Психологические тесты

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Во все времена развития человечества перед каждой личностью непременно вставали извечные вопросы – « Кто я есть?» , и «Что я могу?». Наверное именно эти вопросы явились двигателем человеческой мысли и определяли прогресс нашей цивилизации. Во все времена, как только человек переставал задавать себе эти вопросы , человечество начинало топтаться на месте . Психология относится к тем областям человеческого знания , которые привлекают к себе внимание многих. Люди в быту и в повседневной практике постоянно сталкиваются с «проблемами человека», и нет на земле людей , которые не имели бы психологических проблем
Иконка файла материала Психологические тесты.doc
Психологические тесты Во все времена развития человечества перед каждой личностью непременно  вставали извечные вопросы – « Кто я есть?» , и «Что я могу?». Наверное  именно эти вопросы явились двигателем человеческой мысли и определяли  прогресс нашей цивилизации. Во все времена, как только человек переставал  задавать себе эти вопросы , человечество начинало топтаться на месте .  Психология относится к тем областям человеческого знания , которые  привлекают к себе внимание многих. Люди в быту и в повседневной практике  постоянно сталкиваются с «проблемами человека», и нет на земле людей ,  которые не имели бы психологических проблем. Поэтому Обращение к  психологии становиться занятием не только интересным и любопытным, но и  довольно популярным , а обращение к психологическому тестированию дает  инструмент в познании самого себя.    Что же такое тест? Еще совсем недавно столь крамольное слово  объяснялось, как выдумка буржуазной пропаганды и неприемлемое для  развития советского человека. Если перевести с английского слово тест, то  это оказывается «проба; испытание». Время все расставило по своем местам.  Тесты получают все более широкое распространение в медицине , педагогике , в промышленности. Точность и объективность результатов тестирования  являются основой их применения.     В психологическом словаре вы найдете : « Тест­ краткое  стандартизированное, обычно ограниченое во времени психологическое  испытание». Прежде чем определение «тест» попало в психологический  словарь, оно проделало исторический путь длиною в один век. За точку  отсчета исторического пути развития тестов мы взяли научно основанные  испытания, которые проводил английский ученный Гальтон в своей  антропометрической лаборатории в конце прошлого века. Зарождение тестов  произошло гораздо раньше  в процессе обыденной жизни, повседневнего  общения. Они совершенствуются во многих видах деятельности, в частности,  в горниле педагогической и медицинской практики. Уже с древнейших времен в педагогике вырабатываются различные способы тестирования учеников, для качества полученных знаний. Медицина же столкнулась с необходимостью  разграничивать душевную паталогию и норму, а также изобретает  проверочрые средства. Но во всех этих случаях самые разнообразные тесты­  от общежитейских до педагогических  и медицинских, ­ будучи непременным  условием множества практических задач, еще не стали объектом научного  анализа, экспериментальной проверки, математической обработки.    Первые попытки перейти от интуиции и эмпирических соображений к  тестированию связаны с именами двух интереснейших людей своего времениЛафаретом и Галлем. Первый например утверждал , что существуют  надежные корреляционные связи  между особенностями лица и психическим  складом личности. Различия в форме носа , например, трактовались , как показатель  различных  степеней агрессивности характера. Создатель френологии австриец Галль  искал основание для определения психических свойств уже не в структуре  лица , а в строении черепа. Исходя из представлений о том, что в «шишках»  выражены различия  в развитии отдельных участков головного мозга, каждый  из которых служит органом особой способности. Таким образом, Галль,  ощупав череп какого­либо доверчивого человека, предсказывал ему будущее.  Конечно как вы полагаете, полное отсутствие научности метода не могло  получить иной интерпретации, кроме фантастической. И только Гальтон  сделал тестирование научно обоснованным методом.    Триумфальное шествие тестирования началось после опубликования  французскими психологами А. Бине и его сотрудником А. Симоном в 1905  году набора тестов для диагностики интеллекта детей дошкольного и  младшего школьного возраста, чтобы выявить тех, кто не в состоянии будет  обучаться в массовой школе. Эти тесты получают широкую популярность в  Германии, России, США. Эта задача не проста, как видится на первый взгляд.  Ведь требовалось определить детей, способных к обучению, но ленивых, от  страдающий прирожденными дефектами.  Но Бине этим не ограничился, внутри самой «нормы» (детей, способных к  обучению) выявил несколько градаций. В основе изобретения Бине лежала  очень простая идея : ребенку предоставлялись определенные задачи и  результаты сравнивались с результатами, полученными у его сверстников.  