Психологическое занятие "Как избавиться от зимней депрессии?" 1-4 класс
Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
01.06.2018
Психологическое занятие с применением снежной арт-терапии:
«Как избавиться от зимней депрессии?»
(для обучающихся 1 – 4 классов).
Цель: снятие эмоциональной напряженности у младших школьников в зимний период и предотвращения у них состояния сезонной депрессии.
Задачи:
1. научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;
2. развивать пространственное и творческое воображение;
3. способствовать снятию мышечных зажимов и расположить учащихся к двигательной и эмоциональной разрядке.
4. изменить привычный репертуар самовыражения обучающихся, создать новые условия и новые способы в выражении чувств.
5. воспитывать чувство сплоченности коллектива, умения слышать и слушать друг друга.
Приемы работы с детьми: беседа, арт-терапевтические упражнения, релаксационные упражнения.
Формы работы: индивидуальная и групповая работа.конмпект
конспект.docx
Психологическое занятие с применением снежной арттерапии:
«Как избавиться от зимней депрессии?»
(для обучающихся 1 – 4 классов).
Цель: снятие эмоциональной напряженности у младших школьников в
зимний период и предотвращения у них состояния сезонной депрессии.
Задачи:
1. научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать
эмоциональное состояние другого человека;
2. развивать пространственное и творческое воображение;
3. способствовать снятию мышечных зажимов и расположить учащихся к
двигательной и эмоциональной разрядке.
4. изменить привычный репертуар самовыражения обучающихся, создать
новые условия и новые способы в выражении чувств.
5. воспитывать чувство сплоченности коллектива, умения слышать и
слушать друг друга.
Приемы работы с детьми: беседа, арттерапевтические упражнения,
релаксационные упражнения.
Формы работы: индивидуальная и групповая работа.
Средства: для создания образов на снегу используются:
1.
разноцветная вода, залитая в пластиковые бутылки с прорезью в
пробке (для получения цвета можно взять гуашь, тушь, синьку, марганцовку и
растворить ее в воде; при надавливании на бутылку струя нужного напора
выливается на снег, оставляя цветные следы).
2.
простая вода, с помощью которой можно создавать линии, борозды
разной глубины.
3.
готовые формы: ромбы, квадраты, круги, сердечки и др. (а также
отпечатки собственного тела) для создания различных рельефов; заранее
подготовленные домашние заготовки — фигурки из цветного льда и природный
материал — применяются как дополнение, а также простые баллончики с
разноцветной краской). Ход занятия
1. Приветствие и подготовка к работе (введение и разогрев):
Психолог:
Давайте поздороваемся друг с другом.
Игра: «Я рад тебя видеть…!» все встают в круг, по кругу каждый
говорит соседу справа следующую фразу: «Я рад тебя видеть (имя)…!».
Беседа с учениками о Фее Зиме:
Психолог:
Какое сейчас время года на улице? (зима).
Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная).
Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий).
Зима веселое или грустное время года?
Психолог:
У каждого времени года – свои любимые цвета. Есть они и у зимы.
Как вы считаете, какие самые любимые краски Феи зимы?
Конечно – это белая, голубая, серая…
В зимний период нам так не хватает ярких красок, которые бы нас
согрели и помогли поднять настроение.
Для ощущения тепла – желтого солнышка, для радости – красных маков,
для спокойствия – зеленой травы и т.д.
2. Снежная арттерапия.
Психолог:
Ребята, сегодня на занятии мы с вами, с помощью вот этих заготовок и
подручных средств будем творить на снегу, окунемся в пространство детства и
творчества. Создадим для себя радужное настроение: обогатим зимние краски
летними нотками.
Индивидуальная работа.
Выберите место. При желании свое местоположение можно изменить. Вы
вправе свободно передвигаться и работать на любой территории. Используя
любые цвета, вы можете сделать рисунок (конкретный или абстрактный образ;
отпечаток предмета или тела на снегу и др.). Если нет нужного вам цвета, вы
можете попросить его у других участников.
Коллективная работа.
Посмотрите на то, что получилось у других участников. Соедините
линиями свои рисунки с теми, которые вам особенно понравились. Представьте,
что прокладываете дороги. Каждый участник может поделиться впечатлениями о
работе, показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему
понравились. Рефлексия: каждый участник может поделиться впечатлениями о работе,
показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему понравились.
Упражнение «Тухтибидух».
Психолог:
Сейчас я вам по секрету сообщу особое слово. Это волшебное
заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно
подействовало понастоящему, необходимо сделать следующее: Вы становитесь в
круг, я – в центр круга. Вы идете по часовой стрелке, я – против часовой стрелки.
