ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ направлена на гармонизация межличностных и детско-родительских отношений, Пересмотр родительских позиций, освобождение ребенка от бремени проблем взрослых.Определение структуры семейных ролей. Определение семейных правил, «развенчание» семейных мифов, создание позитивного семейного сценария, снижение психоэмоционального напряжения,способствовать исследованию особенностей восприятия родителем своего ребенка, неосознаваемых чувств и установок на воспитание; способствовать оздоровлению детско-родительских отношенийПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ направлена на гармонизация межличностных и детско-родительских отношений, Пересмотр родительских позиций, освобождение ребенка от бремени проблем взрослых.Определение структуры семейных ролей. Определение семейных правил, «развенчание» семейных мифов, создание позитивного семейного сценария, снижение психоэмоционального напряжения,способствовать исследованию особенностей восприятия родителем своего ребенка, неосознаваемых чувств и установок на воспитание; способствовать оздоровлению детско-родительских отношений
Иконка файла материала Психокоррекционная работа с родителями.doc
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Цель: гармонизация межличностных и детско­родительских отношений: Задачи: 1.  Пересмотр   родительских   позиций,  освобождение   ребенка   от   бремени проблем взрослых. 2. Определение структуры  семейных ролей.       3. Определение  семейных правил, «развенчание» семейных мифов,                    создание   позитивного семейного сценария.   Упражнение «Освобождение» Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Сделайте   глубокий   вдох,   а   затем   выдохните   весь   воздух. Расслабьте Ваше тело. Затем скажите себе: “Я хочу освободиться. Я освобождаюсь от всего напряжения. Я освобождаюсь от всего страха. Я освобождаюсь от всех моих старых убеждений. Я спокойна. Я в ладу с самой собой. Я в ладу с   процессом самой жизни. Я в безопасности”. Повторите   это   упражнение   три   раза.   Повторяйте   эти   фразы   всегда, когда Вам кажется, что Вы в трудной ситуации. И тогда они станут частью   Вас   самой   и   будут   настолько   естественными,   что   все напряжение и ежедневная борьба постепенно исчезнут из Вашей жизни. Проективная методика «Мой ребенок в образе растения» Цель:   способствовать   исследованию   особенностей   восприятия родителем своего ребенка, неосознаваемых чувств и установок на воспитание; способствовать оздоровлению детско­родительских отношений. Материалы: все необходимое для рисования: бумага, карандаш, мелки. Если диагностируются оба родителя, предлагаем им сесть подальше друг от друга. Ход   работы:   родителю   предлагается   нарисовать   своего   ребенка   в   образе растения. В инструкцию не стоит включать какие­либо ограничения, пусть рисует   такое   растение,   какое   захочется   –   деревья,   цветы,   кустарник   или домашние   растения.   Затем   просим   рассказать   о   своем   растении:   что   за растение,   где   растет,   какое   оно.   По   ходу   рассказа   задаются   вопросы, направленные на конкретизацию деталей: ­ что может означать нераскрывшийся бутон?  на процесс создания рисунка: ­ я заметила, что вначале вы рисовали цветок в горшке, а потом стерли и нарисовали землю. Почему?  на отношения и чувства:   Вам нравится это дерево? Почему оно вызывает у вас тревогу?  Какое это имеет отношение к вашему ребенку?  1Если в процессе возникает желание исправить рисунок, в этом случае спрашиваем что не устраивает и что означают исправления. Если   вы   хотите   сделать   цветочный   горшок   побольше,  что   это   будет означать? А что значит предоставить свободу своему ребенку? Что нового я узнал(а) о своем восприятии ребенка? Как это отражается на моем поведении и воспитании?    