Психологическое консультирование семьи, ожидающей рождения ребенка
Оценка 4.7

Психологическое консультирование семьи, ожидающей рождения ребенка

Оценка 4.7
Лекции +2
pdf
Междисциплинарный 3
Взрослым
05.04.2020
Психологическое консультирование семьи, ожидающей рождения ребенка
Разработка программы психологической помощи семье, ожидающей рождения ребенка
Психол консультирование семьи_updated.pdf

 

Психологическое консультирование семьи, ожидающей рождения ребенка

 

Автор: Бильди (Загурская) Александра Владимировна

Введение

Актуальность работы. Внимание психологов к проблемам современной семьи объясняется не только профессиональной проблематикой, но свидетельствует о наличии значительных трудностей в развитии этого социального института в настоящее время.

Многие выдающиеся ученые (И.В. Добряков, Г.Г. Филиппова, Н.И. Олифирович, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Д.Я. Райгородский и др.) писали о том, что семья, ожидающая рождения ребенка, переживает переходный этап своего существования, а значит, семейная система становится уязвимой. Супругам необходимо научиться поновому реагировать как на жизненные ситуации, так и друг на друга, потому что с появлением ребенка меняется состав семейных подсистем. 

Беременность женщины влияет на психологическую обстановку и изменяет характер взаимоотношений в супружеской паре, что некоторыми супругами переживается весьма болезненно. В свою очередь, семейная ситуация определяет психоэмоциональное состояние будущей матери, ее отношение к беременности в целом и оказывает влияние на развитие ребенка. 

Поэтому большое значение приобретает психологическая деятельность, направленная на укрепление и коррекцию жизненной позиции беременной женщины и членов ее семьи, что может существенно помочь разобраться в ситуации, при которой вынашивается ребенок, понять, как складываются отношения в семье.

Цель работы: разработка программы психологической помощи семье, ожидающей рождения ребенка.

Задачи:

1.                  Выполнить теоретический анализ основных психологических концепций по проблемам семьи, ожидающей рождения ребенка, для обоснования понятийного поля исследования.

2.                  Описать методы и методики исследования, использованные в работе.

3.                  Исследовать проблемную ситуацию семьи: собрать и проанализировать данные.

4.                  Определить мероприятия программы психологической помощи.

5.                  Составить прогноз развития ситуации при условии реализации программы.

В работе использованы методы: интервью, наблюдение, тестирование. 

Методики:

1.      «Тест отношений беременной» (ТОБ-б) (И.В. Добряков).

2.      «Цветовой тест отношений» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд).

3.      Рисуночный тест на тему «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова).

             

Часть 1. Теоретическое исследование проблем семьи, ожидающей рождения ребенка

Повышенный интерес к изучению семьи с середины ХХ века у специалистов различных областей связан с кризисом, переживаемым современной семьей. Общество потребления [13], ориентированное на получение материальных благ и формирование соответствующей системы ценностей и установок, в основе которых лежит принцип индивидуального потребления, послужило дестабилизирующим фактором семейных отношений.

Кризис современной семьи – это, прежде всего, кризис семьи как социального института, который проявляется в том, что семья перестала быть так называемой «ячейкой общества», одной из важнейших и основных функций которой является репродуктивная [4]. 

Поскольку семья – это социальная система, т.е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом [1], для ее успешного функционирования существенно возросло значение коммуникативных способностей супругов. Умение обсуждать и договариваться о правилах жизни – это залог прохождения стадий жизненного цикла семьи и преодоления семейных кризисов.

Жизненный цикл семьи - это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья [1]. Каждая стадия жизненного цикла семьи, связанная с естественным течением развития семейной системы, заключает в себе нормативные кризисы, которые являются для нее переходными этапами.

На первой стадии жизненного цикла мужчина и женщина, имея опыт самостоятельной жизни, начали встречаться и затем вступили в брак. На второй стадии жизненного цикла молодая семья выработала правила совместного проживания и успешно прошла период первого нормативного кризиса. На этапе ожидания рождения ребенка для семьи наступает третья стадия жизненного цикла и второй нормативный кризис.

Для успешного прохождения второго нормативного кризиса семье необходимо решить следующие вопросы:

1)      увеличение дистанции между супругами;

2)      изменение структуры семьи, перераспределение функций и обязанностей, принятие родительских ролей. 

