ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще¬ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо¬ции и т. д.. Именно полифония человеческой пси¬хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, мо¬рально-нравственных качеств, творческих способно¬стей личности.
Иконка файла материала ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.doc
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ. В восприятии эстетического объекта участвуют почти все  психические процессы личности: ощущение, восприятие,  воображение, мышление, воля, эмоции и т. д.. Именно полифония  человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия  личности с искусством и с другими эстетическими предметами,  наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования  мировоззрения, морально­нравственных качеств, творческих  способностей личности. Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной  стороны, так называемые аффективно­потребностные структуры  личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др.,  составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой  стороны ­ операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п.. Внутрисистемные отношения зависят от возраста,  индивидуально­типологического склада, уровня художественной  образованности и других особенностей  личности. Ценностные  ориентации личности обусловлены всем предшествующим соци­ альным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и школьным  образованием, информацией, получаемой от средств массовой  информации и др.. Такие ориентации сводятся к определенным  ценностно­эстетическим нормативам, критериям нравственно­ эстетического вкуса. Развитие операциональных структур, связанных с  эстетическим восприятием, не остается нейтральным по отношению  к уровню и характеру нравственно­эстетических потребностей.  Возросшие способности  в области цветовидения,  музыкального  слуха, фонематических способностей, воссоздающего творческого  воображения должны сказаться на культуре запросов и интересов  личности в сфере нравственно­эстетических ценностей. В свою  очередь творческое воображение и мышление зависят  от развития  сенсорной организации индивида.Сенсорный аппарат организма ­ это «входные» ворота, через  которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценное общение  с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия.  Чувство цвета, формы, законченности и равновесности  композиционного расположения объектов, чувство «хорошей  фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и  диссонанса, чувство пропорции и многое другое ­ весь этот  огромный потенциал сенсорных возможностей организма является  необходимым условием полноценной встречи личности с  эстетическим объектом. Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно­эстетического восприятия действительности и  художественных произведений приводят к резкому искажению и в  конечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему  так важно уже с младшего школьного возраста, а, может, и еще  раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому  могут помочь школьные предметы с эстетической направленностью.  Однако момент чувственного восприятия является только первым   необходимым толчком для пробуждения более сложной  деятельности. «Путь познания, ­  пишет Левитов, ­  идет от живого  созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному  мышлению и завершается практикой, которая является критерием  истины».1  Таким образом чувственное познание объединяет все  психические процессы, которые возникают в результате  непосредственного воздействия предметов и влияют на наши органы чувств. Среди форм восприятия существует форма, важная для  процесса чувственного познания именно произведений искусства.  Она характеризуется большей активностью, организованностью,  осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы восприятия ­ это наблюдение. Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной  задачи: 1 Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г. Стр. 104.наблюдение для общего и предварительного ознакомления с  предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить  самые существенные его свойства;  наблюдение с целью выделить самые существенные детали и  некоторые стороны предмета;  наблюдение с целью выделить самые существенные детали и  некоторые стороны предмета; наблюдение с целью сравнения для установления сходства и  различия между предметами или между разными этапами явления. Наблюдение может потребовать значительных усилий воли,  большой настойчивости и терпения. Но это качество необходимо  развивать с самого раннего возраста, а тем более у младшего  школьника.  Для развития наблюдения обязательно пройти все  этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для младшего  школьника: выделение не главного, иллюзии, несамостоятельность.  Эти недостатки можно устранить, если вести систематическую  работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим  индивидуальный подход. Некоторые особенности эстетического восприятия, характерные для младшего школьника. Сфера нравственно­эстетического отношения ребенка  чрезвычайно широка и окрашивает практически все его  мироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь  создана для радости. Опосредованность отношения ребенка к  действительности влечет за собой поверхностность его нравственно­ эстетического отношения. Открывая мир как радостное,  прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное  для исполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко  проникает в сущность прекрасного. Несмотря на конкретно­сказочное восприятие мира, в  младшем школьном возрасте новые обязанности и новая  ответственность подготавливают качественный скачок в сознании  ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира  дошкольника. На грани возрастов переоцениваются прежние  ценности: старая форма может наполнится новым содержанием. Этипереходные процессы происходят и в сфере нравственно­ эстетических отношений. Несмотря на ряд положительных преобразований, в этом  возрасте есть и многие отрицательные стороны. Чрезмерная  наглядность восприятия и мышления младшего школьника не  только определяет фотографичность, диффузность построения  образа, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что  называют личностным отношением к предмету или явлению. Если  говорить о более конкретных видах искусства, например, об  архитектуре и скульптуре то здесь младший школьник никогда не  обращается к такому моменту, как выбор материала для  произведения или какого­либо фрагмента здания в качестве его  смыслового знака. Учитывая возрастные особенности, можно успешно в системе  развивать ребенка как личность, поднимая уровень нравственно­ эстетической воспитанности. Это можно сделать, обращаясь к  произведениям искусства, тем более что мы живем в таком  прекрасном городе, где нас на каждом шагу окружают  великолепные образцы искусства: живописи, скульптуры и  архитектуры. Моя работа в большей степени посвящена архитектуре  Петербурга, поэтому  я, рассмотрев эстетические и  психологические предпосылки восприятия искусства младшим  школьником, обращусь непосредственно к восприятию ребенком  архитектуры.