Психологическое занятие с элементами тренинга "ОСТОРОЖНО, МАНИПУЛЯЦИЯ!"
Оценка 4.7

Психологическое занятие с элементами тренинга "ОСТОРОЖНО, МАНИПУЛЯЦИЯ!"

Оценка 4.7
docx
08.05.2020
Психологическое занятие с элементами тренинга "ОСТОРОЖНО, МАНИПУЛЯЦИЯ!"
СЕМИНАР.docx

ОСТОРОЖНО, МАНИПУЛЯЦИЯ!

Кукла марионетка

Звучит песня

Кукол дергают за нитки, 
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья,
Создается впечатленье,
Что куклы пляшут сами по себе.
Андрей Макаревич.

Добрый день участники и гости семинара!  До начала занятия осталось совсем мало времени, и я хотела обратиться к вам за помощью. Вы мне поможете?

-

Упражнение 1.

Обмен колонки на телефон. (Показать способы манипулирования)

 

 - Дело в том, что моей дочери на день рождения подарили 2 мультимедийные колонки миньон.

 Колонка миньон стала для моей дочери не только яркой игрушкой, но и полезным спутником в дороге.

Аккумулятор на 600миллиампер. Заряжается через Micro USB, после чего портативная колонка миньон работает автономно.

Разъем jack 5мм для подключения телефона и последующего проигрывания музыки с него

Слот TF – для карт памяти объемом до 32Гб. На нее может поместиться огромное количество mp3 песен. Если подключить колонку к зарядке, можно будет слушать музыку несколько дней подряд

Разъем для USB-флешки. Возможно, этот вариант вам покажется удобнее. Запишите на нее свою любимую музыку и подсоедините к колонке. Воспроизведение начнется автоматически

Радио, если ничего из вышеперечисленного нет под рукой, вы все-равно не останетесь без приятной музыки

 Просто зарядите ее, воткните флешку, или включите радио и наслаждайтесь музыкой.

У многих детей я уже видела такие колонки.

 Кто хочет такую колонку и флешку на 32 Гб.

-

- Вы же понимаете просто отдать я ее не могу. Предлагаю обмен на ноутбук, планшет или деньги.

-

-Хорошо тогда на телефон

-

- Как вы думаете сколько она стоит?

-

-Ты мне друг? (обращение к Гале)

-

– Ты согласна мне помочь?

-

– Тогда, помоги мне пожалуйста.– ??!

-

– Ну, ты же сам сказала, что друг! А друзья всегда помогают.

-

- А на что, предложите вы на что можно поменять.

-

- Времени мало, решайся сейчас начнется семинар

- Такие колонки есть только в интернет магазинах, ожидать не всегда хочется.

 

Кто то из сотрудников подиграл.

Запугать информацией из социальных сетей. Или я знаю какие у тебя проблемы в школе или в компании, если ты не согласишься на обмен я всем расскажу.

 

После показать, что колонка не рабочая, вернуть нет возможности, с момента покупки прошло более  2х недель.

- Подумайте, Какие чувства у вас вызывают подобные ситуации?

Диалог с обманутым

Обманутый, как правило: испытывает жалость к себе; «Я не виноват», «Это все они…»); свойственно чувство беспомощности, не видит собственных возможностей в разрешении этой сложной ситуации; стремится переложить ответственность за происходящее на другого.

- Какие чувства у вас вызывают подобные ситуации?

То есть, эти чувства неоднозначны: сначала – интерес, потом – желание воспользоваться предоставляемой льготой, а затем – недоумение, разочарование, а возможно – протест). С чем связана такая перемена чувств?

Да, нам действительно не нравится, когда нами начинают манипулировать, влиять на наше мнение и действия.

 

И так вы наверно догадались, тема нашей встречи.. ОСТОРОЖНО, МАНИПУЛЯЦИЯ!

Манипуляция — это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немаловажный фактор манипулирования - сделать так, что бы человек сам захотел это сделать.

Человек, которым манипулируют, часто чувствует «навязанность», неестественность совершаемых им действий или произносимых слов: делаешь и говоришь совсем не то, что собирался делать и говорить, но не говорить и не делать тоже не можешь. Например:

– выдаешь информацию, хотя собирался «держать язык за зубами»;

– ставишь подпись под документом, хотя не уверен, что это надо делать,

– принимаешь гостей, хотя твои планы были совсем другими,

– оказываешь услугу человеку, которого терпеть не можешь и с которым не собирался иметь больше никаких дел;

– отказываешься от чего-либо, от чего совсем не собирался отказываться, и т. п.

 

Сегодня мы будем учиться противостоять чужому давлению, выражая отказ оптимальными способами, отрабатывать навыки уверенного поведения, отстаивать свои позиции. В общем, учиться противостоять манипуляциям.