Часто у супругов в период второго структурного кризиса возникает ощущение, что они отдалились друг от друга; мужчина может почувствовать себя одиноким, говорить, что жена перестала обращать на него внимание, заботиться о нем, потому что женщина сосредоточена на своей беременности. Женщина, ожидает от мужа эмоциональной поддержки и помощи в домашних делах, но не получая желаемого, может начать переживать обиду и предъявлять претензии к мужу. Такое дистанцирование может привести к эмоциональному разрыву супружеской пары.

Для семьи, ожидающей рождения ребенка, особенно актуальным становится план ролевых отношений, так как с наступлением беременности диадные отношения в семье переходят в триадные: родители и ребенок. Пары, которым удалось достичь близости без существенного ущерба для автономии и успешно разрешить конфликты предыдущего этапа, с большей вероятностью безболезненно примут роли отца и матери [4].

Принятие родительской роли начинается с обоюдного желания супругов иметь детей. Э. Берн считал, что ситуация зачатия человека может сильно влиять на его будущую судьбу [2]. Зачатие ребенка не в первую очередь обусловливается закономерностью, присущей всему живому - стремлению к продлению своего рода. Скорее, это любовь между двумя людьми и их умственно-духовное сближение друг с другом и с новой жизнью становятся решающими факторами для желанного и осознанного переживания беременности [6]. 

Однако необходимо понимать, что мотивы зачатия у супругов могут быть разные: конструктивные мотивы направлены на укрепление семьи, благополучное рождение и развитие ребенка, а деструктивные наоборот – могут вызвать нарушения развития и здоровья ребенка [15].

С исходными мотивами рождения ребенка связано принятие или непринятие ребенка родителями, что является основным показателем для прогноза детскородительских отношений [5].

Ребенок вносит в семейную систему, а особенно в жизнь женщины радикальные изменения. Реакция на эти изменения зависит от готовности женщины к беременности. Беременность – это первый этап материнства, на протяжении которого вызревает не только плод в утробе матери, но и сама мать, та часть личности женщины, которая в последующем будет выполнять материнские функции [14]. Под воздействием этого особого состояния постепенно формируется внутренняя материнская позиция [8] и образ ребенка, который включается в самосознание беременной [11].

Психологическая готовность матери определяет ее принятие беременности, ребенка, своего материнства. Такая готовность возникает в процессе построения материнской сферы и может быть в целом диагностирована еще до начала беременности, и тем более в беременности [12].

Супруги, ожидающие рождения ребенка, чаще всего обращаются за психологической помощью в связи с проблемами и переживаниями, которые испытывает женщина во время беременности. Свидетельством того, что женщине действительно необходима психологическая поддержка, могут служить следующие факторы:

-             страхи и опасения за протекание беременности и здоровье будущего ребенка;

-             «аутичное» состояние беременной, чрезмерная концентрация на переживаниях, связанных с ожиданием ребенка и, как следствие, дистанцирование от членов семьи и своего супруга [4].

Для диагностики данных параметров могут быть использованы следующие методики:

-             определение типа переживания беременности – «Тест отношений беременной» (ТОБ-б) (И. В. Добряков);

-             определение валентности отношения к беременности, будущему ребенку, себе – методика «Цветовой тест отношений» (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд);

-             выявление представлений о будущем ребенке – проективные рисуночные методики.

При обращении за психологической помощью семейной пары, ожидающей рождения ребенка, необходимо обратить особое внимание на такой параметр, как сплоченность. Данный аспект второго нормативного кризиса семьи может быть продиагностирован на основании анализа беседы. Снижение уровня сплоченности происходит за счет дистанцирования супругов, обусловленного беременностью женщины, и может вызвать рост напряжения в супружеской паре, которое выражается в периодическом росте конфликтов, взаимных обидах и претензиях, в переживаниях собственного одиночества [4].

Психологическое консультирование семьи, ожидающей рождения ребенка, включает:

-             обсуждение эмоционально-смысло-телесного комплекса беременности [3] (возможных эмоциональных и поведенческих проявлений протекания беременности, принятия своего телесного состояния женщиной), отношений с ребенком до и после его рождения;

-             помощь супругам в понимании своих возможных тревог и страхов по отношению к вынашиванию и рождению ребенка, к меняющемуся ролевому взаимодействию, изменении психологической близости/дистанции в семье, принятии новых ролей отца и матери.

