Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"
Оценка 5

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Оценка 5
Конкурсы
docx
психологическая работа +1
10 кл—11 кл
06.07.2017
Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"
Тренинги и упражнения для развития креативности мышления помогут избавиться от внутренних барьеров, стереотипов, научиться преодолевать стеснение. Креативность важна в любой сфере деятельности. Нестандартный подход помогает найти выход из самой сложной ситуации. В основном тренинг развития креативности и творческих способностей направлен на формирование навыков воображения, ассоциативного и образного мышления, а также умения находить и решать проблемы. Творческая игра в тренинге позволяет сделать процесс обучения не только эффективным, но и увлекательным, пробуждает скрытые творческие силы.Творческие игры в тренинге многочисленны и разнообразны. Наиболее часто они проводятся в форме соревнования между участниками или командами. Задания, выглядят несложными, но только на первый взгляд. Затруднения, возникающие при их выполнении, подстегивают азарт участников и делают тренинг развития креативности и творческих способностей увлекательнейшей игрой.
ПРактикум Творческие способности. Креативность.docx
Практикум по психологии «Творческие способности. Креативность» Цели:     содействие формированию умения мыслить разносторонне, нестандартно, без ограничений. обогащение словарного запаса, эрудиции, кругозора. содействие в раскрытии собственных возможностей и   поиска личного пути творческого развития и творческого восприятия.  сохранение психологического и физического здоровья. содействие   формированию   позитивной   Я­концепции   (самоотношения,   самоуважения, Задачи: 1) самопринятия);  2) развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах, экзаменах);  3) предупреждение   и   преодоление   социальной   дезадаптации   и   неблагоприятных   вариантов личностного развития, коррекция коммуникативных проблем Форма проведения: урок­практикум Оборудование:  интерактивная   доска,   компьютер,   проектор,   комплекс   образовательных   и тренинговых презентаций урока, аудиофайлы.  «Изучайте что­нибудь новое!  Если вы банкир, поучитесь танцевать чечетку.  Если вы нянечка, займитесь курсом мифологии.  Прочитайте книгу на малознакомую вам тему.  Смените газету.  Новое соедините со старым в доселе неведомых и удивительных формах»  Р. Эпштейн (не путать с Эйнштейном!)  Креативных людей много!!! Вы считаете себя креативными?  Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к Ход урока творчеству. Во время Первой мировой войны некоему мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, ­ писала она, ­ и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там   зарыто  оружие».   Письмо   было  вскрыто   цензурой,   в   дом  жены   нагрянули  солдаты   и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, ­ написала миссис 1 Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», ­ ответил Хэрриган… Однако,   прежде,   мне   хотелось   бы,   чтобы,   каждый   для   себя   определил,   что   же   такое мышление? ­ Какую роль, мышление играет в жизни человека?  Мышление   в   жизни   человека   очень   важно.   Оно   необходимо   нам   постоянно,   чтобы принимать решения, допускать меньше ошибок. ­ Все ли люди мыслят одинаково?  Известно,   что   основная   масса   людей,   мыслит   однопланово,   однобоко,   как   говорится, стереотипно или «как все». Однако, у каждого из нас, наступают моменты озарения,   когда нас посещают не совсем обычные идеи, нестандартные взгляды, на решение определенной проблемы. ­ Хорошо это или плохо?  Безусловно, это здорово. Наверняка, каждый из вас слышал о понятии «креативность». ­ О каком человеке говорят «креативный»?  Как   правило,   креативный   человек,   более   уверен   в   себе,   легко   идущий   по   жизни,   не имеющих проблем с общением, и все это дает ему, умение мыслить необычно, разносторонне, творчески,   а   потому,   креативно.     Поскольку,   именно   оно,   расширяет   возможности     этого человека. ­ Как вы считаете, способность мыслить креативно,  дается человеку от рождения, или ее можно развить?  ­ Что нужно делать  для этого?  1. А знаете ли вы? Существует мнение, что за креативное мышление отвечает правое полушарие нашего мозга, и именно оно видит картину в целом, а левое полушарие отвечает за аналитические способности и детали.   