ТЕМА ОБЩЕШКОЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ»
Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.
СЛАЙД Последнее время много пишут о
здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости
физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но
не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе
наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям,
в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска
возникновения соматических (телесных) заболеваний.
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:
во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи
во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).
в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем.
Начнем с того, что же такое здоровье?
Здоровье – это состояние организма человека, при котором все его органы полноценно функционируют.
Здоровый человек выделяется уверенной походкой, правильной осанкой и жизнерадостным выражением лица. Он энергичен и активен в делах, успевает сделать многое в течение дня.
СЛАЙД Здоровье классифицируется на категории: физическое, социальное и психическое.
СЛАЙД Физически здоровым человеком является тот человек, у которого нет каких-либо болезней, и все физиологические процессы его организма функционируют правильно.
СЛАЙД Социальное здоровье – состояние организма, которое определяет способность человека контактировать с социумом.
СЛАЙД Психическое здоровье - это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. Это состояние, когда у человека все светло и классно.
СЛАЙД Таким образом, можно выделить следующие компоненты психического здоровья:
ü состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
ü адекватное социальное поведение;
ü умение понимать себя и других;
ü реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
ü умение делать выбор и нести за него ответственность
СЛАЙД Основные признаки психического здоровья определяются
1.Позитивным настроением, в котором находится человек. И тогда он испытывает
ü Полное спокойствие
ü Уверенность в своих силах
ü Вдохновение
2. Высоким уровнем психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.
Поэтому, для того чтобы быть здоровым необходимо научиться поддерживать психическое благополучие своего организма.
СЛАЙД А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.
Причины нарушения психологического здоровья школьников
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью.
Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
Последствия стресса - появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.
Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма ребенка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в
Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ(всемирная организация здравоохранения) на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки детей, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у ребят функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.
Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.
Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.
Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.
Выделим факторы, воздействие которых способствует формированию и закреплению тревожности.
В их число входят:
ü недостаточное развитие познавательных функций и волевых качеств;
ü учебные перегрузки;
ü неспособность учащегося справиться со школьной программой;
ü неадекватные ожидания со стороны родителей;
ü регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
ü а также смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.
Каждый школьный возраст характеризуется различными «предпосылками» формирования школьной тревожности.
СЛАЙД РАССМОТРИМ ВОЗРАСТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ
Этап обучения |
Возрастные задачи развития |
Социально-педагогическая ситуация |
Типичные причины школьной тревожности |
1 класс
|
Освоение приемов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических процессов |
Изменяющаяся: предполагает освоение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик - учитель, ученик - одноклассники, ученик - родители ученика)
|
-Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых. -Необходимость придерживаться правил школьной жизни. -«Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни. -Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок. -Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями) |
Этап обучения |
Возрастные задачи развития |
Социально-педагогическая ситуация |
Типичные причины школьной тревожности |
2-4 классы
|
Развитие познавательной сферы, выработка и закрепление эффективного стиля учебно-познавательной деятельности |
Стабильная: ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками) |
-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. -Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. -Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам |
В большей степени тревожность возникает и из-за физиологического развития ребенка. Головной мозг ребенка еще совсем не вырос, психические процессы до конца не сформированы, психика ребенка не уравновешена, в связи, с чем подслушанная ребенком тема разговора взрослых на взрослые темы может быть им воспринята не совсем правильно в силу их возраста. А поскольку родители являются авторитетом для детей, то полученная от родителя информация и искаженная мозгом ребенка является для него самой достоверной. Соответственно, ребенок верит тому, что услышал и принимает близко к сердцу. Поэтому прежде чем говорить на какие-то взрослые темы, убедитесь, что ребенок не слышит Вас, вы не должны при ребенке обсуждать темы, которые связаны с ребенком, например, учителя, учебный процесс, друзей, школу в целом – это может привести к конфликтам между педагогами и родителями, педагогами и детьми, между детьми.
Данная тема также касается и глобальной актуальной темы всероссийской мобилизации.
СЛАЙД Выявленные причины тревожности детей объясняют формы проявления тревожности на различных этапах школьного обучения
Среди признаков школьной тревожности стоит отметить ухудшение соматического здоровья ребенка. Тревожные дети часто болеют и вынуждены по этой причине оставаться дома. Иногда возникают «беспричинные» головные боли или боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются перед контрольными или тестами и характерны для учащихся любого возраста.
