ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

  • ppt
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ.ppt

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности

Современная поведенческая психология является синтезом нескольких направлений, таких, как:
классическая поведенческая теория,
необихевиоризм,
когнитивный подход,
теория социального научения,
нейропсихология,
копинг-теория.
Поведенческая психология широко использует данные, полученные в других областях психологической науки, например в психоанализе.

Структура поведения

Уровни:
мотивация, побуждающая к поведению;
эмоциональные процессы, сопровождающие поведение;
саморегуляция поведения;
когнитивная переработка информации;
внешне наблюдаемые проявления и действия.

Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия.

Основные подсистемы отклоняющегося поведения

1. Девиантная мотивация это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы — все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности.
Причины отклоняющегося поведения:
- Личность испытывает дефицит в приемлемых способах удовлетворения человеческих потребностей.
- Дефицит высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности.
Мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.

Основные подсистемы отклоняющегося поведения

2. Эмоциональные проблемы и тесно с ними связанные трудности саморегуляции. Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом.

Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий — целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.

Основные подсистемы отклоняющегося поведения

3. Негативно-девиантный социальный опыт:
- дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки);
- когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями;
- элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит).

Стратегические цели психологической помощи личности с отклоняющимся поведением


формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение);
интеграция индивидуального опыта;
совершенствование саморегуляции;
повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;
выработка жизненно важных умений;
устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;
расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности;
повышение уровня социальной адаптации.

Задачи психологического воздействия на отклоняющееся поведения личности

устранение дефицита в поведенческих репертуарах;
усиление адаптивного поведения;
ослабление или устранение неадекватного поведения;
устранение изнурительных реакций тревоги;
развитие способности расслабляться;
развитие способности самоутверждаться;
развитие эффективных социальных навыков;
достижение адекватного сексуального функционирования;
развитие способности к саморегулированию.

Ведущая цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности – достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях.

Психологическая интервенция

Психологическая интервенция может осуществляться в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии.
Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы.

Ведущие принципы поведенческой психологии

объективность
поведенческая оценка
системность
сотрудничество

Принцип объективности

Принцип объективности предполагает ориентацию преимущественно на внешне проявляемые и измеряемые переменные:
- эмоциональные реакции,
- высказывания,
- жесты,
- физиологические проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь),
- двигательные реакции,
- симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи),
- мысли,
- конкретные действия и поступки.

Поведенческие проявления должны фиксироваться максимально конкретно (объективно) и систематически.

Принцип поведенческой оценки

Принцип поведенческой оценки указывает на необходимость проведения функционального анализа поведения клиента.
Поведенческая оценка проводится при первой же встрече, а также впоследствии для оценки эффективности работы или изменения тактики воздействия. Она может осуществляться в форме заполнения таблицы с тремя колонками, каждая из которых, соответственно, содержит:
1) стимулы и ситуации (что предшествовало поведению);
2) поведенческие реакции личности (как реагировала личность);
3) результаты и последствия данных реакций (что следовало сразу за поведением).

Принцип поведенческой оценки

Стимулы и ситуации

Поведенческие реакции личности

Результаты и последствия данных реакций

Принцип поведенческой оценки

Пример: агрессивное поведение фиксируется каждый раз, как только возникает, с отметкой о форме, силе и продолжительности во втором столбце.
В первый столбец заносятся пометки о конкретной ситуации, в которой разворачивалось поведение, и стимулах, его вызывающих, например: время, окружение, конкретная фраза начальника.
В третью графу помещают данные о последствиях данного агрессивного поведения — переживания и мысли самого человека или реакции окружающих людей.

Поведенческую оценку обычно проводят в ходе интервью с клиентом или людьми, хорошо его знающими.

Принцип поведенческой оценки

Другие формы анализа поведения:
дневник самонаблюдения клиента;
прямое наблюдение за клиентом;
получение информации от других специалистов;
организация ролевых игр.
Дополнительными источниками данных, необходимых для оценки, могут быть:
- медицинская информация,
- результаты анкетирования и тестирования,
- экспертные оценки.

Принцип системности

Принцип системности предполагает оценку роли девиантного поведения в различных социальных системах и жизни личности в целом.
Важно понимать, какую функцию симптоматическое поведение выполняет в различных ситуациях и системах (в семье, группе сверстников, учебно-профессиональной группе).
Необходимо также оценить, как сами системы поддерживают дисфункциональное поведение.

Принцип системности

Полученные данные позволяют определить: в чем суть проблем, как они возникают и что способствует их закреплению. При этом важное значение имеет оценка функционального значения отклоняющегося поведения — той психологической «выгоды», которую человек из него извлекает и которая самоподкрепляет данное поведение.
В результате поведенческого анализа формулируются цели помощи, а также способы контроля ее эффективности. Поскольку у клиентов обычно бывает несколько проблемных областей, необходимо выявить степень опасности каждой из них, в соответствии с чем спланировать последовательность работы.

