Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника
Оценка 4.8

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Оценка 4.8
doc
детская психология +2
Детсад—1 кл
23.02.2024
Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника
Материалы семинара - практикума познакомят педагогов-психологов с разнообразием авторских психологических игр выдающихся психологов страны. Педагоги-психологи познакомятся с техниками работы по формированию социально - эмоционального интеллекта старших дошкольников и возможностью проведения консультирования семьи с помощью психологических настольных и карточных игр психологов: Н. Л. Белопольской, Т. Ушаковой, Е. Кирюшиной, А. Мухуматулиной, Г. Хорна.
Семинар-практикум Сибилева И. В. игры.doc

ГБОУ «Донецкий республиканский

учебно-методический центр

психологической службы системы образования»

 

 

Республиканский конкурс методических разработок

специалистов психологической службы

«Лига профессионалов»

 

 

Номинация «Методическая разработка мероприятия для педагогов»

 

 

 

 

Семинар-практикум «Психологические игры как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника» для педагогов-психологов

 

 

 

 

Составитель: Сибилева Ирина Владимировна – педагог-психолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад № 194 общеразвивающего типа» города Макеевки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Макеевка

2023


Семинар - практикум «Психологические игры как инструмент развития социально - эмоциональной сферы старшего дошкольника».

Участники: педагоги - психологи ДОУ.

Цель: знакомство с игровыми техниками работы по формированию социально - эмоционального интеллекта старших дошкольников и возможностью проведения консультирования семьи, с помощью психологических настольных и карточных игр выдающихся психологов страны.

Задачи:

·       познакомить педагогов - психологов с разнообразием психологических игр, развивающих эмоциональный интеллект дошкольника.

·       показать возможность эффективной работы по формированию социально-эмоционального интеллекта старших дошкольников и проведения консультирования семьи с помощью психологических игр.

Аннотация

Материалы семинара - практикума познакомят педагогов-психологов с разнообразием авторских психологических игр выдающихся психологов страны. Педагоги-психологи познакомятся с техниками работы по формированию социально - эмоционального интеллекта старших дошкольников и возможностью проведения консультирования семьи с помощью психологических настольных и карточных игр психологов: Н. Л. Белопольской, Т. Ушаковой, Е. Кирюшиной, А. Мухуматулиной, Г. Хорна.

План семинара - практикума.

I.                  Вводная часть.

1.        Упражнение «Страна Монстряндия».

2.        Игра «Три Мяча» (автор Наталья Жарикова).

II.               Основная часть.

1.     Теоретическая часть семинара-практикума.

·        Актуальность темы.

·        Целевые ориентиры по ФОП ДО по развитию социально - эмоциональной компетентности дошкольника.

·        Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

·        Краткий обзор настольно - печатных игр ведущих психологов.

·        Навыки, которые дают настольно - печатные психологические игры дошкольникам.

2.     Практическая часть семинара - практикума.

·        Организационный момент. Объединение в 4 группы

·        Психологическая игра Гюнтера Хорна «Лепешка» в коррекционной и консультационной работе педагога-психолога.

·        Психологическая игра с МАК картами Т. Ушаковой «Роботы» в работе с социальными проблемами ребенка.

·        Психологическая игра «Семейка Гномс» Е. Кирюшиной и А. Мухаматулиной в коррекционно - развивающей и консультационной работе педагога - психолога.

III.            Заключительная часть. Подведение итогов, выводы и рефлексия в конце занятия.

·       Рефлексия. Упражнение «Игрушки для монстриков».

·       Подведение итогов семинара - практикума педагогом-психологом.

Сценарий проведения семинара - практикума:

I.                  Вводная часть.

1.     Упражнение «Страна Монстряндия».

Цель: изучение ожиданий участников от семинара - практикума.

Оборудование: монстрики - картинки из проективной методики «Монстрики чувств» А. Кремляковой (приложение №1), полянка для монстриков (приложение №2), клей - карандаш.

Инструкция:

- У нас сегодня работа с эмоциями и эмоциональным интеллектом. Выберите, пожалуйста, монстрика, который отражает ваше настроение в данный момент. Монстрика можете доработать с помощью фломастеров или карандашей, если хочется. Поместите Монстрика на плакат с полянкой и постарайтесь ответить на вопросы: «Как Вы себя сейчас чувствуете? Чего ожидаете от семинара - практикума».

Ход упражнения:

Участники выбирают монстрика, добавляют ему детали (при желании), по очереди подходят к плакату, и прикрепляя Монстрика, отвечают на поставленные вопросы.

Итог.

Психолог обобщает ожидания участников семинара - практикума.

Игра «Три мяча». Автор игры – Наталья Жарикова

Цель: актуализация темы «Психологическая игра».

Оборудование: 3 мяча (желтого, красного и синего цвета)

Инструкция к 1 части:

-. Сегодня мы будем говорить о психологической игре. Давайте поиграем в игру Натальи Жариковой «Три мяча», и найдем ассоциации к слову «игра».

