Психологические и возрастные особенности подростков

  • doc
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Психологические и возрастные особенности подростков.doc

Тема: Психологические и возрастные особенности подростков

Подростничество – это целая эпоха в жизни человека, период – колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. Подростковый возраст начинается с завершением детства и кончается у границ юности. В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный.

Психологические особенности младшего подростка (по А.П. Краковскому)

1.     потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

2.     повышенная утомляемость;

3.     стремление обзавестись верным другом;

4.     стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

5.     повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

6.     стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

7.     отсутствие авторитета возраста;

8.     отвращение к необоснованным запретам;

9.     восприимчивость к промахам учителей;

10. переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

11. отсутствие адаптации к неудачам;

12. отсутствие адаптации к положению “худшего”;

13. тенденция предаваться мечтаниям;

14. боязнь осквернения мечты;

15. ярко выраженная эмоциональность;

16. требовательность к соответствию слова делу;

17. повышенный интерес к спорту;

18. увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

Особенности  в поведении:

Ø перемены настроения,

Ø неустойчивость,

Ø драчливость,

Ø жестокость,

Ø агрессивность,

Ø внушаемость, ведомость  (подверженность чужому влиянию ,например, группировки),

Ø элементы деструктивного поведения: тяга к курению, воровству, лжи,

Ø нарушение дисциплины,

Ø энергичность,

Ø гиперактивность,

Ø тревожность,

Ø стремление к выполнению поручении (что свидетельствует о высокой физиологической активности),

Ø утомляемость,

Ø желание знать секреты и распространять их, ябедничать, давать прозвища,

Ø эгоистическое самоутверждение (радость при неудачах других),

Ø завышенная самооценка,

Ø ранимость и обидчивость,

Ø хвастливость,

Ø ориентация на богатство – стремление к  разделению в классах (обеспеченные- необеспеченные), деление на группы,

Ø появляются требования к учителю: в понимании ученика он должен быть строгим, настойчивым,  вежливым, умеющим занимательно преподать материал,

Ø информационная потребность (подросток в роли интеллектуального потребителя),

Ø снижение познавательной мотивации  (умею, могу , но не хочу учиться),

Ø негативное отношение к критике, неуспеху,

Ø боязнь прослыть слабым, несамостоятельным,

Ø трудности в излагании материала слабоуспевающими учениками (волнения, тревожность, несформированность коммуникативных умений, стремятся заучивать не улавливая сути информации,

Ø первая любовь,

Ø изменяется внешний облик, манера одеваться.

Существует 3 типа развития  подросткового возраста (по Э. Шпранглеру):

1.     «Подростковый кризис» - ребенок переживает свой возраст как второе рождение,

2.     Отличает стабильный постепенный рост, когда ребенок приобщается к «взрослой деятельности»,

3.     Представляет собой более активное и сознательно направляемое самим индивидом самовоспитание, преодоление усилием воли, собственных недостатков (тревоги, кризисных проявлений), ясное осознание своей индивидуальности.

Физиологические особенности:

Ø Повышенная утомляемость 

Ø Рост сердца задерживается.  

 

Эмоциональное развитие подростка

     Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживании эмоциональных трудностей.  Неуверенность, боязнь к критике, мысли о самоубийстве приходят  в голову  многим подросткам .

  Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

Многие трудности и проблемы подростка объясняются главным противоречием его развития – движением к обособлению (поиск автономии, охрана личного пространства) и социализацией  (внедрение в группу и принятие ей, жить нормами, правилами,  подчинение). Эти взаимосвязанные процессы проходят нелегко: чаще всего они драматичны и для подростка, и для окружающих его людей.

Существенным моментом самоопределения подростка становится его отношение к своей телесности, к своему полу. Особенно интенсивно развивается телесное Я подростка в возрасте 14–15 лет. В этот период оформляется переживание им своего пола, происходят серьезные изменения в его половом сознании. У старших подростков отношения между мальчиками и девочками приобретают новые оттенки: они хотят нравиться друг другу не как партнеры по играм, а как представители другого пола. Секс и сексуальные отношения входят в их жизнь не как запрет, а как реальность, к которой они готовятся приобщиться.

Проблемы подросткового возраста

§  Отвержение подростка  группой→ нарушение коммуникативных навыков, одиночество;

 

§  Отвержение подростка матерью →приводит к поиску поддержки со стороны уличных компаний,

 

§  Воспитание  матерью-одиночкой, гиперопека→ приводит к инфантилизму, несамостоятельности,

 

§  Авторитарный стиль воспитания в семье, морализирование → уход из дома, демонстративное поведение (ребенок  проявляет в поведении независимость, но нуждается в понимании и поддержке),

 

§  Проблемы в семье (развод родителей, конфликты, алкоголизм, ревность к младшим братьям/сестрам, к сводным братьям/сестрам)→ конфликты, демонстративное поведение, суицидальные наклонности,

 

§  Наличие мнимых или реальных физических дефектов, комплексы по поводу внешности (прыщи, возрастные изменения, угловатость) →изменение имиджа, использование косметики, демонстративный облик, аутоагрессия (самоповреждающие реакции),

§  Снижение школьной мотивации.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1.     Создавать ситуации поддержки и успеха;

2.     Не ругать  и не наказывать за оплошность, а пытаться понять, помочь, поговорить в спокойной обстановке, выслушать, с уважением,  поддержать в следующих ситуациях:- когда  подросток болен, испытывает недомогания, не оправился после болезни, т.к. психика очень уязвима (а также в периоды: во время еды, после сна, перед сном, во время игры, во время работы);

 

- сразу после физической и душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, неудача, недоразумение, конфликт), даже если он виноват сам, переждите ,пока утихнет острая боль;

 

- когда не справился с делом, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью,  с любовью, с любым  недостатком или достоинством, прилагая искренние старания справиться, хотя и не в полной мере, когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, нетерпение, просто неопытность – во всех случаях, когда что-либо не получается,

 

- когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны или сомнительны,

 

- когда мы сами не в себе, не в духе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам, когда больны, когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль, не преодолена. И в этом состоянии гнев всегда несправедлив.