Принцип сотрудничества

Поведенческая интервенция оценивается как достаточно авторитарная система, предполагающая контроль специалиста за поведением другого человека. Для личности с поведенческими проблемами возникает реальная опасность передачи ответственности за свое поведение специалисту. Все это делает особенно актуальным соблюдение принципа сотрудничества.
В соответствии с данным принципом клиент не только должен проявлять осознанное желание изменения собственного поведения, но и активно участвовать в выборе целей и методов последующей работы (с учетом конкретных внутренних и внешних условий). Разделение ответственности происходит в форме заключения договора о сотрудничестве.
Важную роль в повышении продуктивной активности личности играет самостоятельная работа (клиента) по выполнению домашнего задания в промежутках между терапевтическими встречами.

Методы и методики воздействия на отклоняющееся поведение личности

Стимулирование позитивной мотивации

Отклоняющееся поведение имеет место постольку, поскольку работают механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с девиантным поведением имеет устойчивую мотивацию к сохранению девиации.
Работа с мотивацией начинается с первых минут поведенческого консультирования. Вопросом первостепенной важности является то, почему клиент обратился за помощью — какова мотивация его обращения. Нередко девианты обращаются за психологической помощью не для устранения дезадаптивного поведения, а для сохранения его, надеясь «обыграть» специалиста и задобрить родственников. На данном этапе будут уместны прямые вопросы:
Что Вы хотите получить от нашего сотрудничества?
Что вы ожидаете от терапии?
Чем я могу помочь вам?
Также возможно использование приема раскрытия намерений с помощью уточняющих гипотез: «Вы обратились за помощью, потому что хотите успокоить ваших близких?»

Стимулирование позитивной мотивации

На этапе заключения терапевтического контракта используется методика конфронтации клиента. При этом клиента побуждают убедить специалиста, что он действительно нуждается в помощи и желает изменений. Могут быть полезны следующие вопросы:
Что плохого в таком поведении?
Как вы реально пострадали от него?
Кому и какой вред вы нанесли?
Какую плату вы готовы заплатить за то, чтобы избавиться от него? Зачем вам это нужно?
Конфронтируя клиента (оказывая легкое сопротивление), мы стимулируем его личную ответственность за свое поведение, а также активизируем процессы самовнушения.
При выраженной склонности личности к оппозиционному поведению возможно использование приема открытой конфронтации, когда специалист прямо заявляет, что у клиента ничего не получится в силу тех или иных причин, например слабой воли, и ему нужно признать свое полное поражение.

Стимулирование позитивной мотивации

Прием оценки негативных последствий девиантного поведения:
клиента просят как можно подробнее, с конкретными примерами, рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям.
В случае выраженного защитного поведения клиента можно исследовать негативные последствия конкретного вида девиантного поведения его друзей, родственников или знакомых. Консультант должен помочь клиенту спонтанно выразить такие чувства, как вина, раскаяние, стыд, боль, отвращение, злость, бессилие и отчаяние.

Стимулирование позитивной мотивации

Достаточно эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него.
Например, клиент представляет, какой будет его жизнь, если он будет продолжать пить, а затем — если он откажется от спиртного.
Терапевт помогает не только конструировать образы, но и выражать свои переживания по их поводу. Для себя и своей новой жизни полезно подобрать метафоры. Если представление о будущем без девиантного поведения вызывает положительный эмоциональный отклик, целесообразно перейти к составлению плана действий по его достижению.

Стимулирование позитивной мотивации

При достижении взаимопонимания переходят к заключению терапевтического договора.
Договор регулирует отношения между участниками терапевтического процесса и является основным способом поддержания мотивации к изменениям на всем протяжении совместной работы. Он оформляется в виде письменного или устного контракта, содержащего цели, методы, условия, сроки работы, а также взаимные обязательства сторон. Выполнение договора обязательно для всех участников процесса. Стороны договариваются о своих действиях в случае нарушения контракта.

Стимулирование позитивной мотивации

Важным мотивирующим моментом является дальнейшая проработка проблемы клиента.
Совместно с консультантом он пытается ответить на следующие вопросы:
Что для него значит отклоняющееся поведение?
Что оно дает ему?
Чего он лишится в случае освобождения от девиации?
Клиент может поговорить со своей девиацией, если затрудняется ответить на вопросы.
В случае проявления защитного поведения в форме сопротивления, отрицания или ухода от сотрудничества целесообразно использование невербальных способов самовыражения. Это могут быть рисунки на темы, связанные с девиантным поведением, например: «Я и наркотики», «Жизнь без наркотиков».

Стимулирование позитивной мотивации

При стойком отрицании проблем и нежелании личности изменяться в позитивном направлении прибегают к более интенсивным методам воздействия:
прежде всего можно использовать потенциал семьи или референтной группы, перейдя в режим группового консультирования или семейной психотерапии.
Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповое убеждение:
для этого специально собирается группа значимых для девианта людей (друзья, коллеги по работе, родственники, в том числе дети не моложе восьми лет). Группа заранее готовится к беседе, например в случае химической зависимости, формируя адекватное представление о проблеме и определяя цели помощи. Специально составляются перечни конкретных инцидентов, связанных с аддикцией, свидетелями которых были участники группы. Проводится репетиция убеждения. В итоге все авторитетные люди, например, поочередно рассказывают химически зависимому человеку о том, что по его вине происходило в их жизни, активно выражая свои чувства, при этом не осуждая и не критикуя самого зависимого. Далее жертве зависимости на выбор предлагаются конкретные варианты лечения и реабилитации.