- Предлагаю встать и образовать круг. Сейчас я в круг заброшу мяч красного цвета. Вы будете перекидывать мяч друг другу. По моему хлопку игра останавливается и тот, у кого в руках оказался мяч, быстро называет любое прилагательное, относящееся к теме.

Инструкция ко 2 части:

Усложняем игру. Сейчас мы будем перебрасывать 2 мяча: красный – прилагательное, желтый – существительное.

Инструкция к 3 части:

Усложняем игру. Сейчас мы будем перебрасывать 3 мяча: красный – прилагательное, желтый – существительное, синий – глагол к словосочетанию из существительного и прилагательного.

Ход игры:

Игра проводится в три этапа. В первом – остановившийся участник называет существительное – ассоциацию к психологической игре (2 - 3 раза). Во втором – остановившийся участник с красным мячом называет существительное, а участник с желтым мячом добавляет прилагательное (2 - 3 раза). В третьем – игра продолжается по правилам первых двух этапов. Игрок, у которого остается синий мяч, завершает цепочку (прилагательное – существительное) глаголом, подходящим к предыдущему словосочетанию (2 - 3 раза).

Подведение итогов:

Игра – это метод, тренажер, общение, инструмент, вид деятельности.

Она – интересная, активная, полезная, эффективная, веселая, социальная.

Она – развивает, корректирует, адаптирует, помогает, тренирует, подготавливает, обогащает.

II.              Основная часть.

1.     Теоретическая часть семинара - практикума

Цель: теоретическое подтверждение актуальности и эффективности использования авторских настольных социально - психологических игр, как инструмента развития социально - эмоциональной сферы старшего дошкольника.

Оборудование: компьютер, медиа проектор, медиа экран, презентация (приложение №3), выставка психологических игр на столе.

Содержание:

Презентация:  https://cloud.mail.ru/public/Fueb/sB8TBv1GN

Тема нашего занятия: «Психологические игры как инструмент развития социально - эмоциональной сферы старшего дошкольника». (слайд № 1)

Цель нашего занятия – знакомство с разнообразием психологических игр и возможностями настольной психологической игры как инструмента эмоционально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста (слайд №2).

Почему выбор пал именно на эту тему?

В формировании успешной личности эмоциональный интеллект так же играет большую роль. Джон Готтман, Джоан Деклер в своей книге «Эмоциональный интеллект ребенка» подчеркивают: «Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям. Факты свидетельствуют, что у девочек неспособность различать чувства тревоги и голода в будущем приводит к беспорядочному питанию, а те, кто в ранние годы не научился контролировать свои порывы, имеют большой шанс забеременеть в подростковом возрасте. Для мальчиков импульсивность в ранние годы может означать повышенный риск вступления на путь преступлений и насилия, и для всех детей неспособность справиться с тревогой и депрессией увеличивает вероятность злоупотребления наркотиками или алкоголем в дальнейшей жизни» [7 с. 2.].

Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако, когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение (слайд №3).

Согласно Федеральной Образовательной Программы Дошкольного Образования (ФОП ДО) на этапе завершения дошкольного образования ребенок «владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами; способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях» [1].

Это целевые ориентиры развития ребенка, то есть то, к чему должны стремиться педагоги и родители, развивая и воспитывая дошкольника (слайд №4).

Соответственно можно сделать выводы, что умение распознавать эмоции и чувства, свои и окружающих, а также на этой основе умение эффективно выстраивать отношения и общаться – о дно из самых важных условий развития успешной личности. Эмоциональный интеллект — это феномен, объединяющий в себе способность дифференцировать и осознавать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнёров по общению [6], (слайд №5).

Важность развития эмоционального интеллекта подтверждено научными трудами отечественных ученых педагогов и психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, И.Н. Андреевой, Д.В. Люсина, М.А. Манойловой, А.С. Петровской, А.П. Лобанова), а также прослеживается и в зарубежных исследованиях (Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, П. Словея, Дж. Готтмана, Дж.Деклер).

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии [2 с. 7–8], (слайд №6).

Как справедливо замечает И.А. Пазухина, «маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми». Автор отмечает, что «дети эгоцентричны, поэтому важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение» [16, с.3].

Анализ проблемы развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте показал:

1) способность к пониманию эмоций, являясь компонентом целостной системы, «модель психического» развивается по логике ее общего усложнения;

2) интегрированное понимание эмоций связано с развитием «модели психического» и формируется к пятилетнему возрасту;

3) к старшему дошкольному возрасту в связи с усложнением «модели психического» дети свободно передают в рисунках, как собственные эмоции, так и эмоциональное состояние другого человека [17].

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту уровень понимания детьми эмоциональных состояний повышается; восприятие экспрессии становится более дифференцированным, что сказывается на точности оценки переживаний человека; увеличиваются активный и пассивный словарь обозначения эмоциональных состояний. В связи с этим можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте имеются объективные предпосылки и возможности развития эмоционального интеллекта. Дети старшего дошкольного возраста способны к пониманию своих эмоций и эмоциональных состояний других людей; способны к адекватному выражению и регуляции своих переживаний; способны осознавать свое эмоциональное поведение и поведение окружающих.

