Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Решение задач с помощью уравнений"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии контекстного обучения. Основной проблемой образовательных достижений по математике российских школьников является противоречие между высокими предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Стандарты второго поколения предъявляют новые, современные требования к учебному процессу. При проектировании эффективного урока необходимо учитывать особенности реализации межпредметных связей в соответствии с требованиями ФГОС.
Иконка файла материала методразраб6класс уравн.docx

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Образовательный центр имени

Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области.

 

 

 

Методическая разработка

урока по математике

в 6 классе

 по теме

Решение задач с помощью уравнения на части и проценты

 

 

 

 

 

Учитель математики

 Шатова Ольга Рудольфовна,

высшей категории

 

 

 

 

Энгельс 2025 год

 

Пояснительная записка.

Автор разработки: Шатова Ольга Рудольфовна.

Программа: «Математика». Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.  для классов углубленного изучения математики.

Методы, используемые на уроке, проблемно-поисковый, исследовательский, иллюстративный, репродуктивный

            Оборудование: мультимедиа, карточки для самостоятельной работы по новой теме, мел, доска.

Работа в группах, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии контекстного обучения.

Основной проблемой образовательных достижений по математике российских школьников является противоречие между высокими предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Стандарты второго поколения предъявляют новые, современные требования к учебному процессу. При проектировании эффективного урока необходимо учитывать особенности реализации межпредметных связей в соответствии с требованиями ФГОС.

            Данная работа представлена по математике в 6 классе.              

В классе 29 человек.  Из них  - 12 мальчиков и 17 девочек. Качество знаний по классу составляет  –77 %.

Учащиеся класса не однократно принимали участие в интернет олимпиадах, и занимали призовые места. Дети очень активные. Умеют делать выводы, аргументировано доказывать свою правоту.

Учащиеся на уроке. Были активны. Все  что было запланировано выполнили. Справились и с практической работой в полном объеме, В конце урока сделали самопроверку. И оценили себя.

Урок полностью удался.

 

Технологическая карта

урока математики в 6 классе

Учитель: Шатова Ольга Рудольфовна

Тип урока. Урок "открытия" нового знания.   

Тема урока: Решение задач с помощью уравнения на части и проценты

             

Цель. Предметные: формировать умение решать текстовые задачи с помощью уравнений на части и проценты

Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание, применять приобретённые знания и умения.

Метапредметные: формировать умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимание необходимости их проверки.

 

Оборудование. учебник, тетрадь, мультимедиа

 

 

 

 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределе

ние к деятельности.

Организационный

момент.

Устный счет . Игра «День, ночь»

Подготовка класса к работе.

Отвечают на вопросы. Выбирают букву с правильным ответом и получают слово «Процент». 2 пары ребят решают  уравнения

Личностные:

- самоопределение;

Регулятивные:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Постановки учебной   задачи

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию

Что мы изучали с вами на предыдущих уроках? А почему сегодня слово "процент". Зачем надо знать и изучать процент?

 

 

Мы действительно будем решать задачи на составление уравнений с процентами. Что вы ждете от этого урока?

Отвечают на вопросы.  Решали уравнения и задачи с помощью уравнений.

Наверное решать задачи на процент. Проценты нас окружают в жизни: скидки, накопления, прибыль.

Ставят цели на урок.

 

Научится решать задачи.

Познавательные:

-выделение и формирование познавательной цели,

- анализ объектов и понятий;

-поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

-сотрудничество с учителем и сверстниками;

-умение слушать и вступать в диалог;

-учет позиции других учеников.

Личностные:

-постановка учебной задачи;

Регулятивные:

-выдвижение гипотез;

- целеполагание.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Фрагмент видеоурока. Задача 6. https://videouroki.net/video/42-reshenie-zadach-s-pomoshchyu-uravnenij.html

 

Составляют план достижения цели и определяют средства

Смотрят видоурок и записывают задачу. Комментируют принимали за «х». как составляем уравнение.

