РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
развивающего курса «Мой Мир»
в основной школе МБОУ С(К)ОШ № 11 г.Челябинска
(6-9 классы)
Пояснительная записка
Рабочая программа развивающего курса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Адаптированной основной образовательной программой основного общего образования (АООП ООО) МБОУ «С(К)ОШ №11 г. Челябинска». В данной рабочей программе также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий, личностных и метапредметных компетенций для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Перемены, происходящие во всех сферах современного общества, требуют от каждого человека все более высокого уровня социальной и индивидуальной компетентности, способности к самоорганизации во всех сферах жизнедеятельности. Перед системой образования возник новый круг проблем в связи с необходимостью подготовки выпускников школы к интеграции в инфраструктуру и культуру быстро изменяющегося общества, для чего необходимо формирование у них психологических предпосылок самоопределения и саморазвития.
Однако, мониторинги образовательной среды показывают, что попытки решения этих проблем традиционными методами обучения и воспитания не приводят к ожидаемым результатам. При этом происходит увеличение стрессовой нагрузки на педагогов и школьников, неизбежно увеличивается напряжение во взаимоотношениях между субъектами учебно-воспитательного процесса, повышается степень риска проявления школьной дезадаптации и различных форм отклонений в поведении и развитии. Это противоречие ставит перед педагогической психологией проблему разработки и внедрения новых субъект-субъектно ориентированных программ, обеспечивающих вывод все большего числа учеников на оптимальные для них траектории развития и саморазвития, позволяющие им в максимально вероятной степени реализовать свой человеческий потенциал сначала в учебной, а затем и в профессиональной деятельности и становиться психологически благополучными людьми. Современным школьникам важно иметь знания о себе, уметь проводить адекватную оценку своих возможностей, иметь способность к самонаблюдению и рефлексии, к оптимальному взаимодействию с окружающим миром при наличии внутреннего локуса контроля, реализовывать свою потребность в самопознании и саморазвитии. В связи с этим, аутопсихологическая компетентность, понимаемая исследователями как активность человека, направленная на познание собственных психических ресурсов и возможностей, как способность использовать различные стратегии внутреннего познания и развития (Степанова Л.А.), становится одним из определяющих факторов саморазвития и самоопределения школьников, сохранения и поддержания их психологического благополучия.
Учеными доказано, что для развития различных компонентов аутопсихологической компетентности именно подростковый возраст является сензитивным. Это связано с тем, что на этом этапе жизни у ребенка впервые появляется мотивация саморазвития и осознанное интегративное отношение к самому себе как объекту собственного развития, появляется способность к самоанализу, сопоставлению себя с другими. Именно в подростковом возрасте аутопсихологическая компетентность становится важным личностным ресурсом развития и обеспечивает оптимальный самоконтроль, адекватное самопознание, уверенность в самоэффективности, актуализирует ориентацию на успех, способствует формированию устойчивости к стрессу, способности планировать и устанавливать приоритетность задач, способствует психологическому благополучию подростков.
В современной отечественной психолого-педагогической науке и практике крайне мало исследований и разработок по развитию аутопсихологической компетентности подростков. Так, Н.А. Лёушкиной доказана эффективность формирования данного вида компетентности у подростков средствами классной системы воспитания, Т.Н. Щербаковой определена направленность психолого-педагогических мероприятий по развитию аутопсихологической компетентности, И.Ф.Токаревой разработан алгоритм продуктивного формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков, обеспечивающий позитивные изменения в психологическом и физиологическом состоянии подростков.
Аутопсихологическая компетентность подростков как компонент содержания образовательного процесса специфична по своей сути: аутопсихологическая компетентность не может задаваться с помощью традиционных программно-методических средств, а требует создания новых научно-практических технологий, новых форм межсубъектного взаимодействия.
Увеличение потенциала личности из-за внутренней динамики ядра личности и его взаимодействия с окружением (то есть качественных изменений, происходящих изнутри) приводит к личностному росту. Процесс самопознания и самоутверждения происходит благодаря фактору рефлексивности, который отражает уровень самоуправления интерактивного взаимодействия воспитывающей личности с развивающей, проекции личностно-характерологических особенностей и самонаблюдения межличностных отношений. Посредством групповых занятий социальные и личностные диспозиции, поведенческие паттерны обучающихся становятся адаптивными в каждой новой ситуации, помогая формировать осознание собственного «Я» и позволяя непрерывно находиться в процессе дальнейшего формирования конструктивного самоутверждения.
Программа «Мой Мир» опирается на теоретический материал и практический опыт в исследованиях Л.С.Выготского, А. Маслоу, Н.Е. Харламенковой, Е.П. Никитина, A.A. Андреева, И.В. Дубровина, Т.А. Дубовицкой, Е.А. Киреевой, И.А. Фурмановой, Е.В. Руденского и др.
