Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения
Оценка 4.7

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Оценка 4.7
Занимательные материалы +5
docx
Междисциплинарный 4
9 кл—11 кл +1
02.03.2019
Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения
Игры и упражнения данной публикации можно использовать в качестве элементов тренинга, семинара, педсовета… Упражнения будут полезны для тренеров, менеджеров, руководителей, психологов, педагогов. В данной публикации представлены игры и упражнения «Завтрак с героем», «Паспорт проблемы», «Камень, песок, вода», «Полная банка», «День рождения».
деловые игры.docx
Психологические упражнения для тренингов: деловые игры, упражнения (2) Игры и упражнения данной публикации можно использовать в качестве элементов тренинга, семинара, педсовета… Упражнения будут полезны для тренеров, менеджеров, руководителей, психологов, педагогов. В   данной   публикации   представлены   игры   и   упражнения   «Завтрак   с   героем», «Паспорт проблемы», «Камень, песок, вода», «Полная банка», «День рождения».   Упражнение «Завтрак с героем (кумиром)» Цель:   отработать   навыки   убеждения   и   умение   найти   аргументы   в   пользу   своей позиции. Время проведения: 30 мин. Материалы: ручки, листы бумаги. Ход упражнения Группе   предлагается   представить,   что   у   каждого   из   присутствующих   есть возможность   позавтракать   с   любимым   человеком.   Это   может   быть   знаменитость настоящего,   или   историческая   фигура   прошлого,   или   обыкновенный   человек,   который произвел на вас впечатление в какой­то момент жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Нужно записать имя своего героя на листе бумаги и поделиться на пары, затем надо решить с кем из героев вы будете встречаться. Потом пары объединяются в четвёрки и проделывают тоже самое, затем объединяется вся группа и выбирает одного героя. Вопросы для обсуждения: 1. Почему остался именно этот герой? 2. Легко было уступать и почему вы уступали? 3. Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались? 4. Что вы испытывали, когда с вами соглашались? 5. Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора? Игра «Паспорт проблемы» Цели:     отработать умение продуктивно действовать и принимать эффективные решения в кризисной ситуации; провести упражнение на анализ конфликта; проработать   стратегию   решения   конфликта,   разобраться   в   преимуществах   и недостатках   различных   стратегий,   проверить,   какая   из   стратегий   поведения   в конфликте характерна для каждого из участников, оценить ее эффективность; потренироваться   в   определении   четких   целей   деятельности,   в   выработке индивидуальной и совместной стратегии и тактики успеха. Размер группы: не важен. Ресурсы: бланки на всех участников, ручки. Время: около часа. Ход игры Тренеру стоит позаботиться о создании рабочей атмосферы, достаточного места для комфортной и сосредоточенной работы каждого участника тренинга. –   Мы   просим   членов   группы   сосредоточиться   каждому   на   той   актуальной конфликтной   ситуации,   которую   сами   они   представляют   на   нынешний   момент   как проблему, требующую решения. Чтобы разобраться в межличностном конфликте (именно этот тип конфликта будет материалом для работы) необходимо четко представить себе, с чем мы имеем дело. Составив паспорт проблемы, мы сможем разработать пути ее решения. Кроме   того,   ответы   на   поставленные   вопросы   помогут   определить,   какой   вид направленности преобладает в нас. Психологи утверждают, что их три: направленность на себя, на других людей и на задачу (на процесс или на результат). Итак, каждый из участников получает бланк, на заполнение его дается 20–30 минут. В конце упражнения группа может собраться вместе и озвучить проблемы эмоционального, интеллектуального или иного свойства, которые проявились в ходе работы над заданием. Бланк упражнения «Паспорт проблемы» 1.   Сформулируйте   и   запишите,   в   чем,   на   ваш   взгляд,   состоит   суть конфликта.________________ 2. Разложите конфликт на составляющие:           что происходит (процесс, действие, поведение сторон) _______________ к чему это приводит (чьи и какие потребности нарушены)______________ чувства по этому поводу (ваша эмоциональная реакция на угрозу потребностям и на развитие конфликта)_________________ 3. Определите, что для вас более важно: защита собственных потребностей, принципов, ощущение личного комфорта или сохранение хороших отношений со второй стороной. 