Психология профессионального кризиса
Оценка 4.7

Психология профессионального кризиса

Оценка 4.7
docx
09.01.2023
Психология профессионального кризиса
Психология профессионального кризиса.docx

Министерство просвещения РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИ И ПСИХОЛОГИИ

 

Кафедра общей и социальной психологии

Направление: 44.04.01. Психология карьерного сопровождения личности

 

Реферат на тему:

«Психология профессионального кризиса»

 

 

Работа выполнена

Дёгтевым Владимиром Андреевичем

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2022

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретико – методологические основания изучения профессионального кризиса личности. 5

1.1. Понятие «профессиональный кризис». 5

1.2. Кризисные жизненные ситуации и кризисные состояния личности.................................................................................................................13

1. 3. Кризисы психического развития. 17

Глава 2. Возрастные кризисы.. 18

2.1. Кризисы невротического характера. 19

2.2. Жизненные кризисы.. 20

2.3. Критически – смысловые кризисы.. 22

Заключение. 24

Библиографический список. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность: проблема кризиса и кризисных состояний в настоящее время остается по-прежнему актуальной как для психологической науки, так и для общества в целом. Перманентные изменения во многих общественных институтах, экономическая нестабильность, процессы глобализации обусловливают не только нарастание социальной напряженности, но и усиление чувства личной незащищенности и нестабильности, которые переживает современный человек. Невозможность удовлетворить свои потребности, реализовать себя в семье, профессии и в жизни в целом приводят к возникновению кризисных состояний, заставляющих личность искать выходы из них, подчас не всегда конструктивные.

Профессиональный кризис личности – это своего рода «переходная» точка, точка бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии, обеспечивает переход на следующую стадию профессионального становления или приводит к стагнации, профессиональной деградации.

При всем многообразии исследований профессиональных кризисов на сегодняшний день остаются не до конца раскрытыми механизмы переживания кризиса. Выявление условий, обеспечивающих успешное преодоление профессионального кризиса личности, позволит определить эффективные технологии профилактики возникновения кризисных явлений профессионального развития и коррекции актуальных состояний и сформированных поведенческих паттернов.

Цель работы: изучить психологию профессионального кризиса, а также всевозможные кризисные состояния и пути выхода из них.

Задачи работы:

1. Анализ научно – методической литературы по теме профессионального кризиса.

2. Выделить понятие кризис, его виды, и пути выхода из кризисных состояний.

3. Обобщить проанализированный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико – методологические основания изучения профессионального кризиса личности.

1.1. Понятие «профессиональный кризис»

Профессиональный кризис личности – это своего рода «переходная» точка, точка бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии, обеспечивает переход на следующую стадию профессионального становления или приводит к стагнации, профессиональной деградации.

Дословно «кризис» (krisis) в переводе с греческого означает решение, поворотный пункт, исход. Самые ранние обращения к категории «кризис» в зарубежной психологии можно встретить в работах таких психологов, как А. Адлер, З. Фрейд, К. Г. Юнг. В трудах этих авторов кризис описывается как состояние, которое сопровождает развитие и становление личности. Позднее категории «кризис» и «кризисные состояния» стали исследовать через призму травматических стрессовых событий.

Первые исследования кризисной проблематики в контексте травмирующей ситуации были проведены E. Lindemann. В рамках его исследований кризис рассматривается как состояние, возникающее вследствие воздействия на человека психотравмирующих событий.

Именно работы E. Lindemann явились основанием для возникновения теории кризисов. По мнению ряда зарубежных психологов (R. H. Moos, V. D. Tsu), на теорию кризисов повлияли четыре интеллектуальных движения:

- теория эволюции и ее приложения к проблемам общей и индивидуальной адаптации;

- теория достижения и роста человеческой мотивации;

- изучение человеческого развития с точки зрения жизненных циклов;

- концепции совладения с экстремальными стрессами.