Мотив «Семья животных»: ­ наблюдение и установление контакта с семьей животных; ­ представить свою семью в образах животных с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию. РЕЛАКСАЦИЯ: (см. приложение) Попробуйте   представить   себя   каким­нибудь   животным…   Какое   вы животное? Где вы находитесь? Какая у вас шерстка? Какого она цвета? Какие у   вас   лапы?   Почувствуйте   свои   лапы…   Как   вы   себя   чувствуете   в   образе животного?   Какая   сейчас   погода,   температура   воздуха?   Попробуйте представить кем бы мог быть (в джунглях, лесу,  пустыне – где представится) ваш   муж,   в     образе   какого   животного?   Как   он   выглядит?   Как   он   на   вас смотрит?   Что   вы   чувствуете,   когда   смотрите   на     своего   мужа?   А   сейчас представьте себе вашего ребенка в образе какого­нибудь животного… Как он выглядит?   Какого   примерно   возраста?   Как   он   на   вас   смотрит?   Что происходит? (Если есть другие дети, просим тоже их представить в образе. Также представить других членов семьи, которые занимаются воспитанием ребенка). Понаблюдайте, пожалуйста, за тем, что происходит… Что делает старший,   младший   ребенок,   чем   заняты   другие   члены   семьи?   (идем   за клиентом). Что вы сейчас чувствуете? Возьмите времени столько, сколько вам нужно….   Понаблюдайте…Что   бы   вам   хотелось   сделать?...   Когда   будете готовы, можете попрощаться с образом. Сожмите сильно руки в кулаках, потянитесь. Вы здесь, в этой комнате, вы (имя). Как вы себя чувствуете? Было ли что­нибудь неприятное в образе? Что было самое приятное. Было ли что­нибудь неприятное в образе? Скажите пожалуйста, что значит для вас данное животное. Что нового вы узнали о себе? Далее   просим   нарисовать   то,  что   представилось   в  образе  (дома),  на следующей встрече анализируем   рисунок и образ. Рисунок   на   эту   тему   можно   условно   определить   как   «конфликтный образ» семьи. Когда мы  просим представить свою семью в образах животных, таким   образом,   ослабляем   защитные   механизмы   и     выходим   на   причину конфликта. Примеры вопросов психолога:  Расскажите, пожалуйста, об этих животных: 2­какой у них нрав, повадки? Что они любят, чего не любят. Расскажите  о каждом  животном  подробно. В  каких отношениях животные между собой находятся?  За кем охотятся? Кто от кого спасается? Что является главным для каждого животного? Чем можно помочь этим животным, чтобы они жили дружно? Чем можно помочь каждому животному? Информативные признаки рисунка: Признаки, выделенные для рисунка семьи сохраняются, и к ним добавляются новые:  ­ символическое значение нарисованных животных (субъективное, природное и глубинное); ­  характер   взаимоотношений   между   животными  (особенно,  если   в  рисунке присутствуют как хищники, так и травоядные, домашние и дикие животные); ­ родовая принадлежность животных; ­ эмоциональное восприятие животных. В   психологии   и   религии   животные   используются   как   символы интуитивности,   инстинктивности,   подсознания,   чувственности,   либидо. Известно, что  животный  мир  достаточно  жесток. В  нем  действуют  законы силы. Есть хищники и травоядные – те, кто нападает, и те, кто спасается бегством. Есть животные активные, а есть ленивые. Но все они стремятся выжить.   Чтобы   выжить,   животные   приспосабливаются   к   среде   обитания, приобретают   «индивидуальные   средства»   и   стили   защиты.   Кто­то     прячет голову в песок, кто­то выпускает чернильное облако, кто­то больно жалит, кто­то перекусывает шею, кто­то брыкается копытами… Подобное свойство присутствует и в семейной жизни. Зная повадки, стиль жизни, особенности животных,  в   образе   которых   представляются   и     изображены   члены   семьи, можно понять стратегию поведению в ситуации конфликта и борьбы за место под солнцем. Однако   будет   недальновидным   определение   места   рисунка   семьи только   в   качестве     «конфликтного   образа».   