Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта
Оценка 4.6
Документация
docx
психологическая работа +2
Взрослым
20.02.2017
Психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным процессом, включающим в себя два основных блока:
• адаптация ребенка к имеющемуся дефекту;
• обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком.
Важное значение в процессе адаптации ребенка играет целенаправленная психокоррекционная работа. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать причину психического недоразвития и степень тяжести нарушения психических функций.
психол.коррекция.docx
Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта
Психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным
процессом, включающим в себя два основных блока:
∙ адаптация ребенка к имеющемуся дефекту;
∙ обучение родителей адекватному способу поведения с ребенком.
Важное значение в процессе адаптации ребенка играет целенаправленная психокоррекционная
работа. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать причину
психического недоразвития и степень тяжести нарушения психических функций. Как
подчеркивалось выше, психическое недоразвитие это тип дизонтогенеза, для которого
характерно раннее время поражение мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный
дефект при этой форме аномалии развития интеллектуальный и обязательным признаком является
недоразвитие высших форм мыслительной деятельности абстрактного мышления, недоразвитие
образования понятий, низкий уровень обобщения.
Многочисленные исследования психологов показали, что у детей с психическим недоразвитием
наблюдается нарушение константности и предметности восприятия, замедленный темп узнавания
предметов, трудности обобщения сенсорных сигналов. Все это определяет основные задачи
психологической коррекции сенсорных процессов:
∙ обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций;
∙ развитие константности и предметности восприятия.
При формировании у детей сенсорных эталонов необходимо ориентироваться на предметно
практическую деятельность, доступную ребенку с умственной отсталостью. Психолог в процессе
обучения детей с умственной отсталостью предметнопрактическим манипуляциям формирует
поисковые способы ориентировки при выполнении заданий. Во время работы с предметами дети
учатся различать их форму, величину, цвет. Ребенку необходимо показывать такие действия, при
которых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности.
Поэтому все игровые упражнения ребенка должны быть основаны на практических действиях.
Занятия по зрительному восприятию формы должны проводиться поэтапно от простого к
сложному:
1. Предметнопрактические манипуляции с объемными формами.
Цель занятий: учить ребенка соотносить плоскостные и объемные формы в практическом действии
с предметами, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя
правильные. Психотехнические игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко»,
«Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен
соотнести с местом.
Оборудование:
∙ коробки с крышками разной формы;
∙ объемные геометрические формы, по объему подходящие к прорези;
∙ доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры, и предметы из геометрических
форм.
2. Зрительное восприятие формы без предметнопрактических манипуляций
Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметнопрактической
ориентировки. Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото», «Угадай, что нарисовано»,
«Магазин». Ребенка учат вычленять контур предмета, соотносить объемные и плоские формы,
узнавать предметы в рисунках, знать их названия.
Оборудование:
∙ карточки с изображением геометрических форм;
∙ парные плоскостные или объемные формы;
∙ предметы и игрушки разной формы;
3. Запоминание форм. Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые формы; мысленно по представлению
сопоставлять объемную форму с плоскостной; закрепить названия «круглый», «квадратный»,
«овальный», «треугольный». Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую»,
«Угадай, чего не стало».
Оборудование:
∙ карточки с геометрическими формами разной величины и цвета;
∙ объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки, телевизор и пр.);
∙ плоскостные формыобразцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Обучение восприятию величины предметов, так же как и формы, проводится в контексте
предметнопрактических манипуляций. В процессе действий с игрушками умственно отсталый
ребенок начинает выделять величину зрительно. На основе длительного применения проб и
примеривания у ребенка может появиться полноценное зрительное восприятие величины, умение
вычленять ее, соотносить предметы по величине.
Занятия состоят из трех этапов.
1. Практическое выделение величины.
Цель занятий: научить детей ориентироваться в величине предметов, соотносить действия рук с
величиной предметов, соотносить по величине плоские и объемные фигуры, обучать детей
составлению сериационного ряда. Психотехнические игры: «Составление двух и трехместных
матрешек», «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди кровать для куклы» и пр.
Оборудование:
∙ матрешки (двух, трех и четырехместные);
∙ бруски разной величины;
∙ куклы и машинки разной величины;
∙ игрушечная мебель разной величины.
2. Зрительное восприятие величины.
Цель занятий: научить различать зрительно предметы различной величины, соотносить зрительный
образ со словом. Психотехнические игры: «Лото» (определение предметов по величине) «Закончи
узор» (с учетом величины детали), «Построй башни» (с учетом разной высоты) и пр.
Оборудование:
∙ карточки с изображением предметов разной величины;
∙ большие и маленькие круги, квадраты и контурные узоры;
∙ фломастеры;
∙ трафареты с изображением предметов и животных разной величины.
Запоминание предметов с учетом их величины.