Анализ проблемы также показал, что развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено на обогащение практики самосознания (распознавания собственных чувств); саморегуляции (осознанной регуляции эмоций); развитие чувства эмпатии, самопринятия, а также приобретение коммуникативных навыков, уверенности в себе, умений разрешать конфликты [21, с. 66], (слайд №7).

Для дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности [12, c. 26 – 27], (слайд №8).

Отечественные ученые неоднократно отмечали разнообразие функций игры. Игра – как ведущая деятельность дошкольника (А.Н. Леонтьев); как практика развития (С.Л. Рубинштейн); как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д.Б. Эльконин); как средство обогащения психического развития ребенка (А.В. Запорожец); как детская традиция (В.С. Мухина); как практика воспитания (Е.В. Субботский, Дж. Брунер); как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И.С. Кон); как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М.Mud) – признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка (слайд №9).

В последнее время в свет вышло множество настольных психологических игр, где два и более игрока сотрудничают друг с другом, решая какую-либо общую задачу, или соперничают, решая каждый свою. Вот некоторые из них:

Семейка Гномс! Авторы: Е. Кирюшина, А. Мухуматулина В набор игр для развития эмоциональной сферы входят карточки с изображениями основных чувств и эмоций и их оттенков. Иллюстрирует эмоции симпатичная семейка гномов: они и огорчаются, и радуются, и завидуют, и восхищаются. Игру можно использовать в индивидуальной и групповой психологической работе с детьми и взрослыми, а также в работе с семьей. Игра расширяет эмоциональный словарь и создает ситуацию, в которой взрослые и дети могут разговаривать о том, что они чувствуют, когда и почему.

«Азбука настроений», автор – Белопольская Н.Л. (коммуникативно - развивающая игра для детей 4 – 10 лет). Игра предназначена для занятий с детьми 4 - 10 лет дома, в детском саду и в начальной школе. Эта развивающая игра помогает познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения. В руководстве описано несколько игр, в которых используются карточки "Азбуки настроений".

«Неправильная страна» О. В. Хухлаевой. Игра направлена на психологическую работу с социальными страхами, отреагирование негативных чувств, осознание социальных норм и границ, актуальна при подготовке к школе.

«Опасности волшебного леса» О. В. Хухлаевой. Игра для психологической работы со страхом. В этой игре можно и нужно злиться, бояться, делать ошибки, смеяться, быть смешным, болтать без умолку и делать добрые дела. Она позволит ребенку с вашей помощью справиться со страхами и другими негативными эмоциями.

«Семейные Псикреты» Г. Хорна. Псикреты — это "психологические секреты". Это те особенности нашего поведения, те привычки, интересы и представления, о которых мы часто не задумываемся и не рассказываем другим. Но они влияют на наши отношения с миром, с окружающими.

Эта игра – повод поделиться своими "псикретами" друг с другом, внимательнее отнестись к своим и чужим ощущениям, особенностям характера, потребностям и желаниям. Особенно важно это для детско-родительских отношений. Игра предназначена в первую очередь для родителей с детьми в возрасте от 5 - 6 до 10 - 11 лет, однако в нее с удовольствием играют и дети постарше, и бабушки с дедушками.

Психологическая игра «Лепешка», создателем которой является немецкий психотерапевт Гюнтер Хорн, помогает созданию и формированию навыков общения у детей. Играя в нее, дети учатся управлять своими эмоциями, корректировать агрессивность или обидчивость социально допустимым способом, делать правильный выбор – в каких ситуациях необходимо уступить, а где – дать отпор. Играя в нее, дети создают свой стиль поведения, который дает представление об их истинных намерениях и желаниях. Игру «Лепешка» можно неоднократно проводить со сменой героев, их характеров, определяя новые правила поведения. Она интересна детям разных возрастов и взрослым.

«Остров детства» (настольная игра от 4 до 11 лет, авторы: Т. Зинкевич-Евстигнеева Н. Данилова). Игра не является строго коррекционной. Она носит больше развивающий характер. Функции коррекции и терапии реализуются «естественным путем». Тем не менее игра будет эффективна в процессе коррекции у детей эмоциональных нарушений, в особенности страха. Она также может быть использована психологом в психопрофилактических целях.

Современный мир предлагает нам большое количество полноценных игр: стратегий, приключений и даже текстовых сценариев, которые помогают тренировать множество навыков. Кооперативные игры учат работать в команде, приключенческие провоцируют бурные обсуждения о добре и зле и об этичном поведении [18], (слайды 10,11,12).

Вывод.

Настольные игры — доступный и простой в освоении досуг, который поможет ребенку научиться общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми, работать в команде, отстаивать свое мнение и слышать иное.

Настольные игры не только учат детей терпению в ожидании своего хода и соблюдению правил игры, но и умению красиво побеждать и достойно принимать поражение. Они помогают развивать soft skills — «гибкие навыки», связанные не с предметными областями, а с личностными качествами и социальным взаимодействием: эмоциональный интеллект, критическое мышление, коммуникация, работа в команде.