Как отмечает Дж. Якобсон, отличительными чертами теории кризисов можно считать следующие:

- относится главным образом к индивиду, хотя некоторые ее понятия используются применительно к семье, малым и большим группам;

- рассматривает человека в его собственной экологической перспективе, в его естественном человеческом окружении;

- подчеркивает не только возможные патологические следствия кризиса, но и перспективы роста и развития личности.

По мнению G. Caplan, кризис – это период неравновесия, ограниченный по времени, сопровождаемый неприятными психическими и физическими чувствами (ощущениями), иногда сильно истощающий способности личности компетентно преодолевать ситуацию или справляться с ней. Нарушение душевного равновесия возникает, когда индивид сталкивается с важной жизненной проблемой, от которой он не может уйти и которая не может быть решена в короткое время обычным путем с помощью механизмов ответной регуляции, доступных в настоящее время. G. Caplan описал четыре последовательных стадии кризиса:

1) первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем;

2) дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы

оказываются безрезультатными;

3) еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

4) если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности.

Кризис может кончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

В работах и G. Caplan и E. Lindemann категория кризиса рассматривается как состояние неравновесности.

E. Kahn описывает кризис как «неожиданное событие или переживание, которое личность не может “переработать” и которое прерывает непрерывность жизни и содержит опасность предстоящей катастрофы».

Ряд исследований категории «кризис» разворачивается в контексте жизненного пути личности. Так, Э. Эриксон рассматривал возрастные кризисы в рамках эпигенетической теории. В своей работе он разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго, которые являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности».

Согласно Эриксону, «каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии». Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом преодолевается кризис. В то же время Эриксон отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации».

Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, т. е. на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами, то теперь оно вбирает в себя новый позитивный компонент, и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем.

Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью [65, с. 144].

S. – H. Fillip и другие также описывают жизненные кризисы как «ограниченные по времени ситуации, которые характеризуются нарушением равновесия между внешним и внутренним планом бытия человека и которые не могут быть преодолены посредством имеющихся у личности ресурсов».

В экзистенциально-гуманистических исследованиях (Р. Ассаджиоли, С. Грофф, А. Маслоу и др.) кризис рассматривается как органическая часть процесса развития личности. Так, например, С. Грофф отмечает, что состояние кризиса может быть трудным, но при этом он обладает огромным эволюционным и целительным потенциалом. Будучи трудной ситуацией естественного развития, кризис может привести к исцелению различных эмоциональных и психосоматических расстройств, благоприятным изменениям личности, разрешению важных жизненных проблем.

В исследованиях D. Ulich речь идет о кризисе в том случае, когда затрагиваются центральные области жизнедеятельности. Поводом для кризиса могут стать всеобъемлющие и серьезные, вызываемые изнутри и снаружи, угнетающие изменения, с которыми личность должна справиться, чтобы снова достичь общего позитивного психического состояния.

Об экзистенциальных кризисах речь идет в работах и R. K. James и A. Olson. Авторы отмечают, что экзистенциальные кризисы связаны с процессами самоактуализации личности. Они возникают в ситуации, когда человек осознает факт недостижимости тех целей, которые он поставил перед собой ранее.

Итак, зарубежные исследователи рассматривают категорию «кризис» в контексте переживания личностью психотравмирующих ситуаций, как явление индивидуальной жизни человека. Главным аспектом кризиса является нарушение равновесия в системе «бытие – личность». Результатом же переживания кризиса становится духовное обогащение личности.

В отечественной психологии кризисной проблематикой занимался Л. С. Выготский. Как он отмечал, процесс разворачивания кризиса сопряжен с тем, что на каждой стадии развития происходит накопление внешних и внутренних противоречий. По мнению Л. С. Выготского, особенностью кризиса является неясность границ, определяющих его начало и конец. Однако в середине кризиса наступает кульминационный момент, в который кризис достигает апогея. Л. С. Выготский предлагает считать его точкой отсчета, откладывая в сторону начала и окончания кризиса примерно полгода и выделяя тем самым три фазы развития кризиса: предкритическую, собственно критическую и пост критическую.

