Психологические особенности возникновения
интернет-зависимости
Содержание
Введение |
3 |
1. Понятие интернет зависимость |
|
1.1 Интернет-зависимость детей |
|
1.2 Рекомендации предупреждения интернет-зависимости |
|
2. Компьютерные игры |
|
3. Лечение интернет-зависимости |
|
Заключение |
|
Список используемой литературы |
|
Введение
Наше современное общество характеризуется стремительным развитием компьютерных информационных технологий. За последние годы в этой области произошёл качественный скачок. В результате, на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что Интернет перестал быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объёмов информации, а стал новым слоем нашей повседневной жизни. Миллионы людей по всему миру проводят огромное время в Интернете.
В результате у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством. И хотя эти процессы пока ещё протекают в скрытой форме и не затрагивают подавляющее большинство людей, не использующих Интернет в своей деятельности, потенциальное влияние этих процессов на всю нашу жизнь очень велико.
Дальнейшие же перспективы развития систем глобального информационного обмена и связанных с этим изменений в психическом укладе отдельной личности не известны. Уже сейчас проявился так называемый синдром «Интернет – зависимости». Знакомясь с информацией по этой проблеме, которую я черпала преимущественно из средств массовой информации, печатных изданий, психологических исследований, я узнавала все больше интересного и полезного для себя о роли, влиянии, значении Интернета на его пользователей.
Цель моего реферата: раскрыть психологические особенности возникновения интернет зависимости.
1. Понятие интернет зависимость.
1.1 Интернет-зависимость детей
Дискуссии о психологической зависимости от ПК (персонального компьютера) возникли одновременно с возникновением компьютеров и особенно активизировались после распространения персональных компьютеров и появления сети интернет. Если десять лет назад большинство исследований было посвящено зависимости от работы с программным обеспечением и захвату компьютерными играми, то сейчас на первый план выходят исследования, посвященные проблеме Интернет-зависимости, которой страдает, в основном, молодое поколение.
«Термин Internet-addiction (по-русски «интернет-аддикция» или «интернет-зависимость») появился в 1996 году. Его предложил американский психолог доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете.
Компьютер из современной жизни вычеркнуть невозможно, но следует учесть, что дети и особенно подростки склонны к Интернет-аддикциям. Установлено, что формированию зависимости от Интернета подвержены до 95 % детей. Неограниченный доступ к «информации не по возрасту» может стать причиной серьезных изменений в психике каждого из них.
Психологические признаки зависимости:
- Предвкушение сеанса Интернета;
- Увеличение времени пребывания в сети;
- Безуспешность контроля за пользованием Интернетом;
- Усталость, вялость вплоть до депрессии в период прекращения пользования Интернетом;
- Продление сеансов до абсурдно длительного периода;
- Риск утраты социальных связей и жизненных интересов, например. Интереса к учебе
- Лживость в отношении родителей, педагогов с целью скрыть увлечение Интернетом;
- Использование Интернета как способ убежать от жизни и ее проблем;
- Эйфория во время пребывания в сети;
- Неспособность остановить сеанс и пребывание в сети.
Физиологические признаки:
- Физическая усталость;
- Сухость глаз;
- Головные боли;
- Боли в спине;
- Нарушение режима питания;
- Несоблюдение правил личной гигиены;
- Расстройство сна;
- Изменение характера сновидений.
Интернет, жизнь «онлайн» отделяет личность от реальности, начинается жизнь в другом мире. Желание войти в Интернет постепенно становится компульсивным (навязчивым). Постепенно формируются поведенческие проблемы и исчезает контроль над влечениями.
У подростка формируются:
- Киберсексуальная зависимость (порносайты, киберсекс)
- Рост виртуальных знакомств (они становятся избыточными)
- Навязчивая потребность в сети (онлайновые игры и т.п.)
- Информационная перегрузка (бесконечные путешествия по сети)
- Компьютерная зависимость (навязчивая потребность в компьютерных играх).
Дети с особенностями в развитии нервной системы особенно подвержены зависимости от игр, раздражающих резкими звуками и молниеносной сменой кадров центр судорожной активности. Сначала происходит привыкание, по силе сравнимое лишь с зависимостью от наркотиков, а спустя некоторое время – эпилептический приступ.