При разработке развивающей программы «Мой Мир» применялись следующие методологические основы психолого-педагогического сопровождения: парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов; теория внутренней мотивации Э.Дэси; представление об аутопсихологической компетентности как активности человека, направленной на познание собственных психических ресурсов и возможностей, как способности использовать различные стратегии внутреннего познания и развития (Деркач А.А., Степанова Л.А.); система психолого-акмеологического сопровождения процесса развития аутопсихологической компетентности, разработанная Степановой Л.А. технология саморазвития школьника Г.К.Селевко, технология саморазвития и самопознания школьника, разработанная на основе идей педагогики ненасилия (В.А.Ситаров, В.Г.Маралов, А.Г.Козлова), технология обучения саногенному мышлению Ю.М.Орлова.
Основой развивающей психолого-педагогической программы занятий с подростками по развитию аутопсихологической компетентности стали теоретические исследования, выделившие основные структурные компоненты данного вида компетентности (мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный, регулятивно-контролирующий), описавшие индикаторы аутопсихологической компетентности (способность к саморегуляции и самоконтролю, способность управлять своим поведением в конфликте, доверие, интернальность, атрибуция ответственности, ценностное отношение к себе, стабильность самооценки) и алгоритм продуктивного формирования аутопсихотерапевтической компетентности подростков И.Ф. Токаревой.
Целевая группа. Участники программы: подростки в возрасте 11–15 лет, учащиеся основного звена общеобразовательной школы, их родители, законные представители.
Цель программы: на основе развития аутопсихологической компетентности подростков, формирование у них личностных свойств и качеств, необходимых для успешного вхождения в систему социальных отношений, формирования конструктивного самоутверждения в жизни, оптимизации межличностных отношений.
Задачи программы:
– способствовать осознанию подростками своих индивидуальных и личностных особенностей, возможностей и психических ресурсов;
– создавать условия для развития мотивации подростков к самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, навыков ориентации в нем;
– обеспечить подростков средствами самопознания;
– сформировать навыки самодиагностики;
– обучать эффективным техниками саморегуляции и самокоррекции психологического состояния;
– способствовать повышению внутреннего потенциала подростков через осознание эгоиндентификации, развитие адекватной самооценки, ценностного отношение к себе и другим;
– стимулировать у несовершеннолетних эффективную коммуникацию, волевую регуляцию;
– способствовать развитию ценностно-смысловой сферы и навыков целеполагания;
– содействовать установлению дружеской атмосферы среди подростков;
– создавать условия для развития коммуникативных навыков, общения в подростковой среде, навыков межгруппового взаимодействия;
– воспитывать интерес к своим сверстникам;
– способствовать развитию чувства понимания и сопереживания к другим людям.
Вид программы: развивающая психолого-педагогическая программа (относится к виду программ, направленных на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, формирование и развитие их психологических и социально-психологических умений и навыков, развитие креативности).
Рабочая программа объемом 173 часа рассчитана на 5 лет реализации (1 час в неделю):
5 класс – подпрограмма "Тропинка к своему Я" – 34часа в год;
6 класс – подпрограмма "На стороне подростка" – 35часов в год;
7 класс – подпрограмма "Мир эмоций" – 35часов в год;
8 класс – подпрограмма "Встреча с самим собой" – 35часов в год;
9 класс – подпрограмма "Я среди других людей" – 34часа в год.
Оптимальное количество участников – 15 человек.
Форма обучения по программе: очная.
В основу развивающей были заложены следующие основополагающие принципы:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач задает необходимость их определения в любой коррекционной программе. Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития.
2. Принцип единства диагностики и коррекции стал одним из основополагающих при составлении коррекционно-развивающей программы – коррекционно-развивающая работа с детьми младшего подросткового возраста осуществлялась на основе проведенной психологической диагностики межличностных отношений.
3. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с другой. Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.
5. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.
6. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие.
Планируемые результаты освоения развивающего курса
Рабочая программа обеспечивает достижение пятиклассниками определенных личностных результатов.
