ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Существенным условием повышения квалификации современного учителя, а следовательно, и повышения эффективности труда является рост его психологической грамотности, углубление знаний по общей, возрастной и педагогической психологии.
Невозможно без ущерба для учащихся обучать их не представляя ясно психологических основ организации восприятия и внимания, тренировки памяти, развития мышления и воображения. В таких случаях учитель во многом действуют вслепую. Точно так же, не понимая психологических основ организации восприятия и внимания, тренировки памяти, развития мышления и воображения. В таких случаях учитель во многом действует вслепую. Точно так же, не понимая психологических особенностей возраста, не умея правильно оценивать индивидуально-психологические качества ребёнка, учитель не может верно выбрать средство педагогического воздействия и подчас не ведает, что творит.
Только серьёзная психологическая подготовка учителя позволит ему из всего разнообразия методических указаний и советов, воспитывающих и обучающих методов, приёмов, и средств выбрать то, что действительно нужно для решения конкретных педагогических задач.
Если учитель знает психологию и всякий раз продумывает свои действия со стороны их психологической целесообразности, то со временем у него развивается психологическая зоркость. Он обретает возможность прогнозировать поведение школьников в определённых условиях и, следовательно, меняя условия, предотвращать отрицательные мотивы и действия и стимулировать положительные. Именно в этом и состоит сущность воспитания. Без психологической зоркости учителя невозможно прогнозировать поведение учащихся, а без прогнозирования невозможно целенаправленное и управляемое формирование их личности.
В некоторых школах всё ещё значителен процент неуспеваемости учеников. Неуспеваемость часто связана с нежеланием учится, недисциплинированностью и пренебрежительным отношение ученика к требованиям отдельных учителей или школы в целом. Таких ребят принято называть трудновоспитуемыми. Известно, что трудновоспитуемыми дети не рождаются. Они становятся такими в результате неправильного к ним отношения. И в этом виноваты не только родители или улица, но ите учителя , которые не задумываются над психологической целенаправленностью своих действий и нередко наносят детям труднопоправимую психологическую травму. Так, резкие выговоры, иронические или грубые замечания, сделанные подростку в присутствии сверстников, больно бьют по его самолюбию и чувству собственного достоинства. Ведущим мотивом в этом возрасте является желание утвердиться в коллективе одноклассников, завоевать авторитет, уважение, внимание товарищей. Всякое же публичное унижение личности подростка порождает в его душе острый конфликт, вспышку внутреннего протеста, долго не проходящую обиду. Впоследствии это поможет стать причиной упорного негативизма, пренебрежения к требованиям взрослых, нелюбви к учителю, учебному предмету и в целом к школе.
Всякий шаг учителя, всякое слово, всякий использованный им приём, хочет педагог этого или не хочет, наполнен определённым психологическим смыслом и вызывает соответствующий психологический резонанс в сердцах воспитанников. Поэтому и важно каждому учителю овладеть суммой знаний и навыков, необходимых для психологического анализа своей учебно-воспитательной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.