1.2 Рекомендации предупреждения интернет зависимости.
Для того чтобы предупредить возникновение зависимости, рекомендуется следующее:
- Разъяснительная работа среди детей и подростков;
- Разъяснительная работа с элементами обучения среди родителей, так как отсутствие компьютерной грамотности обусловливает невозможность контроля и коррекции ребенка;
- Ограниченное (императивное) пребывание в сети;
- Соблюдение режимных моментов в соответствии с возрастом.
Последний пункт рассмотрим подробнее. Следует соблюдать следующие условия:
Дошкольникам можно играть на компьютере не более 10-15 минут в первой половине дня задолго до сна
Детям с 7 до 10 лет – 15-25 минут
Детям с 11 до 14 лет – от получаса до 40 минут
Подросткам до 16 лет – не более 2-х часов
Подросткам старше 16 лет – 2-4 часа с перерывами.
Самое главное здесь – помнить золотое правило: отдыхай столько, сколько ты работал.
2. Компьютерные игры.
Специфика ролевых компьютерных игр. Их психологическая классификация.
Все компьютерные игры можно условно разделить на ролевые и неролевые.
Ролевые
компьютерные игры - это игры, в которых играющий принимает на себя роль
компьютерного персонажа, т.е. сама игра обязывает играющего выступать в роли
конкретного или воображаемого компьютерного героя. Ролевые компьютерные игры
порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера,
нежели неролевые игры или любые виды неигровой компьютерной
деятельности. Очевидно, что психологическая зависимость от ролевых компьютерных
игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего.
Выделим критерии принадлежности компьютерной игры к классу ролевых игр:
Ролевая игра должна располагать играющего к «вхождению» в роль компьютерного персонажа и «атмосферу» игры посредством своих сюжетных и мультимедийных (графическое и звуковое оформление) особенностей.
Ролевая игра должна быть построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего мотивации, основанной на азарте - накопить больше очков, побив тем самым чей-то рекорд, перейти на следующий уровень и т.д. Хотя и в любой компьютерной игре есть элемент азарта, но в ролевой игре этот фактор не должен иметь первостепенного значения.
Разделение
игр на ролевые и неролевые должно лечь в основу психологической
классификации компьютерных игр.
Разработка последней может стать основой базиса теории влияния
компьютерных игр на психику человека.
Классификация компьютерных игр.
I. Ролевые компьютерные
игры.
1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя.
2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя.
3. Руководительские игры.
II. Неролевые
компьютерные игры.
1. Аркады.
2. Головоломки.
3. Игры на быстроту реакции.
4. Традиционно азартные игры.
Стадии формирования психической зависимости от компьютерных игр.
Можно выделить четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которых имеет свою специфику.
1.
Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз
поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему
нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или
каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного
пулемета, кто-то - посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого
истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к
реальности осуществить эти мечты.
Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована,
игра не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности – участие в компьютерной игре. На самом деле стремление к игре – это потребность в бегстве от реальности. Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер.
3. Стадия зависимости. По данным Шпанхеля, всего 10-14% игроков являются «заядлыми», т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр.
Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний (базовый) уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями в ценностно-смысловой сфере личности.
Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной.
Социализированная форма игровой зависимости отличается тем, что такие люди очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игра в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику человека.
Индивидуализированная форма зависимости является крайней формой зависимости, когда нарушаются не только нормальные человеческие особенности мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром. Нарушается основная функция психики – она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра - это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к патологии.
4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с неплотно, но крепко пришитой пуговицей. Т.е. человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.
Я считаю, что механизм «затягивания» человека, формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях. Они включаются сразу после знакомства человека с ролевыми компьютерными играми при более или менее регулярной игре в них и работают независимо от сознания человека и характера мотивации игровой деятельности.
Уход от реальности. Основой этого механизма является потребность человека в «отстранении» от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии. Мы не случайно употребляем термин «уход от реальности», а не «уход от социума». Дело в том, что уйти от социума можно посредством самых разнообразных способов, включая неролевые компьютерные игры, однако уйти от реальности можно только лишь «погрузившись» в другую реальность - виртуальную.