Стимулирование позитивной мотивации

Довольно жестким, но, к сожалению, единственно эффективным в некоторых случаях, является методика естественных последствий поведения.
Суть приема — в предоставлении девианту полной свободы действий при делегировании ему всей ответственности за себя и свое поведение. При этом на личность перестают воздействовать (критиковать, убеждать, водить к специалистам) и лишают ее какой-либо поддержки. С определенного момента человек сам должен заботиться о себе, иногда семье приходится с ним просто расстаться. Отношения окружающих с данным человеком определяются жесткими правилами и условиями. Ему не верят на слово и не помогают просто так. Если он продолжает жить в семье, то его потребности удовлетворяются только в случае строгого выполнения им семейных правил. Например, семья может договориться о том, что в случае положительного результата теста на наркотики подросток на неделю лишается всех прав и какой-либо денежной поддержки. Родители могут отказать ему даже в обедах и крове до полного выполнения их условий. Другим условием может стать согласие аддикта на получение специальной помощи.

Методы коррекции эмоциональных состояний

Девиантное поведение сопровождается широким кругом негативных эмоций, особенно тревогой, страхом и агрессией.
Два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний:
уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации);
выработка альтернативных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверенности).

Методы коррекции эмоциональных состояний

Неадаптивное поведение человека действительно во многом определяется тревогой. Однако следует избегать завышенных оценок.
Например, индивид может испытывать чувство тревоги при необходимости принять профессиональное решение просто потому, что он не имеет адекватных для этого навыков. В таких случаях тревогу следует уменьшать, обучая необходимым навыкам.
Если же в ходе поведенческого анализа у клиента выявляются специфические тревоги или фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать специальные методики, например систематическую десенсибилизацию.

Систематическая десенсибилизация

Систематическая десенсибилизация (Д. Вольпе), включает в себя три элемента:
а) обучение глубокой мышечной релаксации;
б) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу;
в) предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, воображать объекты из иерархий, вызывающие тревогу.       Перед началом работы необходимо кратко разъяснить клиенту суть методики.

Систематическая десенсибилизация

Иерархия тревог – это своего рода список вызывающих тревогу стимулов (ситуаций). Для каждой ситуации определяется уровень тревоги. Обычно потенциал вызывающих тревогу стимулов оценивают следующим образом: Принимается, что оценка «0" соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка "100" соответствует максимальной выраженности чувства тревоги, которое может возникнуть в связи с данным видом стимула. Таким образом, составляется иерархия стимулов – субъективная шкала тревоги.        Ситуации, вызывающие тревогу, группируются по темам, например публичное выступление, сдача экзаменов, езда в общественном месте, общение с представителями противоположного пола. Стимулам и темам, которые наиболее часто нарушают функционирование клиентов, надо уделять больше всего внимания. Работа может быть проделана совместно или самостоятельно (при выполнении домашнего задания).

Систематическая десенсибилизация


Далее при проведении десенсибилизации клиента просят расслабиться и как можно реальнее вообразить сцены, связанные с тревожными ситуациями. Например, консультант может сказать: "Теперь представьте, что вы думаете об экзаменах. До экзаменов остается три месяца, вы готовитесь к ним, сидя за своим столом…" Сначала клиенту предлагают представить сцену, вызывающую у него наименее выраженное чувство тревоги (в соответствии с выстроенной иерархией), и просят поднимать указательный палец при ощущении любой тревоги.
Если клиент не чувствует никакой тревоги, через 5-10 с консультант просит клиента прекратить представление данной сцены и вновь расслабиться.
Через 30-50 с можно попросить клиента вообразить ту же самую сцену снова. Если эта сцена опять не вызывает чувства тревоги, консультант отменяет ее, в течение некоторого времени проводит процедуру расслабления и переходит к следующему пункту иерархии.

Систематическая десенсибилизация

В тех случаях когда клиент поднимает указательный палец, чтобы сообщить о возникновении чувства тревоги, сцену немедленно отменяют. Консультант просит клиента глубоко расслабиться и затем снова представить данную сцену один или несколько раз.
Если сцена неоднократно вызывает тревогу, можно представить пункт иерархии, вызывающий менее выраженное чувство тревоги.
Последовательно предъявляя ситуации, вызывающие относительно слабую тревогу, мы достигаем спокойного к ним отношения. Тем самым снижается чувствительность и к другим тревожащим ситуациям, клиент десенсибилизируется.

Систематическая десенсибилизация

Модификации систематической десенсибилизации:

1. К методу десенсибилизации in vivo, или в реальной жизни, обычно прибегают, если у клиентов возникают трудности с воображением или, напротив, ситуации уже достаточно проработаны в образном плане. При этом клиента побуждают проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизированы в воображении.
Например, клиента, который боится выступать публично, можно приводить в состояние релаксации в начале каждого занятия, предлагая ему поговорить с незнакомыми людьми в реальной ситуации. С каждым разом число собеседников следует увеличивать; кроме того, собеседники должны предъявлять к клиенту все более высокие требования.

Систематическая десенсибилизация

2. Контактная десенсибилизация применяется обычно в работе с детьми.
Также составляется список индивидуально непереносимых ситуаций, ранжированных по значению. Но ситуации поочередно моделируются и решаются другим человеком, не имеющим аналогичных проблем. Затем ситуация отрабатывается с тем, кому эта проблема принадлежит. Методика может использоваться в группе подростков (7-9 человек), меньшая часть которых имеет проблемы в поведении.