Четыре основных навыка, которые может приобрести и развить ребенок, играя в психологические настольные игры:

1.     способность понимать эмоции и поступки другого человека;

2.     гибкость социального взаимодействия;

3.     вербальная и невербальная коммуникация;

4.     командная работа [19], (слайд №13).

Каждая настольная игра – это целый мир, в который ребенок заглядывает, приоткрывая крышку коробки. Что мы можем сделать, чтобы эта игра стала не только интересной, но и полезной. Все очень просто – нужно открыть коробку вместе с ребенком! Дать ему нужное направление, и помочь, если сложилась сложная ситуация [3].

В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств, как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему (слайд №14).

2.     Практическая часть

Организационный момент. Объединение в 4 группы

Цель: создание группы из участников разной квалификации и опыта работы для усиления динамики семинара - практикума и обмена опытом, предложение одного из способов использования психологической настольной игры Белопольской Н.Л. «Азбука настроений».

Оборудование: карточки с изображением эмоций из психологической игры «Азбука настроений» Белопольской Н.Л. (приложение №4).

Инструкция. Выберите себе любого персонажа из карточек «Азбука настроений». Определите настроение персонажа и разделитесь на группы по настроениям персонажей.

Ход.

Участники выбирают себе персонажа из карточек «Азбука настроений». Определить настроение персонажа и находят игроков, у персонажей которых такое же настроение. Образовавшаяся команда отвечает на вопросы: «Какие чувства испытывают персонажи игры? Как вы это определили?»

Итог: Игру на занятиях можно использовать не только по правилам игры, придуманным автором, но и как часть организационного момента.

Психологическая игра Гюнтера Хорна «Лепешка» в коррекционной и консультационной работе педагога - психолога

Цель: знакомство с игрой Г. Хорна «Лепешка», апробация различных ролей в игре, оценка влияния игры на собственные чувства и умения.

Оборудование: поле игры (4 шт.) (приложение №5), пластилин (4 пачки), игровой кубик (4 шт.), мокрые салфетки для рук.

Инструкция:

Задача игры — первым прийти к конечному пункту — на «Небо людей». Попасть туда можно только при помощи неповрежденной целой фигурки – фишки человека.

Правила игры:

Перед началом игры каждый участник лепит из пластилина свою фигурку животного, которая служит ему потом в качестве фишки. Старт игры начинается на поле «хлев». Каждый игрок является одновременно владельцем всех полей того же цвета, что и его фигурка.

Игроки по очереди кидают кубик и переставляют свою фигурку - фишку через соответствующее количество полей.

Игрок, на цвет поля которого попала фигура другого цвета, должен обвинить попавшее на его поле животное за какой-то придуманный им проступок (например, «ты съел мой бутерброд!»). После этого обвинения владелец животного должен соответствующим образом извиниться за свое животное или предложить исправить содеянное. Если владелец поля удовлетворен извинением или возмещением ущерба, то он может отказаться от наказания попавшей к нему фигуры. Тогда следующий игрок может бросать кубик. Если владелец поля не удовлетворен извинением, он может наказать попавшую к нему фигуру, щелкнув по ней, смяв ее или как угодно, изменив ее форму. Он может также одним ударом смять ее в «лепешку».

На полях своего цвета фигура находится у себя дома. В своем доме фигура может залечить раны, изменить себя, отдохнуть и «развить себя». Поэтому все игроки восстанавливают свои фигуры, если им выпадает количество ходов, позволяющее им достичь собственного игрового поля, или если у них есть возможность его перескочить. В последнем случае они идут только до своего «дома». Лишь неповрежденные фигуры имеют право перешагнуть через поле своего цвета.

Задача игры — стать человеком и попасть на «Небо людей». Но сам игрок не может просто превратить себя в человека. Для этого нужна помощь другого игрока, который, как в сказке, сможет «расколдовать животное», превратив его обратно в человека. Когда кто-то захочет стать человеком, он должен выбрать кого-то из игроков и попросить его перелепить фигурку своего животного. Это можно сделать, когда целая и неповрежденная фигурка животного находится на поле своего цвета. Необходимо также убедить другого игрока, обосновав ему, почему животное хочет стать человеком. Если приведенное обоснование кажется игроку, к которому обратились с просьбой превратить животное в человека, достаточно убедительным, то он лепит из фигурки животного человека. С этого момента владелец фигурки – человека должен вести себя в игре «по-человечески», «гуманно». Это значит, что он в принципе не должен бить, давить или разрушать другие фигуры, которые попали на одно из его полей и не принесли достаточных извинений за причиненный ущерб. Однако «человек» может, не разрушая другую фигуру, таким образом согнуть ее, чтобы ее поза выражала извинение, признание своей вины. Например, можно склонить голову животного.

Если игрок, имеющий фигурку – человека, все равно — забывшись или намеренно — раздавит кулаком фигурку животного или человека в лепешку, то его фигурку возвращают в «хлев», и он начинает игру сначала, но уже снова в форме животного. Дополнительное правило: человеческая фигурка опять превращается в животное, если ее владелец наказывает попавшую на его поле фигурку, не дожидаясь обвинения или извинения.

