Психологическое здоровье школьников
Оценка 4.6

Психологическое здоровье школьников

Оценка 4.6
docx
13.01.2025
Психологическое здоровье школьников
Психологическое здоровье школьников.docx

ТЕМА ОБЩЕШКОЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ   ЗДОРОВЬЕ   ШКОЛЬНИКОВ»

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.


СЛАЙД
Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний,  т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:

во-первых,  по данным ВОЗ, 70%  числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи

во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).

в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и  жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем.

Начнем с того, что же такое здоровье?

Здоровье – это состояние организма человека, при котором все его органы полноценно функционируют.

Здоровый человек выделяется уверенной походкой, правильной осанкой и жизнерадостным выражением лица. Он энергичен и активен в делах, успевает сделать многое в течение дня.

СЛАЙД Здоровье классифицируется на  категории: физическое, социальное и психическое.

СЛАЙД   Физически здоровым человеком является тот человек, у которого нет каких-либо болезней, и все физиологические процессы его организма функционируют правильно.

СЛАЙД   Социальное здоровье – состояние организма, которое  определяет  способность человека контактировать с социумом.

СЛАЙД   Психическое здоровье - это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. Это состояние, когда у человека все светло и классно.

СЛАЙД      Таким образом, можно выделить следующие  компоненты  психического здоровья:

ü  состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

ü  адекватное социальное поведение;

ü  умение понимать себя и других;

ü  реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

ü  умение делать выбор и нести за него ответственность

 

СЛАЙД                Основные признаки психического здоровья определяются

1.Позитивным  настроением, в котором находится человек.  И тогда он испытывает

ü  Полное спокойствие

ü  Уверенность в своих силах

ü  Вдохновение

2. Высоким уровнем психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

 

Поэтому, для того чтобы быть здоровым необходимо  научиться поддерживать психическое благополучие своего организма.

СЛАЙД                 А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.

Причины нарушения психологического здоровья школьников

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью.

Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

Последствия стресса - появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.

Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма ребенка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

  • головных болях,
  • слабости,
  • снижении аппетита,
  • нарушении сна,
  • ухудшении памяти,
  • рассеянности 

Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ(всемирная организация здравоохранения) на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки детей, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у ребят функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.

Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.

Выделим  факторы, воздействие которых способствует  формированию и закреплению тревожности.

В их число входят:

ü  недостаточное развитие познавательных функций и волевых качеств;

ü  учебные перегрузки;

ü  неспособность учащегося справиться со школьной програм­мой;

ü  неадекватные ожидания со стороны родителей;

ü  регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;

ü  а также смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.

 

Каждый школьный возраст характеризуется различными «предпосылками» формирования школьной тревожности.

 

СЛАЙД       РАССМОТРИМ   ВОЗРАСТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ   ПРИЧИНЫ   ТРЕВОЖНОСТИ

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

1 класс

 

 

 

 

 

 

 

Освоение приемов учеб­ной деятельности и систе­мы школьных требований, формирование произволь­ности психических про­цессов

Изменяющаяся: предполагает осво­ение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик - учитель, ученик - одноклассники, ученик - родители ученика)

 

-Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых.

-Необходимость придерживаться правил школьной жизни.

-«Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни.

-Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок.

-Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями)

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

2-4 классы

 

 

 

Развитие познавательной сферы, выработка и за­крепление эффективного стиля учебно-познава­тельной деятельности

Стабильная: ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам

 

В большей степени тревожность возникает и из-за физиологического развития ребенка. Головной мозг ребенка еще совсем не вырос, психические процессы до конца не сформированы, психика ребенка не уравновешена, в связи, с чем подслушанная ребенком тема разговора взрослых на взрослые темы может быть им воспринята не совсем  правильно в силу их возраста. А поскольку родители являются авторитетом для детей, то полученная от родителя информация и искаженная мозгом ребенка является для него самой достоверной. Соответственно, ребенок верит тому, что услышал и принимает близко к сердцу. Поэтому прежде чем говорить на какие-то взрослые темы, убедитесь, что ребенок не слышит Вас, вы не должны при ребенке обсуждать темы, которые связаны с ребенком, например, учителя, учебный процесс, друзей, школу в целом – это может привести к конфликтам между педагогами и родителями, педагогами и детьми, между детьми.

Данная тема также касается и глобальной актуальной темы всероссийской мобилизации.

СЛАЙД      Выявленные причины тревожности детей объясняют формы проявления тревожности  на различных этапах школьного обучения

Среди признаков школьной тревожности стоит отметить ухудшение сомати­ческого здоровья ребенка. Тревожные дети часто болеют и вынуждены по этой причине оставаться дома. Иногда возникают «беспричин­ные» головные боли или боли в животе, резко повышается темпе­ратура. Особенно часто такие со­матические нарушения случаются перед контрольными или тестами и характерны для учащихся любо­го возраста.

Нежелание ходить в школу чаще всего возникает в  недоста­точной школьной мотивации, однако свидетельствует, в первую очередь, о том, что ребёнок чувствует себя в школе недостаточно комфортно.