В   первобытных   культурах   к животным относились с большим уважением. Древние полагали, что животное находится в боле тесной связи с невидимыми космическими силами, чем сам человек.   Высокие   физические   и   сенсорные   способности   животных свидетельствовали   для   древних   об   обладании   большой   магической     и духовной   силой.   Древний   род   выбрал   себе   духовного   покровителя   из животного мира – тотем. И сегодня изображение животных присутствует в гербах   старинных   фамилий,   городов   и   стран.   Человек   может   приобрести частицу силы тотема, считали древние. Поэтому животное, в   образе которого представил и   изобразил себя клиент,   может быть использовано в качестве проявления ресурса. В этом 3случае   требуется   более   глубокое   знакомство   с   символическим   значением животного Символическим   значением   животного   проявляется   на   трех   основных уровнях: ­   личный,   субъективный   уровень,   содержащий   характеристику животного автором; ­   природный,   объективный   уровень,   содержащий   биологическую характеристику животного, знание о его повадках, характере и особенностях;   уровень,   содержащий   информацию   об архитипическом   символизме   животного,   отражающий   межкультурное единообразие приписываемых ему качеств и свойств. ­   глубинный,   культурный   Таким   образом,   «семья   животных»   покажет   психологу   систему бессознательных,   инстинктивных   взаимоотношений   в   семье,   отразит «конфликтный образ», а также укажет на символический тотем.   пожалуйста,   глаза   и   постарайтесь   расслабиться,   Начните   расслабляться   с   мышц   плеч. Релаксация и задание образа проводится по следующей схеме:  «Сядьте,   пожалуйста,   поудобнее.   Почувствуйте   опору   под   собой,   каждую точку соприкосновения с опорой. Почувствуйте спинку кресла, на которую можно облокотиться. Поставьте поудобнее ноги. Почувствуйте ногами пол. Руки   расположите   поудобнее,   почувствуйте   подлокотники.   Шею,   голову расположите так, чтобы вам было удобно и приятно представлять образы. Закройте,   снять накопившееся   напряжение   ­   так,   как   будто   вам   хотелось   бы   немножечко вздремнуть.   Постарайтесь почувствовать, как плечи становятся тяжелыми, теплыми и расслабленными. Плечи тяжелые и теплые, тяжелые и теплые. Представьте, как приятное тепло распространяется из плеч по всему телу. Почувствуйте, как тепло опускается из плеч в руки. Расслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локти. Ваши запястья   расслабляются.   Расслабляются   кисти   рук   –   ладони   становятся тяжелыми   и   теплыми.   Ладони   тяжелые   и   теплые,   тяжелые   и   теплые. Расслабляется каждый палец на руках. Руки расслаблены, провисли, вплоть до самых кончиков пальцев. А теперь обратите внимание на то, как вы дышите – дыхание становится свободным и ровным, свободным и ровным. Вам хорошо и   приятно   дышится.   Постарайтесь   почувствовать   приятное   тепло   в   груди, тепло   в   области   солнечного   сплетения,   тепло   в   животе.   Представьте,   как тепло из живота опускается в ноги. Почувствуйте, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются колени, расслабляются голени. Стопы становятся тяжелыми   и   теплыми.   Стопы   тяжелые   и   теплые,   тяжелые   и   теплые. Почувствуйте   пятки,   пальцы   ног.   Ноги   расслаблены.   Теперь   обратите внимание на спину. Почувствуйте, как расслабляется поясница, почувствуйте позвоночник.   Почувствуйте   лопатки.   Почувствуйте,   как   расслабляется 4Расслаблено   темя,   виски.   Расслабляется   лоб, середина   спины   между   лопатками.   Расслабляется   шея,   затылок.   Голова расслаблена.   