Игрок, чьей фигурке – животному два раза отказали в желании стать человеком, может во время своего хода вернуться назад на ближайшее поле своего цвета и там самостоятельно превратиться в человека. Кубик при этом не кидается.

Последнее поле в игре — зеркальное. Наказанные и поврежденные фигурки должны точно попасть на это поле. Владелец поврежденной фигурки человека может «подлечить» себя на зеркальном поле. На «небо людей» неповрежденная фигурка человека переходит уже при следующем ходе, если на кубике выпадает число «1». Выигрывает тот, кто первым попадет на «небо людей». Целым фигуркам – человечкам не нужно останавливаться ждать на зеркальном поле, при точном выпадении числа на кубике они могут сразу перейти на «небо людей».

Ход игры

Два стола играют как дети и психолог, два другие стола играют как семья и психолог. Психологи распределяют роли: 3 ребенка и психолог – в 1 случае, и мама, папа, ребенок и психолог – во 2 случае. Ведущий отслеживает выполнение правил и помогает психологам удерживать игру в рамках правил. Игра длится 20 минут, затем ведущий ее останавливает.

Обсуждение

Вопросы к участникам игры.

·       Как Вы себя чувствовали в роли психолога, родителя, ребенка?

·       Как Вы думаете, что дала вам сегодняшняя игра?

·       В чем ценность игры «Лепешка»?

Итог

Особенности данной игры в том, что

·       не выигрывает кто-то один, в выигрыше остаются все, лучше узнавая, как себя самого, так и партнеров по игре;

·       для ребенка очень важной является свободная игровая атмосфера, возникающая во время игры – с юмором, без авторитарного давления, без боязни наказания;

·       ребенок не боится проявить свои эмоции, когда он чувствует заинтересованность взрослых и их поддержку;

·       благодаря свободной игровой атмосфере, возникающей во время игры, происходит рефлексия тревожного состояния ребёнка.

Игра позволяет

·       диагностировать и корректировать межличностные детские и детско - родительские отношения;

·       обладает выраженным психотерапевтическим эффектом;

·       способствует снижению тревожности, агрессии;

·       развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность;

·       способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка;

·       становиться семейной традицией, помогающей решению возникающих проблем; способствует конструктивным межличностным взаимоотношениям и улучшению психологического климата в семье.

Психологическая игра с МАК картами Т. Ушаковой «Роботы» в работе с социальными проблемами ребенка.

Цель: знакомство участников с возможностями игры.

Оборудование: лист А-3 – 4 шт., карандаши, фломастеры, черно-белые карточки «Роботы» 4 комплекта (приложение №6)

Инструкция. Карты предназначены прежде всего для психологической работы с детьми и родителями, однако они могут эффективно использоваться и в работе с любыми взрослыми. Комплект адресован практикующим психологам.

В игре два набора карточек: цветной (84 карт), черно-белый (84 карт). В каждом наборе – 3 вида карточек: изображения голов (28 карт), изображения туловищ (28 карт), изображения ног (28 карт).

Листы с черно-белыми изображениями нужно ксерокопировать, чтобы каждый раз перед началом работы у вас был полный комплект дублей черно-белых изображений. Часть черно-белых изображений сейчас у вас на столах.

Правила работы, которые способствуют созданию доброжелательной и доверительной атмосферы в индивидуальной и групповой работе:

·       роботы – не соревнование, в них не бывает победителей и побеждённых;

·       нет «неправильных» ответов и историй;

·       мы не спорим по поводу интерпретации того или иного образа, но можем задать вопрос, чтобы прояснить то, что не понятно;

·       мы допускаем, что другие видят и чувствуют не то что видим и чувствуем мы.

Вариантов работы с картами множество, часть описано в самом руководстве Т. Ушаковой. Сегодня мы проиграем в еще 1 вариант с картами Роботы.

Вам предстоит договориться и создать общего робота, который бы давал характеристику вашей команды и имел сходные с вашими качествами. Вы можете использовать готовые половинки, можете их разрезать, можете дорисовывать и склеивать. Для этого определитесь, какие качества есть у каждого из вас, и попробуйте воплотить это в вашем роботе. Затем поместите робота на большой лист и создайте ему среду обитания. Постарайтесь ответить на вопросы:

Как его зовут?

Где он живет?

Что он любит?

Есть ли у него друзья?

Есть ли у него хобби?

Что он любит читать, смотреть?

Где он будет счастлив?

Есть ли у него враги и недоброжелатели?

Как он справляется с неприятностями?

Что каждый член группы вносит в общий портрет?

Кто какой частью единого организма является?

Что в портрете можете изменить?

Что произойдет, если головой (телом, ногами) станет другой член группы?

Ход игры.

Каждая команда, создает робота и его среду обитания, договаривается об ответах на вопросы. Презентует своего робота другим командам.

Обсуждение.

Вопросы:

·       Какие задачи можно решить с помощью этого варианта игры в «Роботы»

·       Насколько интересная и информационная эта игра?

·       Было ли Вам комфортно в игре?

Итог.