Отказ от выполнения   заданий – тоже проявление школьной тревожности. Если какое-то задание не получает­ся, ребёнок может просто перестать пытаться его выполнить. Ученики начальной школы, как правило, им­пульсивно бросают ручку с соответ­ствующим эмоциональным коммен­тарием. В подростковом возрасте к такой форме поведения может при­бавиться другая: ребёнок просто не выполняет задание «втихую», не ставя никого в известность об этом. Такая форма проявления школьной тревожности особенно часто наблю­дается в ребенке, который  присвоил себе  статус «са­мый слабый». Ученик  часто не выполняет домашнее задание, мало работа­ет на уроках, не активный (или берет готовые решения из решебников, интернета, не осознавая содержание материала).

Раздражённые или агрессивные ре­акции (как вербальная, так и не­вербальная) могут оказаться способом преодоления эмоционального дис­комфорта. Тревожные дети могут «маскировать» эмоцио­нальный дискомфорт тем, что огры­заются в ответ на замечания, прояв­ляют излишнюю обидчивость в от­ношениях с одноклассниками, ино­гда доводящую до драк.

Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля  в стрессогенных ситуацияхНапример, ребёнок мо­жет волноваться, отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках. Могут возникать тошнота, лёгкое головокружение.

 

СЛАЙД         Первоклассник проявляет тревогу за свои школьные принадлежности

Новый порт­фель, пенал, учебники и тетрадки — всё это важные атрибуты приобре­тённого статуса ученика, и их  утрату ребёнок переживает болезненно. Эта ситуация может усугубиться своеоб­разной позицией родителей, настаи­вающих на полной сохранности школьных вещей и ругающих ребён­ка за потерянные карандаши и сло­манные линейки.

Школа занимает настолько важное место в жизни учеников 1-5 классов, что часто школьные впечатле­ния не оставляют его и во сне, про­являясь в виде ночных школьных страховРебёнку могут сниться те ситуации из школьной жизни, кото­рые вызывают эмоциональный дис­комфорт.

Школьная оценка первоначаль­но вызывает почти магический эф­фект: ценность хорошей оценки для многих детей очень высока. Оценка являет­ся  для детей начальной школы мотиватором учебной деятельности

Но наблюдения показывают, что к середине подросткового возраста ценность школьной оценки снижает­ся, и она во многих случаях теряет свой мотивирующий потенциал, что выражается в довольно типичной детской фразе: «Двойка?.. Ну и ставьте, мне всё равно».

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВИДИМ, что повышенная школьная тревож­ность дезорганизует поведение ребенка,  нарушает процесс школьной адаптации, препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознаётся она ребёнком или нет.

Взрослым  надо  внимательно отно­ситься к таким эмоциональным со­стояниям детей, которые свидетель­ствуют о наличии ситуативной и личностной  тревож­ности и признаках нарушения психологического здоровья.

 

СЛАЙД               В  связи с изложенными причинами нарушения психологического здоровья ребенка  и формами их проявления родителям 1 класса можно порекомендовать

Ø  Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить зна­чимость его нового положения и деятельности.

Ø  Обсудите с ребенком школьные  правила и нормы. Объясните их необходимость и целесо­образность.

Ø  Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учит­ся, у него может что-то не сразу получаться. Это естествен­но. Каждый человек имеет право на ошибку.

Ø  Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

Ø  !!! Поддерживайте в первокласснике его желание добиться ус­пеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интел­лектуальный уровень человека.

Ø  С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы — это учитель. Уважай­те мнение первоклассника о своем педагоге.

Ø  Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.

 

СЛАЙД            В  заключении  хочется напомнить, что

Задача взрослого -  подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно,  физически и психологически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье

 “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  сделайте его крепким и здоровым”

Ж.Ж.Руссо

 

 

 

 

 

 

 

 

Общешкольное родительское собрание на тему

«Психологическое здоровье детей»

В последнее время охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, его интеллектуальное и физическое развитие становятся важнейшими государственными задачами. Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье». 

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения выделяют три составляющие здоровья:

1.    Физическое здоровье, которое можно поддерживать занятиями спортом, здоровым питанием, экологией.

2.    Социальное здоровье, проявляется способностью общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни.

3.    Психологическое здоровье.

Что же такое психологическое здоровье. Самое простое определение психологического здоровья состоит в отсутствии психических расстройств. 

В психологии термин «психологическое здоровье» толкуется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности».
«Психологическое здоровье» характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам),

Критерии психологического здоровья

·         Понимание себя;

·         Способность ставить цель;

·         Способность планировать и организовывать свою деятельность;

·         Сформированность жизненных ценностей и планов;

·         Способность контролировать свое поведение;

·         Способность к сопереживанию и принятию других;

·         Наличие гармонических отношений с окружающими;

·         Наличие душевных сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности;

·         Позитивное самовосприятие;

·         Способность к самоуправлению;

·         Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.