Давайте просмотрим видеоролик

Обсуждение. Какие выводы можно сделать после просмотра этого ролика?

-

 Определим этапы манипуляции

Сбор информации о жертве ( прово­дится с целью получения сведений, которые позволят скрыто управлять объектом) ® Выявление целей мишеней (мишени это те особенности лично­сти, ее потребности и желания, на которые воздей­ствует манипулятор, чтобы подтолкнуть объект к при­нятию нужного решения. ) ® Вовлечение (привлечь внимание объекта к выгодной для него стороне дела и тем са­мым отвлечь его от истинной цели манипулятора, что обеспечивает — непонимание адре­сатом того, что им управляют) ®Принуждение жертвы к действию (психологи­ческие уловки и риторические приемы)® Выигрыш манипулятора (достижение цели).

 

-

- Ну вот, теперь у вас есть представление, что такое манипуляции. А как же защититься от манипуляции?

-

Если речь идет об использовании манипуляций в рекламе или торговле – проще всего просто отключить этот источник информации (выйти из магазина со слишком навязчивыми продавцами, переключить телевизор на другую программу на время рекламной паузы, пролистнуть, не читая, соответствующие страницы газеты, нажать на крестик всплывающего окна на вашей странице в интернете и т. д..).

 

1.    Важно, чтобы мы знали самих себя: то есть, свои слабые стороны, которые могут вызвать у манипуляторов желание их использовать. Нужно помнить: если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие.

2.    Второй  способ распознавания манипуляции является анализ собственных эмоций, которые возникают в процессе общения. Важно помнить: именно к нашим чувствам, а не к разуму обращены слова и действия манипуляторов, потому что там, где начинают говорить чувства – разум отключается и перестает контролировать наши поступки и действия.

3.    Помимо анализа эмоций, необходимо следить за изменением ситуации. Если вы оказываетесь в ситуации, которая вам не выгодна, по крайней мере, на данный момент – это также может быть признаком манипуляции.

 

Манипуляционная разминка

Цель данного упражнения, вызвать у другого человека определенную эмоцию, причем незаметно для него самого.

Участники объединяются тренером в подгруппы по 3-5 человек. Инструкция.         Сейчас каждая команда должна будет выбрать себе целевую персону из другой команды.

Ваша задача—вызвать у целевой персоны определенные эмоции. Какие — будет указано в задании. Каждая из команд получит свое задание, и все задания будут разными. Например, на листке, который я вам дам, будет написано: «Вызвать скуку». Это означает, что тот, кого ваша команда назначит Манипулятором, должен будет так вести разговор с целевой персоной, чтобы ей стало скучно. Известно, что под влиянием скуки люди часто совершают поступки, которых в другом случае они не совершили бы. Манипулятору бывает важно привести человека в состояние скуки или какое-то иное... Сейчас вы узнаете, в какое состояние вы должны будете ввести свою целевую персону. Есть ли какие-либо вопросы?

Разминка.

Вариант 1.   Вызвать жалость.

Вариант 2.   Вызвать любопытство, желание расспрашивать.   

Вариант 3.   Вызвать скуку.

Вариант 4.   Вызвать реакцию самодовольства у целевой персоны.

 Например:  Вызвать у целевой персоны ощущение, что с ней поступили несправедливо.

Сообщаю членам  команды, что все они прекрасно поработали, после чего вручаю каждому из них по шоколаду, кроме одного — целевой персоны. Ему он лишь пожимает руку. В ответ на вопрос: «Какие у тебя возникли чувства?» Целевая персона отвечает: «Хотели недоверие, обиду вызвать... И раскол».

Давайте познакомимся с универсальным способом противостояния манипуляциям, который называется

Упражнение «Заезженная пластинка»

- Упражнение направлено на отработку техники уверенного отстаивания своих интересов и требований – так называемой «заезженной пластинки». Суть этого метода заключается в повторении своих слов, как на заигранной пластинке, однако при этом следует соблюдать определенную последовательность.

Итак, к вам обращаются с просьбой, выполнение которой вам нежелательно:

 1) если вы не уверены, что поняли собеседника, расспросите его о деталях. Уточните, правильно ли вы его поняли, повторив за ним его слова.

 2) поняв суть просьбы, согласитесь с правом собеседника иметь собственное мнение;

3) сообщите собеседнику, что вы не хотите делать то, о чем вас просят. Если собеседник продолжает настаивать, «включайте пластинку» и, соглашаясь с правом собеседника иметь свое мнение, отказывайтесь выполнять его просьбу.

Ролик из х. ф. «бычье сердце»

(Высказывания строятся по схеме (нарисовать или на проектор):

 «Я понимаю, что… (пересказ своими словами возражения собеседника), но мне нужно… (повторение своего требования).