Как отмечает Р. А. Ахмеров, в большинстве своем исследования проблемы переживания кризисов носят теоретический характер, у авторов отсутствует эмпирическая проверка теоретических положений и гипотез жизненных кризисов; нет типологий, а если и есть, то они представлены без эмпирических фактов [7, с. 7].

В. И. Слободчиков при разработке категории возраста в качестве основания своей периодизации выбрал понятие человеческой общности, внутри которой формируются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности и выходить из них, то есть быть самобытным. Автор подчеркивает, что последовательная смена ступеней – это не просто условное членение непрерывного процесса эволюционирования, а прежде всего смена режима индивидуальной жизни, кризис самости и единичности. Соответственно, он выделяет две группы кризисов [6]:

–  кризисы рождения («так жить нельзя»);

– кризисы развития («хочу быть как ты») и поиск новых способов самоопределения.

Разрыв, противоречие между реальной и потенциальной формами совместного существования и создают, по мнению В. И. Слободчикова, явления кризиса, когда ребенок, юноша, взрослый к чему-либо стремятся.

Ф. Е. Василюк использует понятие «критическая ситуация» и говорит, что она «в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)».

При этом автор вводит понятие «кризис первого рода», который может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления, прерванного кризисом хода жизни. Кризис второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности – метаморфоза личности, ее перерождение, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа «Я».

Ф. Е. Василюк следующим образом описывает особенности кризиса как процесса переживания: «…внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего жизненного замысла. Психологическим “органом”, осуществляющим замысел, несмотря на неизбежные трудности и сложности мира, является воля. Когда перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, воля оказывается бессильной (не в данный момент, а в принципе, в перспективе реализации жизненного замысла), возникает специфическая критическая ситуация – кризис» [5, с. 29].

В контексте этого кризис – это критический момент и поворотный пункт жизненного пути, когда реализация жизненного замысла серьезно затрудняется либо становится невозможной. Кризис обладает следующей динамикой возникновения и развития: он начинается с развертывания борьбы мотивов в процессе осуществления жизненного замысла (испытания) и достигает апогея, когда индивид все так же остро ощущает актуальность своего сорвавшегося замысла и уверен в невозможности его реализации.

К числу основных событий повседневной жизни, способных привести к кризису, относятся:

– смерть или тяжелая болезнь близкого человека;

– тяжелое заболевание, вызывающее страх смерти;

– отделение от родителей, семьи, друзей, потеря любимой (привычной) работы, смена места жительства;

– изменение внешности;

– смена социальной обстановки;

– женитьба (замужество);

– резкие изменения социального статуса.

По мнению Л. Н. Юрьевой, причины возникновения кризисных состояний многообразны. Они определяются, с одной стороны, социальными и ситуационными факторами, а с другой – индивидуально-типологическими и биологическими особенностями личности. Л. Н. Юрьева выделяет следующие детерминанты кризисов:

– социальные факторы: макросоциальные (изменение национальной мотивации, социокультурные изменения, аномия); микро социальные (острые стрессовые ситуации, опасные для жизни);

– личностные факторы: характерологические особенности (эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, акцентуации характера); фрустрация фундаментальных личностных потребностей.

Э. Ф. Зеер приводит следующее определение кризиса: «Кризис – это сложное переходное состояние, возникающее в условиях невозможности (или затрудненности) жить как прежде и незнания, как жить дальше, связанное с мучительным переживанием своего нового “Я”». По мнению автора, развитие кризисных явлений наблюдается в определенные, относительно кратковременные периоды. Но они никак не инициируются возрастом. Возраст всего лишь фон, на котором проявляется кризис, главное – перестройка, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. Кризисы психического развития не ограничиваются периодом детства. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность изменяются на протяжении всей жизни.

При рассмотрении современных подходов к изучению кризисов личности взрослого человека Е. Л. Солдатова выявила, что большинство авторов отмечают усиление влияния гетерохронности развития психических функций, роли индивидуально-личностных и субъектно деятельностных особенностей в содержании кризисов. Кризисные периоды, которые выделяются разными авторами, имеют схожие возрастные границы, что позволяет считать их нормативными.  