Цель занятий: научить детей удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой
величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению и словесному обозначению
величины предметов. Психотехнические игры: «Запомни и найди», «Найди, где спрятано», «Угадай,
какое платье нужно кукле» и пр.
Оборудование:
∙ Карточкилото с изображением предметов разной величины;
∙ предметы разной величины;
∙ картонные геометрические фигуры трех величин.
Особое значение в процессе психокоррекции детей с психическим недоразвитием имеет
формирование у них целостного восприятия предметов. Детям предстоит осознать, что внешний
вид предмета может меняться в зависимости от того, с какого положения на него смотрят
спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху, но все равно это будет один и тот же предмет. Ребенок
должен понять, что целый предмет состоит из отдельных частей, каждая из которых не только
имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом,
пространственное расположение.
Формирование целостного восприятия успешно осуществляется в процессе обучения детей,
значение придается продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке,
аппликации. Психолог предлагает ребенку разнообразные игры: «Собери целое», «Какой детали не хватает» и
пр. Особое значение в психокоррекции детей с умственной отсталостью занимает формирование
пространственной ориентировки. Обучение восприятию пространственных отношений у умственно
отсталых детей должно осуществляться поэтапно. На первом этапе необходимо обучить детей
различать отношения предметов и их частей по вертикале (на, под). На втором этапе
формирование горизонтальных отношений (рядом, около). На третьем формирование таких
отношений, как «справа», «слева», «за», «перед». После того как ребенок научится воспринимать и
воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого,
можно переходить к играм, где действуют по образцу, т.е. самостоятельный анализ образца с точки
зрения пространственных отношений предметов и их частей.
Формирование пространственных представлений у детей с психическим недоразвитием
осуществляется после того, как сформировались восприятия формы и величины предметов. Это
успешно достигается в процессе развития конструктивных умений, а также в процессе специально
организованных дидактических игр «Запомни и найди», «Найди и назови», где ребенку
предлагаются карты с изображением предметов, поразному расположенных по отношению друг к
другу. Особо важное значение в формировании пространственных отношений и представлений у
умственно отсталых детей играет развитие осязательного восприятия. С этой целью используются
разнообразные дидактические игры, направленные на осязательное восприятие формы, величины,
объема, температуры пространственного расположения предметов.
Память детей с психическим недоразвитием отличается сниженным объемом запоминания,
трудностями хранения и воспроизведения информации. Невозможность опосредованного
запоминания у детей с психическим недоразвитием обусловлена трудностями смысловой
организации запоминаемого материала. В связи с этим важными направлениями психокоррекции
памяти являются:
∙ формирование объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;
∙ развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой
деятельности.
Недоразвитие мышления является характерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза.
Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями
переноса и обобщения. Развитие мышления у них непосредственно связано с развитием
деятельности и восприятия. Важными направлениями психокоррекции являются развитие
нагляднодейственного и нагляднообразного мышления.
С этой целью психологическая коррекция должна строиться в следующих направлениях:
∙ обучение детей многообразным предметнопрактическим манипуляциям с предметами различной
формы, величины, цвета;
∙ обучение детей использованию вспомогательных предметов (орудийные действия);
∙ формирование нагляднообразного мышления в процессе конструктивной и изобразительной
деятельности.
В процессе обучения детей предметнопрактическим манипуляциям целесообразно проводить
такие занятия, как подбор предметов по образцу, группирование предметов по образцу и по разным
свойствам. Можно предложить детям разнообразные игры типа «Разложи игрушки по домикам»,
«Разложи картинки по конвертам» и пр. Особое коррекционное значение имеют игры, направленные
на использование вспомогательных средств. Перед ребенком ставятся задачи выявить внутренние
связи предмета, самостоятельно проанализировать условия практической задачи, найти выход из
проблемной ситуации, требующей применения вспомогательных средств, при этом учитывать
особенности ситуации и, следовательно, соответствующие способы действия. Для достижения
требуемого проводятся разнообразные игры на доставание нужного предмета с помощью
вспомогательных средств (веревка, палка и пр.).
Один из важных аспектов нагляднообразного мышления способность ребенка действовать в уме,
оперируя представленными образами. Основной целью психокоррекции на данном этапе является
обучение детей с психическим недоразвитием оперировать представлениями и находить
правильный выход, не прибегая к практическим действиям с объектами. Это достигается в процессе разнообразных психотехнических игр с использованием картинок. Например, нужно
достать предмет, изображенный на картинке. Психолог предлагает ребенку картинку и просит
рассказать, как мальчик будет доставать воздушный шар с высокого шкафа в комнате.
Важным принципом психокоррекции детей с психическим недоразвитием является деятельностный
подход. Сам процесс психокоррекции должен проходить с использованием того вида деятельности,
который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована
игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо проводить в предметнопрактическом
контексте. Вторым, не менее важным, принципом является комплексный подход к психокоррекции
детей с психическим недоразвитием. Соблюдение этого принципа требует тесного контакта
психолога с педагогомдефектологом, логопедом, врачом, воспитателем и родителями. Третьим,
наиважнейшим, является иерархический принцип. Психолог в процессе коррекции доложен
ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные
возможности.