Предложение поиграть в «Роботов» «укорачивает дистанцию между психологом и детьми, вызывает живой интерес, энтузиазм. Множество возможностей комбинировать разные детали уже является игрой, интригует, позволяет придумывать, фантазировать. Чем удобны «Роботы»? С помощью карточек можно выражать различные эмоции, карточки рассчитаны на людей с разными типами восприятия, на рисунках представлены различные возраст, пол, профессиональная деятельность, социальная принадлежность (очень удобный инструмент работы с детско - родительскими отношениями).

Проблематика может быть очень разной: внутренние конфликты, образ себя в целом и образ тела в частности, представления о близких и об отношениях с ними, адаптация к новым условиям.

Психологическая игра «Семейка Гномс» Е. Кирюшиной и А. Мухаматулиной в коррекционно - развивающей и консультационной работе педагога - психолога.

Цель: знакомство с вариантами использования игры.

Оборудование:4 комплекта карточек «Семейка Гномс» (приложение № 7).

Инструкция:

У вас на столах лежат карточки игры «Семейка Гномс», большие карточки «линейки чувств» и инструкция к игре. Инструкция на каждом столе разная. Прочитайте инструкцию и задание, и начинайте играть.

1 группа

Традиционная игра «Собери линейку эмоций»

Инструкция. Собрать простейшие «линейки эмоций»: линейки радости, грусти, злости, страха. Карты лежат на столе рубашкой вверх, игроки по очереди берут по одной карте из колоды. Если вам попалась карта с эмоцией, посмотрите подсказку этой линейки и продолжайте игру, если попалась карта с заданием, вам следует озвучить ее и выполнить, а затем передать ход следующему игроку. В процессе игры во время вашего хода вы можете договариваться об обмене картами, если будут таковые желающие, при этом необходимо назвать то чувство, которое вы ищите, рассказать, когда так бывает, и попросить у партнера уступить карту, не забывая «волшебные слова». Если партнер согласится, то происходит обмен. Выигрывает тот, кто первый собрал линейку чувств. Подсказка линеек у вас на столе.

Задание: определите цель данного упражнения.

2 группа

Вариант игры «Мне мешает…, мне помогает…»

Инструкция. Положить колоду в центр стола, убрав карточки с заданиями. Первый игрок берет карту и озвучивает чувство, объясняет в каких ситуациях это чувство помогает, а в каких мешает ему. И так по кругу.

Задание: определите цель данного упражнения.

3 группа

Вариант игры «Расскажи историю с чувством»

Инструкция: положить карты рубашками вверх. Каждому игроку взять по одной карте. Выбрать любого сказочного персонажа и сочинить связный рассказ о нем с этими чувствами (по кругу), закончив положительной эмоцией.

Задание: определите цель данного упражнения.

4 группа

Вариант игры «Колесо чувств»

Инструкция. Разделитесь на пары. Попросите партнера описать сложную для него ситуацию. Спросите, какое чувство он испытывает в этой ситуации. Положите карточку с этим чувством по центру. После этого, предложите выбрать еще несколько чувств, которые он испытывает в этой ситуации. Положите их вокруг основного чувства. Обсудите, как эти чувства влияют на самого консультируемого, пусть расскажет, а потом изменит, что-нибудь в полученной схеме. Возможно, после обсуждения, центральное чувство изменится.

Задание: определите цель данного упражнения.

Ход игры:

Группы получают свои задания на листочках (каждая свой вариант) и начинают играть. Ведущий следит за продвижением игры и осуществляет индивидуальную работу (в случае необходимости). Затем, после сигнала ведущего, игра останавливается, и каждая группа кратко знакомит остальных, в какой вариант игры они играли. И определяют цели данного варианта игры.

Обсуждение.

Вопросы:

·       Что такое линейка чувств?

·       Что Вы нового узнали из игры?

·       Были ли трудности во время игры и как Вы с этим справились?

·       Какую пользу можно получить от игры в коррекционно - развивающей работе, в каких еще направлениях деятельности можно использовать.

Итог.

Вариантов упражнений можно придумать множество. Сам раздаточный материал достаточно красочный и сказочный, затрагивает тему семьи, и поэтому его легко можно использовать как игру и как метафорические карты в консультировании, на семинарах, в занятиях, в коррекционно-развивающей работе с детьми.

III.           Подведение итогов, выводы и рефлексия в конце занятия.

Рефлексия «Игрушки для монстриков».

Цель: получение обратной связи, о результатах проведенной работы на семинаре практикуме, помощь в анализе результатов личной и командной работы каждого участника.

Оборудование: картинки игрушек (приложение №8)

Инструкция. Порадуйте своего монстрика и подарите ему игрушку. Выбирая игрушку для своего монстрика, подумайте над вопросами:

1.     Какие чувства Вы испытываете сейчас?

2.     Что изменилось к концу занятия?

3.     Чему Вы научились, что вас удивило или воодушевило, какое открытие стало самым интересным, что получилось или не получилось сделать?

4.     Оправдались ли Ваши ожидания? Будете ли вы использовать или уже используете в работе психологические игры этих и других авторов?

Ход рефлексии.

Участники выбирают игрушку для своего монстрика, отвечают на вопросы и прикрепляют игрушку к фигурке монстрика на плакате полянки Монстряндии.