В своей работе Е. Л. Солдатова основное внимание обращает на нормативные кризисы развития. Ей удалось показать, что понятием «кризис» обозначаются «разные уровни одной реальности, с чем связано неоднозначное, а главное, неполное его толкование».

В частности, с понятием кризиса часто отождествляют процессуальные характеристики изменений реальности: кризисную ситуацию, которая является «пусковым механизмом» для кризиса как процесса; переживание конфликта как переломную фазу кризиса и рефлексию противоречий; инсайт и разрешение как результат нормально протекающего кризиса; регресс как результат нарушенного течения кризиса; оценку и переживание происходящих изменений в любой фазе кризиса.

Автор следующим образом разводит понятия «кризисный период» и «нормативный кризис». Кризисный период определяется «как неизбежный переход от одной возрастной стадии к следующей, связанный с изменением социальной ситуации развития, с разрушением старой системы отношений, открытием, а затем освоением и принятием новой», а нормативный кризис развития личности – «как процесс проживания личностью кризисного обязательного этапа между возрастными стадиями взрослого периода развития» [3, с. 14]. В нормативном кризисе развития личность проживает последовательно основные фазы кризиса, связанные с переструктурированием и освоением новой системы отношений. В процессе проживания и внутренней работы личности, направленной на выход из кризиса и связанной с осознанием и рефлексией изменений, преобразуются система отношений личности и ее представления о себе.

Следует отметить, что, будучи едиными в признании критических периодов в развитии личности, некоторые авторы высказывали мнение о возможности при определенных педагогических условиях бескризисного развития (Т. В. Драгунова, А. Н. Леонтьев, У. Лер, Г. Томэ). Эти взгляды в последнее время большинством исследователей опровергаются (Р. А. Ахмеров, В. И. Слободчиков и др.).

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что кризис –это необходимый атрибут развития.

Относительное единство мнений наблюдается при определении роли и значения кризисов в развитии личности. Обычно кризис – явление нормативное, свойственное большинству людей. В разнообразных концепциях кризис детерминирован определенного рода противоречиями: внешними или внутренними. Именно в процессе разрешения этих противоречий осуществляется прогрессивное развитие личности, происходит перестройка внутреннего переживания за счет изменения отношения к окружающей действительности, а также потребностей и побуждений, определяющих поведение человека, опыт и направленность личности.

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время существует множество подходов к изучению кризисов и механизмов их возникновения. Преимущественно в работах и отечественных и зарубежных исследователей отмечается, что кризис – это нормативный феномен, который является неотъемлемым элементом процесса становления личности.

1. 2. Кризисные жизненные ситуации и кризисные состояния личности.

 Проблематика кризисов в индивидуальной жизни традиционно находилась в центре внимания гуманитарного (в частности, психологического) научного мышления, однако теоретическое изучение механизмов возникновения и факторов преодоления кризисов развивается с относительно недавних пор. В данном пособии рассматриваются два взаимосвязанных понятия – кризисное состояние личности и критическая ситуация, которая может послужить толчком к возникновению кризисных переживаний. В этой связи необходимо также отметить, что вопросы оказания экстренной психологической помощи населению в экстремальных и критических ситуациях в настоящее время все еще остаются достаточно новыми для психолога. Необходимость обобщения накопленного специалистами опыта работы в этой сфере обусловливается повышением актуальности кризисной проблематики. В конце минувшего столетия были проведены исследования в 15 экономически наиболее развитых странах мира, результаты показали катастрофический рост социально детерминированных психических и поведенческих расстройств. Так, с 1900 по 1993 год количество пограничных расстройств возросло в 21,4 раза, из них невротических и связанных со стрессом – в 61,7 раза; количество лиц, страдающих алкоголизмом – в 58, 2 раза, олигофрениями – в 30 раз (Б.Д. Петраков, 1996).

