Любого человека можно охарактеризовать как сложную саморегулирующуюся систему, которая находится в постоянном подвижном равновесии с окружающей средой. Это равновесие поддерживается с помощью действий (деятельности), которые подчинены социальным нормами – нормам морали и права. Нормы морали обеспечиваются общественным мнением. Соблюдение норм права гарантируется специальным аппаратом государственного принуждения.
Усвоение принятых обществом моральных и правовых норм – активный и действенный процесс: он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, образование положительных стереотипов поведения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ПОДРОСТКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ
ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ МИКРОСРЕДЫ.
Любого человека можно охарактеризовать как сложную саморегулирующуюся
систему, которая находится в постоянном подвижном равновесии с окружающей средой.
Это равновесие поддерживается с помощью действий (деятельности), которые подчинены
социальным нормами – нормам морали и права. Нормы морали обеспечиваются
общественным мнением. Соблюдение норм права гарантируется специальным аппаратом
государственного принуждения.
Усвоение принятых обществом моральных и правовых норм – активный и
действенный процесс: он включает в себя не только получение определенной системы
знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе
говоря, образование положительных стереотипов поведения.
В нормальных условиях усвоение моральных и правовых запретов заканчивается в
Это обстоятельство учитывается
подростковом возрасте (к 1416 годам).
законодательством, которое установило частичную уголовную ответственность (за
убийства, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления) с 14
летнего возраста и полную уголовную ответственность за все преступления,
предусмотренные уголовными законами, с 16летнего возраста.
На формирование сознания несовершеннолетнего большое влияние оказывают
условия материальной и духовной жизни всего нашего общества. Кроме того подросток
оказывается под огромнейшим влиянием окружающей его так называемой микросреды, то
есть его семьи, соседей, обстановки в классе и школе, отношений на улице и во дворе.
Именно в семье будущий гражданин приобретает свой первый опыт общественного
существования. Здесь закладываются основы его сознания и характера, его взгляды и
установки, моральные качества и волевые свойства личности.
Личность умственно отсталого подростка прежде всего характеризуется низким
уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки таких сфер воспитания как
семья и школа. Важнейшим фактором формирования личности такого подростка в
большинстве случаев являются неблагоприятные семейные условия: отсутствие
нормальной нравственной среды в семье. Весьма часто такое искажение нравственной
атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным
поведением и т.д. Частые ссоры в семье, скандалы родителей, физические наказания
подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной
возбудимости, несдержанности. В связи с этим можно отметить следующие отрицательные
психические состояния: озлобление, неудовлетворенность, враждебность, страх,
недоверие, чувство одиночества, равнодушие. Эти психические состояния, соединяясь снеблагоприятными внутренними предпосылками (повышенная возбудимость, низкое
умственное развитие, недостаток воли и т.д.), способствуют проникновению в духовный
мир подростка неблагоприятных внешних влияний.
С другой стороны, тепличные условия, создаваемые ребенку в некоторых семьях,
устранение его от любой активной деятельности приводят к инфантильности и
неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации.
Но ни в коем случае не следует считать, что типичные неблагоприятные условия
обязательно порождают типичные недостатки умственно отсталого подростка. Подросток
не просто воспринимает и усваивает неблагоприятные внешние воздействия, он может их и
не воспринимать, отвергать, может с ними бороться. Внутренним контролером, который не
позволяет неблагоприятным внешним влияниям разрушать психику подростка,
формировать отрицательные качества, является умственное и нравственное развитие
подростка.
Трудновоспитуемость возникает в результате взаимодействия неблагоприятных
внешних условий с определенными искажениями в психике самого подростка. Если
антисоциальные формы поведения подростков связаны с органическим поражением
нервной системы, явлениями интеллектуальной неполноценности и психопатическими
чертами личности, то такие подростки отличаются большой степенью внушаемости,
некритичностью поступков, а их влечения нередко принимают извращенный характер
(садистский оттенок агрессии и т.д.)
Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его неуживчивость
очень часто являются следствием его неправильной самооценки – завышенной или
заниженной. Многие подростки с нарушением интеллекта характеризуются различными
искажениями в области эмоциональной сферы.
Одним из способов самоутверждения среди подростков и юношей являются ранние
половые связи. Снижение нравственных критериев в этой области. Половая распущенность
нередко становятся причинами половых преступлений.
В структуре развитой личности большую роль играет правосознание, которое
характеризует осмысление ею прав и обязанностей перед обществом.
Личность умственно отсталого подростка отличается низким
уровнем правосознания. Часто это люди с несложившейся моралью, не
знающие, что можно, чего нельзя, не имеющие твердых моральных
убеждений и глубоких нравственных чувств. Их поведение, взгляды,
оценки целиком зависят от ситуации, от того, кто их поведет.
Умственно отсталый подросток — это человек, требующий к себе
самого пристального и всестороннего внимания, и по отношению к
нему должны быть приняты все меры и педагогического, и медицин-
ского воздействия. Планировать и осуществлять индивидуальную
воспитательную работу с такими подростками без участия врача
недопустимо. А самое главное — нужно детальным образом
разобраться в особенностях его личности