Нежелание ходить в школу чаще всего возникает в недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует, в первую очередь, о том, что ребёнок чувствует себя в школе недостаточно комфортно.
Отказ от выполнения заданий – тоже проявление школьной тревожности. Если какое-то задание не получается, ребёнок может просто перестать пытаться его выполнить. Ученики начальной школы, как правило, импульсивно бросают ручку с соответствующим эмоциональным комментарием. В подростковом возрасте к такой форме поведения может прибавиться другая: ребёнок просто не выполняет задание «втихую», не ставя никого в известность об этом. Такая форма проявления школьной тревожности особенно часто наблюдается в ребенке, который присвоил себе статус «самый слабый». Ученик часто не выполняет домашнее задание, мало работает на уроках, не активный (или берет готовые решения из решебников, интернета, не осознавая содержание материала).
Раздражённые или агрессивные реакции (как вербальная, так и невербальная) могут оказаться способом преодоления эмоционального дискомфорта. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк.
Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля в стрессогенных ситуациях. Например, ребёнок может волноваться, отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках. Могут возникать тошнота, лёгкое головокружение.
СЛАЙД Первоклассник проявляет тревогу за свои школьные принадлежности
Новый портфель, пенал, учебники и тетрадки — всё это важные атрибуты приобретённого статуса ученика, и их утрату ребёнок переживает болезненно. Эта ситуация может усугубиться своеобразной позицией родителей, настаивающих на полной сохранности школьных вещей и ругающих ребёнка за потерянные карандаши и сломанные линейки.
Школа занимает настолько важное место в жизни учеников 1-5 классов, что часто школьные впечатления не оставляют его и во сне, проявляясь в виде ночных школьных страхов. Ребёнку могут сниться те ситуации из школьной жизни, которые вызывают эмоциональный дискомфорт.
Школьная оценка первоначально вызывает почти магический эффект: ценность хорошей оценки для многих детей очень высока. Оценка является для детей начальной школы мотиватором учебной деятельности
Но наблюдения показывают, что к середине подросткового возраста ценность школьной оценки снижается, и она во многих случаях теряет свой мотивирующий потенциал, что выражается в довольно типичной детской фразе: «Двойка?.. Ну и ставьте, мне всё равно».
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВИДИМ, что повышенная школьная тревожность дезорганизует поведение ребенка, нарушает процесс школьной адаптации, препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознаётся она ребёнком или нет.
Взрослым надо внимательно относиться к таким эмоциональным состояниям детей, которые свидетельствуют о наличии ситуативной и личностной тревожности и признаках нарушения психологического здоровья.
СЛАЙД В связи с изложенными причинами нарушения психологического здоровья ребенка и формами их проявления родителям 1 класса можно порекомендовать
Ø Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Ø Обсудите с ребенком школьные правила и нормы. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ø Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.
Ø Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Ø !!! Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.
Ø С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы — это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Ø Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.
СЛАЙД В заключении хочется напомнить, что
Задача взрослого - подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно, физически и психологически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье
“Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”
Ж.Ж.Руссо
Общешкольное родительское собрание на тему
«Психологическое здоровье детей»
В последнее время охрана и укрепление здоровья подрастающего поколения, его интеллектуальное и физическое развитие становятся важнейшими государственными задачами. Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».
Определение здоровья, данное Всемирной организацией
здравоохранения, звучит так:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов
Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения выделяют три составляющие здоровья:
1. Физическое здоровье, которое можно поддерживать занятиями спортом, здоровым питанием, экологией.
2. Социальное здоровье, проявляется способностью общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни.
3. Психологическое здоровье.
Что же такое психологическое здоровье. Самое простое определение психологического здоровья состоит в отсутствии психических расстройств.
В психологии термин «психологическое здоровье» толкуется как
состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных
психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности
регуляцию поведения и деятельности».
«Психологическое здоровье» характеризует личность в целом (в
отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к
отдельным психическим процессам и механизмам),
Критерии психологического здоровья
· Понимание себя;
· Способность ставить цель;
· Способность планировать и организовывать свою деятельность;
· Сформированность жизненных ценностей и планов;
· Способность контролировать свое поведение;
· Способность к сопереживанию и принятию других;
· Наличие гармонических отношений с окружающими;
· Наличие душевных сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности;
· Позитивное самовосприятие;
· Способность к самоуправлению;
· Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.