4. Какой стиль поведения в конфликтной ситуации вы предпочитаете? уход приспособление принуждение компромисс сотрудничество 5. Если, используя выбранный мною стиль поведения, проблема будет разрешена, конфликт снят, то: Я ______________ Другая сторона ____________ (Сформулируйте,   какие   конкретные   результаты   ожидаются,   какова   будет эмоциональная   доминанта   в   ощущениях   обеих   сторон   по   завершению   конфликта,   как прогнозируются отношения между сторонами.) 6.   Я   смогу   сказать,   что   проблема,   конфликт   разрешены,   когда (если)_________________ Дополнительный материал для тренера Говорят, что названный противник теряет  половину своей силы. «Маска, я тебя знаю!» – и  заканчивается  волшебство.  «Паспорт проблемы»  решает поэтому  не только интеллектуальную   часть   вопроса,   как   разрешить   проблему,   но   и   помогает   уменьшить эмоциональную напряженность, дать проблеме имя, определить ее составляющие. При   решении   проблемы   полезно   воспользоваться   техникой   рефрейминга   –   т.е. переназвать ситуацию. Если вместо усилий по преодолению проблемы мы сосредоточимся на достижении цели, то лишим конфликт части его эмоционального напряжения или, по меткому выражению психолога И. Вагина, «выдернем эмоциональное жало». Это поможет нам уделить гораздо больше сил и внимания решению практической задачи. Однажды был объявлен конкурс на лучшую этикетку для химических продуктов, включающих яды, а значит, особенно опасных для детей. Ряд полученных предложений заключался в использовании ярких пугающих цветов. Другие делали упор на пиктограммы с символами смерти, удушья и т.п. Третьи просто указывали: «Опасно для жизни!» Проблема заключалась в том, что маленькие дети как раз и являлись той группой, для которой эти тривиальные решения. не могли являться предупреждением об опасности: они   либо   не   могли   читать,   либо   не   воспринимали   череп   и   кости   как   пиктограмму предупреждающего   и   запрещающего   характера,   либо   иначе,   чем   авторы   идеи, воспринимали эмоционально оттенки цвета. Победил автор, предложивший сделать бутылку с ядохимикатами... колючей! Он на все 100% соотнесен  не с проблемой (создание ярлыка для ядохимикатов), а с задачей (избежать попадания яда в детские руки). Упражнение «Камень, песок, вода» Цель:   продемонстрировать   участникам,   как   важно   расставлять   приоритеты   в планировании дел. Форма: демонстрация в группе. Время: до 5 минут. Материалы: Стеклянная банка (1 литр), 1 крупный предмет, который помещается в банку   (например   мячик),   3­4   предмета   среднего   размера   (подойдут   кубики,   мячики, большие конфеты), горсть мелких предметов (ластики, крышки от пластиковых бутылок, фасоль, арахис), горсть очень мелких предметов (скрепки, горох) Ведущий демонстрирует участникам пустую банку и выкладывает все предметы на стол. Вызывает одного­двух участников и просит их поместить все предметы в банку. Пока участники складывают предметы, ведущий и группа наблюдают. После того, как банка наполнена, ведущий обращает внимание на то, поместились ли   все   предметы   в   банку   (если   предметы   подобраны   правильно,   что­то   в   банку   не помещается). Ведущий проводит аналогию с делами, которых так много, что на все дела не хватает времени (ассоциации: время = стеклянная банка, предметы = повседневные дела). Ведущий обращается к группе – что можно сделать, чтобы все дела (предметы) поместились? Группа   делает   предположения.   Задача   тренера,   подвести   группу   к   тому,   что   в первую очередь в банку следует класть самые крупные предметы, потом среднего размера – они заполняют пустоты, а потом мелкие, потом очень мелкие. Ведущий   демонстрирует   заполнение   банки.   Такая   демонстрация   эффектно показывает необходимость выделять в планировании самые важные дела. Далее следует мини­лекция. Вариант:   Упражнение   по   притче   «Полная   банка».  Также   сопровождается демонстрацией. Профессор   философии,   стоя   перед   своей   аудиторией,   взял   пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.  