Планируемые личностные результаты
№ |
Компетенции |
Признаки сформированной компетенции |
1 |
Наличие целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира |
– проявляет интерес, активность и инициативу в использовании инструментария для оценки и развития своих ресурсов; – участвует в дискуссиях по проблемам современной науки и общественной практики; – может сформулировать свое мнение по некоторым (интересующим его) социальным, культурным, языковым, духовным проблемам современного мира |
2 |
Способность к осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
– работает в режиме взаимодействия; – вступает в контакт с участниками образовательного процесса; –участвует в дискуссиях, уважая, внимательно выслушивая чужую точку зрения, мнение другого человека; – взаимодействует с участниками учебной деятельности в процессе обучения; – проявляет интерес к нормам культур, религий, традиций, языков, ценностей народов России и народов мира; – считает важным вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; – владеет некоторыми способами вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
3 |
Способность к моральному сознанию и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, наличие нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам |
– умеет видеть в жизненной ситуацию моральную проблему; – понимает механизм личностного выбора в решении моральной проблемы; – осознает свои нравственные чувства, переживаемые в решении моральных проблем; – принимает на себя ответственность за принятые решения моральных проблем; – повышение уровня осознает свои индивидуальные и личностные особенности, свои возможности и психические ресурсы; – проявляет интерес к самопознанию, саморазвитию, погружению во внутренний мир собственных переживаний, – активно и с интересом осваивает навыки ориентации в своем внутреннем мире; –умеет использовать различные средства и способы для собственного самопознания; – активно осваивает способы саморегуляции и самокоррекции психологического состояния |
4 |
Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
– стремится к установлению конструктивного общения и сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; – владеет некоторыми способами конструктивного общения и сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; – оценивает свои сильные и слабые стороны в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
5 |
Осознание и принятие ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества |
– осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; – при решении моральных проблем в личностном выборе отдает предпочтение ценностям человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества |
6 |
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; готовность к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей |
– проявляет интерес к освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; – участвует в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций |
7 |
Способность любить свой край и свое Отечество, знание русского и родного языка, способность уважать свой народ, его культуру и духовные традиции |
– изучает свой край и свое Отечество, русский и родной язык, историю своего народа, его культуру и духовные традиции; – проявляет активность и инициативу в освоении норм и правил поведения, исходя из их значения укрепления Отечества, уважения своего народа, его культуры и духовных традиций |
8 |
Готовность и способность учиться, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности, способность применять полученные знания на практике |
– занимает ответственную позицию в отношении учебных нагрузок; – имеет практику строить планы на ближайшую перспективу в отношении учебных задач и самообразования; – включает полученные на занятиях знания и умения в свое мировоззрение; – знает свои сильные стороны и неиспользованные ресурсы для улучшения результатов учебной деятельности |
9 |
Способность к социальной активности, уважению закона и правопорядка, соизмерению своих поступков с нравственными ценностями, осознанию своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством |
– занимает ответственную позицию в отношении учебных и воспитательных мероприятий, рассматривающих проблемы закона и правопорядка, своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством; – проявляет ответственное, уважительное отношение к членам своей семьи; – осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством |
10 |
Способность к осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятию ценности семейной жизни, к уважительному и заботливому отношению к членам своей семьи |
– осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; – проявляет ответственное, уважительное, заботливое отношение к членам своей семьи |
2. Содержание коррекционного курса
Рабочая программа объемом 173 часа рассчитана на 5 лет реализации (1 час в неделю):
5 класс – подпрограмма "Тропинка к своему Я" – 34 часа в год;
6 класс – подпрограмма "На стороне подростка" – 35 часов в год;
7 класс – подпрограмма "Мир эмоций" – 35 часов в год;
8 класс – подпрограмма "Встреча с самим собой" – 35 часов в год;
9 класс – подпрограмма "Я среди других людей" – 34 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся в групповом режиме. В зависимости от уровня подготовки обучающихся, их интересов педагог-психолог может вносить свои коррективы в тематическое планирование, порядок тем, выбор тем, а также содержание занятий.
Структура и содержание программы
Каждая подпрограмма занятий состоит из встреч, объединенных метафорами – «дом моего Я» («дом моей души», «мой внутренний дом»), "мой мир", "я в мире", "мир вокруг меня" и названых с использованием символичных понятий, связанных с частями "дома" и их функциональным содержанием.
Структура занятия (тренинга):
1. Вводная часть:
– приветствие – оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы;
– разминка – данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный климат, активизирует, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности. Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность, снятие психоэмоционального напряжения.
2. Работа по теме занятия:
– основная часть занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы.
Последовательность предполагает чередование продуктивной деятельности, от интеллектуальных задач и упражнений к релаксационным техникам.
3. Обратная связь:
– рефлексия занятия – оценка занятия с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Воспитанники делятся своими мыслями и эмоциями (как чувствуют «здесь и сейчас»).
4. Ритуал прощания – необходим для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Средства и методы коррекционного воздействия
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
В современной психокоррекции игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Одним из механизмов коррекционного воздействия игры является формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.
Психогимнастика. Использование данного метода позволяет побуждать к выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самым простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют со взрослым одновременно и одинаково. Общность переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами.
Рисуночная терапия. Главная цель рисуночной терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. С помощью рисунка можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции. Расширение возможностей самовыражения и самопознания в искусстве связано с продуктивным характером искусства – созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка, облегчающих процесс коммуникации с окружающими людьми».
