ТЕМА: Психологическое обеспечение инновационных
процессов в школе.
Цель психологического обеспечения инновационных процессов - создание благоприятных условий для обучения и развития детей и учителей.
Психологическое обеспечение инновационных процессов включает в себя следующие формы работы:
работа с детьми,
работа с родителями,
работа с учителями.
Работа педагога-психолога по психологическому обеспечению осуществляется по следующим направлениям:
1. Психодиагностическая работа направлена на информационное обеспечение образовательного процесса психологическими данными. Ежегодно проводится диагностика:
- уровня школьной мотивации и адаптации учащихся 1 и 5-х классов,
- уровня школьной тревожности в 1 и 5-х классах,
- сформированности учебной мотивации, познавательного интереса во 2-4 и 6-11-х классах,
- творческих способностей учащихся 1В, 2А, 6А, 7А классов (по опроснику креативности Рензулли),
- профессиональных интересов и склонностей в 8-х классах,
- уровня развития словесно-логического мышления у учащихся 4 и 9-х классов.
Результаты диагностики используются при организации учебно-воспитательного процесса с целью его коррекции.
Например, в прошедшем учебном году было проведено мониторинговое исследование уровня тревожности учащихся 1-11-х классов. Целью данного исследования было выявление взаимосвязи между уровнем тревожности, который был принят за критерий психологического здоровья, и качеством обучения детей.
Анализ экспериментальных данных позволил сделать следующие выводы:
1. Влияние тревожности на качество обучения детей носит косвенный характер, обусловленный условиями семейного воспитания, условиями обучения, самооценкой, потребностями и мотивами деятельности.
2. «Чрезмерное спокойствие» учащихся в сочетании с неуспехом в общении, слабой коммуникативностью отрицательно сказывается на личностном развитии и приводит к нестабильности показателей обучения.
3. Высокий и повышенный уровень тревожности способствует возникновению невротических и психосоматических расстройств личности, что негативно сказывается на психологическом здоровье детей и взрослых.
Было установлено, что наиболее высокие показатели тревожности характерны для учащихся 1, 5, 9-х классов. Кроме того, 20% учащихся 1-х классов и 21% учащихся 5-х классов имели внешнюю мотивацию, а 11% первоклассников и 24% пятиклассников – низкий уровень школьной мотивации и адаптации и т.д. С учётом этих данных, в том числе, была построена коррекционно-развивающая работа, по окончании которой была проведена повторная диагностика. (См. диаграмму №1).
Диаграмма №1.
Диаграмма №2.
В данной диаграмме синим цветом обозначены результаты первичной диагностики, а красным – повторной. Следовательно, в ходе коррекционно-развивающей работы уменьшилось количество учащихся с высоким и низким уровнем школьной тревожности. Увеличилось количество детей с нормальным уровнем школьной тревожности. Аналогичная ситуация сложилась с уровнем школьной мотивации и адаптации. (См. диаграмму №2).
Диагностика педагогов осуществляется в соответствии с социальным запросом. В текущем учебном году планируется
-исследование творческого потенциала личности педагога (Каков ваш творческий потенциал?),
- стрессоустойчивости (Способны ли вы противостоять стрессу?).
Диаграмма №3.
Анализ данных за предыдущие годы позволяет сделать вывод о том, что 33,3% педагогов легко относятся к стрессу, 63,4% - с трудом справляются со стрессом, а 3,3% учителей требуется помощь друзей или специалистов.
Диагностика родителей проводится в процессе собраний с целью самопознания, выявления недостатков в воспитании детей, актуализации темы собрания.
Диаграмма №4.
Например, в диаграмме №4 приводятся данные по опроснику «Лики родительской любви» за три года.
Синим цветом отмечена промежуточная позиция, лишённая крайностей. Возможна эмоциональная отстранённость (20%-18,2%-20%).
Красным – позиция, при которой любовь к ребёнку сочетается с высокими требованиями к нему (20%-27,3%-24%).
Жёлтым – гиперопека, требовательность к ребёнку часто обусловлена настроением родителей, что черевато недостаточной самостоятельностью ребёнка (60%-47,5%-56%).
По результатам диагностики учащихся проводятся консультации педагогов, родителей и детей; разработана серия классных часов для детей, семинаров для педагогов, родительских собраний и т.д.
2. Психологическое просвещение и профилактика направлены в первую очередь на создание условий для активного усвоения и использования участниками образовательного процесса социально-психологических знаний по развитию личности ученика и учителя.
Для детей разработаны классные часы по формированию учебной мотивации, коммуникативных умений, толерантности; по самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию:
- «Первый раз в пятый класс» (5 класс),
- «Что мне нравится в школе» (1 класс),
- «Учись учиться» (2-4 классы),
- «Всё гениальное - просто» (6-7 классы),
- «Познай себя сам» (4, 9 классы),
- «Её величество оценка» (9-11 классы).
Для родителей разработана система собраний, где не только раскрываются психологические особенности развития и проблемы детей определённого возраста, но и обсуждаются возможные варианты конструктивного взаимодействия родителей и детей.
- Первичная адаптация в школе.
- Тревожность как один из факторов дезадаптации учащихся.
- Психологические особенности детей 6-7-ми лет.
- Особенности адаптации в пятом классе.
- Психологические особенности учащихся подросткового возраста.
- Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению.
- Рынок труда и молодежь.
Работа с педагогами направлена на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно-значимые для них знания.
- Доклад «Тревожность как фактор, влияющий на качество обучения».
- Семинар «Интеллектуальные способности, способы их развития».
- Семинар «Методы изучения и формирования мотивации учения школьников».
- Пед. консилиумы по 1, 5-м классам «Трудности адаптации учащихся 1 и 5-х классов», 8А классу «Психологические особенности учебной мотивации в подростковом возрасте» и т.д.
3. Коррекционно-развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного развития школьников. В связи с этим для учащимся предлагаются групповые психологические занятия:
по развитию творческого потенциала (1 класс),
«Первый раз в пятый класс»,
«Я выбираю творчество»(8-11 классы).
Для родителей учащихся начальных классов разработаны групповые
психологические занятия (с элементами тренинга) по темам:
«Тревожность как фактор дезадаптации учащихся»,
«Стили семейного воспитания»,
«Внимание. Приёмы развития внимания в домашних условиях».
Для педагогов:
«Организация работы с гиперактивными детьми».
«Тренинг эмоциональной устойчивости».
4. Консультативная работа. Принципиально важное направление в работе по сохранению психологического здоровья, созданию условий для активного использования участниками образовательного процесса психологических знаний, оказанию психологической помощи педагогам, родителям, учащимся, обучению навыкам самопознания, самоанализа и т.п.
Данный проект деятельности педагога-психолога представляет собой достаточно эффективную форму работы по психологическому обеспечению инновационных процессов. Тем не менее, с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе считаю необходимым как дальнейшее использование данных форм работы, так и разработку и апробацию новых.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.