Систематическая десенсибилизация

3. Эмотивное воображение.
Здесь используется образ любимого героя ребенка, его кумира или значимого человека. В этом образе ребенок постепенно сталкивается с ситуациями и преодолевает их.
Этапы работы:
1 – составление иерархии ситуаций и объектов, вызывающих тревогу;
2 – выявление любимого героя, с которым бы ребенок себя легко идентифицировал;
3 – воображение любой жизненной ситуации при закрытых глазах вместе с героем;
4 – решение тревожащей ситуации (из списка) в образе героя.
      Как только ребенок демонстрирует спокойно-уверенное поведение, переходят к следующей по списку ситуации. Затем ребенка побуждают вести себя уверенно в аналогичных ситуациях в реальной жизни.

Систематическая десенсибилизация

Десенсибилизация направлена на торможение страха. Систематическая десенсибилизация может использоваться не только в случае фобий или неуверенного поведения, но и в отношении других негативных переживаний. Кроме релаксации могут быть использованы другие ингибиторы (несовместимые реакции) тревоги. Это юмор, отношения безопасности и поддержки, переживание успеха.       В целом десенсибилизацию можно представить следующим образом. Страх, тревога могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, связать во времени со стимулами, антагонистичными страху, например с релаксацией. Первоначально исследуются психологические трудности, на основе чего составляется иерархия ситуаций, вызывающих тревогу (от менее к более значимым). Затем происходит обучение релаксации. На третьем этапе у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, рождающих у него страх. При этом последовательно происходит снижение тревоги.
Десенсибилизация в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих тревогу, и собственно десенсибилизация через тренировку в реальных ситуациях (их многократное повторение в жизни при поддержке специалиста). Тренировка в реальной жизни может быть также заменена тренировкой в группе.

Имплозивная терапия

Метод "наводнения" или имплозивная терапия: клиенту внезапно предъявляются сцены, вызывающие у него чрезвычайно сильную тревогу. Методика «наводнения» основана на максимальном переживании страха.
В данном случае составляется список пугающих ситуаций. Клиента просят с максимальной выразительностью вообразить ситуацию, вызывающую страх, свободно выражая все возникающие чувства. Цель терапевта – поддержание страха на максимально высоком уровне при переходе ко все новым и новым ситуациям из индивидуальной шкалы тревоги.

Имплозивная терапия

При этом личность должна встретиться лицом к лицу со своими кошмарами, нередко идущими из детства, и разрушить привычный эмоциональный стереотип.
Переживание очень сильного страха в условиях поддержки и безопасности способствует его угашению.
Процедура длится до тех пор, пока тревога не иссякнет, на это в большинстве случаев требуется от 10 мин до 1 ч. Иногда клиенты оказываются настолько подавленными, что прерывают занятие. Однако применение метода "наводнения" нередко приводит к улучшению состояния при лечении разнообразных фобий.

Методы коррекции эмоциональных состояний

В целом десенсибилизация признается более эффективной, чем метод "наводнения". Десенсибилизация – менее стрессовый метод.       
Данные методы коррекции эмоциональных состояний могут сочетаться:
- с игровой терапией (у детей),
- творческим самовыражением (рисование, театрализация),
- телесной терапией,
- гештальт-техниками,
- психоаналитической терапией.

Методы саморегуляции

1. Тренинг релаксации (основы разработаны Э. Джекобсоном).
Э. Джекобсон: рефлекторные реакции гипервозбуждение и гиперраздражение, связаны с состоянием, которое он назвал нервно-мышечная гипертензия. Симптомы гипертензии встречаются очень часто, в том числе при общей напряженности, напряженном ритме жизни, проблемах самоконтроля, бессоннице, головных болях.
Обучение релаксации (расслаблению) является важной задачей, для решения которой была предложена методика прогрессирующей релаксации.

Методы саморегуляции

В начале обучения разъясняются цели процедуры, ее элементы и их назначение. Клиенты должны убедиться, что навыки релаксации помогут им справиться с определенными проблемами.
Основные этапы процесса обучения :
I — клиентов обучают фокусировать внимание на определенной группе мышц;
II — вызывать напряжение этой группы мышц;
III — добиваются навыка фиксации, сохранения напряжения в течение 5-7 с;
IV — проводится обучение освобождению от напряжения;
V — внимание специально фокусируется на снижении напряжения в мышцах или на полной релаксации данной группы мышц.

Методы саморегуляции

Клиенты должны хорошо освоить цикл «фокусировка — напряжение фиксация — освобождениерасслабление» и применять его при выполнении домашнего задания.
Консультант демонстрирует отдельные приемы на собственном примере и сопровождает действия специальными фразами, например: «Я фокусирую все мое внимание на правой руке и на правом предплечье, и я хочу, чтобы вы делали то же самое»; «Я сжимаю правый кулак и напрягаю мышцы нижней части руки... теперь я как можно быстрее снимаю напряжение в правой кисти и в нижней части руки... я расслабляю правую руку и предплечье, позволяя напряженности уходить дальше и дальше и позволяя мышцам становиться все более расслабленными... напряжение исчезает и появляется ощущение все более и более глубокой релаксации».
На первом занятии цикл для каждой группы мышц желательно пройти дважды.