Формируемое психологическое здоровье предполагает активную позицию самого ребенка, его заинтересованность в своем психическом и личностном развитии. Растущий человек начинает все больше ориентироваться в своем поведении и отношениях не только на задаваемые нормы, но и опираться на внутренние, личностно осознаваемые и принятые самоориентиры.

Ответственность за психическое развитие как основы психологического здоровья ребенка лежит на взрослых – родителях, воспитателях, педагогах, психологах, которые должны уметь грамотно организовать жизнь, деятельность и отношения ребенка, сообразуясь как с возрастными закономерностями, так и с индивидуальными особенностями развития.

Психологическое здоровье обеспечивается в образовательном учреждении тем, что взрослые помогают растущему человеку находить достойное с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым при благоприятных условиях все более гармонизируются на каждой возрастной ступени.

Одним из самых травматичным факторов, оказывающих влияние на ухудшение психологического здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков учителями. До 80% учащихся постоянно испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.

Основные критерии наличия психологического здоровья:

·         Наличие у ребенка позитивного образа «Я», позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира.

·         Высокий уровень развития рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.

·         Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности – общения, учебы, спортивных занятий и др.

·         Сформированность соответствующих возрасту новообразований.

·         Адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения.

На психологическое здоровье оказывает влияние социальная среда (родители, сверстники, педагоги) , следовательно очень важна оптимизация качества учебной деятельности, а точнее ее соответствие индивидуальным особенностям учащихся.

Для сохранения и повышения уровня психологического здоровья необходимо, чтобы социальная среда обладала следующими качествами:

·         обеспечивала ребенку чувство любви и принятия окружающими, способствуя позитивному самоощущению, давая возможность проявлять такое же чувство к другим

·         побуждать ребенка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения

·         побуждать ребенка к саморазвитию в значимых для него видах деятельности – учебе, общении и т.п.

·         создавать условия для развития возрастных новообразований

·         соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям, с тем, чтобы они могли успешно адаптироваться к среде, приобретая при этом опыт преодоления трудностей и, как следствие, уверенность в себе.

Важную роль играют педагоги. Взаимодействие педагога с ребенком может существенно оптимизировать его развитие, а может – вызвать появление различных негативных новообразований:

·         социальных страхов;

·         школьной тревожности;

·         чувство неполноценности;

·         негативное отношение к школе вплоть до полного ее отторжения.

Укрепление психологического здоровья предполагает внимание взрослых к внутреннему миру ребенка (любого возраста), к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим событиям, к жизни как таковой.

Понимание себя как личности – процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными. Учащиеся разного возраста пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности. Отсюда – неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках и самооценках, намерениях, поступках и т.п. Неумение понять свои личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально неодобряемым формам поведения, препятствуют позитивному формированию важнейшего личностного образования – психологической готовности к самоопределению.

Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя принятым педагогами.

Предлагаем вам пройти интересный тест на психологическое и эмоциональное здоровье. Выберите эфирное масло, запах которого хотите ощутить сейчас больше всего:

·         лаванда,

·         корица,

·         мята,

·         герань:

1.    Лаванда – означает, что вам нужно отдохнуть. Она поможет избавиться от бессонницы, истерии, снизит агрессию.

2.    Корица – показывает, что возможно у вас сейчас нет сил, корица снимет депрессивное состояние, избавит от чувства одиночества и страха.

3.    Мята – означает, что у вас бывают спады жизненных сил. Мята снимет нервное напряжение, восстановит силы, повысит активность.

4.    Герань – показывает, что вас беспокоит беспричинная раздражительность. Герань улучшит настроение, устранит зависимость от чужого мнения, чувство страха.


 

ТЕМА ОБЩЕШКОЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО

ТЕМА ОБЩЕШКОЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО

Высоким уровнем психических возможностей , благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха

Высоким уровнем психических возможностей , благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха

Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам

Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам

Развитие познавательной сферы, выработка и за­крепление эффективного стиля учебно-познава­тельной деятельности

Развитие познавательной сферы, выработка и за­крепление эффективного стиля учебно-познава­тельной деятельности

Новый порт­фель, пенал, учебники и тетрадки — всё это важные атрибуты приобре­тённого статуса ученика, и их утрату ребёнок переживает болезненно

Новый порт­фель, пенал, учебники и тетрадки — всё это важные атрибуты приобре­тённого статуса ученика, и их утрату ребёнок переживает болезненно

Общешкольное родительское собрание на тему «Психологическое здоровье детей»

Общешкольное родительское собрание на тему «Психологическое здоровье детей»

Формируемое психологическое здоровье предполагает активную позицию самого ребенка, его заинтересованность в своем психическом и личностном развитии

Формируемое психологическое здоровье предполагает активную позицию самого ребенка, его заинтересованность в своем психическом и личностном развитии

Отсюда – неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках и самооценках, намерениях, поступках и т

Отсюда – неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках и самооценках, намерениях, поступках и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2025