             

Часть 2. Эмпирическое исследование проблем семьи, ожидающей рождения ребенка

2.1 Описание методов и методик исследования

В работе использован ряд методов:

Интервью – психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего [16].

Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте [16].

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д.

[16].

Методики:

«Тест отношений беременной» (ТОБ-б) позволяет получить приблизительное представление о варианте психологического компонента гестационной доминанты

(ПКГД) у беременной женщины. Разработчиками методики являются И.В. Добряков,   Э.Г. Эйдемиллер, И.М. Никольская. Тестирование рекомендуется проводить во втором и третьем триместрах беременности.

В тесте представлены три блока утверждений, отражающих: А – отношение женщины к себе беременной, Б – отношение женщины к формирующейся системе «мать—дитя», В – отношение беременной женщины к тому, как к ней относятся окружающие.

В каждом блоке есть три раздела, содержащие утверждения, отражающие различные аспекты отношений беременных женщин. Пять утверждений соответствуют пяти вариантам ПКГД. Испытуемой предлагается выбрать одно из них, наиболее соответствующее ее отношениям и переживаниям.

А – отношение женщины к себе беременной. I. Отношение к беременности.

II.     Отношение к образу жизни во время беременности.

III.  Отношение во время беременности к предстоящим родам.

Б – отношения женщины в формирующейся в течение девяти месяцев беременности системе «мать – дитя».

I.        Отношение к себе как к матери.

II.     Отношение к своему ребенку.

III.  Отношение к вскармливанию ребенка грудью.

В – отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих. I. Отношение ко мне беременной мужа.

II.     Отношение ко мне беременной родственников и близких.

III.  Отношение ко мне беременной посторонних людей [2].

Результаты, полученные при использовании методики, могут быть задействованы непосредственно при оказании психологической помощи в качестве тем для беседы с психологом. 

В работе данная методика использовалась для определения типа переживания беременности у будущей матери.

«Цветовой тест отношений» (ЦТО) представляет собой компактную невербальную диагностическую процедуру, методической основой которой является цветоассоциативный эксперимент. Базовым является предположение, что в цветовых ассоциациях могут отражаться особенности значимых отношений личности. Авторами методики являются А. М. Эткинд и Е. Ф. Бажин.

Методика предназначена для выявления отношения женщины к беременности и будущему ребенку, а также может использоваться для изучения эмоционального компонента отношений членов семьи к различным феноменам семейных отношений (другие члены семьи, события и т. п.).

Описание методики: в качестве стимульного материала используются восемь цветовых карточек размером 5x3 см, представляющих копию стандартных цветовых карточек из восьмицветового теста М. Люшера [9]. Они предъявляются испытуемому при естественном освещении на белом фоне. Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий – 1, сине-зеленый – 2, оранжево-красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный – 7, серый – 0. 

Цвета разделяются на основные (1 – темно-синий, 2 – сине-зеленый, 3 – оранжевокрасный и 4 – желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) – ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) – смешанные [7].

Тестирование проводится в индивидуальном порядке. Испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним карточек цвет, подходящий к предложенному психологом понятию, не соотнося его с представлениями об одежде или с чем-либо другим. Необходимо исходить только из того, насколько предлагаемому понятию подходит этот цвет.

Затем цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаз» и заканчивая «самым некрасивым, неприятным». С этой целью психолог предлагает испытуемому выбрать из предложенных восьми цветов самый привлекательный. Выбранный цвет убирается, и процедура выбора осуществляется снова до тех пор, пока карточки не закончатся. Затем выбранные цвета попарно группируются.

Интерпретация проводится по первой паре цветов в группировке [4].

В работе данная методика использована для определения валентности отношения жены и мужа к беременности и будущему ребенку.

Рисуночный тест на тему «Я и мой ребенок» представляет собой проективную рисуночную методику, которая используется для определения особенностей переживания женщиной беременности и ситуации материнства. Автор теста Г.Г. Филиппова.

