Психологическая характеристика зеленого цвета.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Кандинский превосходно охарактеризовал и зеленый цвет и достаточно полно объяснил его психологическую особенность: «Синий, как противоположное движение, тормозит желтый, при этом, в конце концов, при дальнейшем добавлении синего, оба противоположных движения взаимно уничтожаются, и возникает полная неподвижность и покой. Это – зеленый цвет. В зеленом цвете желтый и синий, как парализованные силы, которые могут вновь активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, которая совершенно отсутствует в сером». Далее Кандинский справедливо отмечает: «Абсолютный зеленый – самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти». Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет похож на толстую, очень здоровую, неподвижно лежащую корову, способную только пережевывать пищу и уставившуюся на мир глупыми, тупыми глазами».
Иконка файла материала Психологическая характеристика зеленого цвета.doc
Психологическая характеристика зеленого цвета. Кандинский превосходно охарактеризовал и зеленый цвет и достаточно полно объяснил его   психологическую   особенность:   «Синий,   как   противоположное   движение,   тормозит желтый, при этом, в конце концов, при дальнейшем добавлении синего, оба противоположных движения взаимно уничтожаются, и возникает полная неподвижность и покой. Это – зеленый цвет.   В   зеленом   цвете   желтый   и   синий,   как   парализованные   силы,   которые   могут   вновь активизироваться.   В   зеленом   заложена   жизненная   возможность,   которая   совершенно отсутствует   в  сером».  Далее   Кандинский   справедливо   отмечает:   «Абсолютный   зеленый  – самый   спокойный   цвет   из   существующих.   Он   никуда   не   движется   и   не   имеет   призвука радости,   печали,   страсти».   Он   ничего   не   требует,   никуда   не   зовет.   Это   неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет похож на толстую, очень здоровую,   неподвижно   лежащую   корову,   способную   только   пережевывать   пищу   и уставившуюся на мир глупыми, тупыми глазами». О том же пишет Гете в своем «Учения о цветах»: «Если мешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленый». Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один из них не выделялся, то  глаз и  душа  отдыхают на  этой смеси, как  на  чем –  то  простом. Не  хочется  и нельзя двигаться   дальше».   Наступающее   и   возбуждающее   движение   желтого   цвета   и противоположное ему успокаивающее и отступающее движение синего взаимно уничтожаются и   консервируются   в   зеленом.   Поэтому   зеленый   цвет   статичен.   Зеленый   не   обладает действующей   наружу   кинетической   энергией,   а   содержит   заключенную   в   себе   энергию потенциальную. Но эта «заряженная» энергия не покоится в прямом смысле слова, а отражает внутреннее   напряженное   состояние   и   не   выходит   наружу.   Когда   Кандинский   пишет: «Пассивность   –  наиболее   характерное   свойство   зеленого», ­   он,  как   и   некоторые   другие, видимо,   путает   статичность   с   пассивностью.   Но   имеет   в   виду   именно   это   статическое состояние, когда сравнивает зеленый цвет с неподвижно лежащей коровой. Скрытая энергия, «заряженная» во всех твердых телах, может  иметь, в зависимости от плотности   молекулы,   различное   напряжение,   твердость   или   силу   сопротивления.   То   же относится и к зеленому цвету. Чем больше дополняется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее, «холоднее», напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. Чем   больше   добавляется   осветляющего,   растворяющего   желтого,   тем   легче,   «теплее», расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый. Говорят: «Я радуюсь, я сержусь, я удивляюсь, я стыжусь, я спрашиваю себя» и т.д.. В человеке происходит, очевидно, много такого,   о   чем   он   более   или   менее   точно   знает,   что   это   касается   его   самого.   И   чем внимательнее  самого  себя наблюдаешь, тем  больше  становится очевидным,  как  много мы занимаемся собой и как мало другими, а именно – объективной действительностью. Эта само направленность   человека   часто   перерождается   в   эгоцентризм   и   в   эгоизм.   Однако   она   в определенной   степени   необходима   и   должна   выражаться,   например,   в   способности ограничивать себя, сдерживаться или радоваться тому, как молекулы образуют в твердом теле   напряженную   структуру,   не   видную   извне,   так   и   в   каждом   человеке   чувства   само направленности создают живое напряженное состояние. Это мнение человека о самом себе, т.е. то, что он воспринимает, как свое «я» или отношение человека к себе самому.Различные оттенки зеленого цвета показывают разнообразие отношение к себе самому. Чистый,   как   кристалл,   жесткий   сине,   –   зеленый   цвет   предпочитают   люди,   которые предъявляют к себе жесткие требования, возводят свои воззрения в принцип и добиваются его соблюдения   с   непримиримой   последовательностью.   Оставаться   верным   себе,   выполнять самим же избранное обязательство, скорее уединиться со своей обидой, чем капитулировать и приспосабливаться, ­ этого требует гордость сине, – зеленой само регуляции. Это, собственно, высшая степень волевого напряжения, но оно предъявляет чрезмерно высокие требования к нервной вегетативной системе, так как достаточная разрядка отсутствует. Чистый зеленый цвет, который Кандинский сравнивает с «так называемой буржуазией», не   пытается,   как   сине,   –   зеленый,   перерасти   самого   себя,   а   только   стремится   к самоутверждению. Чисто зеленый – абсолютно консервативен. Люди, предпочитающие чисто зеленый,   стремятся,   благодаря   твердости,   приобрести   манеру   уверенно   держаться.   