Психологическое просвещение родителей как средство формирования успешного будущего каждого ребенка.
А.В.Колесова, педагог-психолог «ЦДО «Лад»
Работа педагога-психолога в образовательном учреждении должна охватывать всех участников образовательного процесса: педагогов, детей (обучающихся) и их родителей (законных представителей). Как правило, работа ведется по разным направлениям: психологическая диагностика, психологическое консультирование, коррекционная работа. Весьма важным пунктом в работе психологической службы является психологическое просвещение, обеспечение психологическими знаниями участников образовательных отношений.
Психологическое просвещение — это раздел профилактической работы, направленный на расширение кругозора в области психологического знания у населения (в нашем случае у родителей) и формирование положительных установок к деятельности педагога-психолога, психологической помощи в целом.
Ни для кого не секрет, что и в наши дни сохраняется недоверие населения к психологам и их работе. Обращение к специалистам по вопросам взаимоотношений, психологического здоровья, развития и ряду других, до сих пор остается редким явлением. Об этом свидетельствуют различные социологические опросы. Опасения по поводу обращения за психологической помощью зачастую основываются лишь на мифических представлениях о психологах и обычно ничем не подкреплены.
В «центре дополнительного образования «Лад» проводится психологическое просвещение родителей с целью ознакомления их с деятельностью психологической службы.
Для организации эффективного просвещения, направленного на повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности родителей, используем следующие формы:
- индивидуальные беседы с родителями по вопросам отношений в семье, воспитания, обучения и развития ребенка;
- подготовка и проведение психологом тематических родительских собраний;
- организация работы родительского психологического клуба;
- предоставление психологом вербальной и наглядной информации (оформление стендовых консультаций, разработка брошюр с рекомендациями, выпуск газет) по актуальным вопросам.
Необходимой является система комплексных мероприятий в формате сочетания практических занятий для родителей «Родительские встречи» и детско-родительских групп (совместные занятия родителей с детьми), направленных на:
- гармонизацию детско-родительских отношений;
- профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
-пропаганду семейных традиций и ценностей;
- формирование ответственной позиции родителей к воспитанию детей.
В систему работы входят интерактивные формы и методы обучения, такие как мини-лекция, дискуссия, семинары-практикумы, тренинг, использование в работе видеоматериалов по конкретной проблематике, использование техник арт-терапии. Для закрепления материала и самообразования родителям предлагается самостоятельное выполнение заданий, тестов, опросников. Проективные методики, арт-упражнения используются с целью самонаблюдения и самоанализа, как основного условия самосовершенствования родителей в области воспитания детей.
Практические задания и упражнения, техники, методы и приёмы, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений, помогают родителям (законным представителям) расширить арсенал конструктивных способов взаимодействия родителей с детьми; осознавать собственные позитивные родительские ресурсы; формировать позитивную «Я концепцию» как родителя; повышают компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей, они узнают о возрастных психологических особенностях детей, основах семейной педагогики, научаются даже сложные воспитательные ситуации разрешать с пониманием ребенка и уважением к нему.
Необходимость просветительской работы с родителями определяется их важнейшей ролью в развитии детей, а конструктивное и позитивное общение с близкими взрослыми является необходимым условием в формировании успешного будущего каждого ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.