Психологический тренинг
Оценка 4.9

Психологический тренинг

Оценка 4.9
Карточки-задания
docx
родителям +1
Взрослым
12.02.2018
Психологический тренинг
«Большая перемена" Психологический тренинг общения для родителей детей ОВЗ. предложен тренинг с ситуациями и рекомендациями для родителей , способствующий родительской компетентности в воспитании детей . Тренинг проводится в группе. в мероприятии "Большая перемена". родители имеют возможность узнать себя и познакомиться с другими родителями .
тренинг .docx
МАОУ «Бизинская СОШ»  «Большая перемена» Психологический тренинг общения для родителей детей ОВЗ. Педагог­ психолог Бобова М.В. 2015г. Психологический тренинг общения для родителей детей ОВЗ. Понять человека гораздо легче, взаимодействуя с ним на равных, принимая его взгляды,  ценности, обсуждая трудности и неудачи. Выйти на такой уровень общения можно с  помощью психологических тренингов общения. Психологический тренинг общения — это вид групповой психологической работы,  направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование  установок, необходимых для успешного общения. ПРАВИЛА 1. Заботиться о конфиденциальности жизни группы. 2. По возможности быть искренним, сообщать (если уж сообщать) достоверные сведения. 3. Иметь право получить поддержку, помощь со стороны группы. 4. Слушать говорящего, стараться не перебивать. 5. Использовать обращение на «ты» во время работы группы. 6. Высказываться только от своего имени и только о том, что воспринято, прочувствовано,  переживается, происходит здесь и сейчас. 7. Не говорить о присутствующих в третьем лице. Групповая  взаимопомощь Цели: • ознакомление участников с задачами группы самопомощи; • определение круга общих проблем, возникающих в семьях, воспитывающих детей с  отклонениями в развитии; • установление атмосферы доброжелательности между членами группы; • диагностика семьи. 1. Приветствие Разогрев группы Участники группы входят в зал для проведения встречи. Звучит музыкальное вступление. Психолог. Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствую вас в нашей группе. Искренне рада  видеть вас. Не так давно мы встречались с вами на занятиях по развитию навыков общения. Я думаю, что вы уже знаете друг друга и даже успели подружиться. Но для начала давайте обновим наши впечатления и ощущения и поприветствуем друг друга вновь: добрый день,  дорогие друзья! Упражнение на установление контакта «Здравствуй, я рад тебя видеть вновь» Каждый из участников группы обращается к своему соседу справа со словами приветствия, выражая искреннюю радость в связи с новой встречей. Приветствия могут начинаться со  слов: «Здравствуй, я рад тебя видеть, потому что...» Далее нужно объяснить, почему  участник рад встрече, например: «Мне очень не хватало тебя, встреч с тобой, твоего  душевного тепла. Оказывается, я уже привык к ним и нуждаюсь в твоей поддержке». Упражнение «Оценка партнера» Каждый из участников дает оценку изменениям, замеченным в партнере. Обращается  внимание на общий эмоциональный настрой, внешние признаки проявления настроения и  психологического состояния. Психолог предварительно ориентирует партнеров на  корректную оценку друг друга. Психолог. Оценить друг друга можно по­разному. Главное — увидеть в партнере  доброжелательность и потребность во взаимодействии с вами. Что означает  взаимодействие? Это поддержка, а значит, и разрешение ваших проблем. Ищите и находите в партнере позитивные для себя стимулы. 2. Основная часть Беседа «Мама, папа, я — дружная семья» Психолог проводит с участниками группы беседу о проблемах, возникающих в семьях,  воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с общих  трудностей. Он выявляет наиболее актуальные и острые проблемы, интересующие  конкретно данных родителей. Среди подобного рода проблем могут быть названы: — характер взаимоотношений в семье; — отношение родителей к больному ребенку; — отвержение больного ребенка отцом (матерью); — развод как фактор, усугубляющий психологическое состояние ребенка и  внутрисемейную атмосферу. Участники группы знакомятся с целями и задачами данного этапа: — гармонизация внутрисемейных отношений; — оптимизация супружеских отношений; — установление взаимопонимания и адекватных взаимоотношений в семейном  треугольнике: мать — отец — ребенок; — формирование в родительском сознании установки на преодоление отторжения  больного ребенка отцом или матерью. В конце обсуждения, подводя итог, психолог обозначает в качестве главного направления  работы группы следующую проблему: «Гармонизация внутрисемейных отношений — мама, папа, я — дружная семья». Социограмма «Моя семья» (приложение 2) Для выявления особенностей взаимоотношений, возникающих в семье, раскрытия тех  характеристик семьи, которые участники группы в предварительной беседе намеренно или  случайно не обозначили, используется социограмма «Моя семья». Социограмма  представляет собой краткий тест, заимствованный из методического пособия  Э.