Психологическое обеспечение инновационных процессов в школе.
Оценка 4.8

Психологическое обеспечение инновационных процессов в школе.

Оценка 4.8
Особые потребности +2
docx
Взрослым
01.04.2024
Психологическое обеспечение инновационных                                           процессов в школе.
В данном материале описывается система психологического обеспечения инновационных процессов в образовательной организации. её цели и задачи, основные направления работы.
Психологическое обеспечение инновационных процессов в ОО.docx

         ТЕМА: Психологическое обеспечение инновационных

                                          процессов в школе.

 

         Цель психологического обеспечения инновационных процессов - создание благоприятных условий для обучения и развития детей и учителей.

         Психологическое обеспечение инновационных процессов включает в себя следующие формы работы:

*    работа с детьми,

*    работа с родителями,

*    работа с учителями.

         Работа педагога-психолога по психологическому обеспечению осуществляется по следующим направлениям:

        

         1. Психодиагностическая работа направлена на информационное обеспечение образовательного процесса психологическими данными. Ежегодно проводится диагностика:

- уровня школьной мотивации и адаптации учащихся 1 и 5-х классов,

- уровня школьной тревожности в 1 и 5-х классах,

- сформированности учебной мотивации, познавательного интереса во 2-4 и 6-11-х классах,

- творческих способностей учащихся 1В, 2А, 6А, 7А классов (по опроснику креативности Рензулли),

- профессиональных интересов и склонностей в 8-х классах,

- уровня развития словесно-логического мышления у учащихся 4 и 9-х классов.

         Результаты диагностики используются при организации учебно-воспитательного процесса с целью его коррекции.

         Например, в прошедшем учебном году было проведено мониторинговое исследование уровня тревожности учащихся 1-11-х классов. Целью данного исследования было выявление взаимосвязи между уровнем тревожности, который был принят за критерий психологического здоровья, и качеством обучения детей.

         Анализ экспериментальных данных позволил сделать следующие выводы:

1. Влияние тревожности на качество обучения детей носит косвенный характер, обусловленный условиями семейного воспитания, условиями обучения, самооценкой, потребностями и мотивами деятельности.

2. «Чрезмерное спокойствие» учащихся в сочетании с неуспехом в общении, слабой коммуникативностью отрицательно сказывается на личностном развитии и приводит к нестабильности показателей обучения.

3. Высокий и повышенный уровень тревожности способствует возникновению невротических и психосоматических расстройств личности, что негативно сказывается на психологическом здоровье детей и взрослых.

         Было установлено, что наиболее высокие показатели тревожности характерны для учащихся 1, 5, 9-х классов. Кроме того, 20% учащихся 1-х классов и 21% учащихся 5-х классов имели внешнюю мотивацию, а 11% первоклассников и 24% пятиклассников – низкий уровень школьной мотивации и адаптации и т.д. С учётом этих данных, в том числе, была построена коррекционно-развивающая работа, по окончании которой была проведена повторная диагностика. (См. диаграмму №1).

 


Диаграмма №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма №2. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         В данной диаграмме синим цветом обозначены результаты первичной диагностики, а красным – повторной. Следовательно, в ходе коррекционно-развивающей работы уменьшилось количество учащихся с высоким и низким уровнем школьной тревожности. Увеличилось количество детей с нормальным уровнем школьной тревожности. Аналогичная ситуация сложилась с уровнем школьной мотивации и адаптации. (См. диаграмму №2).

         Диагностика педагогов осуществляется в соответствии с социальным запросом. В текущем учебном году планируется

-исследование творческого потенциала личности педагога (Каков ваш творческий потенциал?),

- стрессоустойчивости (Способны ли вы противостоять стрессу?).

Диаграмма №3. 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Анализ данных за предыдущие годы позволяет сделать вывод о том, что 33,3% педагогов легко относятся к стрессу, 63,4% - с трудом справляются со стрессом, а 3,3% учителей требуется помощь друзей или специалистов.

         Диагностика родителей проводится в процессе собраний с целью самопознания, выявления недостатков в воспитании детей, актуализации темы собрания.

Диаграмма №4.  

        

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Например, в диаграмме №4 приводятся данные по опроснику «Лики родительской любви» за три года.

