Конспект открытого занятия по ФЭМП: "Волшебная страна - Математика"
Оценка 4.8

Конспект открытого занятия по ФЭМП: "Волшебная страна - Математика"

Оценка 4.8
Занимательные материалы +4
docx
дефектология +2
6 кл—7 кл
22.03.2024
Конспект открытого занятия по ФЭМП: "Волшебная страна - Математика"
Цель занятия: закрепление и систематизирование математических представлений. Методические приемы: • Игровой (сюрпризный момент, чтение письма от почтальона); • Словесный (пояснение, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указание к действию, беседа, логические задачи); • Наглядный (демонстрационный материал, рисунки, показ способов действия и построения образов); • Стимулирующий (похвала, подчеркивание достижений, ситуация успеха, поощрение).
Конспект открытого занятия.docx

 

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

(дошкольное подразделение)

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  занятия по формированию элементарных математических представлений  у ребенка с расстройством аутистического  спектра 6-7  лет

 

Тема: «Волшебная страна - Математика»

 

 

 

 

   Учитель-дефектолог:

                                                                              Ульихина Д.А.

 

 

 

 

Тамбов 2022

 

Тема: «Волшебная страна - Математика»

Цель: закрепление и систематизирование математических представлений.

Задачи:

1. Обучающие:

- формировать навыки вычислительной деятельности;

- упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;

- закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов в пределах 10;

- формировать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание с помощью цифр и знаков на наглядном материале;

- формировать умение правильно заполнять пропуски в числовом ряду;

- закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры и их основные признаки;

- учить подбирать к заданному образцу геометрической фигуры предмет окружающего мира похожий на данную фигуру;

- продолжать выкладывать из счетных палочек силуэты геометрических фигур, предметов по образцу и по устной инструкции;

- закреплять умение различать основные цвета, умение сопоставлять предметы по цвету;

- закреплять в словаре обобщающее понятие «транспорт»; виды транспорта;

- продолжать формировать умение различать право и лево;

- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2. Развивающие:

- создавать условие для развития логического мышления, сообразительности, зрительного внимания;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

-побуждать ребенка отвечать на поставленные вопросы;

- развивать воображение, зрительную память;

- обогащать сенсорный опыт ребенка, развивать мелкую моторику рук;

 3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к математическим знаниям, желание заниматься и узнавать новое;

- воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно;

- способствовать созданию у ребенка радостного эмоционального настроя;

- воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справится с заданием.

Методические приемы:

·        Игровой (сюрпризный момент, чтение письма от почтальона);

·        Словесный (пояснение, объяснение, повторение и уточнение, напоминание, указание к действию, беседа, логические задачи);

·        Наглядный (демонстрационный материал, рисунки, показ способов действия и построения образов);

·        Стимулирующий (похвала, подчеркивание достижений, ситуация успеха, поощрение).

Оборудование: письмо, звездочки 5 штук на липучках, карточки с названиями «Островов» разного цвета; карточки на липучках «Транспорт»;  мелодия «шум морских волн»;  цифры от 1 до 10 деревянные; карточки с определенным количеством точек; карточки с заданиями « Сортер - сова»; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); счетные палочки; карточки с предметным изображением (парус, ракета, машина, рыбка, снежинка, забор); дидактическая игра «Собери таблички из фигур»; дидактическая игра «Подбери по форме»;  дидактическая игра «Найди и закрась фигуру»; фломастеры, карандаш; дидактическая игра «Ладошки»; игра «Счет до 10»; Дидактическая игра «Назови и напиши следующее (предыдущее) число»; магнитная доска.

 

 

Ход занятия:

1.     Организационный момент

Учитель-дефектолог: «Здравствуй Сережа! Сегодня утром мне доставил почтальон конверт от Феи из страны «Математики» (открываю конверт и зачитываю письмо).

«Дорогой Сережа, я приглашаю тебя в путешествие по островам математики. В пути тебя ждут интересные задания. Ты должен показать свои знания, умения, сообразительность. За каждое правильно выполненное задание ты получишь звездочку. Желаю тебе удачи, Фея!»

Учитель-дефектолог: «Сережа, перед тобой расположены карточки, на которых изображен транспорт, давай с тобой его назовем (автобус, поезд, мотоцикл, грузовик, троллейбус, самолет, автомобиль, воздушный шар, катер, повозка, трамвай, велосипед, лодка, трактор, тягач). Какие виды транспорта ты знаешь?» (ответ ребенка: воздушный, наземный, водный). «Давай посмотрим, какой транспорт относится к воздушному виду и выберем соответствующие карточки? (ответ ребенка – воздушный шар, самолет); Какой транспорт относится к наземному виду, выбери соответствующие карточки ? (ответ ребенка: автобус, поезд, мотоцикл, грузовик, троллейбус, автомобиль, повозка, трамвай, велосипед, трактор, тягач); ); Какой транспорт относится к водному виду, выбери соответствующие карточки? (ответ ребенка: катер, лодка).