Г. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М. — СПб., 1996),  позволяющий визуализировать отношения, существующие в семье между ее членами.  Участникам группы раздаются специально подготовленные бланки с изображенным в  центре листа кругом и помещенной в верхней части листа инструкцией. После завершения работы полученные результаты обсуждаются всей группой. Следует  отметить, что использование теста направлено на то, чтобы помочь родителям понять  связи, которые существуют в их семьях. Однако для обсуждения предъявляются лишь те  характеристики, которые выявляют сами участники, и некоторые из тех, которые считает  нужным обсудить психолог. Часть полученной информации остается скрытой, поскольку  может являться сугубо личной и раскрытие ее на данном этапе может привести к  неблагоприятным результатам. Игра «Чудесный мешочек» Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие  предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет  любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет  правила игры. Психолог. У вас в руках по предмету. Найдите сходство между ними и вашей семьей. Мне  достался пластмассовый шарик. Шарик — круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых  неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик,  столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью. Игра «Диалог» «Диалог между сторонами моего Я: ласковая и строгая мать и жена» позволяет развить в  участниках чувство самоутверждения, сделать адекватной самооценку и преодолеть  психологические проблемы. Особое значение «Диалог» имеет при коррекции у родителей  таких личностных черт, как неуверенность в себе, агрессивность, авторитарность. Для выполнения упражнения в центр круга ставятся два стула. Каждый из стульев  символизирует определенные и одновременно противоположные друг другу личностные  характеристики (например: ласковая и строгая мать и жена). В зависимости от этого  участники исполняют ту или иную роль. Вначале психолог предлагает воспроизвести и  проиграть образ, объединяющий типичные черты, характерные для конкретного участника.  Затем этот же участник выполняет роль индивида с противоположными характеристиками. Это упражнение может выполняться как каждым отдельным родителем перед всей  группой, так и в парах. Упражнение «Именно сегодня» Формирование позитивного отношения к себе и членам своей семьи. Психолог объясняет родителям, как необходимо воспринимать эту форму работы:  родители обобщают свой опыт и вместе с психологом дают психологическую установку,  формируя таким образом модель поведения в стрессовых ситуациях, что позволяет с  наименьшими энергетическими затратами и потерями выйти из сложной психологической  ситуации. Такую модель поведения необходимо просто запомнить. Я, как мать, должна уметь в случае стрессовой ситуации мысленно выстроить преграду,  защитную «стенку» или поместить ребенка и себя в невидимый футляр, броню, для того  чтобы отделиться от любого раздраженного субъекта. 2. Основная часть Обсуждение рассказа «Папа, поиграй со мной» Психолог читает рассказ вслух. В этот день Андрей вернулся домой рано. Лена очень обрадовалась приходу мужа.  Наконец, подумала она, удастся поговорить с Андреем о болезни сына, посоветоваться,  вместе принять решение. Да и хорошо будет, если Андрей поиграет с Митенькой,  размышляла Лена, ведь он с ним так мало общается. Пока муж раздевался и мыл руки,  Лена быстро разогрела ужин, накрыла на стол и побежала в гостиную за Митей. Трехлетний сын Лены и Андрея лежал в детском манеже. Коварная болезнь сковала ручки  и ножки малыша. Каждый раз, глядя на сына, Лена испытывала нестерпимую боль. С  болезнью сына она не могла смириться. Вскоре после рождения сына, когда выяснилось,  что он не здоров, Лена оставила работу и все время теперь посвящала сыну. Она делала все возможное: возила его на массаж, консультировалась у разных специалистов, занималась с  ним дома сама, посещала сеансы экстрасенса. Положительные результаты появлялись с  большим трудом, но все же они были. Лена очень уставала. Порой ей казалось, что она бьется головой в непробиваемую стену.  