Методы саморегуляции

С целью облегчения обучения все мышцы тела делятся на 16 групп. Консультант последовательно дает указания по созданию напряжения в каждой группе мышц:
1 — сожмите правый кулак и напрягите мышцы нижней части руки;
2 — согните правую руку в локте и напрягите мышцы верхней части правой руки;
3 — сожмите левый кулак и напрягите мышцы нижней части руки;
4 — согните левую руку в локте и напрягите мышцы верхней части левой руки;
5 — поднимите брови как можно выше;
6 — крепко зажмурьте глаза и наморщите нос;
7 — сожмите зубы и растяните углы рта;
8 — с силой потяните подбородок вниз к груди, не давая ему коснуться ее;

Методы саморегуляции

9 — сведите лопатки вместе и сделайте глубокий вдох;
10 — напрягите мышцы живота так, будто кто-то собирается вас в него ударить;
11 — напрягите мышцы верхней части правой ноги, подтягивая верхние мышцы вниз, а нижние мышцы — вверх;
12 — вытяните правую ногу и тяните пальцы ноги по направлению к голове;
13 — встаньте на кончики пальцев правой стопы и поверните стопу внутрь;
14 — напрягите мышцы верхней части левой ноги, подтягивая верхние мышцы вниз, а нижние — вверх;
15 — вытяните левую ногу и тяните пальцы ноги по направлению к голове;
16 — встаньте на кончики пальцев левой стопы и поверните стопу внутрь.

Методы саморегуляции

Как только клиент освоит прием напряжения различных групп мышц, консультант предлагает ему выполнить эти упражнения с закрытыми глазами. После того как весь цикл оказывается пройден, выясняется, достигнуто ли полное расслабление. Если нет, клиент должен поднять указательный палец, а консультант – выслушать клиента. Полной релаксации не следует ожидать немедленно.
Если же она затруднена, через какое-то время можно пройти цикл «напряжение – расслабление» повторно. Допускается изменение порядка группировки мышц и способа напряжения с учетом индивидуальных различий. В конце занятия консультант может попросить клиентов сосредоточиться на чем-то самом приятном.

Методы саморегуляции

Тренировка требует минимум 8-9 сеансов (ускоренный вариант).
Одновременно дважды в день проводятся самостоятельные упражнения по 15-20 мин (последнее — перед сном). Выполнение домашних упражнений специально обсуждается для нахождения оптимальных условий и стратегий расслабления.
Регулярная регистрация успехов (продвижения) повышает вероятность продолжения занятий.
После освоения полной процедуры мышечной релаксации переходят к освоению ее кратких вариантов — релаксации сначала семи, а затем только четырех групп мышц.

Методы саморегуляции

Мышечная тренировка сопровождается вербальной релаксацией.
Вербальные процедуры релаксации подразумевают либо инструктирование клиентов консультантом, либо самоинструктирование.
Эти навыки позволяют использовать релаксацию в любых жизненных ситуациях.

Методы саморегуляции

Ментальная релаксация также расширяет возможности клиентов и усиливает эффект процедуры.
Она обычно подразумевает представление (воображение) конкретной спокойной, приятной сцены.
Консультант может выяснить, какие сцены клиенты находят особенно благоприятными, и помогать им вербально.
Ментальная релаксация часто используется после мышечной релаксации.

Методы саморегуляции

Дифференцированная релаксация подразумевает сочетание минимального напряжения мышц, участвующих в совершении действия, с расслаблением других мышц.

Методы саморегуляции

Условная релаксация. Консультант обучает клиентов связывать ключевое слово, например «покой» или «отдых», с состоянием глубокого расслабления, которого можно достичь посредством прогрессирующей мышечной релаксации. В дальнейшем клиенты могут использовать ключевое слово для подавления чувства тревоги.

Методы саморегуляции

Задачи консультанта:
не только обучать клиентов различным процедурам релаксации,
но и побуждать их регулярно снимать нервное напряжение в реальной жизни.
Прямые рекомендации клиенту:
полноценно отдыхать,
не брать на себя чрезмерных обязательств,
выделять достаточно времени для еды и сна,
сохранять физическую форму.

Методы саморегуляции

Обучить клиентов прогрессирующей мышечной релаксации возможно приблизительно за 6 занятий, если при этом обучающиеся выполняют упражнения дома ежедневно 2 раза в день по 15 мин.
Цель научения релаксации — не развитие способности управлять мышцами само по себе, а развитие умения достигать состояния, характеризующегося эмоциональным спокойствием (объяснить клиентам).

Методы саморегуляции

2. Метод формирования стратегии самоконтроля:
1 – первоначально клиента обучают самонаблюдению за собственным поведением: в постановке личных целей, в планировании постепенных шагов к цели, в нахождении значимых подкреплений позитивного поведения.
Самонаблюдение часто осуществляется в форме дневника. Клиенты также могут составлять диаграммы (например, диаграмму, отражающую изменения веса) или заполнять учетные листы (например, учетный лист, показывающий количество выкуренных сигарет в динамике).
Самонаблюдение повышает уровень осознания и самоконтроля. Оно также используется для оценки прогресса.