Подведение итогов педагогом - психологом:

Игры можно проводить с группами детей или семьями с целью развития эмоциональной и социальной компетенции, урегулирования скрытых конфликтов.

Цель психологической игры: оптимизация детско - родительских взаимоотношений, а также урегулирование отношений в группах сверстников.

Играющие – родитель, ребенок (или несколько детей) и психолог.

Использование игр позволяет психологу увидеть специфику проблем данной семьи или группы; построить коррекционную работу с ними.

Важно! Данный вид работы с семьей естественно вписывается в детскую жизнь, не оставляя следа от специальной работы психолога с ребенком.

 

 

 

 


Источники:

1.     Приказ Минпросвещения России № 1028 от 25 ноября 2022 г. «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». Текст: электронный // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 15.09.2023)

2.     Афонькина, Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников /Ю. А. Афонькина //Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 7–8

3.     Брага, Е. А. Современные настольные игры. Их значение в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей и детско-родительских отношений / Брага Екатерина Александровна - текст электронный // URL: https://rosuchebnik.ru/material/sovremennye-nastolnye-igry-ikh-znachenie-v-intellektualnom-i-emotsiona/ (дата обращения: 15.09.2020)

4.     Буянова, А. Ю. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста / А. Ю. Буянова, Е. Ю. Бледнова, С. Ю. Кудрявцева, Э. М. Зимуков. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/167/ (дата обращения: 16.09.2020).

5.     Гущина Е. А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников / Е. А. Гущина. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва: Буки-Веди, 2013. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4020/ (дата обращения: 20.09.2020).

6.     Гоулман Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман. — Москва: ACT: ACT МОСКВА; Владимир, ВКТ, 2009. — 478 с.

7.     Готтман Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер; пер. с англ. Г. Федотовой. — 4-е изд. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 48 с.

8.     Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии/ А.В. Дегтярев Текст: электронный // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml (дата обращения: 15.09.2020)

9.     Зинкевич – Евстигнеева Т. Остров детства. Методические рекомендации (технологии сказкотерапии)/ Т. Зинкевич – Евстигнеева, Н. Данилова, Санкт-Петербург: Речь, 2010 – 45 с.

10. Изард К. Э. Эмоции человека [Текст] / К. Э. Изард. — Москва: Директ - Медиа, 2008. — 954 с

11. Кирюшина Е. Семейка Гномс. Игры для эмоционального развития / Е. Кирюшина, А. Мухаматулина. – Москва: Генезис, 2014. – 68 с.

12. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. /Л. Костина – Санкт-Петербург: Речь, 2003 – 160 с.

13. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимодействие [Текст] / В. Н. Куницына, // Теоретические и прикладные вопросы психологии. — Санкт-Петербург: 1995 — Выпуск 1, ч. 1. — С.48-61

14. Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте / М.А. Нгуен // Культурно-историческая психология. – 2007, – № 3. – С. 46-51.

15. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта / М.А. Нгуен // Ребёнок в детском саду. -2007. - № 5. - С. 80-87.

16. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие для практических работников детских садов; автор-составитель/ И.А. Пазухина. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 272 с.

17. Прусакова О.С. Генезис понимания эмоций: автореф. дис. канд. психол. наук / О.М. Прусакова. – Москва, 2005. - 24 с

18. Соколова И.В. Почему полезно играть в настольные игры в школе и дома: обучение и удовольствие в одном. Текст: электронный // URL: https://rosuchebnik.ru/material/pochemu-polezno-igrat-v-nastolnye-igry-v-shkole-i-doma-obuchenie-i-udo/ (дата обращения: 20.09.2020)

19. Социализация играючи: как с помощью «настолок» научить детей взаимодействовать друг с другом? Текст: электронный // URL:  https://rosuchebnik.ru/material/nastolnye-igry/ (дата обращения: 20.09.2020)

20. Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект. Теория, измерение, исследования [Текст] / Д. В. Ушаков; под ред. Д. В. Люсина. — Москва: «Институт психологии РАН», 2004. — 176 с.

21. Фаустова И.В. Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. — Текст: непосредственный// Казанский педагогический журнал №4, 2019 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.09.2020) С. 66

22. Хеллингер Е. Настольная психологическая игра "Лепешка"/ Е. Хеллингер – Москва: Генезис, 2016 – 8 с.

23. Хухлаева О.В. Опасности волшебного леса. Игра для психологической работы со страхами / Ольга Хухлаева, Иллюстратор Людмила Двинина Москва: Генезис, 2016 -12 с.

24. Шипицына Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Шипицына. Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. — Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.— 384 с.

