В статье рассказывается о том, какие психологические факторы и личностные особенности педагога могут влиять на возникновение конфликтов в образовательном процессе, даются практические рекомендации.В педагогической деятельности, как и в любой другой, сопровождающейся взаимодействием большого количества людей, неизбежно возникают ситуации, способные привести к конфликтам. Особенность образовательной среды в том, что она включает взаимодействие разноплановых и разновозрастных категорий людей (педагоги, обучающиеся, родители обучающихся), обладающих разными личностными качествами, но при этом объединенных одной общей целью: обучение и воспитание гармоничной, всесторонне развитой, социально адаптированной личности. Возможные противоречия между педагогом и обучающимся, между педагогом и родителями обучающихся, внутри педагогического коллектива отрицательным образом влияют на взаимоотношения, на эмоционально-психологическое состояние участников образовательного процесса и создают препятствия для эффективного выполнения поставленных задач.статья
Психологические факторы конфликта в педагогической деятельности.
В педагогической деятельности, как и в любой другой, сопровождающейся взаимодействием
большого количества людей, неизбежно возникают ситуации, способные привести к конфликтам.
Особенность образовательной среды в том, что она включает взаимодействие разноплановых и
разновозрастных категорий людей (педагоги, обучающиеся, родители обучающихся),
обладающих разными личностными качествами, но при этом объединенных одной общей целью:
обучение и воспитание гармоничной, всесторонне развитой, социально адаптированной
личности. Возможные противоречия между педагогом и обучающимся, между педагогом и
родителями обучающихся, внутри педагогического коллектива отрицательным образом влияют
на взаимоотношения, на эмоциональнопсихологическое состояние участников образовательного
процесса и создают препятствия для эффективного выполнения поставленных задач.
В условиях современной школы, где ведущая позиция принадлежит личностноориентированному
подходу и гуманизации образовательного процесса, огромное значение приобретает личность
учителя. Умение избегать конфликтные ситуации, а в случае возникновения разрешать их
быстро и конструктивно – важнейшая составляющая часть профессиональных умений педагога.
Предупреждение конфликтов способствует сохранению позитивной комфортной атмосферы
образовательного пространства, созданию обстановки взаимопонимания и толерантности,
сотрудничества и совместного творчества.
Причин возникновения конфликтных ситуаций много и они разнообразны. Мы задались
вопросом: какие психологические факторы и личностные особенности педагога могут влиять на
возникновение конфликтов?
Для исследования психологических факторов, способных повлиять на возникновение
конфликтных ситуаций в педагогической деятельности были использованы следующие
методики:
1. «Методика диагностики межличностных отношений» (Т.Лири);
2. Ориентационная анкета «Определение направленности личности» (Б.Басс);
3. Опросник «Психическое выгорание», разработанный на основе модели К.Маслач и
С.Джексон.
4. Анкетирование с целью выяснить, как часто и насколько педагог испытывает трудности в
межличностных отношениях.
По результатам анкетирования были выделены три группы педагогов: педагоги, у которых в
процессе работы часто возникают конфликтные ситуации (15%), педагоги, время от времени
испытывающие трудности в конфликтных ситуациях (20), педагоги, не испытывающие трудности
с конфликтными ситуациями на работе (65%).
В результате диагностики было выявлено, что педагоги, часто испытывающие трудности в
конфликтных ситуациях, имеют высокий (67%), либо средний (33%) уровень эмоционального
выгорания; высокую (для 33% педагогов) и среднюю (67%) степень деперсонизации, а также
значительно выраженную направленность личности на себя (высокая – 67%, средняя – 33%).
Педагогам этой группы присущ достаточно выраженный агрессивный и недоверчиво
скептический тип межличностных отношений.Педагоги, время от времени испытывающие трудности в конфликтных ситуациях, имеют средний
(75%) и высокий (25%) уровень эмоционального выгорания. Степень деперсонизации в этой
группе средняя (75%) и высокая (25%); у всех наблюдается выраженная направленность
личности на себя. Заметное преобладание агрессивного и недоверчивоскептического типа
межличностных отношений не отмечено.
На основании детального анализа полученных результатов были сделаны следующие общие
выводы:
1. Педагоги, испытывающие те или иные трудности в конфликтных ситуациях в процессе
педагогической деятельности, имеют высокий (43%) или средний (57%) уровень
эмоционального выгорания.
1. У педагогов, испытывающих трудности в конфликтных ситуациях, отмечается высокая
(28%) и средняя(72%) степень деперсонизации.
2. Педагоги обеих групп обладают выраженной направленностью личности на себя.
3. У педагогов группы 1 (часто возникающие конфликты) преобладают агрессивный и
недоверчивоскептический типы межличностных отношений, а у педагогов группы 2
(конфликты вызывают затруднения время от времени) такие характеристики не
наблюдаются.
Таким образом, можно предположить, что на возникновение и развитие конфликтов в
педагогической деятельности среди прочих причин существенное влияние могут оказывать
следующие психологические факторы: личностные особенности педагогов (ориентирование
личности на себя, преобладающий тип межличностных отношений) и эмоциональное выгорание с
сопутствующим ему явлением деперсонизации.
Комфортность образовательного пространства для обучающихся, успешность педагогической
деятельности зависят в огромной степени от личности педагога, от его умения создавать
оптимальные условия для воспитания и обучения. Поэтому трудно переоценить значение одного
из важнейших педагогических умений – умения предупреждать возникновение и развитие
конфликтных ситуаций в образовательном процессе.
Одна из задач психолога в школе – выявлять своевременно возможные зоны риска и принимать
соответствующие профилактические меры, содействовать повышению психологической
грамотности педагогов. Это могут быть групповые тренинги на снятие агрессии, напряжения, на
сплочение коллектива, групповые и индивидуальные занятия с применением релаксационных
методик, обучение педагогов приемам саморегуляции, просветительская деятельность (лекции и
беседы о природе конфликтов и методах их преодоления), практические занятия по овладению
способами конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.