В основе возникновения кризисных состояний лежит наличие критической ситуации, которая определяется как ситуация, при которой субъект сталкивается с реальной или потенциальной невозможностью удовлетворения своих фундаментальных потребностей и реализации мотивов, стремлений, ценностей. Эта ситуация представляет собой проблему, которую личность не может разрешить привычным способом. Таким образом, кризис возникает вследствие возникновения событий, затрудняющих реализацию личностью своего жизненного замысла, когда он оказывается бессильным преодолеть их волевым усилием (Ф.Е. Василюк, 1984).

Кризис всегда является испытанием для личности, возникая на жизненном пути каждого человека вне зависимости от его желания или нежелания. В процессе прохождения кризиса кардинально изменяется вся жизнь человека на всех уровнях: смыслообразующем или когнитивном (как интроекция новых жизненных ценностей или новой иерархии ценностей), аффективном (способность проходить испытание, сохраняя целостность) и поведенческом (необходимость выработать новые поведенческие паттерны, доселе не существовавшие у человека). Психологически кризисное состояние требует концентрации и использования всех имеющихся у человека сил для решения задач, которые поставила перед ним жизнь (Г. Пери, 1995).

Таким образом, кризис задевает различные структуры существования личности (В.Ю. Меновщиков, 2002):

− внешние аспекты жизни (работа, профессиональная деятельность, положение в обществе, семья, социальные роли, социальные нормы, коммуникации как характер взаимодействия с другими и пр.), все то, что можно выразить следующим образом: как я себя ощущаю среди других людей; − внутренние аспекты жизни, или экзистенциальная ситуация индивида (восприятие и опознавание себя как уникальной личности, ответы на экзистенциальные вопросы

– кто я, что я, куда я, зачем я), все то, что можно выразить словами следующим образом: как я себя ощущаю в мире.

Личностный кризис – это психологическое состояние максимальной дезинтеграции и дезадаптации личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, Я-концепции) и возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта, что приводит к девиантному поведению, нервно-психическим и психосоматическим расстройствам (Л.Н. Юрьева, 1999).

Для классификации кризисов личности необходимо обратиться к различным контекстам их изучения. Первоначально переживаемые человеком кризисы исследовались в связи с возрастными аспектами и увязывались с динамическими особенностями развития в разные периоды жизни человека (Л.С. Выготский, Э. Эриксон). С анализа детских возрастных кризисов интересы исследователей постепенно переключаются и на кризисы зрелого периода развития.

1) внутренние (нормативные) кризисы, которые имеют относительно выраженный хронологический, возрастной характер, а при- 9 чиной является естественное развитие личности; их переживают все люди, но уровень выраженности кризиса не всегда приобретает характер конфликта;

2) внешние (ненормативные) кризисы, в которых в качестве стрессора выступают внешние травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких; они имеют вероятностный характер, время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии; участники кризиса случайны, возникают вследствие стечения обстоятельств (Т. Калошина, Э.Ф. Зеер, 1997).

Решающее значение в возникновении нормативных кризисов принадлежит смене и перестройке ведущей деятельности, и возникновению новообразований как ресурсов, получаемых личностью для перехода на следующую ступень развития. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития. Далее особенности нормативных кризисов будут подробнее рассмотрены на примере возрастных кризисов психического развития и кризисов профессионального самоопределения личности.

Ненормативные кризисы не являются обязательными, а связаны со значительными резкими изменениями условий жизни. Таковыми могут стать важные жизненные события, меняющие индивидуальную биографию человека – окончание учебного заведения, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка, смена местожительства, уход на пенсию и другие. Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения (Э.Ф. Зеер, 1997).

К ненормативным относятся также кризисы, которые обусловлены драматическими и трагическими обстоятельствами жизни, такими как потеря трудоспособности, инвалидность, развод, вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишение свободы и т. п. Эти кризисы представляют собой испытание на грани человеческих возможностей, вызывают запредельные 10 эмоциональные переживания и требуют кардинальной перестройки сознания, пересмотра ценностей и жизненных смыслов.

 

1. 3. Кризисы психического развития.

В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. В обобщающей статьи К.М. Поливановой о кризисах психического развития детей показано, что ведущими факторами кризисов детства является изменение социальной ситуации развития, перестройка системы взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром, а также смена ведущей деятельности.