По рисуночному тесту учитываются:

-             наличие на рисунке матери и ребѐнка;

-             содержание образа ребѐнка и его возраст;

-             наличие совместной деятельности матери с ребѐнком;

-             психологическая дистанция;

-             также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

По этим показателям выделены следующие особенности переживания беременности и ситуации материнства: 

-             благоприятная ситуация; 

-             незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности; 

-             тревога и неуверенность в себе; 

-             конфликт с беременностью или с ситуацией материнства.

В соответствии с формальными и содержательными признаками рисунка делается вывод об особенностях переживания женщиной беременности и ситуации материнства.  

Использование этой методики позволяет предположить большую диагностическую и прогностическую еѐ ценность, особенно в сочетании с другими методиками (наблюдение, личностно-ориентированные методики, в том числе графические, самооценки, ЦТО, интервью и др.) [10].

В работе данная методика использована для определения степени принятия беременности клиенткой.

2.2 Анализ результатов исследования

Описание ситуации семьи, в связи с которой она обращается за консультацией.

За консультацией обратилась семейная пара, ожидающая рождения ребенка. 

Характеристика семьи

1.

Возраст женщины

28 лет

2.

Возраст ее мужа

29 лет

3.

В браке состоят

2,5 года

4.

Беременность

первая

5.

Срок беременности

18 недель

6.

Примечания:

Ребенок желанный.

Семья проживает в отдельной квартире.

 

Запрос: Муж жалуется на то, что в последнее время жена стала часто обижаться и избегать его, а жена на то, что муж ее не понимает. Вместе они хотели бы разобраться в причинах недопонимания и восстановить гармонию в семье в период ожидания ребенка.

Описание основных результатов исследования с использованием каждого метода/методики.

Первичное интервью с семейной парой показало, что оба супруга с радостью ожидают рождения ребенка. Для них важно, чтобы ребенок родился здоровым, поэтому они готовились к зачатию – вели здоровый образ жизни, представляли свою будущую жизнь с ребенком.

Наблюдение в ходе консультации выявило некоторое напряжение между супругами. В первые месяцы у женщины был токсикоз, сейчас она чувствует себя хорошо, уверена, что все делает правильно. Ей хочется, чтобы все знали, что она беременна. Муж считает, что жена не слушает его, ей часто не нравится то, что он делает, она предъявляет претензии. Ему хочется, чтобы она прислушивалась к нему.

Применение методики «Теста отношений беременной» (ТОБ-б) позволило выявить ПКГД у беременной женщины, что дает возможность проследить тип переживания беременности у будущей матери (см. Таблицу 1). 

Таблица 1. Результаты «Теста отношений беременной».

Блоки

 

Разделы

О

Г

Э

Т

Д

А

к беременности

4

2

1

3

5

II 

к образу жизни

2

3

4

1

5

III 

к родам

3

1

5

2

4

Б

к себе-матери

5

3

4

1

2

II 

к ребенку

1

4

2

3

5

III 

к грудному вскармливанию

3

1

2

4

5

В

к мужу

3

2

1

5

4

II 

к близким

1

4

2

5

3

III 

к посторонним

5

4

3

2

1

Всего

 

 

3

0

5

1

0

 

В результате тестирования получен следующий результат «О» ПКГД – 3 балла, «Г» ПКГД – 0 баллов; «Э» ПКГД – 5 баллов; «Т» ПКГД – 1 балл; «Д» ПКГД – 0 баллов. 

Можно сделать вывод о том, что у женщины наблюдается преимущественно эйфорический тип ПКГД. При этом можно выделить также наличие проблемы, к которой у женщины тревожное отношение (выбор утверждения: «Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью»).

Полученный результат свидетельствует об эйфорическом типе ПКГД. Эйфорическое отношение к беременности выражается в высокой уверенности в благополучном течении беременности и родов. Беременной хочется внимания со стороны окружающих, ей нравятся, когда замечают ее положение. 

Тревожное отношение к беременности у женщины связано с беспокойством и неуверенностью. Женщина переживает, что не сможет кормить грудью. Эта проблема требует коррекции.

Эйфорическое отношение к беременности может вызвать излишне оптимистичную оценку жизненной ситуации и переоценку своих возможностей, не очень внимательное отношение к своему состоянию.

Для изучения отношения к беременности и будущему ребенку также использовалась методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) (см. Таблицу 2). 