Но в последнее время ее стала беспокоить другая проблема: она все больше ощущала  потребность в поддержке близких, в первую очередь мужа. И сегодня как раз такой случай  представился. Лена взяла Митю на руки и пошла на кухню. Сев за стол, она первая завела разговор с  мужем: — Сегодня мы с Митенькой были в поликлинике, консультировал профессор. Знаешь, это  известный врач. Он советует ложиться к нему в клинику. Я уже записалась. Как ты на это  смотришь? Андрей жалостливо посмотрел на жену и сказал: — Мне кажется, что традиционная медицина нам вряд ли поможет. Нужно найти целителя. У нас на работе есть один такой. Всем помогает. Я поговорю. Он помолчал, а потом добавил: — Уже третий год, а толку нет. В кухне стало тихо. Разговор не клеился. Лена почувствовала жесткость в словах мужа.  Ввязываться в спор не хотелось, и она промолчала. После ужина Лена предприняла еще  одну попытку поговорить с мужем на эту тему: — Знаешь, логопед сказала, что с Митенькой нужно как можно больше разговаривать и  заниматься. Поиграй с ним, пока я буду мыть посуду, а потом еще поговорим. Лена передала ребенка на руки мужу, и он направился в гостиную. А сама проворно  занялась уборкой на кухне. Там Лена пробыла минут двадцать. Когда же, освободившись от своих хлопот, она  заглянула в гостиную, то увидела такую картину: муж сидит на диване, уткнувшись в  телевизор — передавали очередные футбольные новости, а Митя одиноко лежит в манеже.  Игрушки были не тронуты. Сердце у Лены сжалось: — Почему же ты с ним не играешь? Взял бы его на руки. Ну что он один лежит! — в  сердцах воскликнула она. Андрей, не поворачивая головы, ответил: — Потом, после футбола. — А после ему нужно будет спать, — возразила Лена. — Ну вот, приходишь с работы пораньше и хочешь отдохнуть, а тут одни претензии. Ты же  сама понимаешь, — тут муж повернулся к Лене, лицо его было раздраженным и даже  гневным, — играй не играй, а ему не поможешь! Затем, видимо почувствовав неловкость и заметив немой укор в глазах жены, он смягчился: — Ты же хорошо знаешь, что я с детьми играть не очень умею. А Митя и сам не хочет. Как  с ним играть? Лена оторопела. Слова мужа «играй не играй, а ему не поможешь» как будто хлестнули ее  по щекам. Почувствовала комок в горле. Возразить мужу сразу она не смогла. Пронеслись  мысли: «У меня с ним тоже не получалось, долго не получалось, но ведь я пыталась и  смогла. И у Митеньки сейчас уже стало кое­что получаться. А он этого не видит». Решив, что разговор окончен, Андрей вновь повернулся к телевизору. Глядя ему в спину,  Лена впервые назвала мужа в его присутствии «он»: «Почему он не видит? Может он не  хочет видеть? Почему?» Лене стало жаль Митю, жаль себя, к глазам подступили слезы. Она молча взяла сына из  манежа и понесла укладывать спать. Вечер был испорчен. Проблемы остались нерешенными. Хотелось плакать ... Психолог.Какие проблемы существуют в этой семье, на ваш взгляд? Как можно помочь ей  и от чего предостеречь? Приведите подобные примеры из вашей жизни. 3. Итог Подводя итоги, психолог интересуется у участников, что полезного они узнали, что для  них было важным, благодарит всех участников группы за совместную работу. 1.Беседа с родителями Психолог. Все ли отцы стесняются своих больных детей? Есть ли у матерей такие  проблемы? Почему эта проблема возникает чаще у отцов? Чем можно объяснить  отчуждение родителей от больных детей? Почему многие матери больных детей считают,  что отцам нужны здоровые дети? Давайте обсудим эту проблему. 2.Пантомима «Разговор через стекло» Участники игры разбиваются на пары и становятся друг против друга. Психолог дает  установку: участникам надо представить, что между ними находится звуконепроницаемое  стекло, поэтому на вербальном уровне они не могут передать никакую информацию.  Общение возможно лишь с помощью мимики и жестов. Упражнение выполняется в течение двух минут. Затем обсуждаются результаты передачи и приема информации. 3.