Игры, упражнения, задания на развитие коммуникативных умений.
Игра «Снежный ком».
Цель: познакомить детей друг с другом.
Участники группы сидят в кругу.
Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и своё имя. Каждый следующий участник называет имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.
Игра «Имя - символ».
Учащимся предлагается на листочках бумаги написать своё имя печатными буквами и нарисовать свой символ. Ведущий делает то же самое и объясняет значение своего символа. Если есть необходимость, нужно объяснить детям значение понятия «символ». (Символ – образ, предмет, обозначающий данного человека или его жизнь. Можно привести примеры.)
Листочки с именами и символами прикрепляются на грудь ребёнка. Детям предлагается походить по комнате и посмотреть на символы всех ребят, объединиться с кем-нибудь в пару. В пару объединяются те, чьи символы хоть немного похожи.
Ведущий может также после 3-5 минут ходьбы детей по классу хлопнуть в ладоши и остановить всех. Те, кто оказался рядом, составляют пары и пытаются найти что-нибудь общее в своих символах. Можно придумать историю, из-за которой эти символы могут быть объединены. От пары выступает один ребёнок, другой, при желании может продолжить или дополнить. Необходимо выслушать всех.
Игра-тест «Социограмма»
Цель: выявление особенностей взаимоотношений в классе в игровой форме.
Данное задание имеет диагностический характер. Учитель получает возможность сопоставить результаты педагогических наблюдений за эмоциональным состоянием детей в группе одноклассников с данными полученными при тестировании по методу Люшера.
Материалы: бланки на каждого ребёнка, простой карандаш и цветные карандаши.
Инструкция: Рассмотрите на листе схематичный рисунок, на котором изображены отношения между людьми.
1. Под каким номером находитесь вы?
2. Назовите номер того человечка, с которым все хотят дружить, которого все выбирают?
3. Под каким номером изображен человечек, с которым никто не хочет дружить и которого никто не выбирает?
4. Раскрасьте человечков в большом круге только двумя цветными карандашами, выразив свое отношение к одноклассникам.
5. Подпишите имена однаклассников.
Игра «Чем мы похожи (отличаемся)?».
Цель: развитие умения находить общее и различное в людях.
Работая в парах, дети выясняют, что у них есть общее (различное) в интересах, социальном статусе, внешности и т.д.
Когда все пары выскажутся, психолог подводит их к мысли, что все они учатся в 1 классе и очень важно как ребята общаются друг с другом.
Игра «Домик»
Цель: развитие способности работать в паре, умения договариваться.
Ребятам предлагается взять один на двоих карандаш и нарисовать домик молча. Затем проводится обсуждение по вопросам: подумайте, кто из вас двоих был главным в паре? Легко ли было понять друг друга без слов? (Подводим детей к тому, что нужно договариваться, объясняя на словах свои желания.)
Игра «Придумай рассказ»
Цель: развитие творческого воображения, умения связно выражать свои мысли, договариваться, расширение активного словарного запаса.
Учащимся в парах предлагается придумать рассказ о том, как удалось договориться некоторым лесным жителям. Например: «Сенсация, сенсация!!! Заяц и лиса помирились! Заяц построил лисе избушку как у себя, а лиса ему за это поставляет овощи!!!»
Игра «Мостик»
Цель: развитие доверительного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи и сотрудничества, умения договариваться.
На полу из листов бумаги делается мостик. Ведущий рассказывает детям историю о том, как на мосту встретились две упрямые козочки и не смогли разойтись, потому что ни одна из них не хотела уступить дорогу другой. Два человека должны одновременно перейти через мостик так, чтобы ни кто из них не упал в пропасть. По мосту навстречу друг другу могут переходить две группы детей.
Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать друг друга и т.д.
Игра «Прогулка по ручью» (Н.Л. Кряжева)
Цель: развитие чувства взаимопомощи и сотрудничества, умения договариваться.
На полу мелом рисуется ручеёк, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встаёт в конец цепи.
Игра «Поводыри»
Цель: развитие доверительного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи и сотрудничества.
Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встаёт с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает перемещаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем траектория и скорость движения увеличиваются. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
Игра «Иностранец»
Цель: развитие умения договариваться, используя невербальные способы общения.
Инструкция: «К вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребёнку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить по обедать, естественно, всё это без слов».
Работа со сказкой.
Задание: прослушайте отрывок из ненецкой сказки «Кукушка».
Цель: развитие чувства эмпатии, сочувствия, благодарности.
Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай. Вот один раз ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.
От такой жизни, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: «Детки, пересохло у меня в горло, принесите мне водички!» Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
- Пересохло у меня во рту, сыночки! Пить хочу! Засмеялись дети из чума выбежали. Долго играли и к матери не заглядывали. Не дождалась их мать, обернулась кукушкой и вылетела из чума.
- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью.
- Мама, мы тебе водички принесли.
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынки, не вернусь я.
Далее проводится обсуждение сказки, выслушиваются суждения детей.
Литература
1. Веракса Н.Е. Диагностика ребёнка к школе.
2. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога [Текст] / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]. / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст]. – Ярославль: Академия развития, 1997.
5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]. – Ярославль: Академия развития, 1996.
6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей [Текст]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы [Текст]. – Санкт-Петербург, Рига ПЦ «Эксперимент», 1997.
8. Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика». Методическое пособие [Текст]. / А.З. Зак, О.Н. Гнездилова, М.Г. Губенко и др. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.
9. Проективные графические методики [Текст]. – Санкт-Петербург, 1992.
10. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие [Текст] /Авт.-сост. Г.А. Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006.
11. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [Текст]. – Под ред. В.В. Рубцова. – М., 2010
12. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие [Текст]. – М.: Айрис-пресс, 2004.
13. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: ВАКО, 2008.
14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст]. / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
15. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие [Текст]. – М.: Айрис-пресс, 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.