Учитель-дефектолог: «Сережа, скажи, на чем можно отправиться плавать по морю к «Островам Математики»? (ответ ребенка: на лодке или катере). Давай с тобой поплывем на катере. Молодец! Правильно подобрал вид транспорта и за это получаешь первую звездочку.  Отправляемся в путь!» (звучит мелодия «шум морских волн»).

2.     Основная часть

Учитель-дефектолог: «Перед нами первый остров, который называется «Вспомни цифры».

 

Задание:

§  Дидактическая игра «Считаем до 10».

Инструкция: «Разложи цифры по порядку от 1 до 10».

§  Дидактическая игра «Посчитай цифры от 1 до 10 в прямом и обратном порядке от 10 до 1».

§  Дидактическая игра «Пропущенное число».

Инструкция: «Какое число стоит между числами: «1-3», «2-4», «3-5», «4-6», «5-7», «6-8», «8-10»»;

§  Дидактическая игра «Найди пару».

Инструкция: «Ребенку необходимо подобрать к цифрам от 1 до 10 карточку с соответствующим количеством точек »

§  Дидактическая игра «Повтори за Совой».

Инструкция: «Ребенку предлагается карточка с цифрой - 1, где цветным отмечен только один желтый кружок,  педагог предлагает ребенку повторить за Совой на картинке и вложить самостоятельно круг желтого цвета в соответствующее отверстие в сортер. Карточки с заданиями демонстрируются последовательно. Ребенок называет цифру вверху карточки, вкладывает круги в нужные отверстия, называя цвета».

Учитель-дефектолог: «Молодец! Справился со вторым заданием, получаешь еще звездочку. Отправляемся дальше (звучит мелодия «шум морских волн»)».

«Мы приплыли на остров, который называется  «Отдохни».

Учитель-дефектолог: «Предлагаю тебе немного отдохнуть».

Физкультминутка: «Морское царство»

Море очень широко (ребенок широко разводит руки в сторону)

Море очень глубоко (приседает, коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья (выполняют движение, как плавают рыбки)

А вот воду пить-нельзя. (разводят руки в сторону, приподняв плечи)

А над морем чайки кружат (движения имитирующие полет птиц)

Полетим за ними дружно

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем мы с тобою (машет руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай и дельфинов догоняй (плавательные движения руками)

 

Учитель-дефектолог: «Молодец! Справился с третьим заданием на острове «Отдохни», получаешь еще звездочку. Отправляемся дальше (звучит мелодия «шум морских волн»)».

«Мы приплыли на остров, который называется  «Геометрические фигуры» Задание:

§     Учитель-дефектолог: «На столе лежат геометрические фигуры, назови их (ответ ребенка: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

§     А теперь возьми счетные палочки и построй геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник). Сколько тебе потребуется палочек, чтобы построить квадрат (треугольник, прямоугольник)? Ответ ребенка (4 палочки, 3 палочки, 6 палочек). Почему мы не можем построить из счетных палочек круг и овал? (ответ ребенка – овал и круг не имеют углов)».

·        Дидактическая игра «Фигуры из счетных палочек».

Инструкция: Посмотри на карточку и построй из счетных палочек парус соответствующего цвета (ракету, машину, рыбку, забор, снежинку).

·        Дидактическая игра «Собери табличку из фигур»

Инструкция: «Подбери к таблице фигуры только желтого цвета (красного, синего, зеленого). Можно предложить конкретную инструкцию к каждому отверстию. Здесь живет красная фигура, назови какой она формы и найди подходящую».

·        Дидактическая игра «Подбери по форме»

Инструкция: «Ребенок выбирает карточку с геометрической фигурой, называет её и из карточек с предметами окружающего мира подбирает только те предметы, которые соответствуют данной геометрической фигуре».

Учитель-дефектолог: «Предлагаю тебе немного поиграть с  пальчиками и отдохнуть».