 

 

Приложение № 1

 

 

 

Приложение №2

Приложение №4

 

 

 

Приложение №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

 

 

Приложение № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №8

Jinx Minecraft — Мягкая игрушка Happy Explorer Fox MultiColor, Minecraft  JINX-10495 в магазине игрушек PLANETTOYS

Мягкая игрушка Спайк Бравл Старс (Brawl Stars) 20 см - купить недорого в  интернет-магазине игрушек Super01

Мягкие игрушки Hello Kitty: продажа, цена в Харькове. мягкие игрушки от  "Интернет-магазин одежды для Всей семьи "LORIS"" - 654317259

Мягкая игрушка Gulliver Смешарики | PlushevoToys

Купить Стич мягкая игрушка, магазин игрушек в Украине, MOK

Мягкая игрушка TY Beanie Boo's Радужный страус Аша 15 см (36281) - 【Будинок  іграшок】 купить в Киеве, Харькове, Одессе, Днепре по выгодной цене

ZELENA | Histoire D'Ours Jangle Chic Мягкая игрушка Панда В35 - купить по  отличным ценам в Киеве и Украине, заказать Мягкие игрушки в каталоге  интернет-магазина ZELENA

Мягкая игрушка Слон 001 - Купить на сайте Копица

Мягкая игрушка Нита (Nita) из Бравл Старс (26см), герои с медведем Brawl  Stars за 195 грн арт: 8431, купить в детском интернет магазине leva.com.ua

Мягкая игрушка кот Огги из мультфильма Огги и кукарачи: продажа, цена в  Бердянську. м'які іграшки от "Интернет-магазин "Игрушки-подушки "Дрёмка"" -  908261177

Мягкая игрушка легендарный Леон (Leon) из Бравл Старс (26см), легендарный  герой игры Brawl Stars за 195 грн арт: 8432, купить в детском интернет  магазине leva.com.ua

Игрушки с блестящими глазами TY Beanie Babies оптом в Польше часть 2, 67  грн. Мягкие игрушки - Kidstaff | №24643410

Колобок - мягкая игрушка – заказать на Ярмарке Мастеров – HNVAFRU | Мягкие  игрушки, Николаев

Интерактивная игрушка Tiny Furries – Пушистик Айви (83690-IW) |  smeshinka.com.ua

Щенячий патруль — Мягкая игрушка Гонщик, Paw Patrol SM16607-1 в магазине  игрушек PLANETTOYS

Купить игрушки для детей в Запорожье со склада недорого - цены и описание

Фабрика мягких игрушек "Копица"

Новые игрушки 2020 года – Новинки игрушек для детей

Ангел плюшевая игрушка – Лило и Стич от Дисней

Игрушки Донецк

Игрушки для собак - купить игрушку для собаки в Украине (Киев, Харьков,  Днепр, Одесса) - eZOO.com.ua

Топ-10 игрушек для годовалого ребенка - Я Покупаю

Куклы Kindi Kids Moose Toys купить игрушки Шопкинс недорого Shopkins Toy

Детские товары оптом 🎯 купить товары для детей по оптовым ценам в Украине,  Киеве | цены на AFK.UA

Мягкие игрушки - ROZETKA | Купить мягкую игрушку в Киеве: цена, отзывы,  продажа

 


Скачано с www.znanio.ru

ГБОУ «Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования»

ГБОУ «Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования»

Семинар - практикум «Психологические игры – как инструмент развития социально - эмоциональной сферы старшего дошкольника»

Семинар - практикум «Психологические игры – как инструмент развития социально - эмоциональной сферы старшего дошкольника»

Психологическая игра «Семейка Гномс»

Психологическая игра «Семейка Гномс»

Ход игры: Игра проводится в три этапа

Ход игры: Игра проводится в три этапа

Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию

Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию

Как справедливо замечает И.А.

Как справедливо замечает И.А.

А.В. Запорожец); как детская традиция (В

А.В. Запорожец); как детская традиция (В

Играя в нее, дети учатся управлять своими эмоциями, корректировать агрессивность или обидчивость социально допустимым способом, делать правильный выбор – в каких ситуациях необходимо уступить, а…

Играя в нее, дети учатся управлять своими эмоциями, корректировать агрессивность или обидчивость социально допустимым способом, делать правильный выбор – в каких ситуациях необходимо уступить, а…

Практическая часть Организационный момент

Практическая часть Организационный момент

Он может также одним ударом смять ее в «лепешку»

Он может также одним ударом смять ее в «лепешку»

Ход игры Два стола играют как дети и психолог, два другие стола играют как семья и психолог

Ход игры Два стола играют как дети и психолог, два другие стола играют как семья и психолог

В игре два набора карточек: цветной (84 карт), черно-белый (84 карт)

В игре два набора карточек: цветной (84 карт), черно-белый (84 карт)

Какие задачи можно решить с помощью этого варианта игры в «Роботы» ·

Какие задачи можно решить с помощью этого варианта игры в «Роботы» ·

Задание: определите цель данного упражнения

Задание: определите цель данного упражнения

Инструкция. Порадуйте своего монстрика и подарите ему игрушку

Инструкция. Порадуйте своего монстрика и подарите ему игрушку

Источники: 1. Приказ

Источники: 1. Приказ

Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми

Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми

Приложение № 1

Приложение № 1

Приложение №2

Приложение №2

Приложение №4

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №6

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Приложение № 7

Приложение № 7

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Приложение №8

Приложение №8

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника

Психологические игры – как инструмент развития социально-эмоциональной сферы старшего дошкольника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2024