Методы саморегуляции

2 – после развития навыков самонаблюдения переходят к формированию самоконтроля.
Две основные стратегии самоконтроля:
1 стратегия – клиенты могут попытаться изменить окружающую среду (контроль стимула) в соответствии со своими целями до совершения действий. Например, людям, занимающимся по программам снижения веса, предлагается: следить за тем, чтобы пища находилась вне поля зрения, до нее было нелегко добраться, а количество ее было ограничено. Целесообразно покупать одежду меньшего размера. Также по возможности следует избегать контактов, способствующих перееданию;

Методы саморегуляции

2 стратегия – клиенты могут награждать себя после совершения действий, способствующих достижению цели, используя положительное самоподкрепление.
Самоподкрепляющую силу имеет:
- что-то, выходящее за рамки повседневной жизни (например, новый предмет одежды или особое событие);
- что-то приятное, что мы делаем редко;
- самозаявления (например, каждый раз при воздержании от употребления алкоголя человек говорит себе: «Отлично», «Я молодец», «Я доволен, что сделал это»).
Эффективность самоподкрепления зависит от выбора вознаграждения и от его соответствия цели. Сложные цели могут быть разбиты на несколько этапов, чтобы клиенты вознаграждали себя за последовательное достижение все более важных целей.
Составление односторонних (с самим собой) и двусторонних контрактов также способствует развитию у клиентов навыков самосовершенствования.

Суггестивные методики психокоррекции

1. Суггестивное внушение (самовнушение) – аутотренинг. Психорегулирующая тренировка есть одновременно высшее дисциплинирование воли.
2. Гетеросуггестивное – внушение, проводимое педагогом, врачом и психологом.

Когнитивное переструктурирование

Наряду с эмоциональными проблемами и трудностями саморегуляции, причинами нарушенного поведения могут быть искажения в когнитивных процессах, таких, как восприятие, установки, интерпретации, умозаключения и т.д. При изменении их содержания можно ожидать изменений и в эмоциональной, и в поведенческой сферах.

Когнитивное переструктурирование

Приемы когнитивного переструктурирования:
1 – обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе клиента;
2 – идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей. Например, депрессия и химическая зависимость часто сопровождаются такими негативными убеждениями, как: «Я плохой(ая)», «Меня нельзя любить», «Я не могу заинтересовать людей», «У меня ничего не получается», «Я должна всем понравиться». При этом факты и оценки окружающих нередко противоречат суждениям клиента, но игнорируются им.

Когнитивное переструктурирование

Негативные мысли и относящиеся к ним общие установки тщательно исследуются и идентифицируются: выявляются, получают название в терминах клиента, записываются.
В следующей, проверочной, фазе логическая правильность и последовательность этих идей и установок подвергается критической оценке. Важно, чтобы клиент сам исследовал свое поведение и убедился в неадекватности дезадаптивных мыслей, а также в том, что они являются причиной многих его бед.
В заключение разрабатываются альтернативные возможности интерпретации и оценки, которые апробируются в реальных ситуациях. Например, консультант просит клиента продумать и написать более адекватные утверждения напротив каждой из дисфункциональных установок. Затем эти утверждения можно повторять в нужных ситуациях как самоинструкцию.
Области применения метода когнитивного переструктурирования: депрессии, страхи, суицидальные намерения, состояния зависимости, навязчивости.

Дидактические методики психокоррекции

"Рациональная психотерапия" – один из самых распространенных методов психотерапевтического воздействия на личность, приобретающий все более высокое значение в плане изменения неправильной системы отношения личности и в аспекте формирования активного противодействия неадекватным формам невротического или отклоняющегося поведения (Н.В. Иванов, И.З. Вельвовский, Д.В. Панков и др.).

Дидактические методики психокоррекции

Д.В. Панков считает, что формирование адекватной "внутренней картины болезни" невозможно без известной разъяснительной работы психотерапевта и она приобретает тогда психотерапевтическую ценность, если несет в себе аргументированный характер и элементы медико-санитарного просвещения.

Внутренняя картина дефекта

ВКД


Личность Социум
страдающего
человека
Дефект

Под воздействием этих факторов у человека формируется:
отношение к себе,
отношение к дефекту,
отношение к окружающим,
изменяется самооценка,
появляются различные комплексы тревоги, психосоматические нарушения.

Иррациональные установки

1. Я несу ответственность за поступки других людей.
2. Я должен быть вежливым.
3. Я причастен к проблемам других людей.
4. Во всем виноваты другие.
5. Я не должен быть агрессивным.
6. Я не достоин хорошего отношения.
7. У меня нет качеств, чтобы преуспеть.
8. Мой удел – страдать.
9. Ничего не получится.
10. Со мной всегда происходит все плохое.
11. Людям нельзя доверять.
12. Надо быть настороже.
13. Я недостаточно хорош.
14. Я одинок в этой жизни.
15. Нельзя расслабляться.
16. Я предпочитаю ничего не менять.

Рациональные убеждения

1. Я имею право на ошибку.
2. Я имею чувство собственного достоинства.
3. Я имею право хорошо к себе относиться.
4. Я имею право поступать, исходя из своих убеждений и ценностей.
5. Человек имеет право идти своей дорогой, если она не нарушает путь других людей.
6. Я имею право не чувствовать ответственность за поступки других людей.
7. Я имею право чего-то не знать или не уметь.
8. Я имею право быть свободным от оценок других людей.
9. Я имею право заботиться о себе.

