Психологическая готовность педагогов ДОО к работе с одаренными детьми
Оценка 4.6

Психологическая готовность педагогов ДОО к работе с одаренными детьми

Оценка 4.6
doc
18.04.2020
Психологическая готовность педагогов ДОО к работе  с одаренными детьми
Бабина И.М._статья_сборник_одаренные.doc

Психологическая готовность педагогов ДОО к работе с одаренными детьми.

Педагог-психолог МАДОУ № 29 г. Салавата И.М. Бабина

 

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. Происходящие изменения в системе дошкольного образования: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности дошкольников, открывая новые аспекты ее изучения и решения.

Важную роль в развитии и воспитании одаренных детей, на наш взгляд, играет личность педагога. Именно от его личностно-профессиональных способностей зависит, проявят ли воспитанники свои, данные природой, задатки, или они так и останутся никем не замеченными.  

Какие качества наиболее значимо влияют на успешность работы педагога с одаренными детьми? Каковы основные показатели психологической готовности педагога к работе с одаренными дошкольниками?   

Психологическая готовность - это комплексное психологическое образование,  сплав функциональных  и личностных компонентов, обеспечивающих эффективное осуществление педагогической деятельности, направленной на выявление и развитие детей с признаками одаренности. Основа психологической готовности - профессионально важные качества личности педагога.

В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека. Поэтому, прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Педагог, направленный на развитие творческого потенциала воспитанников, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, ему присущ творческий стиль деятельности.

Основные показатели психологической готовности к работе с одаренными детьми представлены в Таблице.

Элемент готовности

Основные показатели

Мотивационная

Принятие детей данной категории.

Желание работать с одаренными детьми.

Стремление совершенствовать свои умения по работе с одаренными детьми.

Научно-исследовательская

Творческое мышление, исследовательские умения и навыки.

Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах.
Участие в профессиональных конкурсах.

Методическая.

Использование разнообразных интерактивных методов и технологий.

Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения.

Знание психологии одаренных детей.

Регулярное повышение квалификации.

Коммуникативная

Коммуникативная компетентность.

Организаторские способности.

Личностная

Адекватная самооценка.

Высокий уровень эмпатии.

Толерантность, гибкость.

Лидерские способности, стремление к личностному росту.
Рефлексия, способность к самоанализу. 

Педагоги, обладающие этими качествами ведут за собой детей, вернее, дети идут за ними. Причина в том, что дети видят глубокий профессионализм, общение на равных. Такой педагог, действительно, зажигает сердца детей, заставляет их идти вперед, проявлять себя с различных сторон, становиться лучше. Таким образом, только педагог, сочетающий в себе все элементы личностно-профессиональной готовности к работе с одаренными детьми, способен развивать дарованные природой задатки, помогая ребенку самореализоваться, найти свое место в этом мире.

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми, на наш взгляд, должна включать в себя формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия, общения и поведения и, в итоге, методов обучения и воспитания. Именно одаренные дети вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого педагога. Следовательно, работая с одаренными детьми, педагогу необходимо уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому педагог должен изначально принимать воспитанника как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями.

Наша задача сегодня  предрасположить педагога к творческой деятельности,  создать ситуацию успешности его работы, погрузить педагога в среду меняющихся знаний и компетенций, в которой процесс профессионального развития будет происходить постоянно.


Психологическая готовность педагогов

Психологическая готовность педагогов

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала воспитанников, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию, верой в собственные силы, самоуважением

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала воспитанников, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию, верой в собственные силы, самоуважением

Педагоги, обладающие этими качествами ведут за собой детей, вернее, дети идут за ними

Педагоги, обладающие этими качествами ведут за собой детей, вернее, дети идут за ними
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020