Игра «Комплименты, или Скажи, что я хорошая» Психолог. Условия игры следующие. Каждый участник, у которого находится мяч, должен сказать комплимент тому, кому он его бросает. Условимся, что бросающий мяч исполняет  роль супруга и отца больного ребенка. 4.Упражнение «Именно сегодня» Формирование позитивного отношения к себе и членам своей семьи: Я, как мать, должна уметь в случае возникновения дискомфортного психического  состояния уйти от конфликтной ситуации и вывести из нее ребенка. 5. Приветствие Рефлексия прошлого занятия. Тематический разогрев. Задание для родителей Психолог. Опишите, пожалуйста, радостные события супружеской жизни. Затем родители и психолог обсуждают записи. Психолог дает следующую установку: В жизни супругов бывают светлые и темные полосы. Нет таких семей, у которых не было  бы радостных событий в жизни. К радостным событиям могут быть отнесены семейные  праздники, ожидание рождения ребенка, совместные поездки на отдых, посещение театров, выставок и др. Здесь важно не то, где были супруги, а то, какие отношения возникли между ними в это время. Важны позитивная тональность и глубина отношений. Воспоминание о  приятных событиях отогревает душу, позволяет снять печаль, грусть, чувство  неудовлетворенности. Каждый раз, когда в вашей жизни происходит что­либо печальное  или мрачное, нейтрализуйте это событие воспоминанием о приятном. Используйте  позитивные мысли в качестве «противоядия» негативным. Воспоминание о приятном событии может использоваться психологом в качестве приема  противошоковой терапии в стрессовой ситуации. Упражнение «Именно сегодня» Формирование позитивного отношения к себе и членам своей семьи: Я, как мать, должна уметь в стрессовой ситуации мысленно выстроить преграду, защитную  «стенку» или поместить ребенка и себя в невидимый футляр, броню, для того чтобы  отделиться от любого раздраженного субъекта. 2. Основная часть Беседа Психолог. Можно ли научить любить? Как удержать отца возле больного ребенка? Что  должна сделать мать, чтобы отец не отстранился от ребенка? Опыт у всех разный. Определить, за что мы любим, невозможно. Есть много неполных  семей, в которых растут здоровые дети. Есть полные семьи, в которых растут больные  дети. Примеры разные. Там, где нет отца, ребенок страдает во много раз больше. Однако опыт показывает, что помощь нужна и отцу, чтобы принять ребенка. Мы задаемся  вопросом: нужно ли учить отца общаться со своим ребенком, восхищаться им и любить  его? Поделитесь вашими мыслями по этому поводу. Полагаем, что нужно, так как мужчина согласно нашему традиционному укладу жизни  далек от забот о ребенке. Эти проблемы, как правило, лежат на женщине. Ребенок с  проблемами в развитии вызывает у мужчины чувство неловкости: он не знает, как нужно  общаться с ним, как играть. Внешнее и психическое несовершенство вызывает у отца  ребенка боль, страх, а отсюда начинается и путь к его отвержению. На наш взгляд, матери нужно постоянно раскрывать перед мужем и отцом ребенка его  небольшие достижения, приучать отца к общению с ребенком, к заботе о нем. Нельзя  допустить, чтобы отец стеснялся своего ребенка или проявлял к нему свою любовь тайком. В этом вопросе матери могут помочь родственники, а также специалисты. Игра «Волшебный папа» Психолог. Условия игры: выбираем папу. Любой из вас, кто захочет исполнить эту роль,  пусть выйдет в середину круга. Остальные должны записать на бумажках те качества  идеального папы, которых им недостает в мужьях и которые они хотели бы видеть в  отношениях между ребенком и супругом. «Волшебный папа» отворачивается, а мы  собираем все пожелания в чудесный мешочек. Потом просим «волшебного папу» зачитать  все послания. В конце игры у нас получается образ идеального, волшебного папы. Но самое интересное в том, что его создали вы сами. И это оказалось нетрудно. Попробуйте сделать  из собственного мужа «волшебного папу». Это просто, главное — захотеть. Свободная беседа родителей Родители беседуют на волнующие их темы. Психолог выступает в роли слушателя. Родителям необходимо дать возможность  выговориться, поделиться своими бедами и радостями, выслушать совет других родителей. Игра «Похвали себя» Психолог. Перед вами небольшой опросник «Какая я?» (см. приложение 4). В нем  перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые  описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя. Упражнение «Именно сегодня» Формирование позитивного отношения к себе и членам своей семьи: Я, как мать, должна уметь сказать себе «стоп» в случае возникновения у меня по  объективным причинам тревожного или депрессивного состояния. 