лицо. Почувствуйте свои щеки, почувствуйте скулы, подбородок. Нижняя челюсть становится тяжелой. Губы расслаблены, язык теплый, расслабляется нос и глаза. Веки тяжелеют, ресницы слипаются. Глаза расслаблены. Попробуйте представить себе сейчас какой­нибудь (образ). – Любой (образ), который вы когда­нибудь видели или который рисует вам ваше воображение. Все, что вы представите ­ это хорошо. Мы можем работать с любым образом. ­ Если вы что­нибудь   представите,   то   расскажите,   что   вам   представляется.   Что сейчас?» Дорогие родители! МЕТОДИКА  «КАЛЕНДАРЬ РАДОСТИ» В жизни каждый день случаются прекрасные и счастливые минуты, встречаются добрые люди, совершаются благородные поступки. Человек, который   чувствует   все   это,   спокоен   и   уверен.   У   него   все   всегда получается.   Его   все   любят.   Но   мы   обычно   поступаем   наоборот:   чаще замечаем   тревожное   и   грустное,   раскрываемся   навстречу   плохим чувствам   и   подавляем   добрые.   Из­за   этого   портится   настроение, происходят ссоры и неудачи. Чтобы стать счастливым и везучим, надо увидеть светлые стороны своей души, почувствовать гармонию жизни! В этом вам  поможет «Календарь радости»! Заполнять   его   надо   вместе   всей   семьей   каждый   день   вечером, вспоминая   все   события,   которые   приятно   тронули   вас,   понравились, удивили,  согрели.  Это может  быть новая мысль, посетившая вас, или ласковое слово, которое вы услышали или сказали своим близким, добрый поступок,   который   совершили   вы   или   другой   человек,   близкий   или совершенно   чужой,   незнакомый.   А   может   быть,   маленькая   удача,   или музыка, или мечта! Все,  что  было  в  этот  день хорошего,  светлого,  радостного, все,  что возникло   в   вашей   семье   самого,     доброго,   умного,   записывайте   в   этот календарь. Первое время может показаться, что ничего не происходит. Но это не так. Присмотритесь получше, и вы найдешь хотя бы один миг счастья. А с   каждым   днем   радостных   событий   будет   все   больше,   они   наполнят твою жизнь и украсят ее. С наилучшими пожеланиями                                                                                                       …  психолог  Календарь заполняется в течение 3–4 недель в зависимости от стартового эмоционального уровня. При необходимости методику можно продлить или возобновить после некоторого перерыва. Оптимальным является применение 5данной методики 3–4 раза в год. Возможны различные модификации метода для   применения   в   группе   детского   сада:   «Сундучок   радостей»,   «Дерево радостей» и т.п. Механизм   действия.  Методика   основана   на   контекстуальной   настройке сознания.  Принцип   ее  действия:  что  фиксирую  – то  развиваю.  Сознание  – высший   контур   регулирования   и   организации   поведения.   Фиксация   и удерживание в сознании определенного содержания направляют всю психику, ее энергетические и информационные ресурсы на это содержание, и, таким образом, происходит развитие в определенном направлении. Под влиянием изменения в сознании изменяется психика, а за вслед за ней ­ поведение и жизнь. Методика   «Календарь   радости»   –   тренировка   в   настройке   и   фиксации сознания   на   радостном,   приятном.   Сознание   тренируется   в   избирательной селекции положительного опыта. Поскольку положительные эмоции являются сами по себе мощным интеграционным механизмом, то помноженные на силу сознания они дают мощный интегрирующий эффект. При ежедневной фиксации радости происходят как бы ревизия прожитого дня,   повторное   его   прокручивание,   «просеивание».   Безусловно,   в   поле сознания   попадают   и   неприятные   события.  Они   остаются   как   камушки   на сите.   Один   из   секретов   действия   методики   в   том,   что   поднятая   в эмоциональном   тонусе   психика   гораздо   быстрее   интегрирует   эти неприятности,   справляется   с   ними,   не   оставляя   их   грузом   непринятого,   а трансформируется в приятное, хорошее. Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 6