Таблица 2. Результат «Цветового теста отношений».

Место

Отношение

Выбор жены

Выбор мужа

1, 2 

положительное 

желтый, фиолетовый

сине-зеленый, желтый

3, 4

позитивное 

темно-синий, синезеленый

темно-синий, оранжевокрасный

5, 6

нейтральное 

оранжево-красный, коричневый

коричневый, фиолетовый

7, 8 

негативное (антипатия, неприязнь, отвержение)

серый, черный

серый, черный

 

Согласно интерпретации значений выбора [9] у женщины в результате получилась следующая комбинация: +4+5, Х1Х2, =3=6, -0-7.  

Сам по себе желтый цвет в выборе — потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

В комбинации попарного выбора первая пара, характеризующаяся положительным отношением, +4+5 (желтый и фиолетовый) — небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление; последняя пара, характеризующаяся негативным отношением, -0-7 (серый и черный) — отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

На основании сделанного женщиной выбора можно говорить о наличии небольшой эйфории у беременной и в целом положительном отношении к своему положению.

Комбинация выбора мужчины следующая: +2+4, Х1Х3, =6=5, -0-7.

Сам по себе зеленый цвет в выборе цвет – потребность в самоутверждении, сопротивляемость изменениям, также потребность сохранять свою позицию.

В комбинации попарного выбора первая пара, характеризующаяся положительным отношением, +2+4 (зеленый и желтый) — небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление; последняя пара, характеризующаяся негативным отношением, -0-7 (серый и черный) — отрицание какихлибо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

На основании сделанного мужчиной выбора можно говорить о наличии беспокойства, стремлении получить больше внимания и признания.

Таким образом, в результате применения методики «Цветовой тест отношений» (ЦТО) выяснилось, что супруг испытывает беспокойство и тревогу по поводу беременности своей жены, ее изменившегося поведения, недостатка внимания с ее стороны, а супруга погружена в беременность, нуждается во внимании и находится в состоянии легкой эйфории в связи со своим положением.

Применение проективной рисуночной методики «Я и мой ребенок» позволило дополнить полученные данные, определить степень принятия беременности клиенткой. 

Клиентке было сложно представить образ ребенка, она боялась рисовать, потому что не была уверена, что рисунок будет красивый. Ей не хотелось увидеть на рисунке некрасивого ребенка. Поэтому она нарисовала маленького розового котенка с улыбкой в левой верхней части листа (см. Рисунок 1). Это говорит о тревожности, неуверенности в себе, поскольку женщины, ожидающие первого ребенка, более ориентированы на его самостоятельность и независимость, чем женщины, уже имеющие опыт реального взаимодействия со своим ребенком. 

Рисунок 1. Результат теста «Я и мой ребенок».

 

 

Соотношение результатов, полученных в ходе применения трех методик, позволяет предположить, что проявления эйфории на протяжении первой беременности могут служить своеобразной маскировкой тревожного состояния. 

Эйфорическое состояние в свою очередь снижает критичность и может помешать адекватной подготовке к рождению ребенка. Можно сказать, что в целом тревога и неуверенность в себе вполне характерны для первой беременности, поскольку непосредственный опыт вынашивания, рождения и последующего взаимодействия с ребенком отсутствует. Причинами тревоги и неуверенности могут служить изменения собственного физического и психологического состояния беременной, отсутствие навыков установления контакта и ухода за ребенком. Вероятно, с этим связаны некоторые жалобы мужа на капризность супруги. 

У супруга присутствует выраженное беспокойство в связи с беременностью жены и изменением баланса близости-отдаленности в супружеской паре. Он хочет ребенка, но еще не понимает, что ребенок уже существует и вскоре появится на свет, и он как родитель должен будет его воспитывать и нести за него ответственность.

             

Часть 3. Программа психологической помощи семье, ожидающей рождения ребенка

По результатам проведенного исследования составлена программа психологической помощи семье, ожидающей рождения ребенка, включающая следующие направления работы психолога:

1. Формирование родительской позиции на ценностно-смысловом и мотивационном уровне, включая родительскую ответственность.

Рекомендовано посещение родительской школы (школы сознательного материнства, группы по сопровождению беременности) для: 

-             решения задач диагностики и коррекции готовности родителей к отцовству и материнству, профилактики деструктивных процессов в семье и развития родительской компетентности;

-             овладения беременной навыками саморегуляции, техниками релаксации, медитации, способствующими оптимальному протеканию беременности.