Метод рефлексии. Рефлексию рассматривают как заключительный этап самых разнообразных тренинговых техник, но в действительности она выступает в качестве отдельного и исключительно важного метода. Групповую рефлексию можно определить как совместное обсуждение и анализ событий, происходящих в группе, с целью стимуляции групповых и индивидуальных процессов. При этом групповая рефлексия может происходить по поводу событий, случившихся как в психологическом пространстве участников, так и в пространстве физической реальности. В то же время в результате применения этого метода происходят события в пространстве дискурса, в котором этот метод и осуществляется, и эти события также становятся предметом обсуждения. Анализ индивидуальных переживаний усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников. Групповая рефлексия может происходить в форме дискуссий разного типа, например, в форме неструктурированной (нерегламентированной) дискуссий, в которых тренер пассивен, темы выбираются самими участниками, время дискуссии формально не ограничивается.
Арт-терапия: рисование, песочная терапия, мандалатерапия, работа с камушками, коллажирование.
Сказкотерапия (притчи). Смысл: процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Мульттерапия.
Тематическая беседа. На тематических беседах рассматриваются или обсуждаются актуальные для школьников вопросы, касающиеся их внутреннего мира эмоций и чувств, актуальных потребностей и переживаний.
Использование метафорических ассоциативных карт.
Психологические упражнения с использованием игровых платформ
Игровые поля используются для групповой работы в форме игры.
Метод символдрамы (мотивы основной ступени).
Игровые методы.
Психологическая диагностика.
Существует ряд правил для эффективного развития группы при использовании игровой терапии:
1. Здесь и теперь. Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев, запрещаются проекции в будущее и прошлое.
2. Искренность и открытость. Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т.е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.
3. Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Это тем более важно, что связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя.
4. Активность. Психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех, является обязательной. Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.
5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – это является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Разумеется, психологические знания и конкретные приемы, упражнения и игры могут быть использованы в повседневной жизни, в семье, в школе, при общении с другими, родителями, учителями и т.д.
Формы и методы работы
1. Индивидуальная работа:
диагностика;
консультирование;
индивидуальные психокоррекционные занятия.
2. Групповая работа:
подгрупповые психокоррекционные занятия;
тренинговые занятия.
Основными диагностическими методами являются беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование.
В программе развития конструктивного самоутверждения включаются три взаимосвязанных и взаимодополняющих сфер: эмоциональная, когнитивная, поведенческая, которые прорабатываются на каждом занятии посредством различных заданий и упражнений.
3. Тематическое планирование
3.1 Тематическое планирование занятий подпрограммы
"Тропинка к своему Я"
5 КЛАСС
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Корректировка |
1 |
|
Кто я?, какой я? |
1 |
|
2 |
|
Первичная диагностика |
1 |
|
3 |
|
Я - могу |
1 |
|
4 |
|
Я нужен! |
1 |
|
5 |
|
Я мечтаю |
1 |
|
6 |
|
Я –это мои цели |
1 |
|
7 |
|
Я – это мое детство |
1 |
|
8 |
|
Я - это мое настоящее |
1 |
|
9 |
|
Я – это мое будущее |
1 |
|
10 |
|
Чувства бывают разные |
1 |
|
11 |
|
Взаимодействие с окружающими |
1 |
|
12 |
|
Общение и умение слушать |
1 |
|
13 |
|
Общение без слов |
1 |
|
14 |
|
Поговорим рисунками! |
1 |
|
15 |
|
Стресс |
1 |
|
16 |
|
Стыдно ли бояться? |
1 |
|
17 |
|
Имею ли я право сердиться и обижаться? |
1 |
|
18 |
|
Каждый видит мир и чувствует мир по-своему |
1 |
|
19 |
|
Любой внутренний мир ценен и уникален |
1 |
|
20 |
|
Трудные ситуации могут научить меня |
1 |
|
21 |
|
В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется |
1 |
|
22 |
|
Я и мои друзья |
1 |
|
23 |
|