Психологическая помощь семье, имеющей ребёнка с нарушением интеллекта
Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, характеризуются следующими признаками:
* родители испытывают нервнопсихическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение,
тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка;
* личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей, и как следствие,
вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворённость;
* семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
* социальный статус семьи снижается возникающие проблемы затрагивают не только
внутрисемейные взаимоотношения, но приводят к изменениям в её ближайшем окружении;
* родители стараются скрыть факт отклонения в развитии у ребёнка от друзей и знакомых,
соответственно круг внесемейного функционирования сужается;
* «особый психологический конфликт» возникает в семье, как результат столкновения с
общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и
лечению такого ребёнка.
Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, требуют социальнопедагогической
поддержки. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия
родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В
связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, которая включает
обследование внутреннего состояния родителей, выявление наиболее трудных в психологическом
плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.
Работа с родителями направлена как на профилактику возможных нарушений, так и на коррекцию
неправильных, травмирующих ребенка стилей воспитания. Работа может проводиться в виде
тематических семинаров для родителей, а также совместных вечеров вместе с детьми.
Главная цель обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения
своей любви к ребенку.
Общепризнанно, что следующие компоненты эффективного общения родителей с детьми являются
необходимыми.
1.Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Большинство людей неосознанно
используют его как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к
детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями и другими людьми для эмоциональной
подпитки (как уже было указано выше, избегание контакта глаз служит одним из первых признаков
эмоционального неблагополучия ребенка). Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и
уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто
бывает, что родители используют контакт глаз, только когда упрекают ребенка, ругают, настаивают
на своем. В результате на фоне внешней покорности и послушания у ребенка может развиться
депрессия и невроз. Родители должны знать о действенности этого контакта, как созидательного,
так и разрушительного.
2.Физический контакт. Речь идет о любом физическом контакте: прикосновение к руке ребенка,
поглаживание по голове, легкое объятие и т. п. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть
естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя
уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и,
следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка. Можно
сказать, что соответствующий возрасту постоянный физический контакт это эффективный
способ заполнить «эмоциональный резервуар» ребенка и помочь ему развиваться наилучшим
образом.
3. Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны
родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.
Пристальное внимание жизненно важная, насущная потребность каждого ребенка. Не получая
достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на
свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его
психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок обычно более замкнут, чем остальные дети,
ему труднее общаться со сверстниками. Он хуже справляется с любой конфликтной ситуацией. В
детском саду он часто демонстрирует крайне зависимое поведение от воспитателя детского сада и
других взрослых, с которыми общается. Некоторые дети в таких обстоятельствах компенсируют
дефицит внимания крайней назойливостью и навязчивостью.
4. Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок
должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя
обязательства. Важно, чтобы родители понимали, что «наказание» и «дисциплина» суть не одно и
то же. Наказание предполагает, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран
четкий алгоритм взаимной ответственности.
Коррекционная работа с родителями должна быть направлена на преодоление ими неправильных,
ведущих к искажению психосоциального развития ребенка стилей воспитания. Педагог в состоянии
справиться с данной задачей только вместе с родителями, а для этого он должен уметь определить
ее и учесть в своей работе, разъясняя родителям негативные последствия неправильного
воспитания.
Рассмотрим наиболее типичные стили ошибочного воспитания.
1.Эмоциональное неприятие ребенка.
При неприятии все в ребенке вызывает у родителя досаду: и ест не так, и плачет слишком много, и
т.д. Неприятие всегда приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ребенка не
любят собственные родители, у него не может быть уверенности в собственных силах. В конце
концов, у ребенка возникает ответное неприятие родителей, которое может быть перенесено и на
других взрослых. В характере ребенка формируются черты неустойчивости, негативизма,
демонстративное. При слабом темпераменте формируется полная зависимость от других людей.
2.Гиперсоциальное воспитание.
При этом стиле осознанного неприятия нет, но и учета особенностей ребенка тоже нет. Он должен
следовать в своем развитии жесткой родительской программе в соответствии с «идеальными» в
настоящее время предписаниями ученых или модой. В результате у ребенка может сформироваться
комплекс неполноценности, постоянного несоответствия родительским ожиданиям, что приводит к
формированию тревожномнительного характера.
3.Тревожномнительное воспитание.
Ребенка исступленно любят, и такая любовь превращается в страх потерять его. Часто данный тип
воспитания наблюдается в семьях с единственным ребенком, ослабленным или поздно
появившимся. Ребенка не отпускают гулять, не разрешают играть со сверстниками, в результате все
этапы социализации он проходит со значительным отставанием и испытывает выраженные
трудности адаптации к новым ситуациям, в частности к ДОУ.
Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта
Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта
Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта
Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта
Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.