Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Оценка 4.6
Игры +3
docx
психологическая работа +1
9 кл—11 кл
12.02.2019
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для учащихся.
Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме дополнительных занятий, знаний умений и навыков, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. С этой целью систематически проводятся тренинги для выпускников "Психологическая подготовка к экзаменам".
тренинг 11 класс.docx
Тренинг «Психологическая подготовка к экзаменам»
для обучающихся 911 классов
Цель: обучить учащихся психотехническим навыкам, повышающим эффективность
подготовки к экзаменам, направленным на снижение тревожности и развитие
стрессоустойчивости.
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой
ситуации.
2.Повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.
3.Способствовать личностной мотивации учащегося к успеху, настойчивости.
. Ход занятия
Организационный момент:
Педагог психолог. Здравствуйте ребята. Меня зовут Оксана Викторовна , я
педагог – психолог. Скоро вам сдавать экзамены, это нужный и ответственный
шаг в вашей жизни. Испытываете ли вы волнение и страх перед сдачей ЕГЭ?
Чтобы этого не было, вы должны научиться приемам мобилизации и
концентрации. Поэтому сегодня мы проведем Тренинг. Психологическая
подготовка к ЕГЭ.
В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся
при подготовке и сдаче экзаменов. Но прежде чем перейти к нашей беседе, я
предлагаю вам немного поиграть. Разминка. Упражнение «Ассоциации»
Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу экзамена.
Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое то слово или
видите какойто предмет. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что
приходит в голову. Итак, с чем у
каждого из вас ассоциируется слово «экзамен»?
Как отметили многие из вас, экзамены – это стресс.
Стрессэто состояние психического напряжения вызванное трудной ситуацией.
С экзаменами связано большое количество отрицательных эмоций. Они порождаются
неизвестностью, низким уровнем подготовки, психологическими особенностями человека.
И сама предэкзаменационная ситуация, и наши устрашающие мысли о ней, и
непосредственно процедура экзамена запускают стрессовые реакции в нашем организме.
1. Стресстест
Предлагаю вам выполнить «Стресс – тест».
Цель: выяснить, подвержены ли вы стрессу (приложение) Но результат вы узнаете в конце
занятия.
Пользуясь вопросами к тесту, попробуйте назвать признаки теста (высказывают мнения)
Признаки стресса:
хроническая усталость
бессонница
повышенная потливость
боли различного характера беспокойство
сниженный фон настроения
частые слёзы
повышенная возбудимость
агрессивность
раздражительность по пустякам невозможность сосредоточиться
Если человек отмечает у себя большое количество симптомов, стоит обратиться за
помощью к специалистам (психолог, педиатр).
Лёгкий стресс (волнение перед экзаменом, потеют ладони) – помогает: подстёгивает и
усиливает концентрацию.
Длительное же воздействие стресса приводит к серьёзным последствиям здоровья
(головные боли, нервный тик, болезни желудка и даже инфаркт)
1. Профилактика стресса.
Как можно предотвратить стресс?
Какие способы вы уже используете, а над какими нужно поработать?
Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, собраться с мыслями. Как же можно
помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции? (ромашка выполняют).
Способы снятия нервнопсихического напряжения»
Цель: познакомить с понятием «саморегуляция» и предложить эффективные способы
снятия нервнопсихического напряжения.
1. Скомкать газету и выбросить ее.
2. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок
как можно меньше и закинуть подальше.
3. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на урну.
4. Закрасить газетный разворот.
5. Громко спеть любимую песню.
6. Покричать то громко, то тихо.
7. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
8. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
9.Слепить из газеты свое настроение.
10. Скомкать газету и выбросить ее.
11. Громко спеть любимую песню.
12. Покричать то громко, то тихо.
13. Скомкать газету и выбросить ее. 14. Покричать то громко, то тихо.
Анализ:
Как вы себя чувствуете?
Расстались ли вы со своим напряжением?
Ощущения до и после упражнения.
4.Упражнение. «Эксперимент»
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Техника проведения: каждому участнику раздаются карточки, на которых написаны
тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Анализ:
+Сразу ли вы справились с заданием?
+Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
+В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
+Как развить самообладание?
Упражнение «Дорисуй и передай»
Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.
Инструкция: Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет
карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать, что хотите. По хлопку
передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять
хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к
хозяину.
Может, ктото из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить чтото в нем
или нарисовать новый?
Анализ:
Понравилось ли вам то, что получилось?
Поделитесь своими чувствами, настроением.
Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и с нарушением дыхания.
Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой
способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную
релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.
Упражнение «Дыхательная релаксация»
Цель: научить справляться с тревогой, используя дыхание. Инструкция: «Наиболее простой способ это дыхание на счет. Примите удобное положе
ние, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На
четыре счета сделайте вдох, на четыре счета выдох. Сделайте 35 вдоховвыдохов».
Упражнение «Созидающая визуализация».
Упражнение «
Цель: настроить на успех
Инструкция: постарайтесь представить себе (визуализировать) процесс сдачи
предстоящего экзамена. Нарисуй мысленно картинку, как ты входишь в
аудиторию, где проходит экзамен, как садишься на свое место, как берешь листы
бумаги и спокойно начинаешь работать, легко справляясь со всеми заданиями.
Представь, что из груды экзаменационных кимов, тебе достается самый подходящий
и уверенно и правильно отвечаешь на все вопросы. Словно на экране ты видишь и слышишь
не только себя, но и преподавателей, всем своим видом они показывают, что
удовлетворены твоим ответом. Представь себе, что в конце ты получаешь
высокий балл за экзамен. На душе у тебя легко и радостно.
Какие чувства вы испытывали при выполнении этого упражнения?
«Отрепетировав» эти действия, участники настроят себя на успех.
Обсуждение: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении
упражнения?
5.Результаты теста.
Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?»
6.Заключение: Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и
качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное
состояние. Желаю вам успеха!
Памятки учащимся 9 класса, 1011 классов и учителям.
1. Скомкать газету и выбросить ее.
2. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок
как можно меньше и закинуть подальше.
3. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на урну.
4. Закрасить газетный разворот.
5. Громко спеть любимую песню.
6. Покричать то громко, то тихо.
7. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
8. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
9.Слепить из газеты свое настроение.
10. Скомкать газету и выбросить ее.
11. Громко спеть любимую песню.
12. Покричать то громко, то тихо.
13. Скомкать газету и выбросить ее.
14. Покричать то громко, то тихо. «Стресстест»
Инструкция: Вам необходимо прочитать утверждения и выразить степень своего согласия
с ними, используя следующую шкалу:
— почти никогда (1 балл);
— редко (2 балла);
— часто (3 балла);
— почти всегда (4 балла).
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится когото ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу когонибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю чтонибудь грубое.
7. Все свое свободное время чемнибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11. Часто беспокоюсь без всякой причины.
12. По утрам чувствую себя плохо.
13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16. У меня бывают боли в спине и шее.
17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
19. Думаю, что я лучше многих.
20. Я не соблюдаю диету. Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка: ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО;
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
«Стресстест»
Инструкция: Вам необходимо прочитать утверждения и выразить степень своего согласия
с ними, используя следующую шкалу:
— почти никогда (1 балл);
— редко (2 балла);
— часто (3 балла);
— почти всегда (4 балла).
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится когото ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу когонибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю чтонибудь грубое.
7. Все свое свободное время чемнибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11. Часто беспокоюсь без всякой причины.
12. По утрам чувствую себя плохо.
13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16. У меня бывают боли в спине и шее.
17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
19. Думаю, что я лучше многих.
20. Я не соблюдаю диету.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами,
которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью.
Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31–45 баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса
как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чегонибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но
оставьте немного времени и для себя.
46–60 баллов. Ваша жизнь — беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере.
Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете
продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость.
Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь
добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную
передышку.
61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и
на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и
здоровью, и вашему будущему.
Тренинг «Психологическая подготовка
к экзаменам»
11 класс
Разработала
Хосонова Оксана Викторовна
Педагог-психолог МБОУ СОШ №6 Декабрь 2018г.
Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Психологическая подготовка выпускников к экзаменам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.