У меня есть друг |
1 |
|
24 |
|
Конфликты |
1 |
|
25 |
|
Принятие решений |
1 |
|
26 |
|
Я и мои «Колючки» |
1 |
|
27 |
|
Что такое одиночество? |
1 |
|
28 |
|
Я не одинок в этом мире |
1 |
|
29 |
|
Нужно ли человеку меняться? |
2 |
|
30 |
|
Самое важное – захотеть меняться |
1 |
|
31 |
|
Что такое ценности? |
1 |
|
32 |
|
Ценности и жизненный путь человека |
1 |
|
33 |
|
Мои ценности. Заключительное. |
1 |
|
Итого |
|
|
34 часа |
|
3.2 Тематическое планирование занятий подпрограммы "На стороне подростка"
6 КЛАСС
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Корректировка |
1 |
|
Знакомство. |
1 |
|
2 |
|
Первичная диагностика |
1 |
|
3 |
|
Я - концепция |
2 |
|
4 |
|
Самоуважение |
2 |
|
5 |
|
Чувства |
2 |
|
6 |
|
Стресс |
2 |
|
7 |
|
Взаимодействие с окружающими |
2 |
|
8 |
|
Общение |
2 |
|
9 |
|
Конфликты |
2 |
|
10 |
|
Принятие решений |
1 |
|
11 |
|
Промежуточная диагностика |
1 |
|
12 |
|
Мои сильные стороны |
2 |
|
13 |
|
Я – индивидуальность |
2 |
|
14 |
|
Я –глазами других |
2 |
|
15 |
|
Самопознание |
1 |
|
16 |
|
Принятие себя |
1 |
|
17 |
|
Я среди-людей |
2 |
|
18 |
|
Мои поступки |
2 |
|
19 |
|
Ценности |
1 |
|
20 |
|
Заключительная диагностика |
1 |
|
21 |
|
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого |
|
|
34 часа |
|
3.3 Тематическое планирование занятий подпрограммы "Мир эмоций"
7 КЛАСС
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Корректировка |
1 |
|
Что значит «Я-подросток»? |
1 |
|
2 |
|
Первичная диагностика |
1 |
|
3 |
|
Как узнать эмоцию? |
1 |
|
4 |
|
Я - наблюдатель |
1 |
|
5 |
|
Мои эмоции |
1 |
|
6 |
|
Чувства «полезные» и «вредные» |
1 |
|
7 |
|
Сказка «страна чувств» |
1 |
|
8 |
|
Нужно ли управлять своими эмоциями? |
1 |
|
9 |
|
Что такое «запретные чувства» |
1 |
|
10 |
|
Какие чувства мы скрываем? |
1 |
|
11 |
|
Маска |
1 |
|
12 |
|
Я в «бумажном зеркале» |
1 |
|
13 |
|
«»Бумажное отражение |
1 |
|
14 |
|
Что такое страх? |
1 |
|
15 |
|
Страхи и страшилки |
1 |
|
16 |
|
Страшная-страшная сказка |
1 |
|
17 |
|
Побеждаем все тревоги |
1 |
|
18 |
|
Промежуточная диагностика |
1 |
|
19 |
|
«А что обо мне думают?» Страх оценки |
1 |
|
20 |
|
Злость и агрессия |
1 |
|
21 |
|
Как справиться со злостью? |
1 |
|
22 |
|
Лист гнева |
1 |
|
23 |
|
Обида |
1 |
|
24 |
|
Как простить обиду? |
1 |
|
25 |
|
«Ах, чем я виноват?» |
1 |
|
26 |
|
Осознание своих поступков |
1 |
|
27 |
|
Что такое эмпатия? |
1 |
|
28 |
|
Зачем мне нужна эмпатия? |
1 |
|
29 |
|
Развиваем эмпатию |
1 |
|
30 |
|
Еще раз про эмпатию |
1 |
|
31 |
|
Эмпатия и действия |
1 |
|
32 |
|
Способы выражения чувства |
1 |
|
33 |
|
Тренировка «Я - высказываний» |
1 |
|
34 |
|
Комплименты. Подведение итогов |
1 |
|
Итого |
|
|
34 часа |
|
3.4 Тематическое планирование занятий подпрограммы "Встреча с самим собой"
8 КЛАСС
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Корректировка |
1 |
|
Что я знаю о себе? |
1 |
|
2 |
|
Первичная диагностика |
1 |
|
3 |
|
Мое имя |
1 |
|
4 |
|
Мои имена |
1 |
|
5 |
|
Мое уникальное Я |
1 |
|
6 |
|
Я глазами других |
1 |
|
7 |
|
Как меня видят другие? |
1 |
|
8 |
|
Мои достоинства и недостатки |
1 |
|
9 |
|
Мои минусы и плюсы |
1 |
|
10 |
|
Мои недостатки |
1 |
|
11 |
|
Как превратить недостатки в достоинства? |
1 |
|
12 |
|
Мои ценности |
1 |
|
13 |
|
Наши ценности |
1 |
|
14 |
|
Я в бумажном зеркале |
1 |
|
15 |
|
Отражение |
1 |
|
16 |
|
Планирование времени |
1 |
|
17 |
|
Время взрослеть. Моя будущая профессия |
1 |
|
18 |
|
Промежуточная диагностика |
1 |
|
19 |
|
Как я выгляжу? |
2 |
|
20 |
|
Моя семья |
1 |
|
21 |
|
Трудные дети и трудные родители |
1 |
|
22 |
|
Мои права в семье |
1 |
|
23 |
|
Что такое дружба? |
1 |
|
24 |
|
Мужчина и женщина |
1 |
|
25 |
|
Я….. |
1 |
|
26 |
|
Что такое любовь? |
1 |
|
27 |
|
Рисковать или не рисковать? |
1 |
|
28 |
|
Что такое уверенность в себе? |
1 |
|
29 |
|
Тренируем уверенность |
1 |
|
30 |
|
Уверенное выступление |
1 |
|
31 |
|
Умение сказать «Нет» |
1 |
|
32 |
|
Чем уверенность отличается от самоуверенности? |
1 |
|
33 |
|
Заключительная диагностика |
1 |
|
34 |
|
Подведение итогов |
1 |
|
Итого |
|
|
34 часа |
|
3.5 Тематическое планирование занятий подпрограммы "Я среди других людей"
9 КЛАСС
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Корректировка |
1 |
|