Если восьмилетний ребенок мог решить задачи только для шестилеток, то его  интеллектуальный уровень оценивался меньше единицы и обратно, если  восьмилетний ребенок мог решал задачи для десятилетних детей, то его  IQ  оценивается выше единицы ( IQ­коэффициент интеллекта). Слабость гипотеза Бине состояла в его исходных посылках: представление об абстрактном уме,  темпы развития которого предопределены природой индивида. Как вы  прекрасно понимаете, нельзя говорить о неизменности IQ независимо от  обучения социально­культурных факторов.    Большой вклад в развитие тестирования внесла советская психологическая  школа. В 1924 году в Москве открылся Центральный институт труда.  Организовал этот институт В. Гастев. В институте были проведены интереснейшие эксперименты по  профпригодности на рабочие специальности. Были разработаны специальные  тестовые проверки по профотбору. Бурное время 20­х годов – время  становления страны, время становления тестологии. Стране нужны управленцы, способные работать по­новому, и тестология  приходит на помощь, стране необходимы смелые люди, способные покорятьнебо, лететь в стратосферу, и психологи готовят тесты для отбора таких  людей.    В сущности задача психологических тестов – измерить различия между  индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. До  сегодняшнего дня определение интеллектуальной неполноценности остается  важной областью применения определенных видов психологических тестов.  Клиническое использование таких тестов включает обследование  правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими типами отклонений в  поведении. Серьезным импульсом к развитию тестов стали проблемы типа  тех, что возникают при обучении. В настоящее время школы – один из  основных потребителей тестов. Отбор и распределение персонала на  промышленных предприятиях – еще одно , достаточно обширное приложение  психологического тестирования. Подобным же образом ,психологическое  тестирование применяется при отборе и распределении военнослужащих.  Использование тестов, столь незначительное в первой мировой войне, во  время второй мировой войны необычно вырастает, расширяются границы  применения, вариативность психологических тестов. Использование тестов  при консультировании постепенно расширилось от узконаправленных советов  относительно учебных и профессиональных планов, до рассмотрения всех  аспектов жизни человека. Эмоциональное состояние и действенные  межличностные отношения все больше и больше становятся объектом  консультирования. Растет так же использование тестов как средство  самопознания и развития личности. В последнем случае показатели тестов  становятся средством облегчающим индивиду принятия решения.    Из сказанного ясно, что психологические тесты в настоящее время  применяются при решение широкого круга практических проблем, поэтому и  существуют две категории тестов: профессиональные и любительские. Термин « тест» означает метод диагностики, использующий стандартизованную  систему вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений. Под стандартизованостью таких методов имеется ввиду то, что они всегда и  везде должны применятся одинаковым образом, начиная от ситуации и  инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и  интерпретации получаемых показателей. Применяются тесты для эталонного  измерения и индивидуальных различий между людьми. Тест созданный для  измерений одного свойства психики, называется гомогенным,  а тест,  созданный для измерения совокупности различных проявлений психики,  связанных общими чертами или свойствами ­ геторогенным. Как первый, так и второй тесты можно встретить и в открытых (любительских) и в закрытых  (профессиональных) методиках.Любительские тесты создаются для массовой аудитории, широко  публикуются. Как и профессиональные, они снабжаются всем  инструментарием: инструкции, стимульным материалом (заданием),  алгоритмом обработки и расшифровки (интерпретации). Однако  ориентированы они преимущественно на внешние формы проявления  сущности явлений в поведении, общении какой­то специальной деятельности  и не раскрывают глубинных основ психики, её организации и закономерности.  Эти тесты отражают наиболее общие наблюдаемые опытным путем явления,  поэтому просты и доступны в обращении. Вместе с тем , они выявляют самые  общие тенденции психики, что вызывает к ним доверие. Опираясь только на материалы любительских тестов, нельзя выйти на  глубинную коррекционную работу, хотя они и дают повод испытуемому  задуматься, обратить внимание на что­то типичное в его поведении, образе  жизни, характере и др. Поскольку любительские тесты не обладают  необходимыми показателями валидности надежности, их применение в  профессиональной практике требует дополнений и уточнений со стороны  научных экспертных методов диагностики.    Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы  по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству,  которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям  используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по  объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные  (оценивают степень развитости у человека различных познавательных  процессов), личностные и межличностные. По особенностям используемых  задач выделяют практические, образные, и словесные (вербальные) тесты. По  характеру тестового материала предъявляемого испытуемым, тесты делятся  на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки – на процессуальные тесты,  тесты достижений, тесты состояния и свойств.     Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития  мышления ( интеллекта) человека и его отдельных процессов, таких как  восприятие, внимание, воображение, память, речь.     Личностные тесты  связанные с психодиагностикой устойчивых  индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки; сюда  относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей.  Среди тестов встречаются такие которые дают разностороннюю комплексную  оценку состояния личности или степени развитости её отдельных свойств. К  числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются  отдельные черты личности человека, мотивы , эмоции, например, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив достижения успеха,  агрессивность и др.    Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в  различных социальных группах, например, социометрический тест, тест  социально­психологической само аттестации группы как коллектива.Практические и тестовые задания включают в себя задачи и упражнения,  которые испытуемый должен выполнить в наглядно­действенном плане, то  есть практически манипулируя реальными материальными предметами или их заменителями.     Образные задания содержат в себе упражнение с образами, с картинками,  рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное  использование воображения мысленных преобразований образов.    Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они  предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнения  объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных  логических операций и т.п.    Многие задания, которые используются в тестах , имеют комплексных  характер, т.е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование  проводиться для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения  человека не в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.    Бланковыми называются такие тесты, при использовании которых  испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков:  рисунков , схем, таблиц, опросников и т.п.     Аппаратурные –это такие тесты, в которых используется различного рода  аппаратура для предъявления и обработки результатов тестирования,  например, аудио и видео техника, ЭВМ.    Процессуальными называют тесты с помощью которых исследуется какой  либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается  точное качественная или количественная характеристика, например процесс  запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия  индивидов в группе.     К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге применения  которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в  той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность  мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления  и др.    Тесты состояния и свойств касаются диагностик более или менее  стабильных психологических качеств человека, таких, например, как черты  личности, свойства темперамента, способности и т.п.    В особую группу выделяют проективные тесты. Они основаны не на прямой, на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая  оценка получается в результате анализа того, как данный человек  воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно  неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения  и др.Предполагается , что в оценки интерпретации подобных объектов человек  бессознательно «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К этой группе  тестов относиться, например, тест Роршаха, Тематический Апперцептивный  Тест и многие др.    К проективным тестам обращаются тогда , когда дело касается  психодиагностики скрываемых или не осознаваемых испытуемыми  психологический особенностей.    Психодиагностический эксперимент как метод применяется в  исключительных случаях и в основном тогда, когда выявить и оценить нужные качества другим способом не представляется возможным.    Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если исследователя  интересует особенности протекания психических и поведенческих процессов  у испытуемых, а тесты достижений­ когда решается задача оценки  способностей, умений и навыков людей.     В отдельную группу тестов выделяются тесты интеллекта, к которым  обращаются, если возникает необходимость точно определить и  количественно оценить общий уровень интеллектуального развития человека.    Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые  требования. Первая из них­ социокультурная адаптированность теста. Это  словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок,  которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры  сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране. Если, например, созданный в Европе тест  интеллекта впервые применяется в стране, где доминирующим в структуре  интеллекта является не словестно­логическое, а образное или практическое  мышление, то он обязательно должен быть социокультурно адаптирован. В  противном случае, применяя его в первоначальном, и не адаптированном  варианте, мы, скорее всего, получим низкие результаты, которые не будут  соответствовать уровню развития мышления у жителей данной страны. И,  наоборот, используя в качестве теста интеллекта такой, где преобладают  задания на практическое мышление, в стране с доминированием вербального  интеллекта, мы там можем получить неадекватные показатели умственного  развития.    