Психологические основы развития ребёнка с ОВЗ. Диспропорции развития ребёнка.

  • Документация
  • docx
  • 01.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Консультация на тему: Психологические основы развития ребёнка с ОВЗ. Диспропорции развития ребёнка.Для обеспечения конструктивного взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать различные формы работы — как групповые, так и индивидуальные. Целью подобной работы должно стать формирование у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья адекватного образа собственного ребенка. Кроме того, необходимо проводить формирование у родителей детей с ограничениями по состоянию здоровья адекватных представлений о возможностях их собственного вклада в обучение их детей.
Иконка файла материала конспект.docx
Консультация на тему Психологические основы развития ребёнка с ОВЗ. Диспропорции развития ребёнка.   еще   не   достигли   зрелости,   организма . Дети   с   ограниченными   возможностями ­   это   дети,   имеющие   различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения   общего   развития,   не   позволяющие   детям   вести   полноценную жизнь.   Синонимами   данного   понятия   могут   выступать   следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные   дети",   "дети   с   трудностями   в   обучении",   "исключительные дети". В   данную   группу   можно   отнести   как   детей­инвалидов,   так   и   не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Нарушение  нормального  развития  в  детском  возрасте,  когда  системы   носит название «дизонтогенез», а   отдельные   аномалии   такого   развития   ­ «дизонтогении».   Причиной  дизонтогенеза  чаще  всего  являются  нарушения  со  стороны центральной  нервной  системы  (ЦНС):  локальные  —  дефекты  отдельных анализаторов  (зрения,  слуха,  речи,  движения),  или  системные  (сложный  дефект,   умственная   отсталость).   Однако   органическое   повреждение  ЦНС   (первичный дефект, по Л.С. Выготскому) в той или иной степени влечет   за   собой   последствие   в   виде   задержки   психического   развития (вторичный   дефект),   тем   самым   приобретая   в   своем   течении   характер системного.   К  детям с ограниченными возможностями здоровья относятся: 1) дети с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие); 2)   дети   с   нарушениями   зрения   (незрячие,   слабовидящие, функциональными нарушениями зрения); 3) дети с тяжелыми нарушениями речи; 4) дети с нарушениями функций опорно­двигательного аппарата; 5) дети с задержкой психического развития 6) лица с нарушением интеллекта (умственно отсталые); 7) лица с нарушениями эмоционально­волевой сферы; 8) лица со сложными недостатками развития. Речь и мышление влияют друг на друга. Человек думает словами и фразами. Ребенок, выражающий словами свои чувства, желания и мысли, тренирует таким образом ум. На   протяжении   второго   года   жизни,   когда   ребенок   располагает   с 1патология           на         и         нарушений         речи         у         развитии         мышления,     детей         и         их         причины         способностей,     речи                отражается       умственных         потенциально         сохранных      достаточно большим  пассивным  словарным  запасом,  он  также  начинает  активно   говорить.   Предпосылками   для   этого   являются   потребность  говорить  и  сообщать,  с  одной стороны, и стремление подражать, с другой стороны. Не все дети учатся говорить в одно и то же время. Ни в какой другой сфере нет таких индивидуальных отличий, как в сфере развития речи. Есть дети, которые говорить  начинают  после  того,  как   твердо  овладеют  ходьбой.  Другие  дети, наоборот,  обретают  определенные  навыки  устной  речи  и  только  после  этого начинают ходить. Первичная        тормозит формирование        препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта.           различны: Проявления        нарушение   слуха       понимания   в   процессе   слухового   восприятия;    нарушение   мыслительных   процессов во   время   подготовки   монолога   и формулировки фразы; нарушение моторных функций мышц гортани, языка и губ во время акта речи.   В   каждом   отдельном   случае   может   проявиться   один   или  несколько   перечисленных   видов   нарушений.   Проще   и   раньше   всего  можно   установить   нарушения   слуха   и   аномалии   моторики   мышц,  участвующих  в  речи.  Диагностика  глубинных нарушений  речи  сложнее.  Здесь  важно  найти  отклонения  в  функциях  речевых центров головного мозга, что возможно лишь у детей в возрасте 3–4 лет. Причинами   задержки   психического   развития в   младенческом   возрасте могут   быть   тяжелые   инфекционные   заболевания   матери   во   время  беременности,   токсикозы   беременности,   хроническая   гипоксия   плода  вследствие   плацентарной   недостаточности,   время  беременности   и   при   родах,   асфиксия,  нейроинфекции,   недостатки   питания   и   хронические   соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка. При   такой   ситуации   первые   симптомы   ЗПР   могут   проявиться   в  младенческом   возрасте   и   иметь   вид   соматовегетативной   реакции   на различные   вредности   в   возрасте   от   0   до   1года.   