Общаться –это так легко |
1 |
|
2 |
|
Первичная диагностика |
1 |
|
3 |
|
Какая бывает информация? |
1 |
|
4 |
|
О чем говорит наша мимика? |
1 |
|
5 |
|
О чем говорят наши жесты? |
1 |
|
6 |
|
Как лучше подать информацию |
1 |
|
7 |
|
Как лучше понять информацию |
2 |
|
8 |
|
Барьеры на пути информации |
1 |
|
9 |
|
Барьеры, которые создаю я сам |
1 |
|
10 |
|
Каналы обработки информации |
1 |
|
11 |
|
Общение |
1 |
|
12 |
|
Стереотипы в общении |
1 |
|
13 |
|
Позиции в общении |
1 |
|
14 |
|
Доминатность и недоменантность в общении |
1 |
|
15 |
|
Стили общения |
1 |
|
16 |
|
Подходящий стиль общения |
1 |
|
17 |
|
Что такое конфликт? Причины конфликтов |
1 |
|
18 |
|
Промежуточная диагностика |
1 |
|
19 |
|
Человек в конфликте |
1 |
|
20 |
|
Конфликтные эмоции |
1 |
|
21 |
|
Эмоциональная тропинка |
1 |
|
22 |
|
Стили поведения в конфликте |
1 |
|
23 |
|
Я в бумажном зеркале |
1 |
|
24 |
|
Плюсы и минусы различных стратегий поведения в конфлике |
1 |
|
25 |
|
Все дело в шляпе |
1 |
|
26 |
|
Писхоанализ конфликтов |
1 |
|
27 |
|
А зачем мне это надо? |
1 |
|
28 |
|
Доверие в общении |
1 |
|
29 |
|
Доверительный урок |
1 |
|
30 |
|
Умею ли я слушать? |
1 |
|
31 |
|
Визуальное общение |
1 |
|
32 |
|
Трудные люди |
1 |
|
33 |
|
Заключительная диагностика |
1 |
|
34 |
|
Завершающий урок |
1 |
|
Итого |
|
|
34 часа |
|
Права и обязанности участников коррекционно-развивающего процесса
В ходе проведения занятий необходимо соблюдать права участников.
В начале проведения занятий участники знакомятся с правилами работы в группе, основанными на принципах: «здесь и сейчас», взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности высказываний и др.
Каждый ребенок имеет право на:
– защиту своего достоинства;
– защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
– удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
– развитие творческих способностей и интересов;
– получение квалифицированной помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития;
– бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки;
– уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
Запрещается:
– применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся;
– привлечение воспитанников программы без согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному программой;
Воспитанники Учреждения обязаны:
– выполнять Устав Учреждения;
– стремиться к самостоятельному овладению знаниями, выполнению заданий педагога-психолога;
– бережно относиться к имуществу Учреждения;
– уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;
– выполнять требования работников Учреждения в части, отнесенной Уставом и правилами поведения для учащихся к их компетенции;
– выполнять законные требования работников Учреждения;
– быть аккуратным и опрятным в одежде;
– соблюдать установленные правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии, гигиены;
– уважать права и считаться с интересами других обучающихся, работников, не подвергать опасности их жизнь и здоровье.
– регулярность посещений занятий, активность, повтор отдельных упражнений вне занятий.
Педагог-психолог вправе
– вносить изменения в календарно-тематическое планирование;
– гибко менять стиль общения с детьми соответственно их школьному и жизненному опыту;
– адаптировать предлагаемые упражнения (по максимальному уровню сложности, форме подачи, степени самостоятельности воспитанников в выполнении заданий и т.д.) соответственно возрасту и реальным возможностям обучающихся,
– учитывать, что распределение времени на отдельные упражнения будет различным.
Педагогические работники обязаны:
– удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик;
– соблюдать Устав Учреждения и Правила внутреннего распорядка, дополнительные инструкции;
– выполнять условия трудового договора; – охранять жизнь, физическое и психическое здоровье воспитанников во время образовательного процесса;
– нести ответственность за обучение и воспитание воспитанников в Учреждении;
– использовать безоценочный метод работы;
– делать акцент на позитивных моментах, успешном выполнении заданий воспитанником;
– предлагать необходимую;
– должны иметь профессиональную подготовку по методам диагностики, обладать теоретическими знаниями по возрастной и педагогической психологии.