Кризисные явления развиваются в определенные относительно короткие периоды. Но их никак не инициирует возраст. Возраст — лишь фон, на котором проявляется кризис, главное — изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. И конечно, кризисы психического развития не ограничиваются периодом детства. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность меняются и за пределами детского возраста.

Итак, кризисы психического развития — это переход от одной стадии развития к другой, для которой характерно изменение социальной ситуации, смена ведущей деятельности и возникновения психологических новообразований.

С 14 – 16 лет смена ведущей деятельности и социальной ситуации и дальше инициирует возникновение кризисов психического развития. Поскольку ведущей деятельностью взрослого человека становится учебно-профессиональная и профессиональная, оправданно называть эти кардинальные изменения кризисами профессионального развития личности.

 

 

 

 

Глава 2. Возрастные кризисы

Возраст — это в первую очередь биологический фактор, обусловленный созреванием, перестройкой, старением организма человека. В исследованиях ленинградских психологов, начатых еще под руководством Б.Г. Ананьева, показана гетерохронность интеллектуального развития взрослых. Изменения психических способностей являются следствием возрастных изменений.

В психологии обстоятельно исследованы кризиса детства. Обычно выделяют кризис первого года жизни, кризис 3 – х лет, кризис 6 – 7 лет и подростковый кризис 10 – 12 лет (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, T.B. Драгунова, Д.Б. Эльконин и др.). Форма, продолжительность и острота переживания кризисов заметно отличаются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье и педагогической системы в целом.

Кризиса детства возникают во время перехода детей на новый возрастной степень и связаны они с решением время острых противоречий между сложившимися в них особенностями взаимоотношений с окружающими, а также с вековыми физическими и психологическими возможностями и стремлениями. Негативизм, упрямство, капризность, состояние повышенной конфликтности - характерные поведенческие реакции детей в период кризиса.

Е. Эриксон выдвинул постулат, что каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения — кризис, порожденный конфликтом развития «Я»-личности. Человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. «Каждая следующая стадия... является потенциальной кризисом в результате радикального изменения перспективы.

Значит, правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые биологическим развитием, самостоятельным фактором, детерминирующим возрастные кризисы. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития

2.1. Кризисы невротического характера

Данная группа кризисов обусловливают внутриличностные изменения, а именно: перестройка сознания, бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции – все то, что порождает внутренний конфликт, рассогласование психологической целостности. Они традиционно являются предметом исследования фрейдистов, неофрейдистов и других психоаналитических школ.

Жизненный путь Э. Эриксон разделил на восемь стадий. Согласно выделенным возрастным этапам, он обосновал основные кризиса психо-социального развития (таблица 1).

 

Стадия

Психосоциальное развитие

Сильный аспект личности

Детство (0 – 1 год)

Основная вера и надежда против основной безвыходности (доверие – недоверие)

Надежда

Раннее детство (1 – 3 год)

Самостоятельность против чувства вины и страха осуждения (самостоятельность - стыд, сомнение)

Сила воли

Возраст игры (3 – 6 лет)

Личная инициатива против чувства вины и страха осуждения (инициативность – чувство вины)

Целеустремленность

Младший школьный возраст (6 – 12 лет)

Предприимчивость против чувство неполноценности (трудолюбие – чувство неполноценности)

Компетентность

Подростковый возраст – ранняя юность (12 – 19 лет)

Идентичность против смещения идентичности (эгоидентичность – ролевое смещение)

Верность

Юность (20 – 25 лет)

Интимность против изоляции (интимность – изоляция)

Любовь

Взрослость (26 – 64 лет)

Производительность против застоя, увлеченность собой (производительность – застой)

Забота

Старость (65 – смерть)

Целостность, универсальность против отчаяния (эгоинтеграция – отчаяние)

Мудрость

 

2.2. Жизненные кризисы

Наряду с названными группами психологических кризисов имеется еще один огромный пласт кризисных явлений, обусловленных значительными резкими изменениями условий жизни. Детерминантами этих жизненных кризисов становятся такие важные события, как окончание учебного заведения, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка, смена местожительства, уход на пенсию и другие изменения индивидуальной биографии человека. Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения.

