ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у ребенка с расстройством аутистического спектра 6-7 лет
Тема: «Волшебная страна - Математика»
Учитель-дефектолог:
Ульихина Д.А.
Тамбов 2022
Тема: «Волшебная страна - Математика»
Цель: закрепление и систематизирование математических представлений.
Задачи:
1. Обучающие:
- формировать навыки вычислительной деятельности;
- упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;
- закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов в пределах 10;
- формировать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание с помощью цифр и знаков на наглядном материале;
- формировать умение правильно заполнять пропуски в числовом ряду;
- закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры и их основные признаки;
- учить подбирать к заданному образцу геометрической фигуры предмет окружающего мира похожий на данную фигуру;
- продолжать выкладывать из счетных палочек силуэты геометрических фигур, предметов по образцу и по устной инструкции;
- закреплять умение различать основные цвета, умение сопоставлять предметы по цвету;
- закреплять в словаре обобщающее понятие «транспорт»; виды транспорта;
- продолжать формировать умение различать право и лево;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Развивающие:
- создавать условие для развития логического мышления, сообразительности, зрительного внимания;
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
-побуждать ребенка отвечать на поставленные вопросы;
- развивать воображение, зрительную память;
- обогащать сенсорный опыт ребенка, развивать мелкую моторику рук;
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к математическим знаниям, желание заниматься и узнавать новое;
- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно;
- способствовать созданию у ребенка радостного эмоционального настроя;
- воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справится с заданием.
Методические приемы:
· Игровой (сюрпризный момент, чтение письма от почтальона);
· Словесный (пояснение, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указание к действию, беседа, логические задачи);
· Наглядный (демонстрационный материал, рисунки, показ способов действия и построения образов);
· Стимулирующий (похвала, подчеркивание достижений, ситуация успеха, поощрение).
Оборудование: письмо, звездочки 5 штук на липучках, карточки с названиями «Островов» разного цвета; карточки на липучках «Транспорт»; мелодия «шум морских волн»; цифры от 1 до 10 деревянные; карточки с определенным количеством точек; карточки с заданиями « Сортер - сова»; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); счетные палочки; карточки с предметным изображением (парус, ракета, машина, рыбка, снежинка, забор); дидактическая игра «Собери таблички из фигур»; дидактическая игра «Подбери по форме»; дидактическая игра «Найди и закрась фигуру»; фломастеры, карандаш; дидактическая игра «Ладошки»; игра «Счет до 10»; Дидактическая игра «Назови и напиши следующее (предыдущее) число»; магнитная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Учитель-дефектолог: «Здравствуй Сережа! Сегодня утром мне доставил почтальон конверт от Феи из страны «Математики» (открываю конверт и зачитываю письмо).
«Дорогой Сережа, я приглашаю тебя в путешествие по островам математики. В пути тебя ждут интересные задания. Ты должен показать свои знания, умения, сообразительность. За каждое правильно выполненное задание ты получишь звездочку. Желаю тебе удачи, Фея!»
Учитель-дефектолог: «Сережа, перед тобой расположены карточки, на которых изображен транспорт, давай с тобой его назовем (автобус, поезд, мотоцикл, грузовик, троллейбус, самолет, автомобиль, воздушный шар, катер, повозка, трамвай, велосипед, лодка, трактор, тягач). Какие виды транспорта ты знаешь?» (ответ ребенка: воздушный, наземный, водный). «Давай посмотрим, какой транспорт относится к воздушному виду и выберем соответствующие карточки? (ответ ребенка – воздушный шар, самолет); Какой транспорт относится к наземному виду, выбери соответствующие карточки ? (ответ ребенка: автобус, поезд, мотоцикл, грузовик, троллейбус, автомобиль, повозка, трамвай, велосипед, трактор, тягач); ); Какой транспорт относится к водному виду, выбери соответствующие карточки? (ответ ребенка: катер, лодка).
Учитель-дефектолог: «Сережа, скажи, на чем можно отправиться плавать по морю к «Островам Математики»? (ответ ребенка: на лодке или катере). Давай с тобой поплывем на катере. Молодец! Правильно подобрал вид транспорта и за это получаешь первую звездочку. Отправляемся в путь!» (звучит мелодия «шум морских волн»).
2. Основная часть
Учитель-дефектолог: «Перед нами первый остров, который называется «Вспомни цифры».
Задание:
§ Дидактическая игра «Считаем до 10».
Инструкция: «Разложи цифры по порядку от 1 до 10».
§ Дидактическая игра «Посчитай цифры от 1 до 10 в прямом и обратном порядке от 10 до 1».
§ Дидактическая игра «Пропущенное число».
Инструкция: «Какое число стоит между числами: «1-3», «2-4», «3-5», «4-6», «5-7», «6-8», «8-10»»;
§ Дидактическая игра «Найди пару».
Инструкция: «Ребенку необходимо подобрать к цифрам от 1 до 10 карточку с соответствующим количеством точек »
§ Дидактическая игра «Повтори за Совой».
Инструкция: «Ребенку предлагается карточка с цифрой - 1, где цветным отмечен только один желтый кружок, педагог предлагает ребенку повторить за Совой на картинке и вложить самостоятельно круг желтого цвета в соответствующее отверстие в сортер. Карточки с заданиями демонстрируются последовательно. Ребенок называет цифру вверху карточки, вкладывает круги в нужные отверстия, называя цвета».
Учитель-дефектолог: «Молодец! Справился со вторым заданием, получаешь еще звездочку. Отправляемся дальше (звучит мелодия «шум морских волн»)».
«Мы приплыли на остров, который называется «Отдохни».
Учитель-дефектолог: «Предлагаю тебе немного отдохнуть».