2. Повышение уровня когнитивной осведомленности о внутриутробном развитии ребенка, течении беременности и родов, их психологическом значении для ребенка и матери: 

-     предоставление информации о возможных эмоциональных и поведенческих проявлениях, характерных для женщин, готовящихся стать матерью; 

-     помощь в принятии изменяющегося телесного «Я» женщины;

-     коррекция страхов и опасений, связанных с ощущением ребенка внутри себя;

-     развитие навыков открытого субъектно-ориентированного эмоционального общения с ребенком в период беременности, работа по формированию адекватного и позитивного образа ребенка;

-     формирование навыков саморегуляции функциональных и психических

состояний, поведения в родах, ухода за ребенком;

-     помощь в выстраивании оптимальных отношений с ближайшим окружением.

3.                  Повышение уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста.

4.                  Оптимизацию супружеских отношений, помощь в планировании жизненного стиля семьи, распределении обязанностей после рождения ребенка:

-             поиск ресурсов для необходимых изменений в системе (обращение к семейной истории, к опыту знакомых, книгам, кинофильмам);

-             помощь в осознании и принятии факта изменения баланса близости-

отдаленности в супружеской паре в связи с появлением нового члена семьи;

-             поддержка супругов в установлении новых отношений близости— отдаленности в семье.

5. Психологическая помощь семье по переструктурированию ее внешних границ:

-             помощь супругам в поисках оптимальной частоты встреч с бабушками и дедушками.

При условии реализации рекомендованной программы психологической помощи можно ожидать следующих результатов работы с семьей, ожидающей рождения ребенка:

-             принятие на себя ролей отца и матери, а также ответственности за семью, ребенка и род;

-             самоанализ и самосовершенствование;

-             повышение родительской компетентности;

-             ослабление негативных чувств: страха, тревоги, вины, агрессии, уныния;

-             усиление позитивных чувств: спокойствия, уверенности, радости, любви;

-             ослабление отношения к ребенку как к объекту;

-             уважение к ребенку и взаимодействие с ним;

-             принятие жизни в развитии, изменений в себе, близких и семье.

             

Заключение

Проведенное исследование семьи, ожидающей рождения ребенка, выявило изменение баланса близости-отдаленности между супругами на фоне эйфорического отношения к беременности и проявления тревожности у супруги и беспокойства супруга по поводу беременности жены.

При благоприятном течении беременности и желании появления ребенка у будущих родителей наибольшую сложность в данной семье представляет отсутствие опыта вынашивания, рождения и взаимодействия с ребенком. 

Основная психологическая проблема заключается в том, что у каждого из супругов есть тревоги по поводу беременности, взаимоотношений в паре и взаимодействия с ребенком. 

Поэтому, с одной стороны, психологическое консультирование должно быть направлено на обсуждение психологической составляющей беременности и ее влиянии на семейную систему. Необходимо обсудить вопросы состояния женщины в период беременности, принятие ей себя и вынашиваемого ребенка, ее готовности к родам, отношений с ребенком после рождения. 

С другой стороны, необходимо помочь супругам в понимании своего психологического, эмоционального состояния в период ожидания рождения ребенка, своих возможных страхов и тревог по отношению к вынашиванию и рождению ребенка, к меняющимся отношениям с партнером, к взаимоотношениям в семье в послеродовой период и в переструктурировании внешних границ семьи.

На основании проведенного исследования разработана программа психологической помощи семье, ожидающей рождения ребенка, которая направлена на:

-             формирование           родительской            позиции         на        ценностно-смысловом             и

мотивационном уровне, включая родительскую ответственность;

-             повышение уровня когнитивной осведомленности о внутриутробном развитии ребенка, течении беременности и родов, их психологическом значении для ребенка и матери;

-             повышение уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста;

-             оптимизацию супружеских отношений, помощь в планировании жизненного стиля семьи, распределении обязанностей после рождения ребенка; переструктурирование внешних границ семьи.