Ряд требований к личностным качествам педагогов
– Должны быть достаточно терпимыми и заранее быть готовыми к трудностям не только учебного, но и поведенческого характера воспитанников;
– Должны уметь владеть собой и гибко управлять процессом общения с ребенком на основе заинтересованности, а не принуждения;
– Проявлять креативность в общении с детьми, уважение к внутреннему миру воспитанника.
Ресурсы реализации программы
Кадровое обеспечение
Требования к специалистам, реализующим программу: профессиональный уровень подготовки специалиста должен соответствовать профстандарту: 01.002. Педагог-психолог (психолог в сфере образования) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н). Педагог-психолог должен владеть готовностью обеспечивать следующие методические условия.
Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая. В случае, когда социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии. Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.
Если для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии круг противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть: – ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сибсами; – явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе; – ускоренное сексуальное развитие; – крайняя агрессивность; – актуальное стрессовое состояние. Во всех этих случаях проведению групповой игротерапии должна предшествовать ее индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе в группе.
Существует несколько правил организации эффективного игрового взаимодействия, которые необходимо учитывать.
Во-первых, каждый педагог-психолог, играя со своими ребятами, должен всегда продумывать заранее логику построения игр, которые он будет использовать. Обычно игры выстраиваются по принципу «от простого к сложному», например, от менее контактных к более активным, подвижным. Вместе с тем необходимо помнить о важности смены деятельности: медленные игры должны сменяться более динамичными, игры, требующие большого внутреннего напряжения, – менее напряженными.
Во-вторых, очень важно создать соответствующее настроение на игру, провести так называемую настройку. В зависимости от целей игрового взаимодействия настройка может быть разной, например, эмоциональной, физической, интеллектуальной и т.д. Настройка есть очень важная составляющая любой игры. Кроме того, грамотно подобранная и качественно проведенная, она позволяет обеспечить физическую и психическую безопасность участников любого игрового взаимодействия.
В-третьих, педагог-психолог должен иметь достаточно большой запас-багаж игр, которые могут ему пригодиться в самых различных ситуациях, «нарушающих» логику игрового занятия, но актуальных для группы на данный момент. Очень хорошо настраивают на игру различные игровые приемы, связанные, скажем, с ритмом. Например: настройки – «кричалки», когда участники игры громко проговаривают какие-то стихи или какие-то слова, возможно, тоже отбивая ритм. Тем самым мы настраиваем-концентрируем внимание и переносим акцент на ведущего игры. Такие настройки достаточно просты, не требуют никакого оформления, в то же время позволяют педагогу без подручных средств очень быстро завладеть вниманием участников группы.
Вторым этапом любого игрового взаимодействия обязательно должна быть четко проговоренная, точная и логичная инструкция. Существует несколько универсальных правил составления и подачи инструкции игры:
1. Готовя инструкцию, необходимо соблюдать адресность. Ведущий должен обязательно соотнести данную игру с конкретными участниками. Для одной и той же игры, проводимой с разными группами, необходим свой вариант инструкции, более близкий и лучше понятный именно данной группе.
2. Продумывая и транслируя инструкцию, важно суметь настроить участников на игровую деятельность, следовательно, здесь очень важно, чтобы уровень эмоционального состояния был адекватным. Соответственно, вся инструкция должна быть эмоционально окрашена, поскольку без этого просто невозможно добиться желаемого результата. Инструкцию следует проговаривать играющим четко, динамично, делая акценты на особенно важных моментах игры.
3. Проговаривая инструкцию, необходимо грамотно расставить акценты на содержании игры, чтобы участникам было понятно, что и пак делать, какие существуют правила, как этих правил придерживаться, как действовать в сложных (спорных) вариантах.
4. Следующим правилом организации игрового взаимодействия, на которое необходимо обратить особое внимание – это продуманность и предвидение того, как развивается мотивация участников на игру в течение каждого этапа игрового взаимодействия.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить развивающую среду учреждения.
Помещение, отведенное для занятий должно быть достаточно просторным. Окна должны быть оборудованы специальными светонепроницаемыми шторами, что бы была возможность и в соответствии с ходом занятий затемнить помещение. Мебель, которая используется в помещении, должна быть максимально комфортной. Пол необходимо закрыть ковровым покрытием. Желательно на полу расположить мягкие модули, на которые дети могут присесть во время занятий.
Для проведения занятий необходимо иметь, необходимы дидактические и развивающие материалы: полифункциональное оборудование: сухой душ, светильник «волшебный свет», «сенсорная тропа», модули разного цвета, сухой душ, большая пирамида, профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами, сенсорная тропа, большая дидактическая черепаха, пузырьковая колонна,
Свободная зона – это место, где истощаемые дети могут отдохнуть, полежать, расслабиться (но только после выполнения оговоренного заранее с психологом задания), что создает для ребенка дополнительный стимул к достижению результата. Требование к информационному обеспечению. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
– компьютер, оборудованный звуковыми колонками,
– выход в интернет,
– проектор, экран,
– копировальный аппарат.
