ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ В РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С РАЗНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Взаимодействию с обучающимися, испытывающими эмоциональные и поведенческие трудности
Рекомендации по работе с учащимися, отличающимися высоким уровнем тревожности.
Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги.
Высокотревожные учащиеся склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма.
Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.
Общие требования:
· Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса;
· Единство требований к ребенку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований;
· Создание условий для повышения самооценки учащегося – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах;
· Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины;
· Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность ребенка в чем-либо;
· В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения;
· Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость;
· Не сравнивайте учащегося с окружающими;
· Доверяйте ученику, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;
· Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
В урочной деятельности:
· Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей;
· Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал;
· Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений;
· Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия.
Во внеурочной деятельности:
· Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки;
· Нежелательны поручения, требующие решительности, ответственности, инициативы.
Рекомендации по работе с учащимися, проявляющими агрессивность Общие требования:
· Вовлечение в разнообразные интересные для ребенка виды деятельности;
· Ситуации общения в группе сверстников;
· Условия для проявления инициативы ученика в четко обозначенных пределах дозволенного поведения;
· Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений;
· Наличие постоянного ответственного поручения в группе;
· Общение на равных, проявление доверия;
· Недопустимость использования в диалоге с агрессивными учащимися бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства;
· Обсуждение поведения учащегося только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева;
· Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны.
В урочной деятельности:
· Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания;
· Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение;
· Доброжелательная аргументация выставляемой оценки;
· Недопустимость ведения урока в присутствии ребенка в раздраженной манере, тем более адресованной ему.
Во внеурочной деятельности:
· Поручения должны соответствовать властолюбию агрессивного ребенка, его аккуратности, стремлению чем-либо владеть;
· Наличие увлечений и обязанностей, дающих выход избыточной психофизической энергии: спорт, туризм, физический труд.
Рекомендации по работе с учащимися, проявляющими гиперактивность с истерическими реакциями Такие учащиеся характеризуются коммуникабельностью, желанием постоянно быть в центре внимания, производить впечатление на окружающих, хорошо работают в группе, плохо переносят изоляцию от группы сверстников. Обладают высоким уровнем притязаний, развитым чувством интуиции, как правило, лживы, умеют входить в доверие.
Общие требования:
· Создание оптимальных условий для развития общих и специальных способностей;
· Объективное отношение к успехам и заслугам ребенка;
· Подкрепление социально-адаптивного поведения и блокировка попыток с помощью истероидных реакций манипулировать людьми;
· Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение (подсознательно именно это ему и надо);
· Чаще давать понять, что ребенок сам вправе решать и нести ответственность за свои решения и поступки;
· Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел выделиться среди сверстников своим трудом, а не поведением;
· Не критиковать личность в целом, а только поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание;
· Усилить систему поощрений и наказаний – наказание неподвижностью он запомнит надолго;
· Повышение самооценки, уверенности в себе.
В урочной деятельности:
· Посильные задания, гарантирующие достижение определенного успеха, поэтапный контроль их выполнения;
· Постепенный переход к более сложным заданиям;
· Обучение в группе со сверстниками, имеющими равные или большие возможности;
· Поддержание высокого уровня интенсивности учебной и трудовой деятельности;
· Предоставление объективной информации о результатах, создание условий для адекватной самооценки;
· Разнообразие видов деятельности, избегание монотонного, однообразного труда.
Во внеурочной деятельности:
· Поручения, связанные с организацией общественно-полезных и культурно-массовых мероприятий в сфере его способностей и интересов;
· Широкая сфера общения и предоставление возможностей для самовыражения;
· Занятия спортом, физическим трудом для выхода «лишней» энергии.
Рекомендации по работе с замкнутыми обучающимися Таких обучающихся характеризует выраженный аутизм (замкнутость, уход в себя, отстраненность от мира).
Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но широкие интересы отсутствуют. Любят много читать, имеют хорошо развитую речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, безразличие к внешнему миру, бедность мимики и жестикуляции, независимость от мнения окружающих. Общие требования:
· Принятие интровертированного ребенка, доброжелательное, заинтересованное отношение к нему;
· Включение в группу только с его личного согласия;
· Акцентирование любых успехов в его общении с окружающими;
· Терпимое отношение к «чудачествам» ученика;
· Искренняя заинтересованность идеями и увлечениями ребенка, что может помочь умелому включению ученика в групповое взаимодействие;
· Оказание помощи в развитии речи, внимания, памяти, моторики;
· Смягчение общего эмоционального дискомфорта (чтение юмористических рассказов, анекдотов);
· Учет интереса к точным наукам;
· Учет непредсказуемости мышления и поведения;
· Отношения с учеником строить по принципу выделения его поведения, как отличного от других;
· Не навязывать поручение, но и не отказываться от предлагаемой им самим помощи;
· Давать ему почувствовать свою принадлежность к коллективу.
В урочной деятельности:
· Четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности;
· Вербальная, визуальная, тактильная стимуляция (вопрос, задание), способные своевременно переключить ученика с одного вида деятельности на другой;
· Поэтапный контроль работы.
Во внеурочной деятельности:
· Поручения, требующие индивидуального выполнения с учетом интересов и желаний ученика;
· Стимулирование занятия теми видами деятельности, где есть возможность широкого общения со сверстниками (привлечение к организации внеучебных мероприятий).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.