Как только я скажу: «Раз, два, три, стоп!» все останавливаются. Я сердито
пресердито говорю тому, перед кем остановилась, глядя прямо в глаза, волшебное
слово: «Тухтибидух». Затем я поменяюсь местами с тем, напротив кого
остановлюсь, и игра продолжается (в этой игре заложен парадокс, хотя дети
должны произносить слова «тухтибидух» сердито, через некоторое время они не
могут не смеяться).
Упражнение «Снеговик».
Психолог:
Ребята, давайте представим, что каждый из вас слепленный снеговик.
Тело у вас должно быть твердым, как замерший снег. Пришла весна, пригрело
солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем
опускаются плечи, расслабляются руки, пальцы, тело, ноги и ступни. Вы мягко
падаете на землю и изображаете лужицу воды. Необходимо расслабиться.
Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое
облачко.
Упражнение «Снежный вернисаж».
Психолог:
Каждому участнику предлагается занять выбранное им место на
отведенной общей территории (не более двух метров друг от друга). Дается
задание: с помощью любых понравившихся материалов (цветной воды, формочек
для отпечатков, фигурок из цветного льда, природного материала) нарисовать
картину, слепить скульптуру из снега. Придумать название своей картине и
составить рассказпредставление о своей работе.
Рефлексия: каждый участник может поделиться впечатлениями о работе,
показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему
понравились. Упражнение «Мороженное».
Психолог:
Я знаю, что все вы любите мороженное. А теперь вообразите, что вы
побывали в гостях у Снежной королевы. Замерзли и сами стали похожи на
мороженое. Тело, руки, ноги, голова скованы холодом. Брр… Но вот пришел
добрый волшебник и сказал: «Закройте глаза! Сейчас начнем оттаивать.
Согреваются и оттаивают пальчики ног, согреваются и оттаивают ступни,
согреваются и расслабляются колени. Тепло идет от пальчиков ног вверх, ноги
теплые, они расслабляются. Согреваются пальчики рук. Пальцы расслабляются.
Согреваются и расслабляются ладони. Согреваются и расслабляются кисти рук.
Тепло от кистей идет к локоткам. От локотков тепло идет к плечам. Руки теплые,
руки расслабились. Нам тепло. Тепло идет по всему телу, от живота поднимается
к груди, шее, голове. Лицу жарко, лицо расслабилось, рот приоткрылся, голова
повисла». Растаяло мороженое, растеклось сладкой лужицей по полу.
Упражнение «Символ группы».
Психолог:
Участники делятся на микрогруппы по 5–6 человек. Каждая микрогруппа
рисует на отведенной для нее территории. На каждую микрогруппу выделяется
одинаковый набор форм и бутылок с окрашенной водой. Участники по очереди,
используя различные формы и цвета, должны сделать общий рисунок.
Рефлексия: каждый участник может поделиться впечатлениями о работе,
показывает собственные рисунки, выделяет те рисунки, которые ему понравились.
3. Ритуал прощания:
Упражнение «Рефлексия».
Психолог:
Ребята, а сейчас каждый из вас
выскажет свое понимание
происходящего сегодня на занятии, опишет свои чувства и переживания,
возникшие в процессе работы (ответы обучающихся).
Молодцы ребята, каждый из вас сегодня хорошо поработал.
Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу
«Спасибо» и «До свидания» (сначала все говорят громко в большом кругу, а
потом все подходят к середине и говорят шепотом).
!!! Психологическое занятие с элементами арттерапевтических и
релаксирующих техник занимает больше времени в отличие от обычного урока (1
– 1,5 часа). Данное занятие рассчитано на 68 минут.
Этапы работы на занятии
Время 1. Приветствие и подготовка
к работе (введение и разогрев)
А) Игра: «Я рад тебя видеть…!»
Б) Беседа с учениками о Фее
Зиме:
2. Арт-терапевтические техники:
Индивидуальная работа
Коллективная работа
Упражнение «Тух-тиби-дух»:
Упражнение «Снеговик»:
Упражнение «Снежный
вернисаж».
8 минут
3 минуты
5 минут
53 минуты
10 минут
5 минут
3 минут
5 минут
15 минут
Упражнение «Мороженное»
5 минут
Упражнение «Символ группы»:
10 минут
3. Ритуал прощания:
7 минут
Список использованной литературы
1. Арттерапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. — СПб.:
Семантика — С, 2002. 2. Лебедева Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система
занятий. — СПб.: Речь, 2003.
Психологическое занятие "Как избавиться от зимней депрессии?" 1-4 класс
Психологическое занятие "Как избавиться от зимней депрессии?" 1-4 класс
Психологическое занятие "Как избавиться от зимней депрессии?" 1-4 класс
Психологическое занятие "Как избавиться от зимней депрессии?" 1-4 класс
Психологическое занятие "Как избавиться от зимней депрессии?" 1-4 класс
Психологическое занятие "Как избавиться от зимней депрессии?" 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.