Кандинский превосходно охарактеризовал и зеленый цвет и достаточно полно объяснил его психологическую особенность: «Синий, как противоположное движение, тормозит желтый, при этом, в конце концов, при дальнейшем добавлении синего, оба противоположных движения взаимно уничтожаются, и возникает полная неподвижность и покой. Это – зеленый цвет. В зеленом цвете желтый и синий, как парализованные силы, которые могут вновь активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, которая совершенно отсутствует в сером». Далее Кандинский справедливо отмечает: «Абсолютный зеленый – самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти». Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет похож на толстую, очень здоровую, неподвижно лежащую корову, способную только пережевывать пищу и уставившуюся на мир глупыми, тупыми глазами».
Психологическая характеристика зеленого цвета.
Кандинский превосходно охарактеризовал и зеленый цвет и достаточно полно объяснил
его психологическую особенность: «Синий, как противоположное движение, тормозит
желтый, при этом, в конце концов, при дальнейшем добавлении синего, оба противоположных
движения взаимно уничтожаются, и возникает полная неподвижность и покой. Это – зеленый
цвет. В зеленом цвете желтый и синий, как парализованные силы, которые могут вновь
активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, которая совершенно
отсутствует в сером». Далее Кандинский справедливо отмечает: «Абсолютный зеленый –
самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука
радости, печали, страсти». Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный,
самодовольный, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет похож на толстую, очень
здоровую, неподвижно лежащую корову, способную только пережевывать пищу и
уставившуюся на мир глупыми, тупыми глазами». О том же пишет Гете в своем «Учения о
цветах»: «Если мешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленый».
Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один из них не выделялся,
то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем – то простом. Не хочется и нельзя
двигаться дальше». Наступающее и возбуждающее движение желтого цвета и
противоположное ему успокаивающее и отступающее движение синего взаимно уничтожаются
и консервируются в зеленом. Поэтому зеленый цвет статичен. Зеленый не обладает
действующей наружу кинетической энергией, а содержит заключенную в себе энергию
потенциальную. Но эта «заряженная» энергия не покоится в прямом смысле слова, а отражает
внутреннее напряженное состояние и не выходит наружу. Когда Кандинский пишет:
«Пассивность – наиболее характерное свойство зеленого», он, как и некоторые другие,
видимо, путает статичность с пассивностью. Но имеет в виду именно это статическое
состояние, когда сравнивает зеленый цвет с неподвижно лежащей коровой.
Скрытая энергия, «заряженная» во всех твердых телах, может иметь, в зависимости от
плотности молекулы, различное напряжение, твердость или силу сопротивления. То же
относится и к зеленому цвету. Чем больше дополняется к зеленому затемняющего синего, тем
сильнее, «холоднее», напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета.
Чем больше добавляется осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, «теплее»,
расслабленнее, мягче и гармоничнее действует зеленый. Говорят: «Я радуюсь, я сержусь, я
удивляюсь, я стыжусь, я спрашиваю себя» и т.д.. В человеке происходит, очевидно, много
такого, о чем он более или менее точно знает, что это касается его самого. И чем
внимательнее самого себя наблюдаешь, тем больше становится очевидным, как много мы
занимаемся собой и как мало другими, а именно – объективной действительностью. Эта само
направленность человека часто перерождается в эгоцентризм и в эгоизм. Однако она в
определенной степени необходима и должна выражаться, например, в способности
ограничивать себя, сдерживаться или радоваться тому, как молекулы образуют в твердом
теле напряженную структуру, не видную извне, так и в каждом человеке чувства само
направленности создают живое напряженное состояние. Это мнение человека о самом себе,
т.е. то, что он воспринимает, как свое «я» или отношение человека к себе самому.Различные оттенки зеленого цвета показывают разнообразие отношение к себе самому.
Чистый, как кристалл, жесткий сине, – зеленый цвет предпочитают люди, которые
предъявляют к себе жесткие требования, возводят свои воззрения в принцип и добиваются его
соблюдения с непримиримой последовательностью. Оставаться верным себе, выполнять
самим же избранное обязательство, скорее уединиться со своей обидой, чем капитулировать и
приспосабливаться, этого требует гордость сине, – зеленой само регуляции. Это, собственно,
высшая степень волевого напряжения, но оно предъявляет чрезмерно высокие требования к
нервной вегетативной системе, так как достаточная разрядка отсутствует.
Чистый зеленый цвет, который Кандинский сравнивает с «так называемой буржуазией»,
не пытается, как сине, – зеленый, перерасти самого себя, а только стремится к
самоутверждению. Чисто зеленый – абсолютно консервативен. Люди, предпочитающие чисто
зеленый, стремятся, благодаря твердости, приобрести манеру уверенно держаться. Они
стремятся к самоуверенности и к уверенности вообще. Они уверены в признании
окружающих, но в действительности выглядят обывателями.