Для   этого   уровня реагирования   характерны   повышенная   общая   вегетативная  возбудимость   с   нарушениями   сна,   аппетита,   желудочно­кишечными расстройствами (могут присутствовать рвота, колебания температуры, отсутствие аппетита, вздутие живота, потливость и др.) Трудно   выделить определенные   особенности   психофизического развития  детей с ЗПР и в преддошкольном возрасте т.к. чем более ранний   тем   менее   сформированы   психические возраст   мы   рассматриваем,  процессы,   в   меньше   дифференцирована   психическая   деятельность,   генетические   факторы,   травмы   во   и 2легкая   а   в   развитии,   даже   развития,   психического   общее   недоразвитие   речи,  результате  чего  обнаруживается много сходных проявлений отставания в развитии при таких близких по причинам возникновения  недостатков,  как  задержка   степень   умственной  отсталости,   а   иногда   и   глубокая педагогическая  запущенность  (социально­культурная  депривация).   В   случае   умственной   отсталости   эти   повреждения   имеют   разлитой  характер;   при   задержке   психического   развития   они   либо значительно слабее выражены, либо захватывают не всю кору, либо и то и другое наблюдается   одновременно;   при   общем   недоразвитии   речи  органическая  и функциональная  недостаточность,  являясь  парциальной,  затрагивает   только   речевые   зоны   коры.   При   социально­культурной депривации,   в   наибольшей   степени   обнаруживающейся   у   детей­сирот, проведших все свое детство в доме ребенка и дошкольном  детском  доме,  отставание   при   отсутствии   органического  повреждения   мозга,   возникает   вследствие   крайне   недостаточной внешней стимуляции созревающего мозга. Он недостаточно «упражняется», мало работает, остается функционально недоразвитым.   Существенным  проявлением  задержки  психического  развития  является очень   низкий   уровень   активности   во   всех   сферах   психической  деятельности,  во всех   ее   видах.   Это   наблюдается   и   в   восприятии,   и   в   мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре. Дошкольники   с     ЗПР   характеризуются   низкой   работоспособностью, быстрой   утомляемостью   в   интеллектуальной   деятельности. Нарушается  нормальный темп  психического  развития,  в результате которого  ребенок, достигая   школьного     возраста,   продолжает   отставать   от   своих  сверстников  с  условной  нормой  развития. Мыслительная деятельность:   существуют   трудности   в формировании образных     представлений,   выполнении   творческих   заданий,   выделении  существенных  признаков при  обобщении  и в  определении  отличий. Восприятие:   снижена   скорость  выполнения перцептивных  операций,   ориентировочно­познавательная   обследовательская   деятельность   имеет низкий  уровень. В   отличие   от   детей   с   умственной   отсталостью   не   испытывают  трудностей   в   различии   свойств   предметов,   трудности   возникают   при  овладении   представлениями. Внимание:  неустойчивое,  изменчивое, неравномерная  работоспособность, трудности   в   концентрации   внимания, недостаточность целенаправленной  деятельности  трудности  в  переключении   внимания. Память:   ограничен  объем  памяти;   снижена  прочность   запоминания, характеризующаяся   недостаточностью  воспроизведения, быстрой  утратой   3информации; слухоречевая  память  снижена. Речь:   ­ трудности  в  понимании  сложных  логико­грамматических  конструкций  в  пересказе  и  составлении  серии  сюжетных  картин; ­ слабость  речевой  регуляции  своих  действий;   ­ многословность или  недостаточная развернутость  высказывания;   ­ нарушение  звукопроизношения, бедность словаря; Недостаточность  фонетико­фонематического  восприятия. Личностные  особенности:   ­ страдает   сфера   коммуникации; используется лишь ситуативно­деловое  общение; ­ слабо   ориентируются   в   нравственно­эстетических   нормах   поведения, дети  либо   неусидчивы, постоянно  находятся в  движении, либо малоподвижны. Деятельность:  ­ нецеленаправленная, дети  не  могут  довести  дело  до  конца;   ­   способны   принимать   и   использовать   предлагаемую   помощь   и  переносить  усвоенные   навыки на другие  ситуации;   ­ преобладание  игровых  интересов  над  учебными. Двигательная  сфера:   ­ наблюдается  общее  отставание  физического  развития;   ­   недоразвитие   мелкой   моторики,  зрительной   моторной     координации, трудности  в  формировании сложных  серийных  движений; ­ затрудняются   в   узнавании   непривычно   представленных   предметов (в рисовании   по   образцу   не   могут   передать   форму   и   пропорции, изображают  мало  углов и  линий); ­   плохо   формируется   пространственная   и   временная   ориентировки,   а  также ориентировка  на  собственном теле;   ­ замедленное   формирование   учебной   деятельности (ребенок   принимает  и   понимает задание, но   нуждается   в помощи взрослого   для   усвоения  способа   действия   и   осуществления   переноса   заданий   на   другие ситуации. 4