         Синим цветом отмечена промежуточная позиция, лишённая крайностей. Возможна эмоциональная отстранённость (20%-18,2%-20%).

         Красным – позиция, при которой любовь к ребёнку сочетается с высокими требованиями к нему (20%-27,3%-24%).

         Жёлтым – гиперопека, требовательность к ребёнку часто обусловлена настроением родителей, что черевато недостаточной самостоятельностью ребёнка (60%-47,5%-56%).

         По результатам диагностики учащихся проводятся консультации педагогов, родителей и детей; разработана серия классных часов для детей, семинаров для педагогов, родительских собраний и т.д.

 

         2.  Психологическое просвещение и профилактика направлены в первую очередь на создание условий для активного усвоения и использования участниками образовательного процесса социально-психологических знаний по развитию личности ученика и учителя.

          Для детей разработаны классные часы по формированию учебной мотивации, коммуникативных умений, толерантности; по самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию:

- «Первый раз в пятый класс» (5 класс),

- «Что мне нравится в школе» (1 класс),

- «Учись учиться» (2-4 классы),

- «Всё гениальное - просто» (6-7 классы),

- «Познай себя сам» (4, 9 классы),

- «Её величество оценка» (9-11 классы).

         Для родителей разработана система собраний, где не только раскрываются психологические особенности развития и проблемы детей определённого возраста, но и обсуждаются возможные варианты конструктивного взаимодействия родителей и детей.

- Первичная адаптация в школе.

- Тревожность как один из факторов дезадаптации учащихся.

- Психологические особенности детей 6-7-ми лет.

- Особенности адаптации в пятом классе.

- Психологические особенности учащихся подросткового возраста.

- Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению.

- Рынок труда и молодежь.

         Работа с педагогами направлена на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно-значимые для них знания.

- Доклад «Тревожность как фактор, влияющий на качество обучения».

- Семинар «Интеллектуальные способности, способы их развития».

- Семинар «Методы изучения и формирования мотивации учения школьников».

- Пед. консилиумы по 1, 5-м классам «Трудности адаптации учащихся 1 и 5-х классов», 8А классу «Психологические особенности учебной мотивации в подростковом возрасте» и т.д.

                   3. Коррекционно-развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного развития школьников. В связи с этим для учащимся предлагаются групповые психологические занятия:

*    по развитию творческого потенциала (1 класс),

*    «Первый раз в пятый класс»,

*    «Я выбираю творчество»(8-11 классы).

Для родителей учащихся начальных классов разработаны групповые

психологические занятия (с элементами тренинга) по темам:

*    «Тревожность как фактор дезадаптации учащихся»,

*    «Стили семейного воспитания»,

*    «Внимание. Приёмы развития внимания в домашних условиях».

Для педагогов:

*    «Организация работы с гиперактивными детьми».

*    «Тренинг эмоциональной устойчивости».

 

   

         4. Консультативная работа. Принципиально важное направление в работе по сохранению психологического здоровья, созданию условий для  активного использования участниками образовательного процесса психологических знаний, оказанию психологической помощи педагогам, родителям, учащимся, обучению навыкам самопознания, самоанализа и т.п.

        

         Данный проект деятельности педагога-психолога представляет собой достаточно эффективную форму работы по психологическому обеспечению инновационных процессов. Тем не менее, с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе считаю необходимым как дальнейшее использование данных форм работы, так и разработку и апробацию новых.

 

                                 Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

    

 

 


 

ТЕМА: Психологическое обеспечение инновационных процессов в школе

ТЕМА: Психологическое обеспечение инновационных процессов в школе

Было установлено, что наиболее высокие показатели тревожности характерны для учащихся 1, 5, 9-х классов

Было установлено, что наиболее высокие показатели тревожности характерны для учащихся 1, 5, 9-х классов

Способны ли вы противостоять стрессу?)

Способны ли вы противостоять стрессу?)

Красным – позиция, при которой любовь к ребёнку сочетается с высокими требованиями к нему (20%-27,3%-24%)

Красным – позиция, при которой любовь к ребёнку сочетается с высокими требованиями к нему (20%-27,3%-24%)

Первый раз в пятый класс», «Я выбираю творчество»(8-11 классы)

Первый раз в пятый класс», «Я выбираю творчество»(8-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024