2. Основная часть Драматизация Разыгрывание ролевой ситуации «Любовь к ребенку — объединяющая нас сила». Родителям предлагают поиграть в парах свои роли и роли своих партнеров. Важно  выяснить, пронизывает ли чувство любви отношения в семье, какими средствами  пользуются участники, чтобы сплотить семью? Какие советы они дают друг другу в  процессе драматизации? Имеет ли место переосмысление проблем, существующих в семье,  возникает ли надежда на их разрешение? Воспринимают ли родители свою любовь к ребенку как жертвенническую? Если да, то такая любовь не объединяет. Почему любовь к  ребенку — это сила, объединяющая родителей? Следует дать ответ на этот вопрос с  позиции представленного персонажа. Диалог между сторонами своего Я Диалог на тему: «Счастливая и несчастная мать и жена». Проводится так же, как и на предыдущих занятиях. Участие принимают родители, еще не  рассказавшие о проблемах с помощью этого приема. Упражнение «Именно сегодня» Формирование позитивного отношения к себе и членам своей семьи: Я, как мать, должна в случае непослушания ребенка, переходящего в истерику, или в  случае его упрямства спокойно, не повышая голоса, указать ему выход из проблемной  ситуации, обязательно дав почувствовать ему свою любовь. 2. Основная часть Арт­терапияГрупповое рисование «Мы вместе — это счастье». Психолог. Сегодня мы будем рисовать групповой портрет семьи. В этом совместном  рисунке нужно символически изобразить гармоничное объединение чувств всех членов  семьи. Каждый участник начинает делать свой рисунок, затем по моему сигналу рисунки  передаются соседу справа. В полученный от соседа слева рисунок каждый участник вносит свою лепту: что­то исправляет, дорисовывает. Затем опять по моему сигналу рисунок  передается соседу справа для продолжения создания коллективного образа гармоничной  семьи. Рисунками обмениваются несколько раз, пока каждый не будет завершен. По окончании работы психолог проводит обсуждение и высказывает свое мнение. Беседа родителей Свободная беседа на волнующие темы. Психолог выступает в роли слушателя. Родителям необходимо дать возможность  выговориться, поделиться своими бедами и радостями, выслушать совет других родителей. 3. Подведение итогов работы группы  Психолог. Мы заканчиваем работу по гармонизации внутрисемейных и детско­ родительских отношений. Для подведения итогов и оценки работы предлагаю заполнить  анкету (см. приложение 1). После заполнения анкеты проводится общее обсуждение. Особое внимание психолог  уделяет пожеланиям участников. Приложение 1   АНКЕТА Оценка работы группы самопомощи Ф.И.О. участника ____________________________________ Возраст _____________________________________________ Образование ________________________________________   Уважаемые родители! 1. Какой опыт вы приобрели, посещая группу взаимопомощи в течение года? 2. Проанализируйте, как изменились ваши отношения внутри семьи? 3. Каким вы видите будущее своей семьи? 4. Каким вы видите будущее своего ребенка? 5. Какие чувства вы испытываете, завершая нашу встречу? 6. Ваши пожелания. Социограмма «Моя семья» (по Э.Г. Эйдемиллеру) Приложение 2 Перед вами на листе круг. Нарисуйте в нем себя и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их. В верхней части поставьте свою фамилию и число. Приложение 3 1. Моя семья до рождения больного ребенка: Какой была я? Каким был муж? Какими были наши отношения? 2. Моя семья после рождения больного ребенка: Какой стала я? Каким стал мой муж? Как изменились наши отношения? 3. Моя семья в настоящее время: Какая я теперь? Как изменился мой муж? Какими стали наши отношения? Тематический опросник «Какая я?» Семейная социограмма Приложение 4 Положительные качества: Отрицательные качества: Я (поставьте свое имя) _______________________________________ Добрая Рациональная Мечтательная Красивая Умная Удачливая Успешная Смешливая Модная Вдумчивая Беспечная Стремительная Непоседливая _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ Легкая на подъем _______________________________________ Добродушная Словоохотливая Здоровая Счастливая Радостная   _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг

Психологический тренинг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2018