 

 

 

Пальчиковая гимнастика:

На лошадке ехали, (шагаем пальчиками по столу)

До угла доехали. (показываем руками угол)

Сели на машину, (руки согнули в кулак)

Налили бензина. (руки согнуты в кулак, большой палец правой руки, касается левой руки)

На машине ехали, (имитация езды на машине)

До реки доехали. (ладошками делаем волну)

Трр! Стоп! Разворот. (правая и левая руки касаются ладонями стола, далее поворот руками)

На реке – пароход. (ладони друг к другу направлены, большие пальцы соприкасаются)

Пароходом плыли-плыли,

До горы доплыли. (руками изображаем гору)

Пароход дальше не везет, (ладони прижаты к столу, движения в стороны)

Надо сесть на самолет. (руками изображаем самолет)

Самолет летит,

И мотор в нем  гудит: У-у-ф.               

 

Учитель-дефектолог: «Молодец, Сережа, давай продолжим занятие»

·        Дидактическая игра «Найди и закрась фигуру»

Инструкция: «Найди все треугольники и зачеркни их красным фломастером, найди флажки и зачеркни синим фломастером, найди все звездочки и зачеркни черным фломастером и т.д.».

Учитель-дефектолог: «Молодец! Справился с четвертым заданием на острове «Геометрические фигуры», получаешь еще звездочку. Отправляемся дальше (звучит мелодия «шум морских волн»)».

«Мы приплыли на остров  «Решение задач»

·        Дидактическая игра «Счет до 10»

Инструкция: «Сосчитай до 10 и обратно. Впиши в пустые круги пропущенные числа. Сосчитай точки в фигурах и соедини каждую фигуру с соответствующим числом».

·        Дидактическая игра «Назови и напиши следующее число»

Инструкция: «Какая цифра следующая после цифры 3; после цифры 4; после цифры 5; после цифры 6».

·        Дидактическая игра «Назови и напиши предыдущее число»

·        Дидактическая игра «Ладошки»

Инструкция: «Покажи мне правую ладошку (левую ладошку). Давай посчитаем пальчики. Ребенку предлагаются карточки с примерами на сложение и вычитание по методике Монтессори. Для решения примера нужно загнуть несколько пальчиков на одной ладошке и несколько пальчиков на другой, поставить между ними знак сложения, а далее посчитать сколько всего загнуто пальчиков, найти нужную цифру. Для наглядности нужно изобразить пример с помощью цифр и знаков под ладошками».

Учитель-дефектолог: «Молодец! Получаешь еще одну звездочку».

Итог занятия

Учитель-дефектолог: «Сережа, наше путешествие подошло к концу. Ты сегодня получил от Феи «Математики»  звездочки, выполнив все задания. Давай с тобой соберем наши звездочки, вспомним за какие задания ты их получил. Первая звездочка -  ты правильно назвал виды транспорта, мы с тобой плавали на катере, побывали на разных «Островах». Вторая звездочка -  считали в прямом и обратном порядке от 1 до 10, искали пропущенное число; собирали карточки с Совой по цветам. Третья звездочка - остров назывался «Отдохни», мы немного поиграли с тобой; четвертую звездочку ты получил на острове «Геометрические фигуры», выкладывали фигуры и предметные изображения из счетных палочек, подбирали к геометрической фигуре  предметы окружающего мира, повторили геометрические фигуры.  Пятая звездочка - последний остров был «Решение задач», мы вставляли пропущенные числа; решали примеры на сложение и вычитание. Теперь соберем все звездочки с «Островов» и поместим на доску. Давай посчитаем сколько звездочек у тебя получилось (ответ ребенка – 5).

Мне понравилось, что ты сегодня был внимательным и сообразительным».


 

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (дошкольное подразделение)

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (дошкольное подразделение)

Тема: «Волшебная страна - Математика»

Тема: «Волшебная страна - Математика»

Воспитательные: - воспитывать интерес к математическим знаниям, желание заниматься и узнавать новое; - воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно; - способствовать созданию у…

Воспитательные: - воспитывать интерес к математическим знаниям, желание заниматься и узнавать новое; - воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно; - способствовать созданию у…

Ход занятия: 1. Организационный момент

Ход занятия: 1. Организационный момент

Задание : § Дидактическая игра «Считаем до 10»

Задание : § Дидактическая игра «Считаем до 10»

А над морем мы с тобою (машет руками)

А над морем мы с тобою (машет руками)

Пальчиковая гимнастика: На лошадке ехали, ( шагаем пальчиками по столу)

Пальчиковая гимнастика: На лошадке ехали, ( шагаем пальчиками по столу)

Инструкция: «Какая цифра следующая после цифры 3; после цифры 4; после цифры 5; после цифры 6»

Инструкция: «Какая цифра следующая после цифры 3; после цифры 4; после цифры 5; после цифры 6»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024