Регулятивные:

- планирование, прогнозирование;

Познавательные: - моделирование,

 - логические решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4. Первичное

закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Мы с помощью уравнения составили математическую модель задачи.

- Какой величины нам не хватает?

-Значит эту величину принимаем за «х».

Решаем номер из учебника № 1193. Читают задачу. И отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

- Сколько пройдено в первый день.

-Пусть х км пройдено в первый день, тогда во второй день пройдено 7/8х км, а в третий день – 0,9х км. Известно, что за 3 дня пройдено 222 км. Составим уравнение х+7/8х+0,9х=222.

Х=80,

1)80км пройдено в первый день.

2)80*7/8=70(км) пройдено во второй день.

3)80*0,9=72 (км) в третий день.

Ответ: 80 км, 70 км, 72 км. физкультминутка

Регулятивные:

- контроль, оценка, коррекция; Познавательные:

- общеучебные- умение структурировать знания,

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

Коммуникативные:

- умение слушать;

- обосновывать свою точку зрения;

 

Задачи на проценты встречаются в заданиях ОГЭ. Сегодня мы попробуем их решить. Решение идет фронтально, комментируем каждый пункт. (Приложение 1)

Читают условие задачи.

 

5.Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой.

Организует деятельность по применению новых знаний.

 

 

 

Работа в группах. Решают задачу №2.  Проверяют по решенному и оценивают свое решение.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ стр3

Личностные: самоопределение

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество детей в поиске и сборе информации, принятие решения и его реализация.

Регулятивные:

-контроль, коррекция, оценка, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения.

 

Познавательные:

-выполнение универсальных логических действий (сравнение, анализ, синтез);

-выстраивание логической цепи рассуждений;

-ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации.

6. Закрепление

В качестве закрепления рассмотрим № 1194. Составим правильно уравнение. Задание на дом. № 1194, и задача №3 из ОГЭ.

 Разбираем задачу. Выясняют, что принять за х, обсуждают уравнение. Слайд.4

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

- моделирование,

 - логические решение проблемы,

Коммуникативные:

-  управление поведением партнера - контроль,

- коррекция, оценка действий партнера

 

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование образовательной цели;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем,

-понимать информацию, представленную   схематичной форме,

 

Коммуникативные:

–  волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии;

 

7. Рефлексия  деятельности (итог урока).

 

Организует рефлексию. 

     -Какое новое открытие мы сделали сегодня?

Оцените свою работу, закончив предложения:

-Сегодня я понял(а) …

-Я запомнил(а)…

-Теперь я могу…

Осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;

 

Познавательные:

-  рефлексия;

 

Личностные:

-смыслообразование

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Задачи из ОГЭ и ЕГЭ

1. Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% меди, второй  — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.

2. Имеется два сплава. Первый сплав содержит 5% меди, второй  — 12% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 9 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.

3. Имеется два сплава. Первый сплав содержит 5% меди, второй  — 13% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 9 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.

4. Имеется два сплава. Первый содержит 15% никеля, второй  — 35% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 140 кг, содержащий 30% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава была меньше массы второго?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный счёт. Игра «День, ночь»

11/П; -0,32/Р; -3,5/; -3/Ц;  -2,4/Е; -4/Н; 7/Т; -7/И

 

П)10:2=

    ? · 5 =

    ?-14 =

       = 11

 

Р) -20 +15 =

     ? ·0,07=

  ? + 0,02=

          =-0,32

 

О) 4 - 5,2 =

     ? + 0,5 =

     ? ·5 =

          =-3,5

 

Ц) 56:  (-7) =

     ? – 2 =

     ? + 7 =

          = - 3

 

Е)  0,6 · 1,3 =

     ? – 9 =

     ? – 1,2 =

          = - 2,4

 

Н) 50 + 70 =

     ? ·0,1 =

     ? + 8 =

          =-0,32

 

Т) 12 +14 =

     ? : 2 =

     ? – 6 =

          = 7