Психологические особенности работы над музыкальным произведением
Оценка 5

Психологические особенности работы над музыкальным произведением

Оценка 5
doc
30.04.2020
Психологические особенности работы над музыкальным произведением
псих особенности раб над произвед (2).doc

 

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД

МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  В исполнительской деятельности музыканта, в его художественной практике, в живом общении со слушателем процесс исполнительского творчества получает как бы свое завершение, достигает своей цели. Именно на этом этапе художественные богатства музыкальных произведений становятся достоянием широких кругов слушателей.

    Но работая над музыкальным произведением музыкант-исполнитель должен постоянно   углублять понимание его содержания, раскрывать в нем новые черты, новые краски

и оттенки. Известный музыкант Пабло Казальс считал работу исполнителя над музыкальным произведением бесконечной.”С годами мне все яснее становится значение этой работы. Каждый день я открываю что-то новое.”-говорил он. Вернувшись с концерта, Казальс критически обдумывал свое исполнение, взвешивал и мысленно проверял все детали, находки, подсказанные эстрадой;все это учитывалось и являлось основой для дальнейшей работы над произведением.

      Как же должен протекать процесс работы над музыкальным произведением у ученика?

       Г.Нейгауз говорил:”Работа над художественным образом начинается с первых шагов изучения музыки и музыкального инструмента. Если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичное исполнение было выразительно,то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии: если мелодия грустная-играть грустно,бодрая-бодро…”

      Выбор произведения, ознакомление ученика с произведением (беседа о стиле,содержании,форме и жанре,об авторе произведения и его эпохе),изучение нотного текста,анализ и выбор средств выразительности, творческое воплощение, публичное исполнение-основные этапы ,связанные с изучением музыкального произведения.

     Работа над музыкальным сочинением начинается с знакомства с вещью-формируется музыкальный образ, зарождается исполнительский замысел.”Я всё играю приблизительно.Тут возникают основные образы пьесы, и я себе представляю ,как это будет звучать.”(Я.Флиэр)

      Полезным представляется ознакомление с творческой  биографией композитора, с общим анализом его творчества, с исторической эпохой создания произведения.

      “Знание особенностей культуры обогащает артиста и делает его более способным понять и передать художественные оттенки произведения…”(П.Казальс) Д.Энеску горячо советовал изучать эпоху и биографию композитора и его творчество в целом, утверждая, что это дает возможность приблизиться к намерениям автора исполняемого произведения.

       Существенным разделом работы над произведением является изучение нотного текста, анализ встречающихся трудностей ,выявление эпизодов, требующих дополнительной тренировки.”Чтобы преодолеть техническую трудность,-говорил скрипач А.Ямпольский,-надо знать, в чем она заключается.”Рекомендуется специально останавливаться на изучении трудных мест .В то же время,работая над каким-либо трудным эпизодом ,нельзя забывать о необходимой связи его с предыдущим и последующим.

     В рассматриваемый период рекомендуется изучение произведения в замедленном темпе. К.Мострас говорил:”Такая работа является сдерживающим началом, предохраняющим исполнителей от невольных ускорений на эстраде:”Игра медленно позволяет посмотреть,как протекают движения рук, найти правильное положение при скачках и других технических задачах.”(Э.Гилельс)То есть ,на данном этапе в центре внимания стоит забота о том,чтобы выработать точность автоматизируемых движений, осознавая и прослеживая для этого их удобство и целесообразность. При переходе на быстрый темп необходимо внести изменения в аппликатуре и штрихах.

      Момент перехода к следующему этапу работы над произведением определяется возможностью играть вещи в настоящем темпе целиком. В этот период все как бы устанавливается, уточняется и вырисовывается. Необходимо стремиться, чтобы каждая мысль была доведена до конца.

       Завершающим моментом всей работы являются предконцертные репетиции.”Я очень люблю репетировать на том инструменте, на котором придется играть на концерте. Иногда приходится менять аппликатуру, не говоря о педали…”(А.Иохелес)

        Наибольшая ответственность этого периода заключается в работе над средствами выражения образа, которые создаются при непременном мысленном учете восприятия аудитории и проверяются с позиции слушателя- все ли так как надо, все ли ясно.”Надо тренироваться, и тут необходимо исполнение не только в темпе, но и с тем же запалом, как я буду играть на эстраде, чтобы эстрадное волнение и напор не были неожиданными.”(Я.Зак)

         Конечная цель всего процесса формирования образа-претворение музыкального образа на эстраде.На эстраде отмечается необычное возрастание силы эмоционального переживания музыки.”На эстраде у меня всегда есть момент художественной импровизации. Конечно,должен быть какой-то план,но есть что-то, что появляется только на эстраде. Она меня вдохновляет,я могу находить такие вещи ,которые не могу найти дома.”(Я.Флиэр)

       Удачное эстрадное исполнение-творческий процесс, который зависит от творческого настроения, от обостренного художественного чутья.”Любите не себя в искусстве, а искусство в себе,”-как говорил К.Станиславский.      

 

 

 

 


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

В исполнительской деятельности музыканта, в его художественной практике, в живом общении со слушателем процесс исполнительского творчества получает как бы свое завершение, достигает своей цели

В исполнительской деятельности музыканта, в его художественной практике, в живом общении со слушателем процесс исполнительского творчества получает как бы свое завершение, достигает своей цели

Существенным разделом работы над произведением является изучение нотного текста, анализ встречающихся трудностей ,выявление эпизодов, требующих дополнительной тренировки

Существенным разделом работы над произведением является изучение нотного текста, анализ встречающихся трудностей ,выявление эпизодов, требующих дополнительной тренировки

Конечно,должен быть какой-то план,но есть что-то, что появляется только на эстраде

Конечно,должен быть какой-то план,но есть что-то, что появляется только на эстраде
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020