В конце спросил студентов, полна ли банка?  Ответили: да, полна.  Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс её.  Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна.  Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок   занял   полностью   существующее   свободное   место   и   всё   закрыл.  Ещё   раз   профессор   спросил   студентов,   полна   ли   банка?   Ответили:   да,   и   на   этот   раз однозначно, она полна.  Тогда   из­под   стола   он   ещё   вытащил   две   баночки   пива   и   вылил   их   в   банку   до последней капли, размачивая песок.  Студенты смеялись. А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие   вещи   вашей   жизни:   семья,   здоровье,   друзья,   свои   дети   —   всё   то,   что необходимо,   чтобы   ваша   жизнь   всё­таки   оставалась   полной   даже   в   случае,   если   всё остальное   потеряется.   Горошек   —   это   вещи,   которые   лично   для   вас   стали   важными: работа,   мелочи.  Если сначала наполнить банку песком, не останется  места, где могли бы разместиться   Песок   —   это   всё   остальное,   дом,   автомобиль. горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию за мелочи, не  остаётся   места   для   важнейших   вещей.   Занимайтесь   тем,   что  вам   приносит   счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться  уборкой дома, починить и  помыть автомобиль. Занимайтесь,   прежде   всего,   камнями,   то   есть   самыми   важными   вещами   в   жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.  Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет пиво?  Профессор улыбнулся.  — Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для пары банок пива. (Про пиво ­ каждый тренер решает сам). Если притча «Банка» используется для мотивации к обучению, то добавляется ещё один   ингредиент   после   пива/воды:   «Ещё   раз   профессор   спросил   студентов,   полна   ли банка?» Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда профессор достал соль и посолил...  Вывод: как бы вам не казалось, что вы всё знаете и умеете, всегда есть место для новой информации. Сюжетно­ролевая игра «День рождения» Цель: Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию своего поведения, а также по моделированию своего поведения. Каждый   из   участников   получает   определенную   роль,   которой   должен придерживаться   в   течение   20   минут.   Обстановка   задается   самыми   общими   словами, больше поведение участников никак не регламентируется. Сюжет дети достраивают сами в ходе игры. Ведущий: «Представьте себе День рождения. Каждый из вас не раз присутствовали на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостей. Сейчас каждый из вас получит бумажку, на которой будет написана роль, которую вы должны будете играть в нашем импровизированном   спектакле.   Он   будет   длиться   в   течение   20   минут.   Вы   должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе». Возможные   роли:   Именинник,   его   (ее)   Помощник,   Спорщик,   Миротворец, Пассивный, Недовольный, Бестактный, Грубиян и т.д. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей по типу, так и противоположной, в зависимости от целей, которые преследует ведущий. Можно для детей каждую роль определить более подробно. Следует   иметь   ввиду,   что   для   удачного   развития   игры   участники   должны   быть достаточно   раскрепощены,   а,   следовательно,   очень   хорошо   разогреты   предшествующей разминкой. В любом случае эта игра первоначально повышает напряженность в группе и вызывает   некоторое   замешательство   вследствие   неопределенности   инструкции   и неизвестности правил. Задача   ведущего  –  внимательно   наблюдать  за  ходом   игры,  отмечая  особенности поведения   каждого   из   участников   и   соответствием   предложенной   роли.   В   обсуждении можно задать следующие вопросы:  Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?  Трудно ли было играть предложенную роль?  Похоже ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни?  Какие чувства вызывает у вас подобное ролевое поведение? В ходе игры дети рассматривают приготовленные подарки и открытки и дарят друг другу.

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения

Психологические тренинги: Деловые игры и упражнения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.