В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще¬ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо¬ции и т. д.. Именно полифония человеческой пси¬хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, мо¬рально-нравственных качеств, творческих способно¬стей личности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
В восприятии эстетического объекта участвуют почти все
психические процессы личности: ощущение, восприятие,
воображение, мышление, воля, эмоции и т. д.. Именно полифония
человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия
личности с искусством и с другими эстетическими предметами,
наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования
мировоззрения, моральнонравственных качеств, творческих
способностей личности.
Психологический механизм восприятия эстетического объекта
представляет собой особую систему, в которую входят, с одной
стороны, так называемые аффективнопотребностные структуры
личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др.,
составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой
стороны операциональные структуры личности, такие психические
процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п..
Внутрисистемные отношения зависят от возраста,
индивидуальнотипологического склада, уровня художественной
образованности и других особенностей личности. Ценностные
ориентации личности обусловлены всем предшествующим соци
альным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и школьным
образованием, информацией, получаемой от средств массовой
информации и др.. Такие ориентации сводятся к определенным
ценностноэстетическим нормативам, критериям нравственно
эстетического вкуса.
Развитие операциональных структур, связанных с
эстетическим восприятием, не остается нейтральным по отношению
к уровню и характеру нравственноэстетических потребностей.
Возросшие способности в области цветовидения, музыкального
слуха, фонематических способностей, воссоздающего творческого
воображения должны сказаться на культуре запросов и интересов
личности в сфере нравственноэстетических ценностей. В свою
очередь творческое воображение и мышление зависят от развития
сенсорной организации индивида.Сенсорный аппарат организма это «входные» ворота, через
которые человек воспринимает все богатство и разнообразие красок
и форм, звуков и запахов окружающего мира. Полноценное общение
с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия.
Чувство цвета, формы, законченности и равновесности
композиционного расположения объектов, чувство «хорошей
фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и
диссонанса, чувство пропорции и многое другое весь этот
огромный потенциал сенсорных возможностей организма является
необходимым условием полноценной встречи личности с
эстетическим объектом.
Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры
чувственноэстетического восприятия действительности и
художественных произведений приводят к резкому искажению и в
конечном счете к разрушению эстетического эффекта. Вот почему
так важно уже с младшего школьного возраста, а, может, и еще
раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому
могут помочь школьные предметы с эстетической направленностью.
Однако момент чувственного восприятия является только первым
необходимым толчком для пробуждения более сложной
деятельности.
«Путь познания, пишет Левитов, идет от живого
созерцания, то есть от ощущений и восприятия к абстрактному
мышлению и завершается практикой, которая является критерием
истины».1
Таким образом чувственное познание объединяет все
психические процессы, которые возникают в результате
непосредственного воздействия предметов и влияют на наши органы
чувств.
Среди форм восприятия существует форма, важная для
процесса чувственного познания именно произведений искусства.
Она характеризуется большей активностью, организованностью,
осмысленностью и более творческим характером, чем другие формы
восприятия это наблюдение.
Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной
задачи:
1 Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г. Стр. 104.наблюдение для общего и предварительного ознакомления с
предметом в целом, с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить
самые существенные его свойства;
наблюдение с целью выделить самые существенные детали и
некоторые стороны предмета;
наблюдение с целью выделить самые существенные детали и
некоторые стороны предмета;
наблюдение с целью сравнения для установления сходства и
различия между предметами или между разными этапами явления.
Наблюдение может потребовать значительных усилий воли,
большой настойчивости и терпения. Но это качество необходимо
развивать с самого раннего возраста, а тем более у младшего
школьника. Для развития наблюдения обязательно пройти все
этапы. Однако могут быть ошибки, характерные для младшего
школьника: выделение не главного, иллюзии, несамостоятельность.
Эти недостатки можно устранить, если вести систематическую
работу по культуре наблюдения у детей. Здесь необходим
индивидуальный подход.
Некоторые особенности эстетического восприятия,
характерные для младшего школьника.
Сфера нравственноэстетического отношения ребенка
чрезвычайно широка и окрашивает практически все его
мироощущение. Дети этого возраста, в основном, верят, что жизнь
создана для радости. Опосредованность отношения ребенка к
действительности влечет за собой поверхностность его нравственно
эстетического отношения. Открывая мир как радостное,
прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное
для исполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко
проникает в сущность прекрасного.
Несмотря на конкретносказочное восприятие мира, в
младшем школьном возрасте новые обязанности и новая
ответственность подготавливают качественный скачок в сознании
ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира
дошкольника. На грани возрастов переоцениваются прежние
ценности: старая форма может наполнится новым содержанием. Этипереходные процессы происходят и в сфере нравственно
эстетических отношений.
Несмотря на ряд положительных преобразований, в этом
возрасте есть и многие отрицательные стороны. Чрезмерная
наглядность восприятия и мышления младшего школьника не
только определяет фотографичность, диффузность построения
образа, его фрагментарность, но и лишает ребенка того, что
называют личностным отношением к предмету или явлению. Если
говорить о более конкретных видах искусства, например, об
архитектуре и скульптуре то здесь младший школьник никогда не
обращается к такому моменту, как выбор материала для
произведения или какоголибо фрагмента здания в качестве его
смыслового знака.
Учитывая возрастные особенности, можно успешно в системе
развивать ребенка как личность, поднимая уровень нравственно
эстетической воспитанности. Это можно сделать, обращаясь к
произведениям искусства, тем более что мы живем в таком
прекрасном городе, где нас на каждом шагу окружают
великолепные образцы искусства: живописи, скульптуры и
архитектуры.
Моя работа в большей степени посвящена архитектуре
Петербурга, поэтому я, рассмотрев эстетические и
психологические предпосылки восприятия искусства младшим
школьником, обращусь непосредственно к восприятию ребенком
архитектуры.