Конечно, зеленому присущи и положительные консервативные качества, такие, как
настойчивость и выдержка. С другой стороны, опыт теста показывает, что люди
экстравагантные и эксцентричные, а также стремящиеся к оригинальности, считают чисто
зеленый цвет несимпатичным. Они надеются добиться успеха без настойчивого труда,
благодаря своей «гениальности» или, по крайне мере, «личной индивидуальности».
У людей, предпочитающих либо светлый желто, – зеленый, либо более темный коричнево
– зеленый, отношение к самим себе прямо противоположное. Они добиваются не
самоутверждения, а возбуждения извне: при светлом желто, – зеленом – посредством новых
встреч, при коричнево – зеленом – посредством наслаждений.
Так как зеленый цвет выражает само регуляцию и самооценку, то он имеет большое
значение для психологии тестов и медицинской обработки цветового теста. Самооценка и
само регуляция происходят постоянно, в какие – то секунды. И лишь в незначительной
степени осознаются настолько ясно, что можно, например, сказать: «у меня нечистая
совесть», или «я стыжусь», «я сержусь», «я счастлив». Но нервная вегетативная система и
органы принимают участие в каждом напряжении (сине, – зеленый) или расслаблении
(коричнево – зеленый), в застойном возбуждении (желто, – зеленый).
Если такое состояние длительно фиксируется, – скажем, напряжение, когда пациент
слишком часто отдает предпочтение сине, – зеленому цвету, то он чрезмерно перенапрягает
себя физически, а также предъявляет повышенные требования к своей нервно – соматической
выносливости. Как только наступает состояние истощения, пациент отклоняет сине, –
зеленый цвет как несимпатичный. Сине, – зеленый кажется ему теперь холодным, суровым,
ядовитым цветом.
Ослабевшая нервная система защищается от этого заряженного напряжением цветового
оттенка. В этом состоянии пациент жалуется на то, что он страдает от гнета или суровой
ситуации, и воспринимает ее как насилие над собой. Он пытается, уклонится от требований
потому. Что даже обычные задания представляются ему исключительно сложными, и эти
сложности воспринимаются им как противодействие или даже как личная
недоброжелательность и унижение. Если подобный пациент находится на лечении или отдыхе,
то с помощью цветового теста Люшера, исходя. В частности, из отношения его к сине, –зеленому цвету, можно определить (даже более точно, чем, опираясь на мнение самого
пациента), пришло ли в норму состояние его здоровья, и может ли он приступить к работе.
Сине, – зеленый.
Светлый сине, – зеленый, или бирюзовый – самый холодный из всех цветов. По этой
причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать
освежающую прохладу. Он желателен в жарких странах, в горячих заводских цехах, в
помещениях с удушливым и тяжелым запахом. Это цветовое воздействие используется в
освежающих напитках, освежающих сигаретах или зубных пастах с ментолом. Легко
складывается впечатление, что в ледяном холоде сине, – зеленого цвета должны гибнуть все
биологические организмы, следовательно, и бактерии. Поэтому средне – светлый бирюзовый
кажется таким стерильным. Некоторые дамы, причисляющие себя, в силу своей холодно –
любезной манеры держаться, к высшим слоям общества, даже в одежде предпочитают
фригидно – стерильный, возвышающийся над страстями бледный бирюзовый цвет.
Темный сине, – зеленый приобретает жесткость и тяжесть упрямого соревнования,
внезапной изоляции и закоренелой гордыни. На заводах сумеречный сине, – зеленый
используется для окраски несущих стальных конструкций, особенно если опоры находятся на
фоне светло – серой бетонной или силикатной стены, или красной кирпичной.
Желто, – зеленый.
Заключенная в чистом зеленом скрытая энергия освобождается при добавлении к нему
снимающего напряжение желтого. Зеленый с добавкой желтого освобождается из своего
статистического состояния, из своей консервации и плена: желтый выпускает его из
защищающих и разделяющих стен. Поэтому действие желто, – зеленого навевает
воспоминания о цвете распускающихся из почек листьев, так как они тоже вырываются из
зимнего плена. Желто, – зеленый означает – распускаться, раскрываться, устанавливать
контакт, желать встречи с другими и с новым. Так как именно этот цвет может
воздействовать несколько навязчиво, в большинстве случаев его приглушают добавкой серого,
и он становится пригодным для деловых книг и формуляров. Рядом с белой бумагой он
выгодно выделяется, производя впечатление строгого и делового.
Коричнево – зеленый.
Для коричнево – зеленого цвета маслин к чистому зеленому подмешивают желтый и
черный, но не синий. Таким образом, оливково – зеленый раскрывается благодаря желтому.
Однако. В результате одновременного затемнения, он приобретает дополнительное значение
чувственной пассивности. Тот же, что выходит наружу только с пассивной
чувствительностью, далеко не продвинется. «Ближайшее, что я встречаю и с чем чувствую
себя в тесном родстве, мое собственное тело и после этого тела других». Поэтому
коричнево – зеленый выражает ощущения собственного тела и чувственные восприятия. Ктовыбирает коричнево – зеленый, тот хотел бы наслаждаться состоянием, благотворно
влияющим на чувства и содействующим отдыху.