Библиотека учебно-методической, справочно-информационной литературы.
Материалы для арт-терапии. Необходимые материалы для каждого занятия представлены в описании этого занятия.
Отдельный кабинет с различными зонами: тренинговой (круг из 15 стульев), рабочей (4–5 парт).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание системы широкого доступа к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий.
Методики и технологии:
Программа психолого-педагогического сопровождения самопознания и саморазвития в контексте жизненного пути: школьный возраст (С.А. Минюрова, 2013).
Коррекционная программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10–12 лет (Дубровина И.В.).
Источники с описанием техники работы с метафорическими ассоциативными картами: «Дерево Как образ человека» Г.Кац, Е.Мухаматулина, «Habbitat», «Марена», «Сага», «Мифы» И.Шмулевича, «Зонтики» Г.Гераськиной, «Маски» Е. Морозовской, «Роботы» Т.Ушаковой.
Методики О.В. Хухлаевой по работе с эмоциями, самосознанием.
Диагностический инструментарий:
1. Методика «Кто Я» М.Куна и Т.Макпартленда.
2. Сочинение-самоописание «Что я знаю о себе?».
3. Опросник «Уровень выраженности потребности в самопознании» А.В.Калашник .
4. Методика незаконченных предложений (авторская модификация).
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные и количественные:
1. Наличие дружеской атмосферы среди подростков.
2. Присутствие у младших подростков коммуникативных навыков общения в подростковой среде и навыков межгруппового взаимодействия.
3. Наличие интереса к своим сверстникам.
4. Присутствие у учащихся чувства понимания и сопереживания к другим людям.
5. Положительная динамика индекса групповой сплоченности.
6. Положительная самооценка развития самопознания личности.
7. Обучающиеся умеют самостоятельно и осознанно ставить цель, анализировать и оценивать условия возможности при ее достижении, а также планировать последовательность своих действий.
8. Обучающиеся научились навыкам управления своим эмоциональным состоянием, снизился уровень тревожности, умеют применять методы релаксации и визуализации, снижать психоэмоциональное напряжение.
Критерии оценки достижения планируемых результатов разработаны на основе: опросника «Уровень выраженности потребности в самопознании» А.В. Калашник, методики незаконченных предложений и анкетирования участников по завершении программы.
Количественные критерии оценки: повышение уровня выраженности потребности в самопознании и активности подростков, направленной на познание собственных психических ресурсов и возможностей, стремление использовать различные стратегии внутреннего познания и развития.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы
Внутренний контроль за реализацией программы формирования конструктивного самоутверждения у обучающихся проводится заместителем директора. Открытые занятия по программе проводятся для воспитателей, методиста, педагогов.
Оценка эффективности
Результативность данной программы можно увидеть по входящей и итоговой диагностике личностно – характерологических особенностей обучающихся, для проведения которой используются следующие методики:
методика диагностики типа самоутверждения (Т.Д. Дубовицкая, Е.А. Киреева);
тест на исследование тревожности (опросник Спилбергера);
методика «Самооценка личности старшеклассника» (опросник Казанцевой Г.Н.);
опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»;
методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).
Также реализуется наблюдение за поведением несовершеннолетних в учреждении, отслеживается их учебная деятельность.
Противопоказания по программе:
Интеллектуальные нарушения, наличие психиатрического диагноза, не позволяющего заниматься в группе.
Литература
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: 2005. – 245с.
2. Бакли Роберт. Теория и практика тренинга. – СПб.: 2002.
3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М.: 1995.
4. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: «Социально – психологический центр», 1996. – 380 с.
5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Ось -98», 2000. – 224 с.
6. Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. – М.: Общественная организация «Федерация психологов образования России», 2018. – 358 с.
7. Крыжановская Л.М. Психология развития: учебное пособие. – М.: Психолог, 1997. – 207 с.
8. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
9. Прутченков А.С. Социально – психологический тренинг в школе. 2 –е изд., дополн. и перераб. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001.- 640 с.
10. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. – М.: Новая школа, 1993. -48 с.
11. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.
12. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: мгу, 1983. – 208 с.
13. Цукерман Г. А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995.
14.Ссылка на коррекционно- развивающую авторскую программу «Мой мир» (6-9 кл.)
https://rospsy.ru/sites/default/files/KP_files/Грибоедова%20Оксана%20Ивановна.pdf
https://rospsy.ru/node/301
https://stoppav.ru/attachments/article/50/Реестр%20психолого-педагогических%20программ.pdf
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.