Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр имени
Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области.
Методическая разработка
урока по математике
в 6 классе
по теме
Решение задач с помощью уравнения на части и проценты
Учитель математики
Шатова Ольга Рудольфовна,
высшей категории
Энгельс 2025 год
Пояснительная записка.
Автор разработки: Шатова Ольга Рудольфовна.
Программа: «Математика». Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. для классов углубленного изучения математики.
Методы, используемые на уроке, проблемно-поисковый, исследовательский, иллюстративный, репродуктивный
Оборудование: мультимедиа, карточки для самостоятельной работы по новой теме, мел, доска.
Работа в группах, фронтальная работа, самостоятельная работа.
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии контекстного обучения.
Основной проблемой образовательных достижений по математике российских школьников является противоречие между высокими предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Стандарты второго поколения предъявляют новые, современные требования к учебному процессу. При проектировании эффективного урока необходимо учитывать особенности реализации межпредметных связей в соответствии с требованиями ФГОС.
Данная работа представлена по математике в 6 классе.
В классе 29 человек. Из них - 12 мальчиков и 17 девочек. Качество знаний по классу составляет –77 %.
Учащиеся класса не однократно принимали участие в интернет олимпиадах, и занимали призовые места. Дети очень активные. Умеют делать выводы, аргументировано доказывать свою правоту.
Учащиеся на уроке. Были активны. Все что было запланировано выполнили. Справились и с практической работой в полном объеме, В конце урока сделали самопроверку. И оценили себя.
Урок полностью удался.
Технологическая карта
урока математики в 6 классе
Учитель: Шатова Ольга Рудольфовна
Тип урока. Урок "открытия" нового знания.
Тема урока: Решение задач с помощью уравнения на части и проценты
Цель. Предметные: формировать умение решать текстовые задачи с помощью уравнений на части и проценты
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание, применять приобретённые знания и умения.
Метапредметные: формировать умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимание необходимости их проверки.
Оборудование. учебник, тетрадь, мультимедиа
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
1.Самоопределе ние к деятельности. Организационный момент. |
Устный счет . Игра «День, ночь» |
Подготовка класса к работе. Отвечают на вопросы. Выбирают букву с правильным ответом и получают слово «Процент». 2 пары ребят решают уравнения |
Личностные: - самоопределение; Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Постановки учебной задачи |
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию Что мы изучали с вами на предыдущих уроках? А почему сегодня слово "процент". Зачем надо знать и изучать процент?
Мы действительно будем решать задачи на составление уравнений с процентами. Что вы ждете от этого урока? |
Отвечают на вопросы. Решали уравнения и задачи с помощью уравнений. Наверное решать задачи на процент. Проценты нас окружают в жизни: скидки, накопления, прибыль. Ставят цели на урок.
Научится решать задачи. |
Познавательные: -выделение и формирование познавательной цели, - анализ объектов и понятий; -поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: -сотрудничество с учителем и сверстниками; -умение слушать и вступать в диалог; -учет позиции других учеников. Личностные: -постановка учебной задачи; Регулятивные: -выдвижение гипотез; - целеполагание. |
3. Построение проекта выхода из затруднения. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Фрагмент видеоурока. Задача 6. https://videouroki.net/video/42-reshenie-zadach-s-pomoshchyu-uravnenij.html
|
Составляют план достижения цели и определяют средства Смотрят видоурок и записывают задачу. Комментируют принимали за «х». как составляем уравнение. |
Регулятивные: - планирование, прогнозирование; Познавательные: - моделирование, - логические решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4. Первичное закрепление |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Мы с помощью уравнения составили математическую модель задачи. - Какой величины нам не хватает? -Значит эту величину принимаем за «х». |
Решаем номер из учебника № 1193. Читают задачу. И отвечают на поставленные вопросы.
- Сколько пройдено в первый день. -Пусть х км пройдено в первый день, тогда во второй день пройдено 7/8х км, а в третий день – 0,9х км. Известно, что за 3 дня пройдено 222 км. Составим уравнение х+7/8х+0,9х=222. Х=80, 1)80км пройдено в первый день. 2)80*7/8=70(км) пройдено во второй день. 3)80*0,9=72 (км) в третий день. Ответ: 80 км, 70 км, 72 км. физкультминутка |
Регулятивные: - контроль, оценка, коррекция; Познавательные: - общеучебные- умение структурировать знания, - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: - умение слушать; - обосновывать свою точку зрения; |
|
Задачи на проценты встречаются в заданиях ОГЭ. Сегодня мы попробуем их решить. Решение идет фронтально, комментируем каждый пункт. (Приложение 1) |
Читают условие задачи. |
|
5.Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой. |
Организует деятельность по применению новых знаний.
|
Работа в группах. Решают задачу №2. Проверяют по решенному и оценивают свое решение. ПРЕЗЕНТАЦИЯ стр3 |
Личностные: самоопределение Коммуникативные: -инициативное сотрудничество детей в поиске и сборе информации, принятие решения и его реализация. Регулятивные: -контроль, коррекция, оценка, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения.
Познавательные: -выполнение универсальных логических действий (сравнение, анализ, синтез); -выстраивание логической цепи рассуждений; -ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации. |
6. Закрепление |
В качестве закрепления рассмотрим № 1194. Составим правильно уравнение. Задание на дом. № 1194, и задача №3 из ОГЭ. |
Разбираем задачу. Выясняют, что принять за х, обсуждают уравнение. Слайд.4
|
Познавательные: - моделирование, - логические решение проблемы, Коммуникативные: - управление поведением партнера - контроль, - коррекция, оценка действий партнера
Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование образовательной цели; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем, -понимать информацию, представленную схематичной форме,
Коммуникативные: – волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии;
|
7. Рефлексия деятельности (итог урока).
|
Организует рефлексию. -Какое новое открытие мы сделали сегодня? Оцените свою работу, закончив предложения: -Сегодня я понял(а) … -Я запомнил(а)… -Теперь я могу… |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;
Познавательные: - рефлексия;
Личностные: -смыслообразование |
Приложение
Задачи из ОГЭ и ЕГЭ
1. Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
2. Имеется два сплава. Первый сплав содержит 5% меди, второй — 12% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 9 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
3. Имеется два сплава. Первый сплав содержит 5% меди, второй — 13% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 9 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 10% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
4. Имеется два сплава. Первый содержит 15% никеля, второй — 35% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 140 кг, содержащий 30% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава была меньше массы второго?
Устный счёт. Игра «День, ночь»
11/П; -0,32/Р; -3,5/; -3/Ц; -2,4/Е; -4/Н; 7/Т; -7/И
П)10:2= ? · 5 = ?-14 = = 11
|
Р) -20 +15 = ? ·0,07= ? + 0,02= =-0,32
|
О) 4 - 5,2 = ? + 0,5 = ? ·5 = =-3,5
|
Ц) 56: (-7) = ? – 2 = ? + 7 = = - 3
|
Е) 0,6 · 1,3 = ? – 9 = ? – 1,2 = = - 2,4
|
Н) 50 + 70 = ? ·0,1 = ? + 8 = =-0,32
|
Т) 12 +14 = ? : 2 = ? – 6 = = 7 |
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.