Психологические факторы конфликта в педагогической деятельности.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассказывается о том, какие психологические факторы и личностные особенности педагога могут влиять на возникновение конфликтов в образовательном процессе, даются практические рекомендации.В педагогической деятельности, как и в любой другой, сопровождающейся взаимодействием большого количества людей, неизбежно возникают ситуации, способные привести к конфликтам. Особенность образовательной среды в том, что она включает взаимодействие разноплановых и разновозрастных категорий людей (педагоги, обучающиеся, родители обучающихся), обладающих разными личностными качествами, но при этом объединенных одной общей целью: обучение и воспитание гармоничной, всесторонне развитой, социально адаптированной личности. Возможные противоречия между педагогом и обучающимся, между педагогом и родителями обучающихся, внутри педагогического коллектива отрицательным образом влияют на взаимоотношения, на эмоционально-психологическое состояние участников образовательного процесса и создают препятствия для эффективного выполнения поставленных задач.статья
Иконка файла материала конспект.docx
Психологические факторы конфликта в педагогической деятельности.  В педагогической деятельности, как и в любой другой, сопровождающейся взаимодействием  большого количества людей, неизбежно возникают ситуации, способные привести к конфликтам. Особенность образовательной среды в том, что она включает взаимодействие разноплановых и  разновозрастных категорий людей (педагоги, обучающиеся, родители обучающихся),  обладающих разными личностными качествами, но при этом объединенных одной общей целью:  обучение и воспитание гармоничной, всесторонне развитой, социально адаптированной  личности. Возможные противоречия между педагогом и обучающимся, между педагогом и  родителями обучающихся, внутри педагогического коллектива отрицательным образом влияют  на взаимоотношения, на эмоционально­психологическое состояние участников образовательного процесса и создают препятствия для эффективного выполнения поставленных задач. В условиях современной школы, где ведущая позиция принадлежит личностно­ориентированному подходу и гуманизации образовательного процесса, огромное значение приобретает личность  учителя. Умение избегать конфликтные ситуации, а в случае возникновения разрешать их  быстро и конструктивно – важнейшая составляющая часть профессиональных умений педагога.  Предупреждение конфликтов способствует сохранению позитивной комфортной атмосферы  образовательного пространства, созданию обстановки взаимопонимания и толерантности,  сотрудничества и совместного творчества. Причин возникновения конфликтных ситуаций много и они разнообразны. Мы задались  вопросом: какие психологические факторы и личностные особенности педагога могут влиять на  возникновение конфликтов? Для исследования психологических факторов, способных повлиять на возникновение  конфликтных ситуаций в педагогической деятельности были использованы следующие  методики: 1. «Методика диагностики межличностных отношений» (Т.Лири); 2. Ориентационная анкета «Определение направленности личности» (Б.Басс); 3. Опросник «Психическое выгорание», разработанный на основе модели К.Маслач и  С.Джексон. 4. Анкетирование с целью выяснить, как часто и насколько педагог испытывает трудности в  межличностных отношениях. По результатам анкетирования были выделены три группы педагогов: педагоги, у которых в  процессе работы часто возникают конфликтные ситуации (15%), педагоги, время от времени  испытывающие трудности в конфликтных ситуациях (20), педагоги, не испытывающие трудности  с конфликтными ситуациями на работе (65%). В результате диагностики было выявлено, что педагоги, часто испытывающие трудности в  конфликтных ситуациях, имеют высокий (67%), либо средний (33%) уровень эмоционального  выгорания; высокую (для 33% педагогов) и среднюю (67%) степень деперсонизации, а также  значительно выраженную направленность личности на себя (высокая – 67%, средняя – 33%).  Педагогам этой группы присущ достаточно выраженный агрессивный и недоверчиво­ скептический тип межличностных отношений.Педагоги, время от времени испытывающие трудности в конфликтных ситуациях, имеют средний  (75%) и высокий (25%) уровень эмоционального выгорания. Степень деперсонизации в этой  группе средняя (75%) и высокая (25%); у всех наблюдается выраженная направленность  личности на себя. Заметное преобладание агрессивного и недоверчиво­скептического типа  межличностных отношений не отмечено. На основании детального анализа полученных результатов были сделаны следующие общие  выводы: 1. Педагоги, испытывающие те или иные трудности в конфликтных ситуациях в процессе  педагогической деятельности, имеют высокий (43%) или средний (57%) уровень  эмоционального выгорания. 1. У педагогов, испытывающих трудности в конфликтных ситуациях, отмечается высокая  (28%) и средняя(72%) степень деперсонизации. 2. Педагоги обеих групп обладают выраженной направленностью личности на себя. 3. У педагогов группы 1 (часто возникающие конфликты) преобладают агрессивный и  недоверчиво­скептический типы межличностных отношений, а у педагогов группы 2  (конфликты вызывают затруднения время от времени) такие характеристики не  наблюдаются. Таким образом, можно предположить, что на возникновение и развитие конфликтов в  педагогической деятельности среди прочих причин существенное влияние могут оказывать  следующие психологические факторы: личностные особенности педагогов (ориентирование  личности на себя, преобладающий тип межличностных отношений) и эмоциональное выгорание с  сопутствующим ему явлением деперсонизации. Комфортность образовательного пространства для обучающихся, успешность педагогической  деятельности зависят в огромной степени от личности педагога, от его умения создавать  оптимальные условия для воспитания и обучения. Поэтому трудно переоценить значение одного  из важнейших педагогических умений – умения предупреждать возникновение и развитие  конфликтных ситуаций в образовательном процессе. Одна из задач психолога в школе – выявлять своевременно возможные зоны риска и принимать  соответствующие профилактические меры, содействовать повышению психологической  грамотности педагогов. Это могут быть групповые тренинги на снятие агрессии, напряжения, на  сплочение коллектива, групповые и индивидуальные занятия с применением релаксационных  методик, обучение педагогов приемам саморегуляции, просветительская деятельность (лекции и беседы о природе конфликтов и методах их преодоления), практические занятия по овладению  способами конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.