Критерии рациональных убеждений:


возможность выбора;

ощущение позитивного настроя;

ощущение силы и свободы.

Методы угашения нежелательного поведения. Наказание

Способы угашения нежелательных действий – формы наказания:
- тайм-аут,
- использование негативных последствий реакции,
- предъявление аверсивного (крайне неприятного) события.

Методы угашения нежелательного поведения. Наказание

1) Тайм-аут — это процедура при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми.
При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Например, негативное поведение ученика в классе может подкрепляться вниманием со стороны учителя и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка вынуждают покинуть класс.
В случае же неприемлемого поведения маленького ребенка, его помещают в отдельную комнату на короткое время (от 5 до 20 мин). При этом ребенок заранее должен быть информирован о правилах поведения и последствиях плохого поведения.
Перед наказанием следует однократное предупреждение. Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует настойчиво и систематически.

Методы угашения нежелательного поведения. Наказание

2) Использование издержек реакции (или методика негативных последствий) – лишение человека подкрепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелательное поведение.
Подкрепляющими стимулами могут быть: любимые занятия, свободное время, подарки, сладости, одобрение и внимание окружающих, успех.
Другой вариант издержек реакции – негативные реакции окружающих людей на отклоняющееся поведение личности.
Самые распространенные и действенные формы негативных реакций – осуждение (особенно групповое), выражение гнева, физическое наказание, угрозы. Например, по отношению к клиентам, нарушающим терапевтический контракт, консультант может применить штрафные санкции (в денежном эквиваленте) или выразить свое неудовольствие.

Методы угашения нежелательного поведения. Наказание

Иногда (редко) побуждают клиентов использовать неприятные последствия или самонаказание.
Например, человек, желающий снизить вес, может отдавать определенную сумму денег за каждые 100 калорий, превышающих ежедневную норму, или же может использовать специальный одеколон с особо ядовитым запахом после каждого внепланового приема пищи.
Неприятные последствия можно просто вообразить. Например, человек, который решил бросить курить, представляет, что его ругают или у него появляются боли после каждой выкуренной сигареты.

Методы угашения нежелательного поведения. Наказание

3) Аверсивные методы относятся к более спорным технологиям, так как связаны с намеренным усилением страданий клиента. Они обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования. В основе аверсивного метода лежит воздействие, вызывающее выраженный дискомфорт: боль, страх, отвращение. Как, например, удар током при мысли о еде или провокация рвотного рефлекса при употреблении алкоголя.

При использовании приведенных методик следует иметь в виду, что наказание эффективно, если оно: понятно личности, основано на правилах, используется последовательно и непременно сочетается с позитивным подкреплением альтернативных (одобряемых) реакций. В целом наказание действительно приводит к снижению вероятности отклоняющегося поведения, но при этом оно, к сожалению, не повышает частоту желательных действий.

Методы формирования позитивного поведения

Наиболее распространенный метод формирования желательного поведения – подкрепление. Как положительное, так и негативное подкрепление усиливают вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации.

Методы формирования позитивного поведения

Позитивное подкрепление — главный метод изменения поведения.
Условия успеха:
— подкрепление должно быть индивидуально значимым;
— подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением;
— связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплением должна быть достаточно четкой.

Методы формирования позитивного поведения

Подкрепление можно осуществлять:
непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов);
косвенно (с помощью символов, жестов);
подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями — людьми, которые получают награду за желательное поведение.
Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку может получить награду — повышенное внимание и заботу семьи, вместо того чтобы подкреплялось его независимое поведение.

Методы формирования позитивного поведения

Многие подкрепляющие стимулы, такие, как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни.
Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм.
Первоначально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека. Также можно предложить клиенту составить шкалу «приятных событий» или список условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные деятельности.

Методы формирования позитивного поведения

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами:
— взаимодействие (отношения);
— переживания, несовместимые с депрессией (агрессией);
— действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие и т.д.).

Методы формирования позитивного поведения

Программы жетонного подкрепления. Жетоны — это вещественные условные подкрепляющие стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие стимулы. Последние могут выглядеть как право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т.п.
Программы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов. Данный метод широко используется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.
При применении жетонов частота дурного поведения существенно уменьшается. Однако вслед за отменой жетонного подкрепления может наблюдаться и уменьшение случаев желательного поведения. В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, например, похвалой и самоподкреплением. Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.

Методы формирования позитивного поведения

Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя работу со значимыми другими, например обучение преподавателей или родителей процедурам подкрепления (для отдельных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, которые, по их словам, они пытаются устранить.

Методы формирования позитивного поведения

Активное социальное обучение адаптивным поведенческим реакциям.
Нередко уже при проведении поведенческой оценки выявляется дефицит ведущих социальных навыков: клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конфликты, сопротивляться негативному влиянию среды или принимать решения.
Репетиция поведения — это один из методов профессионального консультирования, широко используемый в случаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь форму тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания ситуаций.

Методы формирования позитивного поведения

1. Выявляются области, в которых клиенты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обучению.
2. Определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях.
3. Клиентам предоставляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль «оппонентов»).
4. Клиентов побуждают применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.

Методы формирования позитивного поведения

Тренинг ассертивности, пожалуй, имеет наибольшее значение при проведении репетиции поведения.
Тренинг ассертивности основан на выделении трех видов поведения:
- неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами;
- агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других;
- ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимодействующие стороны.

