Психологическая защита в персональном мифе человека
Оценка 4.7

Психологическая защита в персональном мифе человека

Оценка 4.7
doc
04.07.2022
Психологическая защита в персональном мифе человека
Психологическая защита в персональном мифе.doc

Психологическая защита в персональном мифе

человека

И.Н. Тазов

В настоящее время в психологической науке особую актуальность приобретает проблема персонального мифа человека.

Согласно толковому словарю, для простых людей миф- всего лишь сказка, предание. Официальная философия полагала его формой общественного сознания. Миф трактовался как «обобщенное отражение действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ» [1]. Нас, конечно же, интересует психологическая природа персонального мифа, его взаимосвязь с механизмами психологической защиты. Так что же такое персональный миф конкретного человека?

В своей фундаментальной работе А.Ф. Лосев «Диалектика мифа» дает диалектическое и содержательное его толкование. Миф отличный от обыденной жизни горизонт «видения» и существования, в котором вещи приобретают свой специфический смысл и, соответственно, значимость.

Когда человек в мифе, он подчиняется мифическим законам и закономерностям [3].

Позже возникают разные точки зрения, например, «миф - есть способ социального существования» [5]. Или: «миф - особый способ ориентации человека   в мире» [2]. Миф - единственно возможный способ диалога человека с миром[4]. По мнению Э.Фромма, миф является системой мышления и действия, основание которой разделяется некоторой группой и предоставляет индивиду рамки ориентации и объекты поклонения. В работах, посвященных проблемно-практическим играм, исследуется деятельность игротехника. Предметом деятельности являются, так называемые, мифопрактические машины (Голубчиков В.В.). Автор понимает мифы как «усвоенные представления», они формируют впечатления от видимого, а, следовательно и поступки человека во внешнем мире. Говоря образно, «миф и человек прорастают друг в друга». Мы можем предположить, что образ жизнедеятельности человека определяется его персональным мифом. В этом случае персональным мифом называется любой набор представлений, который определяет и организует образ восприятия и действия человека.

В силу того, что миф есть выражение ценностно-смысловых образований он многомерен , а значит содержит в себе, и то что было, и что будет или имеет вероятность реализовываться. Поэтому в мифологическом пространстве личности идет обработка сценариев жизни, ее моделирование и апробация. Так же происходит формирование системы норм и правил общественной жизни. «Система норм и правил» это всегда какие-то ограничители и барьеры. Непрогнозируемость поведения окружающих воспринимается как фактор опасности и угрозы, вызывая желание избежать ее. Человек сравнивает результаты своего поведения, и когда видит расхождения, то использует механизм психологической защиты, с целью снять конфликт внешних требований и внутренних оценок (норм, желаний, потребностей). Активность личности направлена на соответствие требованиям социального окружения. Получается, что с помощью психологической защиты человек «защищает» свою мифическую личность от разрушения или изменения ценностей и смыслов. На уровне сознания это может ощущаться как «муки совести», или сглаживаться искажением какой либо роли. Примеры подобного поведения описаны у Э. Берна.

Получается, что психологическая защита адаптирует миф личности не только к требованиям среды, сколько к социальному эталону, усвоенному им как норма во время становления персонального мифа.

Следовательно, личность это миф, особенно с позиции ролевого подхода, т.к. осмыслена и оформлена с точки зрения общественного мифического сознания. В мифе личность стремится также проявить и высказать себя, иметь какую-то свою историю. Конкретная история личности есть мифическая реализация регулятивных стремлений, тенденций человека к значимости, иначе говоря, какой миф, такова и личность человека, т.к. личность оформляется и осмысливается в рамках мифа [6], социальная адаптация происходит с помощью механизмов психологической защиты.

Кроме этого, следует отметить, что понятие защиты употребляется в двух основных значениях, имеющих существенное различие. Во-первых, защита как то, что защищает, т.е. определенное системно-структурное образование, и, во-вторых, защита как действие, т.е. как процесс функционирования данной системы.

Психологическая защита обеспечивает целостность мифа, а также направляет на реализацию в настоящем и будущем совокупности целей и установок персонального мифа.

Рассмотрим традиционные механизмы психологической защиты: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция и т.д.

Отрицание реализуется при конфликтах любого рода, характеризуется отчетливым искажением восприятия действительности в пользу целостности мифа.

Неприемлемые для персонального мифа импульсы, желания, чувства, которые, вытесняются при помощи такого механизма защиты как подавление. Тем не менее, импульсы сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты, внешнее проявление которых может восприниматься как немотивированная тревога.

Регрессия в классических представлениях рассматривается как механизм защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития персонального мифа.

Компенсация есть средство утешения, замещения и восполнения недостающего. Этот механизм защиты обнадеживает индивида, тем самым создает психологический комфорт внутри мифа.

Проекция, в основе которой лежит процесс приписывания окружающим своих негативных и неприемлемых для мифа чувств и свойств, например, агрессивность, чтобы оправдать собственную агрессию или недоброжелательность, которая проявляется в защитных целях.

Реже встречается другой вид проекции, при которой значимым лицам приписывают позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, способные возвысить собственную значимость.

Мы считаем нужным указать на взаимосвязь содержательности, внутренней логики мифа, степенью связи между регулятивными тенденциями мифа и разнообразием использования механизмов психологической защиты, количеством используемых личностью механизмов психологической защиты. Система психологической защиты формируется в процессе жизни, врастая в структуру жизненного мифа человека, изменяется с возрастом и под влиянием переживаемых стрессов, конфликтов. Как говорится: - «Будь готов прийти на помощь другим, но не забывай себя»[7].

 

Литература:

1.      1Б.С.Э. Третье издание.-М.: Советская энциклопедия.,-1974.

2.      Голубчиков В.В. Основания игротехники: о людях и машинах .В. сб. Управленческие нововведения и игропрактика. М. -1990.- С. 53-69.

3.      Лобок А. М. Антропология мифа.- Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.-688 с.

4.      Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений.- М.: Изд-во «Правда», 1990. – С. 391-655.

5.      Рапопорт А. Г. Границы проектирования.- Вопросы методологии.- М.-1991, №1.- С.19-38.

6.      Шаров А. С. Миф как смыслонесущая реальность. – Омск.- 2004.

7.                      Беатрис Честнат, Уранио Паэс Эннеаграмма Руководство по внутренней трансформации и познанию себя. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2022. — 279 c.


8.                     

Психологическая защита в персональном мифе человека

Психологическая защита в персональном мифе человека

Кроме этого, следует отметить, что понятие защиты употребляется в двух основных значениях, имеющих существенное различие

Кроме этого, следует отметить, что понятие защиты употребляется в двух основных значениях, имеющих существенное различие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2022