Формируемое психологическое здоровье предполагает активную позицию самого ребенка, его заинтересованность в своем психическом и личностном развитии. Растущий человек начинает все больше ориентироваться в своем поведении и отношениях не только на задаваемые нормы, но и опираться на внутренние, личностно осознаваемые и принятые самоориентиры.
Ответственность за психическое развитие как основы психологического здоровья ребенка лежит на взрослых – родителях, воспитателях, педагогах, психологах, которые должны уметь грамотно организовать жизнь, деятельность и отношения ребенка, сообразуясь как с возрастными закономерностями, так и с индивидуальными особенностями развития.
Психологическое здоровье обеспечивается в образовательном учреждении тем, что взрослые помогают растущему человеку находить достойное с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире, отношения с которым при благоприятных условиях все более гармонизируются на каждой возрастной ступени.
Одним из самых травматичным факторов, оказывающих влияние на ухудшение психологического здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков учителями. До 80% учащихся постоянно испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.
Основные критерии наличия психологического здоровья:
· Наличие у ребенка позитивного образа «Я», позитивного самоощущения, а также в целом позитивного восприятия окружающего мира.
· Высокий уровень развития рефлексии, то есть умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.
· Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности – общения, учебы, спортивных занятий и др.
· Сформированность соответствующих возрасту новообразований.
· Адаптированность к социуму, то есть к условиям школьного обучения.
На психологическое здоровье оказывает влияние социальная среда (родители, сверстники, педагоги) , следовательно очень важна оптимизация качества учебной деятельности, а точнее ее соответствие индивидуальным особенностям учащихся.
Для сохранения и повышения уровня психологического здоровья необходимо, чтобы социальная среда обладала следующими качествами:
· обеспечивала ребенку чувство любви и принятия окружающими, способствуя позитивному самоощущению, давая возможность проявлять такое же чувство к другим
· побуждать ребенка понимать себя, других людей, причины и последствия своего поведения, ставить цели, думать над способами их достижения
· побуждать ребенка к саморазвитию в значимых для него видах деятельности – учебе, общении и т.п.
· создавать условия для развития возрастных новообразований
· соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям, с тем, чтобы они могли успешно адаптироваться к среде, приобретая при этом опыт преодоления трудностей и, как следствие, уверенность в себе.
Важную роль играют педагоги. Взаимодействие педагога с ребенком может существенно оптимизировать его развитие, а может – вызвать появление различных негативных новообразований:
· социальных страхов;
· школьной тревожности;
· чувство неполноценности;
· негативное отношение к школе вплоть до полного ее отторжения.
Укрепление психологического здоровья предполагает внимание взрослых к внутреннему миру ребенка (любого возраста), к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим событиям, к жизни как таковой.
Понимание себя как личности – процесс сложный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочными. Учащиеся разного возраста пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности. Отсюда – неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках и самооценках, намерениях, поступках и т.п. Неумение понять свои личностные проблемы, отсутствие представлений о возможных способах их разрешения нарушают позитивное отношение школьников к себе, деформируют образ жизни в целом, толкают детей к социально неодобряемым формам поведения, препятствуют позитивному формированию важнейшего личностного образования – психологической готовности к самоопределению.
Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя принятым педагогами.
Предлагаем вам пройти интересный тест на психологическое и эмоциональное здоровье. Выберите эфирное масло, запах которого хотите ощутить сейчас больше всего:
· лаванда,
· корица,
· мята,
· герань:
1. Лаванда – означает, что вам нужно отдохнуть. Она поможет избавиться от бессонницы, истерии, снизит агрессию.
2. Корица – показывает, что возможно у вас сейчас нет сил, корица снимет депрессивное состояние, избавит от чувства одиночества и страха.
3. Мята – означает, что у вас бывают спады жизненных сил. Мята снимет нервное напряжение, восстановит силы, повысит активность.
4. Герань – показывает, что вас беспокоит беспричинная раздражительность. Герань улучшит настроение, устранит зависимость от чужого мнения, чувство страха.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.