ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ПОДРОСТКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ МИКРОСРЕДЫ.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Любого человека можно охарактеризовать как сложную саморегулирующуюся систему, которая находится в постоянном подвижном равновесии с окружающей средой. Это равновесие поддерживается с помощью действий (деятельности), которые подчинены социальным нормами – нормам морали и права. Нормы морали обеспечиваются общественным мнением. Соблюдение норм права гарантируется специальным аппаратом государственного принуждения. Усвоение принятых обществом моральных и правовых норм – активный и действенный процесс: он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, образование положительных стереотипов поведения.
Иконка файла материала ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО.doc
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ПОДРОСТКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ МИКРОСРЕДЫ. Любого   человека   можно   охарактеризовать   как   сложную   саморегулирующуюся систему, которая находится в постоянном подвижном равновесии с окружающей средой. Это равновесие поддерживается с помощью действий (деятельности), которые подчинены социальным   нормами   –   нормам   морали   и   права.   Нормы   морали   обеспечиваются общественным мнением. Соблюдение норм права гарантируется специальным аппаратом государственного принуждения. Усвоение   принятых   обществом   моральных   и   правовых   норм   –   активный   и действенный   процесс:   он   включает   в   себя   не   только   получение   определенной   системы знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, образование положительных стереотипов поведения. В нормальных условиях усвоение моральных и правовых запретов заканчивается в   Это   обстоятельство   учитывается подростковом   возрасте   (к   14­16   годам). законодательством,   которое   установило   частичную   уголовную   ответственность   (за убийства, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления) с 14­ летнего   возраста   и   полную   уголовную   ответственность   за   все   преступления, предусмотренные уголовными законами, с 16­летнего возраста. На   формирование   сознания   несовершеннолетнего   большое   влияние   оказывают условия материальной и духовной жизни всего нашего общества. Кроме того подросток оказывается под огромнейшим влиянием окружающей его так называемой микросреды, то есть его семьи, соседей, обстановки в классе и школе, отношений на улице и во дворе. Именно   в   семье   будущий   гражданин   приобретает   свой   первый   опыт   общественного существования.   Здесь   закладываются   основы   его   сознания   и   характера,   его   взгляды   и установки, моральные качества и волевые свойства личности. Личность   умственно   отсталого   подростка   прежде   всего   характеризуется   низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки таких сфер воспитания как семья   и   школа.   Важнейшим   фактором   формирования   личности   такого   подростка   в большинстве   случаев   являются   неблагоприятные   семейные   условия:   отсутствие нормальной   нравственной   среды   в   семье.   Весьма   часто   такое   искажение   нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением   и   т.д.   Частые   ссоры   в   семье,   скандалы   родителей,   физические   наказания подростков приводят к разрушению тормозных процессов, к вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. В связи с этим можно отметить следующие отрицательные психические   состояния:   озлобление,   неудовлетворенность,   враждебность,   страх, недоверие, чувство одиночества, равнодушие. Эти психические состояния, соединяясь снеблагоприятными   внутренними   предпосылками   (повышенная   возбудимость,   низкое умственное развитие, недостаток воли и т.д.), способствуют проникновению в духовный мир подростка неблагоприятных внешних влияний. С другой стороны, тепличные условия, создаваемые ребенку в некоторых семьях,   устранение   его   от   любой   активной   деятельности   приводят   к   инфантильности   и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации.  Но ни в коем случае не следует считать, что типичные неблагоприятные условия обязательно порождают типичные недостатки умственно отсталого подростка. Подросток не просто воспринимает и усваивает неблагоприятные внешние воздействия, он может их и не воспринимать, отвергать, может с ними бороться. Внутренним контролером, который не позволяет   неблагоприятным   внешним   влияниям   разрушать   психику   подростка, формировать   отрицательные   качества,   является   умственное   и   нравственное   развитие подростка. Трудновоспитуемость   возникает   в   результате   взаимодействия   неблагоприятных внешних   условий   с   определенными   искажениями   в   психике   самого   подростка.   Если антисоциальные   формы   поведения   подростков   связаны   с   органическим   поражением нервной   системы,   явлениями   интеллектуальной   неполноценности   и   психопатическими чертами   личности,   то   такие   подростки   отличаются   большой   степенью   внушаемости, некритичностью   поступков,   а   их   влечения   нередко   принимают   извращенный   характер (садистский оттенок агрессии и т.д.) Конфликтные   ситуации,   в   которых   оказывается   подросток,   его   неуживчивость очень   часто   являются   следствием   его   неправильной   самооценки   –   завышенной   или заниженной.   Многие  подростки   с  нарушением  интеллекта   характеризуются   различными искажениями в области эмоциональной сферы. Одним из способов самоутверждения среди подростков и юношей являются ранние половые связи. Снижение нравственных критериев в этой области. Половая распущенность нередко становятся причинами половых преступлений. В   структуре   развитой   личности   большую   роль   играет   правосознание,   которое характеризует осмысление ею прав и обязанностей перед обществом. Личность умственно отсталого подростка отличается низким уровнем правосознания. Часто это люди с несложившейся моралью, не знающие, что можно, чего нельзя, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации, от того, кто их поведет. Умственно отсталый подросток — это человек, требующий к себе самого пристального и всестороннего внимания, и по отношению к нему должны быть приняты все меры и педагогического, и медицин- ского воздействия. Планировать и осуществлять индивидуальную воспитательную работу с такими подростками без участия врача недопустимо. А самое главное — нужно детальным образом разобраться в особенностях его личности