственников и ровесников, разыгрывают актуальные события, вплоть до
интонации и поз воспроизводят общение и отношения внутри своих семей, в
детском саду и др. Любой разыгрываемый сюжет густо замешан на
свойственных детям фантазии и творчестве в наполнении игры. Дети могут не
только имитировать реально увиденное, но и воплощать в игре свои мечты о
жизни. Девочке полезно играть с мамой, которая будет исполнять роль дочки.
Причем в данном случае маме не следует руководить игрой. Ее задача прямо
противоположная: полностью подчиниться воле дочери, стараясь не
привносить в игру привычных стереотипов семейных взаимоотношений. Мама
может показать дочери наглядно, когда та ведет себя не совсем красиво. Для
этого нужно поменяться ролями: пусть кукла дочери является
исполнительницей роли матери и, наоборот, кукла в руках матери будет
"играть" дочку. Вот они, допустим, пришли в магазин и дочка начинает
просить у матери купить и то и се, и «закатывать» при этом истерики. В этом
случае ребенку будет понятно, какие чувства возникают при таком поведении
у матери. Соответственно легче будет найти общий язык и выстраивать
дальнейшие отношения.
Используйте игру, чтобы лучше понять своего ребенка и научить
ребенка понимать вас и других взрослых это умение поставить себя на
позицию другого человека очень пригодится ему во взрослой жизни.
Используйте игру, чтобы поговорить о чувствах когда ребенок играет роль,
1его переживания перестают принадлежать ему, он не связывается ими, он
может манипулировать ими как чемто абстрактным, кукольным,
ненастоящим, а следовательно он перестает их бояться и может спокойно
говорить о них. И наконец, используйте игру, чтобы укрепить свою связь и
дружбу с ребенком. Сейчас он маленький и всей душой стремится к вам не
отталкивайте и не отгораживайтесь от него, и тогда в будущем между вами
никогда не вырастет стены непонимания.
Работа с «кувшином эмоций» (по Ю. Б. Гиппенрейтер)
Цель: образ кувшина помогает разобраться в переживаниях родителей и
ребенка.
Переживания детей и родителей можно сравнить с полным или даже
переполненным стаканом или кувшином, когда эмоции выплескиваются через
край (рисунок 1).
Начнаем с верхнего слоя (I) неприятных эмоций — гнева, злобы,
агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они
разрушают и самого человека (его психику, здоровье), и его взаимоотношения
с другими людьми. Они — постоянные причины конфликтов, порой,
материальных разрушений, и даже войн.
Гнев чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем
другого рода, таких как боль, страх, обида (II). Чувства второго слоя можно
назвать страдательными: в них присутствует большая или меньшая доля
страдания, поэтому их нелегко высказать, о них умалчивают, их скрывают из
за боязни унизиться, показаться слабым. Причина их возникновения – в
неудовлетворении потребностей. За любым негативным переживанием мы
всегда найдем нереализованную потребность: в любви, внимании, ласке и т.д.
(III слой).
2Рисунок 1. Кувшин эмоций.
IV слой «кувшина эмоций» отражает отношение к самому себе,
самооценку. В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам
близких. Положительное отношение к себе основа психологического
выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас
подтверждения того, что он хороший, что его любят, что он может справится.
(Далее с опорой на схему обсуждаются ситуации).
Ситуации «Чей кувшин эмоций переполнен?»
Возьмем несколько примеров из жизни.
Дочь не желает... (убирать игрушки, ложиться спать) — и вы сердитесь.
Отчего? Скорее всего, от досады, что ваши воспитательные усилия
остаются безрезультатны.
Ситуации «Чувства ребенка» (чувства нужно определить и назвать).
Ребенок сердится на доктора, который сделал ему укол. Здесь легко
увидеть, как гнев возникает от физической боли. Бывает и так, что мы
учим детей сердиться, когда они больно ушибаются, например, побить
«этот противный стул».
Старший брат постоянно нападает на младшего, которого, как ему
кажется, родители «больше любят». Его агрессия — результат
невысказанной боли и обиды.
Ситуации «Чувства родителей» (чувства нужно определить свои возможные
переживания).
3 Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил
молоко.
Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы
приготовили к торжеству.
«Я сообщение».
После анализа ситуаций просим родителя подобрать возможные
варианты ответов, используя «Ясообщение». Оно передает отношение
человека к происходящему, искреннее выражение го чувств в необходимой
для собеседника форме: «Мне не нравится, я бы не хотела и т.п.», , т.е. не
обвиняя и не критикуя (в отличии от тысообщения): «Ты это сделал (разбил,
намусорил и т.п.). В ответ на «Тысообщения» ребенок обижается,
защищается, дерзит, поэтому их желательно избегать.
«Ясообщение дает возможность детям ближе узнать взрослого.
Нередко мы закрываемся от них броней «авторитета» во что бы то не стало.
Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее приподнять хотя бы на миг.
Порой дети поражаются, узнав. Что взрослые тоже могут чувствовать!
В ответ на нашу открытость и искренность они тоже становятся
искреннее, начинают понимать: взрослые им доверяют, и им тоже можно
доверять. Высказывая свое отношение к происходящему без приказа или
выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение . И
тогда – удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания.
Следует избегать ошибки: начав фразу с «Ясообщения», не заканчивать ее
«Тысообщением»: «Мне не нравится, что ты такая неряха».
Можно использовать безличные предложения,
неопределенные
местоимения, обобщающие слова: «Меня раздражает, когда дети хнычут».
Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и
окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или
чувство самоценности.
1. Безусловно принимать его.
2. Активно слушать его переживания, и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел.
Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...)
вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой
хороший.
10. Обнимать не менее 4х, а лучше по 8 раз в день.
4И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему
ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но вполне
преодолимы!
Удачи вам и душевного благополучия!
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
5