В процессе совместной работы по реализации данной программы психологической помощи партнеры научатся поддерживать и лучше понимать друг друга, обращаться за помощью друг к другу, устанавливать более доверительные и открытые отношения, которые станут их собственным ресурсом. Можно ожидать укрепления жизненной позиции беременной женщины и ее супруга, принятия ими родительских ролей и ответственности за ребенка и семью. Занятия в родительской школе помогут правильно подготовиться к рождению ребенка и уходу за ним, что позволит снизить уровень тревоги у супругов. Знания об особенностях возрастной психологии, развития и воспитания ребенка повысят уверенность будущих родителей. Помощь в переструктурировании внешних границ семьи поможет договориться о правилах взаимодействия с ближайшим окружением семьи.

             

Список использованной литературы

1.                  Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. — СПб.: Речь, 2001.

2.                  Добряков И.В. Перинатальная психология.: Питер; СПб.; 2010.

3.                  Завгородняя И.В. Отношение к беременности у женщин как системообразующий компонент материнской позиции [Электронный ресурс] –

http://psyjournals.ru/files/77707/sbornik_psychologicheskie_problemi_semji_sekcia_3.pdf  

4.                  Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006.

5.                  Попова А.А. Диагностика мотивации рождения ребенка// Перинатальна психология и психология репродуктивной сферы. – 2011. - №1-2(2). – С.62-74.

6.                  Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Издательство Бахрах. — М: 2006—672 с.

7.                  Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модификация восьмицветового теста Люшера [Электронный ресурс] – http://psyfactor.org/lib/sobchik1.htm  

8.                  Соловьева Е.В. Внутренняя материнская позиция: структура и содержание [Электронный ресурс] – http://www.psymama.ru/articles/vnutrennjaja_mater.html

9.                  Тест Люшера – описание и интерпретация [Электронный ресурс] –

http://psyfactor.org/lib/lusher.htm  

10.              Филиппова Г.Г. Метод рисуночного теста в психологической работе с беременными [Электронный ресурс] – http://svetgeorg.com/2011/02/28/metod-risunochnogotesta-v-psihologicheskoy-rabote-s-beremennymi.html  

11.              Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

12.              Филиппова Г.Г. Психосоматические особенности развития ребенка в раннем онтогенезе// Перинатальна психология и психология репродуктивной сферы. – 2011. - №12(2). – С.48-61.

13.              Фромм Э. Иметь или быть/пер. с нем. Э. Телятниковой – М.;АСТ: АСТ МОСКВА, 2008.

14.              Чумакова Г.Н., Сидоров П.И., Щукина Е.Г. Перинатальная психология. СпецЛит; Санкт-Петербург; 2015.

15.              Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. СПб., 2003.

16.              Электронный ресурс – https://ru.wikipedia.org/wiki/.

             

Приложение

Тест отношений беременной (И. В. Добряков)

 

Ваши данные:

 

Фамилия, имя, отчество 

Возраст

№ беременности

 

Инструкция

 

Просим вас отметить номер одного из пяти утверждений, представленных в блоках, которое наиболее полно отражает ваше состояние.

 

Блок А

 

I

1

Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна

2

Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна

3

С тех пор как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении

4

В основном мне приятно сознавать, что я беременна

5

Я очень расстроена тем, что беременна

II

1

Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни

2

Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать

3

Беременность я не считаю поводом для того, чтобы менять образ жизни

4

Беременность так изменила образ моей жизни, что она стала прекрасной

5

Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам

III

1

Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах

2

Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь

3

Я думаю, что во время родов все могу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними

4

Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в их плохом исходе

5

Я думаю о родах, как о предстоящем празднике

 

Блок Б

 

I

1

Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери

2

Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью

3

Я не задумываюсь о предстоящем материнстве

4

Я уверена, что стану прекрасной матерью

5

Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью

II

1

Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним

2

Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю

3

Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать

4

Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю

5

Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого

III

1

Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью

2

Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью

3

Я думаю, что буду кормить ребенка грудью

4

Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью

5

Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью

Блок В

 

I

1

Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка

2

Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка

3

Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне

4

Из-за беременности я стала некрасивой, и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне

5

Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка

II

1

Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними

2

Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что я теперь нуждаюсь в особом отношении

3

Большинство близких мне людей не одобряют то, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились

4

Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей

5

Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит

III

1

Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают что я «в положении»

2

Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»

3

Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»

4

Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»

5

Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»

 

Теперь, пожалуйста, перенесите результаты в следующую таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру, в предыдущих трех блоках и подсчитайте количество ответов в каждой колонке.