Физкультминутка: «Морское царство»
Море очень широко (ребенок широко разводит руки в сторону)
Море очень глубоко (приседает, коснувшись руками пола)
Рыбки там живут, друзья (выполняют движение, как плавают рыбки)
А вот воду пить-нельзя. (разводят руки в сторону, приподняв плечи)
А над морем чайки кружат (движения имитирующие полет птиц)
Полетим за ними дружно
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем мы с тобою (машет руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками)
Учитель-дефектолог: «Молодец! Справился с третьим заданием на острове «Отдохни», получаешь еще звездочку. Отправляемся дальше (звучит мелодия «шум морских волн»)».
«Мы приплыли на остров, который называется «Геометрические фигуры» Задание:
§ Учитель-дефектолог: «На столе лежат геометрические фигуры, назови их (ответ ребенка: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
§ А теперь возьми счетные палочки и построй геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник). Сколько тебе потребуется палочек, чтобы построить квадрат (треугольник, прямоугольник)? Ответ ребенка (4 палочки, 3 палочки, 6 палочек). Почему мы не можем построить из счетных палочек круг и овал? (ответ ребенка – овал и круг не имеют углов)».
· Дидактическая игра «Фигуры из счетных палочек».
Инструкция: Посмотри на карточку и построй из счетных палочек парус соответствующего цвета (ракету, машину, рыбку, забор, снежинку).
· Дидактическая игра «Собери табличку из фигур»
Инструкция: «Подбери к таблице фигуры только желтого цвета (красного, синего, зеленого). Можно предложить конкретную инструкцию к каждому отверстию. Здесь живет красная фигура, назови какой она формы и найди подходящую».
· Дидактическая игра «Подбери по форме»
Инструкция: «Ребенок выбирает карточку с геометрической фигурой, называет её и из карточек с предметами окружающего мира подбирает только те предметы, которые соответствуют данной геометрической фигуре».
Учитель-дефектолог: «Предлагаю тебе немного поиграть с пальчиками и отдохнуть».
Пальчиковая гимнастика:
На лошадке ехали, (шагаем пальчиками по столу)
До угла доехали. (показываем руками угол)
Сели на машину, (руки согнули в кулак)
Налили бензина. (руки согнуты в кулак, большой палец правой руки, касается левой руки)
На машине ехали, (имитация езды на машине)
До реки доехали. (ладошками делаем волну)
Трр! Стоп! Разворот. (правая и левая руки касаются ладонями стола, далее поворот руками)
На реке – пароход. (ладони друг к другу направлены, большие пальцы соприкасаются)
Пароходом плыли-плыли,
До горы доплыли. (руками изображаем гору)
Пароход дальше не везет, (ладони прижаты к столу, движения в стороны)
Надо сесть на самолет. (руками изображаем самолет)
Самолет летит,
И мотор в нем гудит: У-у-ф.
Учитель-дефектолог: «Молодец, Сережа, давай продолжим занятие»
· Дидактическая игра «Найди и закрась фигуру»
Инструкция: «Найди все треугольники и зачеркни их красным фломастером, найди флажки и зачеркни синим фломастером, найди все звездочки и зачеркни черным фломастером и т.д.».
Учитель-дефектолог: «Молодец! Справился с четвертым заданием на острове «Геометрические фигуры», получаешь еще звездочку. Отправляемся дальше (звучит мелодия «шум морских волн»)».
«Мы приплыли на остров «Решение задач»
· Дидактическая игра «Счет до 10»
Инструкция: «Сосчитай до 10 и обратно. Впиши в пустые круги пропущенные числа. Сосчитай точки в фигурах и соедини каждую фигуру с соответствующим числом».
· Дидактическая игра «Назови и напиши следующее число»
Инструкция: «Какая цифра следующая после цифры 3; после цифры 4; после цифры 5; после цифры 6».
· Дидактическая игра «Назови и напиши предыдущее число»
· Дидактическая игра «Ладошки»
Инструкция: «Покажи мне правую ладошку (левую ладошку). Давай посчитаем пальчики. Ребенку предлагаются карточки с примерами на сложение и вычитание по методике Монтессори. Для решения примера нужно загнуть несколько пальчиков на одной ладошке и несколько пальчиков на другой, поставить между ними знак сложения, а далее посчитать сколько всего загнуто пальчиков, найти нужную цифру. Для наглядности нужно изобразить пример с помощью цифр и знаков под ладошками».
Учитель-дефектолог: «Молодец! Получаешь еще одну звездочку».
Итог занятия
Учитель-дефектолог: «Сережа, наше путешествие подошло к концу. Ты сегодня получил от Феи «Математики» звездочки, выполнив все задания. Давай с тобой соберем наши звездочки, вспомним за какие задания ты их получил. Первая звездочка - ты правильно назвал виды транспорта, мы с тобой плавали на катере, побывали на разных «Островах». Вторая звездочка - считали в прямом и обратном порядке от 1 до 10, искали пропущенное число; собирали карточки с Совой по цветам. Третья звездочка - остров назывался «Отдохни», мы немного поиграли с тобой; четвертую звездочку ты получил на острове «Геометрические фигуры», выкладывали фигуры и предметные изображения из счетных палочек, подбирали к геометрической фигуре предметы окружающего мира, повторили геометрические фигуры. Пятая звездочка - последний остров был «Решение задач», мы вставляли пропущенные числа; решали примеры на сложение и вычитание. Теперь соберем все звездочки с «Островов» и поместим на доску. Давай посчитаем сколько звездочек у тебя получилось (ответ ребенка – 5).
Мне понравилось, что ты сегодня был внимательным и сообразительным».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.