Методы формирования позитивного поведения

Этапы работы:
I этап поведенческой оценки – решается вопрос, в каком виде тренинга клиент нуждается – в общем или в специфическом.
II этап – формируется мотивация клиентов на сотрудничество. Полезно изучить взгляды и убеждения клиентов, чтобы опираться на них впоследствии. Например, нужно помочь членам религиозных культов понять, что они станут более эффективными и как люди, и как верующие, если перестанут отвергать свои потребности и чувства (что всегда связано с психологическими потерями).

Методы формирования позитивного поведения

III этап – определяют, какой вид альтернативного поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, например при необходимости оказать сопротивление негативному влиянию референтной группы. Клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При этом следует принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Следует побуждать клиентов к решению ассертивных задач тогда, когда они к этому готовы

Методы формирования позитивного поведения

IV этап – репетиция ассертивного поведения. Важно фокусировать внимание клиентов не только на вербальных составляющих поведения, но и на других его компонентах, таких, как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи.

Методы формирования позитивного поведения

V этап – клиентов побуждают применять приобретенные на занятиях знания в реальной жизни, например с помощью домашнего задания соответствующего уровня сложности. В интервалах между занятиями обучающиеся также могут самостоятельно пытаться применять адаптивные социальные навыки в реальной жизни. Наличие таких попыток указывает на адекватность поведения клиентов. Кроме того, пробуя и экспериментируя, клиенты определяют, какие еще поправки следует внести в поведение.

Методы формирования позитивного поведения

Тренинг ассертивности можно применять в форме индивидуальной, групповой работы или в форме самопомощи. Группы могут быть гетерогенными (например, группа из подростков без проблемного поведения и с делинквентным поведением) или гомогенными (например, группа наркозависимых подростков).
Следует иметь в виду: вследствие сопротивления клиентов позитивным изменениям могут возникать конфликты между консультантом и клиентами, что всегда следует предвидеть как возможную трудность.

Методы формирования позитивного поведения

Тренинги уверенности, коммуникативных навыков, принятия решения, резистентности к социальному давлению, разрешения конфликтов. При этом используются самые разнообразные приемы поведенческой психологии, например ролевые игры и игровые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дискуссии, способы самоконтроля и т.д.

Методы формирования позитивного поведения

Методы должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще используется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаимодополняющих теорий и методов. Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы. Например, для подростка с зависимым поведением может быть адекватной следующая схема психологической помощи: семейное консультирование – семейная системная психотерапия – социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия – индивидуальная психотерапия в сочетании с семейным консультированием.

Интервью с подростком

I. Определение проблемного поведения.
1. Происхождение проблемы:
- «Как я понимаю, ты пришел сюда из-за …» (обсудить причины обращения).
- «Расскажи подробнее об этом. Как сам оцениваешь эту проблему».

Интервью с подростком

2. Степень тяжести проблемы:
а) Оценить восприятие сложности проблемы подростком:
- «Насколько эта проблема для тебя представляет затрудения?».
б) Цель – получить информацию о частоте проблемного поведения:
- «Как часто ты …?».

Интервью с подростком

3. Общие характеристики проблемы:
а) Длительность: «Как давно это происходит?».
б) Распространенность: «Как обычно это происходит?».
в) Выяснить ситуации, в которых возникает проблемное поведение:
- «Ты делаешь это в компании?».
- «Делаешь ли ты это дома?».

Интервью с подростком

II. Детерминанты проблемного поведения.
1. Условия, которые усиливают проблемное поведение:
- «В каких случаях и при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется?».

Интервью с подростком

2. Условия, которые ослабляют проблемное поведение:
- «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы, обстоятельства помогают тебе в этом?».
- «Что раньше помогало преодолевать подобные проблемы?».
- «Как такие проблемы решали твои родственники, знакомые?».
- «Когда последний раз ты мог постоять за себя?».
- «Когда последний раз ты получал удовольствие без чьей-либо поддержки?».
- «Делал ли ты что-нибудь приятное для братьев и сестер?».
- «В чем ты достиг большего, чем твои друзья, знакомые (сверстники)?».
- «Предположим, что твой друг с проблемой вроде твоей пришел к тебе за советом. Что бы ты ему сказал?» (Это для признания компетентности клиента.).

Интервью с подростком

3. Предполагаемое происхождение проблемы:
- «Как ты думаешь, что заставляет тебя это делать?».
4. Специфические антеценденты (запускающие проблемное поведение стимулы):
- «Давай вспомним последний раз … Что произошло в тот момет?».
Личное влияние:
- «О чем ты думал в тот момент?».
- «Как ты себя чувствовал?».

Интервью с подростком

5. Специфические последствия:
- «Что произошло потом?». Социальные последствия:
- «Что сделали … (идентифицированные ранее значимые Другие)?»
Личностные последствия:
- «Как ты чувствовал себя после этого?».

Интервью с подростком

6. Предполагаемые изменения:
- «Ты, возможно, много об этом думал … Что можно было сделать для изменения ситуации (поведения)?».
7. Предполагаемые пути для дальнейшего исследования:
- «О чем, по-твоему, мне еще нужно спросить, чтобы помочь тебе в решении этой проблемы?».

Спасибо за внимание!