 

Блоки

Разделы

О

Г

Э

Т

Д

А

I

4

2

1

3

5

II

2

3

4

1

5

III

3

1

5

2

4

Б

I

5

3

4

1

2

II

1

4

2

3

5

III

3

1

2

4

5

В

I

3

2

1

5

4

II

1

4

2

5

3

III

5

4

3

2

1

Всего

 

 

 

 

 

 

 

Психологическое консультирование семьи, ожидающей рождения ребенка

Психологическое консультирование семьи, ожидающей рождения ребенка

Определить мероприятия программы психологической помощи

Определить мероприятия программы психологической помощи

Часть 1. Теоретическое исследование проблем семьи, ожидающей рождения ребенка

Часть 1. Теоретическое исследование проблем семьи, ожидающей рождения ребенка

Женщина, ожидает от мужа эмоциональной поддержки и помощи в домашних делах, но не получая желаемого, может начать переживать обиду и предъявлять претензии к мужу

Женщина, ожидает от мужа эмоциональной поддержки и помощи в домашних делах, но не получая желаемого, может начать переживать обиду и предъявлять претензии к мужу

Психологическая готовность матери определяет ее принятие беременности, ребенка, своего материнства

Психологическая готовность матери определяет ее принятие беременности, ребенка, своего материнства

Часть 2. Эмпирическое исследование проблем семьи, ожидающей рождения ребенка 2

Часть 2. Эмпирическое исследование проблем семьи, ожидающей рождения ребенка 2

В тесте представлены три блока утверждений, отражающих:

В тесте представлены три блока утверждений, отражающих:

Описание методики: в качестве стимульного материала используются восемь цветовых карточек размером 5x3 см, представляющих копию стандартных цветовых карточек из восьмицветового теста

Описание методики: в качестве стимульного материала используются восемь цветовых карточек размером 5x3 см, представляющих копию стандартных цветовых карточек из восьмицветового теста

По этим показателям выделены следующие особенности переживания беременности и ситуации материнства: - благоприятная ситуация; - незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности; - тревога и неуверенность в…

По этим показателям выделены следующие особенности переживания беременности и ситуации материнства: - благоприятная ситуация; - незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности; - тревога и неуверенность в…

Запрос: Муж жалуется на то, что в последнее время жена стала часто обижаться и избегать его, а жена на то, что муж ее не понимает

Запрос: Муж жалуется на то, что в последнее время жена стала часто обижаться и избегать его, а жена на то, что муж ее не понимает

Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью»)

Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью»)

Комбинация выбора мужчины следующая: +2+4,

Комбинация выбора мужчины следующая: +2+4,

Соотношение результатов, полученных в ходе применения трех методик, позволяет предположить, что проявления эйфории на протяжении первой беременности могут служить своеобразной маскировкой тревожного состояния

Соотношение результатов, полученных в ходе применения трех методик, позволяет предположить, что проявления эйфории на протяжении первой беременности могут служить своеобразной маскировкой тревожного состояния

Рекомендовано посещение родительской школы (школы сознательного материнства, группы по сопровождению беременности) для: - решения задач диагностики и коррекции готовности родителей к отцовству и материнству, профилактики…

Рекомендовано посещение родительской школы (школы сознательного материнства, группы по сопровождению беременности) для: - решения задач диагностики и коррекции готовности родителей к отцовству и материнству, профилактики…

При условии реализации рекомендованной программы психологической помощи можно ожидать следующих результатов работы с семьей, ожидающей рождения ребенка: - принятие на себя ролей отца и матери,…

При условии реализации рекомендованной программы психологической помощи можно ожидать следующих результатов работы с семьей, ожидающей рождения ребенка: - принятие на себя ролей отца и матери,…

С другой стороны, необходимо помочь супругам в понимании своего психологического, эмоционального состояния в период ожидания рождения ребенка, своих возможных страхов и тревог по отношению к…

С другой стороны, необходимо помочь супругам в понимании своего психологического, эмоционального состояния в период ожидания рождения ребенка, своих возможных страхов и тревог по отношению к…

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В

Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В

II 1 Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним 2

II 1 Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020