Принятие роли. В основе лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку. А также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.
Таким образом, существует два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Которые основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а, следовательно, есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной. Однако таких людей очень немного, поэтому большинство людей будем считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.
Влияние компьютерных игр на развитие агрессивности.
Замечено, что у, если он хочет выиграть, должен зависимых от компьютера подростков развивается чувство мнимого превосходства над окружающими, а также оскудение эмоциональной сферы, поскольку игрок постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют, по мнению авторов, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия, а также правого экстремизма.
3. Лечение интернет-зависимости.
Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и разнообразна. Зависимость от сетевого пространства является психологической проблемой, поэтому в качестве лечения используют различные формы психотерапии, в частности, когнитивно – бихевиоральную – постепенное изменение мыслительных установок и поведенческих стереотипов зависимого. Это довольно длительный процесс (до нескольких месяцев), так как для закрепления новых форм мышления и поведения требуется время.
Так же популярностью пользуются многоступенчатые программы по типу 12 – шаговой системы, используемой для лечения алкогольной зависимости. Существуют интернет – центры по освобождению от интернет – зависимости.
Ещё один психотерапевтический подход основан на понимании интернет – зависимости не как самостоятельного явления, а как следствия более глубоких внутриличностных и межличностных проблем. В этом случае воздействуют на причину, а не на следствие. В результате избавление и от компьютерной зависимости и общее повышение качества жизни, развитие способности к построению удовлетворяющих отношений.
Конечно, лечение психологической зависимости зависит от настроя больного на преодоления вредной привычки и усилия с его стороны необходимы – иначе толку не будет.
Заключение.
В своем реферате я попыталась раскрыть психологические особенности возникновения интернет зависимости, особенно у детей. В ходе работы над рефератом я столкнулась с фактом, свидетельствующем о том, что, к сожалению, теневая сторона появления в нашей жизни компьютера не исчерпывается одной только проблемой формирования интернет-зависимости. Голдберг впоследствии предложил вместо Internet Addiction Disorder использовать более широкое понятие Pathological Computer Use (PCU) – «патологическое использование компьютера» (это компьютерные игры, стимулирующие проявления агрессии; программы обучения иностранному языку, небезупречные с точки зрения психофизиологии …).
Таким образом, изучение проблемы «компьютер-психика» пока еще не закончено, и нам предстоит узнать много неизвестного сегодня о «подводных течениях» Интернета в реке нашей жизни.
Заканчивая свою работу я делаю следующие выводы:
1. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Особенно формированию зависимости от Интернета подвержены дети. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей роли интернета.
2. Я считаю, что говорить о синдроме Интернет – зависимости однозначно нельзя. В помощи психотерапевтов нуждаются те, кто игнорирует повседневные заботы, у кого оказывается разрушена бытовая жизнь. Но всё же не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.
3. На мой взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя.
4. Зачастую Интернет – зависимость – это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Мне кажется, что в таких случаях Интернет хотя бы частично помогает человеку.
5. Чтобы предотвратить большинство из негативных эффектов, необходимо проводить планомерную и последовательную подготовку подростков и взрослых к овладению новым миром и информационной культурой. То есть воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие Интернет – зависимости.
Список используемой литературы.
1. Абраменкова В. Ребёнок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр. – М.:Лепта Книга, 2016. – 112с.
2. Боровиков А.М. «Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности». Психологический журнал т.21, №1, 2016г., стр.75
3. Васильева И.Л. Психолого – педагогическое сопровождение интернет – зависимых в юношеском возрасте/И.Л.Васильева; Восточная экономико – юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). – Уфа, 2015. – 72с.
4. Ивлева А.Н. Профилактика компьютерной зависимости в подростковом возрасте (социально – психологические аспекты): учебно – методическое пособие/А.Н.Ивлева, З.А.Аксютина, под общ.ред. С.А.Маврина. – Омск: Изд – во ОмГПУ, 2015. – 94 с.
5. Интернет – зависимость: психологическая природа и динамика развития/Ред. – сост. А.Е.Войскунский. – М.: Акрополь, 2015. – 279 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.