Поэтому   люди,   у   которых   сильно   развито   правое   полушарие,   считаются   более креативными, а те, у которых более востребовано левое полушарие, способны достигать больших успехов в аналитической деятельности. 2. Научно доказано, что наши ладони находятся в прямой связи с нашим мозгом. Наша правая ладошка связывается с левым полушарием мозга, которое отвечает за аналитику, а  левая ладонь связана   с   правым   полушарием   креативности.   Именно   поэтому   большинство   творческих   людей левши.  3. Когда нейрохирурги оперируют на открытом мозге, они оставляют пациента в сознании. У мозга   нет   болевых   рецепторов,   они   находятся   только   в   твердой   оболочке   устилающей   череп изнутри. Во время операции, хирург сдавливал тот или иной участок мозга и больной говорил «Мне стало жарко в левой ноге» или «я увидел вспышку»,  или «я услышал шум моря». Врач активировал зоны, где хранилась эта информация, и больной испытал новые мысли и ощущения.  4. Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. 2 Сегодняшнее занятие,  будет направлено на то, чтобы  приучить наше мышление работать в несколько   непривычном   нам   режиме,     находить   самые   неожиданные,   нестандартные,   ответы   и решения, а также,  экспериментировать с образами и идеями. Деление на группы Упражнение № 1  «И все­таки у них много общего» Перед вами два понятия, которые, на первый взгляд не имеют, казалось бы, между собой ничего общего.  Попытайтесь  «нащупать» между ними какую–либо взаимосвязь.  Способы поиска взаимосвязи, могут быть самые, неожиданные.  К   примеру,   это   может   быть   придуманная   вами,   совершенно   невероятная   история,   сюжет который, так или иначе, поможет связать между собой  эти два слова.  Глаз и водопроводный кран   Самолёт и домашние тапочки  Пылесос и ластик НАПРИМЕР Глаз и водопроводный кран Оба слова ­ из четырех букв В обоих случаях буква «А» ­ третья по счету При помощи глаза,  кран можно увидеть,  при помощи крана – глаз промыть И то и другое может блестеть Из обоих иногда льется вода Когда они портятся, из них подтекает И то и другое может сломаться… Самолет и  домашние тапочки Пылесос и  ластик И тот и другой, могут летать Творение рук человеческих Оба используются людьми для  удобства  передвижения Точно   также,   как   и   пассажир   чувствует   себя   уютно   в   салоне самолета, так и нога в тапочке испытывает уют и комфорт  Могут иметь надписи Предназначены для удаления (мусора, помарок) Оба могут быть разного цвета, имеют надписи на корпусе Оба эти предмета, в своем названии имеют букву «С» При   использовании   каждого   из   них,   мы   совершаем   похожие движения Упражнение № 2  «Сумасшедший архитектор» Задание:  необходимо придумать дизайн дома. Для этого вам  понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы 3 архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов).   Например: «Кастрюля» ­ отлично, дом будет иметь   форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона.  «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение… Упражнение № 3  «На одну букву» Задание:  Найти и перечислить все предметы в классе, название которых начинается на определенную букву, например, с буквы «С», «П»… Задание:  Возьмите   любое   существительное   и   напишите   в   столбик   10   прилагательных, Упражнение № 4  «10+10» которые к нему подходят.  Например, «шляпа – соломенная, зеленая, теплая, модная, красивая  и т. д.». Это легко.  А вот   теперь   попробуйте   написать   в   другой   столбик   десять   прилагательных,   которые   этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа   не   может   быть,   скажем,   кислой   или   железобетонной…   Старайтесь   подбирать прилагательные   из   разных   сфер   восприятия   (например,   если   вы   написали   «желтый»,   можете считать, что с цветовой гаммой покончено).  Упражнение № 5  «Предмет один, способов применения много» Задание: Перед вами хорошо известный вам предмет (кирпич, газета, карандаш, картонная коробка, пустая консервная банка, лопнувший воздушный шарик, дырявый носок).  Найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. НАПРИМЕР  кирпич газета подставка для фиксации двери, средство самообороны, можно колоть орехи, прибивать гвозди, использовать как ножку для кровати, самодельный мангал… головной   убор   от   солнца,   в   качестве   мухобойки,   наполнитель   туалета   для кошки, кулек для семечек, подложить на пол, когда красим плинтуса, вытереть стекло… карандаш указка, заколка для волос, закладка, счетные палочки… картонная коробка транспортировка вещей при переезде, домик для домашнего животного, костюм робота на новый год, в качестве санок с ледяной горки… пустая пепельница, емкость для червяков на рыбалке, временная емкость для растения, 4 консервная для мелочи, гвоздей… банка дырявый носок уютный   домик   для   хомячка,тренажер   для   штопки,   манжет   –   футляр   для сотового телефона, платье для куклы… лопнувший шарик резинка для волос, крышка и фиксатор на банку, перетянуть ран, пачку денег, сделать рогатку… Упражнение № 6  «На несколько букв» Задание:  дается   предмет,   к   которому  необходимо   определить   характеристики, начинающиеся на три выбранные буквы.  Примеры слов: газета, старичок, чайник, стол, подарок, сумка, велосипед НАПРИМЕР с п у б р з свежая, свернутая, старая, смятая, сухая, столетняя пожелтевшая, прошлогодняя, помятая, порванная, прочитанная, проданная утренняя, универсальная, устаревшая Газета Старичок болезненный,   боязливый,   быстроходящий,   болтающий,   беспечный,   буйный,   беспокойный, балагур,  беззубый  радушный, радостный, рассерженный, разочаровавшийся, разгуливающий, русский, романтик, ранимый забывчивый,   заблудившийся,  зазнавшийся,   злобный,   задорный,   заикающийся,   замороченный, занудливый сервированный, старый, самодельный, старинный, с советских времен, сломанный, соломенный практичный, прочный, протертый, поломанный с п м многофункциональный, многоместный, мобильный, мраморный, мокрый  Стол м многофункциональная,  маркая, маловместительная в п вместительная, вельветовая,  воздухопроницаемая, внушительных размеров прочная,  практичная,  пакет, походная,  поношенная Сумка Упражнение № 7  «Невероятная ситуация» 5 Задание: ученикам предлагается поразмыслить над какой – либо воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно. Их задача – представить, что такая ситуация все­таки случилась, и предложить максимум последствий для человечества, к которым может привести ее наступление. Вот несколько примеров невероятных ситуаций для этого упражнения.       Увеличится в 5 раз сила тяжести на Земле. Все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские. У всех людей внезапно вырастут хвосты. Исчезнут окончания во всех словах русского языка. С облаков начнут свисать тросы до самой Земли. Из жизни людей сразу и полностью исчезнет спорт. Упражнение № 8  «Рисунок» Задание: Дорисуйте рисунок так, чтобы получилась завершенная картина Упражнение № 9  «Вопросы домашних животных» Какие вопросы вам хотели бы задать, если бы могли говорить, домашние животные? Ваши собака, кошка, морская свинка, волнистый попугайчик и др.? Попугаю Кеше стало скучно в клетке. Он решил задать несколько вопросов своему хозяину Серёже. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых начинается вопрос:  Кто?  Что?  Когда?  Где?  Как?  Почему? 6 Помогите Кеше задать вопросы хозяину. Упражнение № 10 «Рифмовка» Ученикам   предлагается   завершить   в   рифму   несколько   фраз,   касающихся   прошедшего занятия.       Мы встречались, мы играли, креативность развивали… На урок мы приходили, где нас с вами научили… Креативность – что за птица? Нам запомнилось так ярко… Завершается наш тренинг… Время для размышлений дается исходя из расчета 2­3 минуты на фразу. Сегодня   вашему   вниманию   был   предложен   ряд   самых   простых   упражнений, способствующих     развитию   креативного   мышления.  Однако,   чтобы   добиться   определенных результатов,  упражнения подобного рода необходимо выполнять регулярно.  «Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый  день они заново придумывают свою жизнь. Они любят  экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего  мира с удивлением и восторгом» Удачи Вам в развитии креативных способностей!!! Методическая литература, интернет­ресурсы: 1. 2. 3. 4. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie­nauki/library/2014/09/02/psikhologicheskie­igry­na­ razvitie­kreativnosti Сайт «Личностный рост и саморазвитие» Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день – М.: Дело, 2000 Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты – М.: Чистые пруды,  2006 7

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"

Психологический практикум "Творческие способности. Креативность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2017