Они стремятся   к   самоуверенности   и   к   уверенности   вообще.   Они   уверены   в   признании окружающих, но в действительности выглядят обывателями. Конечно,   зеленому   присущи   и   положительные   консервативные   качества,   такие,   как настойчивость   и   выдержка.   С   другой   стороны,   опыт   теста   показывает,   что   люди экстравагантные и эксцентричные, а также стремящиеся к оригинальности, считают чисто зеленый   цвет   несимпатичным.   Они   надеются   добиться   успеха   без   настойчивого   труда, благодаря своей «гениальности» или, по крайне мере, «личной индивидуальности». У людей, предпочитающих либо светлый желто, – зеленый, либо более темный коричнево –   зеленый,   отношение   к   самим   себе   прямо   противоположное.   Они   добиваются   не самоутверждения, а возбуждения извне: при светлом желто, – зеленом – посредством новых встреч, при коричнево – зеленом – посредством наслаждений. Так как зеленый цвет выражает само регуляцию и самооценку, то он имеет большое значение для психологии тестов и медицинской обработки цветового теста. Самооценка и само   регуляция   происходят   постоянно,   в   какие   –   то   секунды.   И   лишь   в   незначительной степени   осознаются   настолько   ясно,   что   можно,   например,   сказать:   «у   меня   нечистая совесть», или «я стыжусь», «я  сержусь», «я счастлив». Но нервная вегетативная система и органы   принимают   участие   в   каждом   напряжении   (сине,   –   зеленый)   или   расслаблении (коричнево – зеленый), в застойном возбуждении (желто, – зеленый). Если   такое   состояние   длительно   фиксируется, –  скажем,  напряжение,  когда   пациент слишком часто отдает предпочтение сине, – зеленому цвету, то он чрезмерно перенапрягает себя физически, а также предъявляет повышенные требования к своей нервно – соматической выносливости.   Как   только   наступает   состояние   истощения,   пациент   отклоняет   сине,   – зеленый цвет как несимпатичный. Сине, – зеленый кажется ему теперь холодным, суровым, ядовитым цветом. Ослабевшая нервная система защищается от этого заряженного напряжением цветового оттенка. В этом состоянии пациент жалуется на то, что он страдает от гнета или суровой ситуации, и воспринимает ее как насилие над собой. Он пытается, уклонится от требований потому. Что даже обычные задания представляются  ему исключительно сложными, и эти сложности   воспринимаются   им   как   противодействие   или   даже   как   личная недоброжелательность и унижение. Если подобный пациент находится на лечении или отдыхе, то с помощью цветового теста Люшера, исходя. В частности, из отношения его к сине, –зеленому   цвету,   можно   определить   (даже   более   точно,   чем,   опираясь   на   мнение   самого пациента), пришло ли в норму состояние его здоровья, и может ли он приступить к работе. Сине, – зеленый. Светлый сине, – зеленый, или бирюзовый – самый холодный из всех   цветов. По этой причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую   прохладу.   Он   желателен   в   жарких   странах,   в   горячих   заводских   цехах,   в помещениях   с   удушливым   и   тяжелым   запахом.   Это   цветовое   воздействие   используется   в освежающих   напитках,   освежающих   сигаретах   или   зубных   пастах   с   ментолом.   Легко складывается впечатление, что в ледяном холоде сине, – зеленого цвета должны гибнуть все биологические  организмы, следовательно, и бактерии. Поэтому средне – светлый бирюзовый кажется таким стерильным. Некоторые дамы, причисляющие себя, в силу своей холодно – любезной   манеры   держаться,   к   высшим   слоям   общества,   даже   в   одежде   предпочитают фригидно – стерильный, возвышающийся над страстями бледный бирюзовый цвет. Темный   сине,   –   зеленый   приобретает   жесткость   и   тяжесть   упрямого   соревнования, внезапной   изоляции   и   закоренелой   гордыни.   На   заводах   сумеречный   сине,   –   зеленый используется для окраски несущих стальных конструкций, особенно если опоры находятся на фоне светло – серой бетонной или силикатной стены, или красной кирпичной. Желто, – зеленый. Заключенная в чистом зеленом скрытая энергия освобождается при добавлении к нему снимающего   напряжение   желтого.   Зеленый   с   добавкой   желтого   освобождается   из   своего статистического   состояния,   из   своей   консервации   и   плена:   желтый   выпускает   его   из защищающих   и   разделяющих   стен.   Поэтому   действие   желто,   –   зеленого   навевает воспоминания о цвете распускающихся из почек листьев, так как они тоже вырываются из зимнего   плена.   Желто,   –   зеленый   означает   –   распускаться,   раскрываться,   устанавливать контакт,   желать   встречи   с   другими   и   с   новым.   Так   как   именно   этот   цвет   может воздействовать несколько навязчиво, в большинстве случаев его приглушают добавкой серого, и он становится пригодным  для деловых книг и формуляров. Рядом с белой бумагой он выгодно выделяется,  производя впечатление строгого и делового. Коричнево – зеленый.   Для коричнево – зеленого цвета маслин к чистому зеленому подмешивают желтый и черный, но не синий. Таким образом, оливково – зеленый раскрывается благодаря желтому. Однако. В результате одновременного затемнения, он приобретает дополнительное значение чувственной   пассивности.   Тот   же,   что   выходит   наружу   только   с   пассивной чувствительностью, далеко не продвинется. «Ближайшее, что я встречаю и с чем чувствую себя   в   тесном   родстве,   ­   мое   собственное   тело   и   после   этого   тела   других».   Поэтому коричнево – зеленый выражает ощущения собственного тела и чувственные восприятия. Ктовыбирает   коричнево   –   зеленый,   тот   хотел   бы   наслаждаться   состоянием,   благотворно влияющим на чувства и содействующим отдыху.