Жизненные кризисы являются предметом пристального внимания зарубежных психологов, в частности Ш. Бюлер, Б. Ливехуда, Е. Эриксона. Разделяя человеческую жизнь на периоды, этапы, они обращают внимание на трудности перехода от одного этапа к другому. При этом подчеркивают особенности кризисных явлений у женщин и мужчин, анализируют факторы, которые инициируют кризиса. В зависимости от научной ориентации одни исследователи видят причины кризисов в биологическом развитии человека, обращают внимание на сексуальные изменения, другие большее значение придают социализации личности, еще другие - духовному, нравственному становлению.

Широкую известность в 1980 в США приобрела книга американской журналистки Гейл Шинхи «Предполагаемые кризиса в жизни взрослого человека» (1979). На основе обобщения жизни верхних слоев американского среднего класса она выделяет четыре кризиса:

– «вырывания корней», эмансипации от родителей (16 лет)

– максимальных достижений (23 года);

– коррекции жизненных планов (30 лет);

– середины жизни (37 лет) – самый тяжелый, рубежный.

После выхода на пенсию начинается социально-психологическое старение. Оно проявляется в ослаблении интеллектуальных процессов, повышении или понижении эмоциональных переживаний. Снижается темп психической деятельности, появляется осторожность к нововведениям, постоянный погруженность в прошлое и ориентация на предыдущий опыт. Отмечают также страсть к морализаторству и осуждения поведения молодежи, противопоставление своего поколения поколению, что идет на смену. Это - кризис социально-психологической адекватности

 

2.3. Критически – смысловые кризисы

Следует выделить еще одну группу кризисов, обусловленных критическими обстоятельствами жизни: драматическими, а иногда и трагическими событиями. Эти факторы имеют разрушительный, подчас катастрофический исход для человека. Происходит кардинальная перестройка сознания, пересмотр ценностных ориентации и смысла жизни вообще. Протекают эти кризисы на грани человеческих возможностей и сопровождаются запредельными эмоциональными переживаниями. Их вызывают такие ненормативные события, как потеря трудоспособности, инвалидность, развод, вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишение свободы и т.п.

Первые три группы психологических кризисов имеют относительно выраженный хронологический, возрастной характер. Они являются нормативными; все люди их переживают, но уровень выраженности кризиса не всегда приобретает характер конфликта. Преобладающая тенденция нормативных кризисов — конструктивная, развивающая личность. Вторые три группы жизненных кризисов имеют ненормативный, вероятностный характер. Время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии, участники кризиса случайны. Эти событийные кризисы возникают вследствие стечения обстоятельств.

P.O. Ахмеров, исследуя биографические кризиса личности, как факторы, которые предопределяют называет события и отношения между ними. В зависимости от отношений он выделяет такие кризиса:

– кризис нереализованности – субъективное негативное переживание жизненной программы

– кризис опустошенности – душевная усталость и переживания отсутствия достижений

–  кризис бесперспективности – отсутствие перспектив профессионального роста реальных планов на будущее.

Автор не сопоставляет эти кризиса с возрастом человека. По его мнению, они определяются субъективными переживаниями. В индивидуальном жизни человека основные кризисы случаются в разных вариантах: опустошенность + бесперспективность; нереализованность + опустошенность + бесперспективность. Такие сочетания кризисов человек довольно тяжело переживает, и выход может быть деструктивным, вплоть до суицида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе анализа научной – методической литературы, нами было рассмотрено следующее: определение «профессиональный кризис», рассмотрели его историю, где и когда появился, кто первый выдвинул данное понятие, также произвели глубокий анализ кризиса психического развития, возрастные, невротического и жизненного характера. Был затронут момент по-критически – смысловым кризисам.

Профессиональный кризис личности – это своего рода «переходная» точка, точка бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии, обеспечивает переход на следующую стадию профессионального становления или приводит к стагнации, профессиональной деградации.

