Современные тенденции в образовании детей с недостатками развития показывают, что сегодня роль психодиагностики нарушений развития очень велика:
• требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития;
• определение их оптимального педагогического маршрута;
• обеспечение их индивидуальным сопровождением в общеобразовательном учреждении;
• разработка планов индивидуального обучения и программ индивидуальной коррекции для проблемных детей в массовой школе, для которых отсутствуют типовые образовательные программы.
• Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого психодиагностического изучения ребенка.
Диагностика недостатков развития включает три этапа
Первый этап получил название скрининг
(от англ. screen - просеивать, сортировать).
На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины. Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка
Второй этап - дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа - определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т.е. оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка.
Третий этап - феноменологический.
Его цель -выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль здесь играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ППк) образовательных учреждений.
При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей. В данном случае необходима тесное взаимодействие с педагогами, которые ведут обучение.
Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:
• - методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования
• - важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании: от этого зависит подбор методик и интерпретации результатов;
-задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так, чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;
-содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты
Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры:
- отношение к ситуации обследования и заданиям;
- способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
- соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
- продуктивное использование помощи взрослого;
- умение выполнять задание по аналогии;
- отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.