Психология личности

  • pptx
  • 10.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Психология личности.pptx

Концепция личности Божович Л. И.

Выполнила:
Лапина Жанна Владимировна

«Психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, понимание которого всегда требует анализа не только тех объективных условий, которые воздействуют на ребенка, но и уже сложившихся особенностей его психики...» Л.И.Божович

Лидия Ильинична Божович

(11 января 1908 – 21 июля 1981)

Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 году в Курске

В конце 1920 г. поступила в МГУ

Работала в Академии под руководством Выготского

Заведовала отделом трудотерапии

Руководила лабораторией психологии

1931

1939

В годы ВВО

1945-1975

Защитила кандидатскую диссертацию

Научный вклад

Теория психического развития личности Л. И. Божович опирается на такие понятия:

Социальная ситуация развития - специфическая для каждого возрастного периода система отношений человека к социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

Новообразование – это психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка , его отношение к среде , внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период

В социальной ситуации развития Л. И. Божович выделяет:

Внутренние процессы развития
Физиологическое развитие человека(развитие процессов мышления и т.п.)
Внешние условия.
Семья, окружение, природа.

В личностных новообразованиях Л. И. Божович разделяет:

Центральное новообразование

Потребности

Периодизация психического развития


Младенчество.
Кризис новорожденности
Основные характеристики:
Беспомощность
Опосредованная взрослыми деятельность.
Основное новообразование возраста – аффективно заряженные представления «мотивирующие представления».



2.Раннее детство.
Кризис 1-го года жизни.

Основные характеристики:
Самостоятельность ребенка,
Другие требования со стороны взрослых.

Основное новообразование возраста – потребность в самоутверждении.


3. Дошкольное детство.
Кризис 3-го года жизни.

Основное новообразование
появление внутренней позиции.

4. Младшее школьное детство.
Кризис 7-ми лет.

Основные характеристики возраста:
Осознание собственного социального «Я»,
Появление новой системы требований со стороны взрослых.
Основное новообразование – позиция школьника.

5.Кризис подросткового возраста.
12 – 14 лет.

Основные характеристики возраста:
Эмансипация от взрослых,
Переход в средние классы.

Основное новообразование – появление целеполагания.

2. 15 – 17 лет.
Основная характеристика возраста – определение места в жизни.
Основное новообразование – качественно новая жизненная перспектива.

Cистемообразующий признак структуры личности

«внутренняя позиция личности» или ее направленность.

НАИВЫСШУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ

мотивационная сфера человека

Ведущая сфера в структуре личности
Л. И. Божович –
это аффективно-потребностно-мотивационная сфера.

Процесс развития и становления личности ребенка

От элементарных, неосознаваемых потребностей

К потребностям опосредованным, действующим через поставленные цели.

Список используемых источников:

Прихожан А. М., Толстых Н. Н. «Интересная психология»: Л.С. Выготский и Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 63 – 72
Биография и основные труды Л. И. Божович на сайте НПЭБ. elib.gnpbu.ru.

Благодарю за внимание