Упражнение выполняется в четверках, при этом два человека предъявляют претензии или отказываются выполнить требование, а еще два отстаивают свои интересы с помощью указанной техники (2–3 минуты). Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей и потом делятся своими соображениями о том, насколько эффективно была применена техника, и какую пользу она могла бы принести, будь это не игра, а реальная жизненная ситуация.

Вот примеры ситуаций для разыгрывания:

♦ Вы хотите вернуть в магазине деньги за купленный там товар, оказавшийся некачественным.

♦ Знакомый уговаривает вас принять участие в сетевом маркетинге: купить у него некий товар, стать его распространителем и продавать такой же товар дальше. Вы хотите вежливо отказаться и убедить его больше не обращаться к вам с подобным предложением.

Поехали на дачу.

Пойдем залезем на то заброшенное здание

- Обсуждение. Что служит условием эффективности этой техники? (Сохранение собственного спокойствия, принципиальная выполнимость и обоснованность предъявляемых требований и т. д.)

Упражнение «Просто скажи "нет"»

Описание упражнения. Участники делятся по парам. Один обращается с какой ‑ либо просьбой, а другой  ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться, извиняться, объяснять причины своего отказа, неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать» – или употребив другие подобные фразы.

(Поездка на дачу, энергетик , курение и т. д. Вася на кури….)

 

Обсуждение. Что было сложнее – обращаться с просьбами и получать отказ на них, или самому отказывать, с чем это связано?

Просьба — это когда человек обращается к нам за чем-то, принадлежащим нам. И если согласие не соответствует нашим интересам, сказать «нет» мы имеем полное право.

Говоря «нет», мы защищаем свои интересы и свои границы. Если мы скажем «да», когда это против наших интересов, мы нанесем ущерб себе. Одновременно мы опасаемся ухудшения отношений с этим человеком — и это важно. Мы понимаем, что если откажем, «он обидится», «разозлится на меня» «будут отношения хуже», «будет вредить», «потом не даст что-то». Мы предугадываем возможные последствия того «удара», который наносим своим отказом.

Поэтому когда мы хотим научиться правильно и вовремя говорить «нет», перед нами встает несколько проблем одновременно — как минимизировать силу удара по самооценке другого человека, как уменьшить свой дискомфорт в ситуации отказа, как предотвратить возможные негативные последствия этой ситуации в будущем.

 

 

Упражнение  «Лопухи».

Общее обсуждение: какая группа и почему победила, какой полезный опыт получен участниками?

 

 Домашнее задание

Задание 1

Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал вами: объявил вам одну цель, в то время как преследовал другую. Как вы догадались об этом? Почему ваш партнер так поступил?

Задание 2

Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда вы сознательно пошли на то, чтобы ввести вашего партнера в заблуждение: объявили ему одну цель, в то время как преследовали другую. Почему вы это сделали?

Цель. Обмен опытом манипуляций.

 

В заключении я хотела поблагодарить всех участников и гостей нашего мероприятия и пожелать вам как можно реже попадать в ситуации, о которых сегодня шла речь и всегда выходить из них достойным образом.

Звучит песня Н. Королевой «По ниточке…»


 

ОСТОРОЖНО, МАНИПУЛЯЦИЯ! Кукла марионетка

ОСТОРОЖНО, МАНИПУЛЯЦИЯ! Кукла марионетка

Разъем для USB-флешки. Возможно, этот вариант вам покажется удобнее

Разъем для USB-флешки. Возможно, этот вариант вам покажется удобнее

Ну, ты же сам сказала, что друг!

Ну, ты же сам сказала, что друг!

Да, нам действительно не нравится, когда нами начинают манипулировать, влиять на наше мнение и действия

Да, нам действительно не нравится, когда нами начинают манипулировать, влиять на наше мнение и действия

Обсуждение. Какие выводы можно сделать после просмотра этого ролика? -

Обсуждение. Какие выводы можно сделать после просмотра этого ролика? -

Нужно помнить: если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие

Нужно помнить: если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие

Разминка. Вариант 1. Вызвать жалость

Разминка. Вариант 1. Вызвать жалость

Ролик из х. ф. «бычье сердце» (Высказывания строятся по схеме (нарисовать или на проектор): «Я понимаю, что… (пересказ своими словами возражения собеседника), но мне нужно…

Ролик из х. ф. «бычье сердце» (Высказывания строятся по схеме (нарисовать или на проектор): «Я понимаю, что… (пересказ своими словами возражения собеседника), но мне нужно…

Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать» – или употребив другие подобные фразы

Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать» – или употребив другие подобные фразы

Задание 1 Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал вами: объявил вам одну цель, в то время как…

Задание 1 Вспомните какую-либо недавнюю ситуацию, когда вы после совершения определенного поступка осознали, что кто-то манипулировал вами: объявил вам одну цель, в то время как…
Скачать файл