Я посчитал необходимым вынести этот раздел для отдельного рассмотрения, поскольку внимания ему в подготовке учителя уделяют до обидного мало. Молодой учитель выходит на работу практически неподготовленным к специфике своей профессиональной деятельности. Он не умеет длительно концентрироваться, снимать психологическое напряжение, понимать состояние учеников, правильно общаться с родителями и коллегами. Несмотря на большой объём психологии и педагогики, прикладных элементов в программе обучения немного, всё больше теория. С другой стороны, психологический аспект достаточно сильно выражен в различных системах самоконтроля и психотехниках. Комплекс навыков по управлению своими эмоциями, чувствами включен в программу многих оздоровительных систем.
Психологическое самовоспитание.
Я посчитал необходимым вынести этот раздел для отдельного рассмотрения,
поскольку внимания ему в подготовке учителя уделяют до обидного мало. Молодой
учитель выходит на работу практически неподготовленным к специфике своей
профессиональной деятельности. Он не умеет длительно концентрироваться, снимать
психологическое напряжение, понимать состояние учеников, правильно общаться с
родителями и коллегами. Несмотря на большой объём психологии и педагогики,
прикладных элементов в программе обучения немного, всё больше теория. С другой
стороны, психологический аспект достаточно сильно выражен в различных системах
самоконтроля и психотехниках. Комплекс навыков по управлению своими эмоциями,
чувствами включен в программу многих оздоровительных систем. Вот почему
подчеркивается необходимость спорта, физической активности, объединённых в единую
стройную систему. Более того, нужен соответствующий внутренний настрой, потому что
пессимизм учителя обязательно передастся детям. Дети очень чувствительны к
психологическому состоянию учителя, поэтому недопустимы вспышки ярости,
недовольства, агрессии. Достичь этого можно только имея устойчивую, уравновешенную
нервную систему. Следовательно, людям с бурным темпераментом необходима
специальная тренировка. А многие ли знают, как разрядить порыв ярости без вреда для
здоровья? Во время вспышки ярости выделяется целый комплекс возбуждающих веществ и
гормонов, так как организм готовится к активным действиям на пределе возможностей.
Эти вещества так или иначе должны быть потрачены, иначе вызовут расширение сосудов и
последующие атеросклероз и гипертонию. Лучше всего подойдёт психосистема типа
самогипноза или самовнушения, возможно также применение какойлибо восточной
системы концентрациирасслабления, например тайцзицюань,
Общим итогом можно вынести комплекс приоритетных направлений в
самовоспитании. Вопервых, формирование высокоуровневого общего образования вкупе
со специальными навыками общения. Вовторых, воспитание уважения к другим людям, их
чувствам, поступкам, мнению. В третьих, систематические занятия спортом, формирование
положительного отношения к нему. И, наконец, в четвертых, получение специальных
навыков в области прикладной психологии и психологии общения. Всё это должно
обеспечить устойчивую базу для дальнейшего развития и совершенствования.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал,
позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитанияимеет следующие особенности: человек выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с
общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в
коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.
Можно выделить следующие параметры самовоспитания:
направленность, т.е. мотивы работы над собой.
содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое,
волевое, профессиональное, комплексное).
устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и
вспомогательные).