Если тест повторно используется в условиях, которые существенно  отличаются от тех где он был первоначально создан, то почти всегда  требуется соотнесение этих условий друг с другом, или адаптация текста к  новым условиям. В первую очередь это касается бланковых тестов,  заимствованных из другой страны и написанных в оригинале на другом языке.  Перевод совестных формулировок тестовых заданий с одного языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому содержанию понятий.  Для того чтобы максимально возможной степени снять это неизбежное в силу  самой природы языка несоответствие, приходиться иногда отказывается отбуквального перевода и делать его относительно производным, близким не по  значению слов , а по их смыслам.    Второе требование к тестам – простота формулировок и однозначность  тестовых заданий. Согласно данному требованию в словесных и иных  заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т.п.),  которые могут по­разному  восприниматься и пониматься людьми.     Третье требование, ограниченное время выполнения тестовых заданий.  Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий  психологического теста не должно превышать полутора­двух часов, так как в  течении большого времени человеку трудно сохранить свою  работоспособность на достаточно высоком уровне.    Четвертое требование­ наличие тестовых норм для данного теста. Под такими нормами понимается репрезентативные средние показатели по  данному тесту, т.е. показатели, представляющие большую совокупность  людей с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая  уровень его психологического развития. Норма теста обычно определяется в  результате тестирования большой выборки испытуемых определенного  возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей  дифференциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей.  Нормы теста­ это средний уровень развития большой совокупности людей,  похожих на данного испытуемого по ряду социально­демографических  характеристик.    Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми  естественными изменениями, которые с годами происходят в  психологическом развитие людей. Так, нормы интеллектуального развития,  установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, т.к. уровень развития мышления людей значительно возрос.  Существует имперически установленное правило, в соответствии с которым  как минимум один раз в пять лет , нормы теста, особенно интеллектуально,  должны пересматриваться.    Процедура пересмотра существующих норм и установления новых типично  и выглядит следующим образом, сначала определяется группа людей, на  которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста.  Затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим  социально­демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы  подбирается и по средствам разработанного теста изучается достаточно  представительная выборка людей. Далее путем усреднения полученных на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокупности людей.  Заметим, что в описании теста для каждой включенной в него нормой  обязательно должно быть указано ,где, как, на ком и когда она была  установлена.Кроме требований, предъявляемых к нормам теста существуют  определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и  интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих  правил следующие:    1. Прежде чем применять тот или иной  тест, психологу необходимо  познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом  человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок  связанных с провидением тестирования и обусловленных недостаточно  хорошим знанием его нюансов. 2. Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения  тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест  инструкцию. 3. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все  испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не   оказывали друг на друга влияния. 4. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная  процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая  избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в  частности, касается приемов математико­статистической обработки  первичных данных, которые также должны быть строго и заранее  установлены.     Прежде  чем приступить к практическому тестированию, необходимо  провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в  следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего  он предназначен, с какой целью проводиться тестирование, какие данные в  результате него могут быть получены и каким образом они могут быть  использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она  была правильно понята испытуемыми. Убедившись в этом, психолог  приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех  указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых  результатов.