При всем многообразии исследований профессиональных кризисов на сегодняшний день остаются не до конца раскрытыми механизмы переживания кризиса. Выявление условий, обеспечивающих успешное преодоление профессионального кризиса личности, позволит определить эффективные технологии профилактики возникновения кризисных явлений профессионального развития и коррекции актуальных состояний и сформированных поведенческих паттернов.

Относительное единство мнений наблюдается при определении роли и значения кризисов в развитии личности. Обычно кризис – явление нормативное, свойственное большинству людей. В разнообразных концепциях кризис детерминирован определенного рода противоречиями: внешними или внутренними. Именно в процессе разрешения этих противоречий осуществляется прогрессивное развитие личности, происходит перестройка внутреннего переживания за счет изменения отношения к окружающей действительности, а также потребностей и побуждений, определяющих поведение человека, опыт и направленность личности.

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время существует множество подходов к изучению кризисов и механизмов их возникновения. Преимущественно в работах и отечественных и зарубежных исследователей отмечается, что кризис – это нормативный феномен, который является неотъемлемым элементом процесса становления личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Практическая методическая часть.

В третьей главе нами будет рассмотрено методики профессионального кризиса, а именно: Психодиагностическая методика «переживание кризиса личностью (ППК)» Духновский. Форма проведения: компьютерная, «карандаш – бумага; методика может выполняться в индивидуальных и групповых вариантах.

3.1. Психодиагностическая методика «переживания кризиса личностью»

Данная методика включает в себя 8 шкал, такие как: Реакция эмоционального дисбаланса «Эд», пессимистическая реакция «Пс», реакция отрицательного баланса «Об», реакция демобилизация «Дм», реакция оппозиция «Оп», реакция дезорганизации «Дз», психологическая устойчивость «Пу», положительный и отрицательный образ себя. Также по итогу всех шкал находился индекс ситуационного реагирования «Иср». Подсчет баллов производился по обычной шкале, а также по шкале Т – баллы.

Методика включает в себя 48 вопросов, на которых нужно было ответить с выбором баллов. Оценка вопроса от 1 до 7 баллов.

Методика переживания психологического кризиса

1

1

11

7

21

2

31

1

41

5

2

1

12

1

22

2

32

4

42

7

3

2

13

5

23

1

33

1

43

4

4

1

14

1

24

1

34

1

44

1

5

2

15

7

25

1

35

1

45

7

6

2

16

2

26

1

36

1

46

1

7

7

17

1

27

7

37

1

47

7

8

1

18

1

28

1

38

2

48

2

9

1

19

2

29

1

39

7

 

 

10

1

20

1

30

6

40

2

 

 

 

Обработка результатов:

Шкалы

Баллы

Т - баллы

Оценка выраженности

%

Реакция эмоционального дисбаланса «Эд»

8

38

Низкая

43,68

Пессимистическая реакция «Пс»

12

47

Пониженная

48,96

Реакция отрицательного баланса «Об»

11

36

Низкая

36,73

Реакция демобилизация «Дм»

12

47

Пониженная

48,96

Реакция оппозиции «Оп»

14

48

Пониженная

50,53

Реакция дезорганизации «Дз»

10

38

Низкая

41,76

Психологическая устойчивость «Пу»

33

64

Высокая

78,05

Положительный – отрицательный образ себя

9

70

Высокая

93,33

Индекс ситуационного реагирования «Иср»

67

38

-

39,58

Среднее значение:

29,5

47,3

 

53,5

Дисперсия:

1035,7

147,7

 

368,5

Квадратическое отклонение:

8286,2

1182

 

2948,4

 

Примечание: кризисный профиль: «Иср» и «Пу» - 67 и 33 – 38 Т и 64 Т- Профиль 1.

 

 

 

 

 

Схема 1. Психодиагностическая методика «переживание кризиса личностью (ППК)»

 

Схема 2. Психодиагностическая методика «переживание кризиса личностью (ППК)» (Т – баллы).

Рис.1. Психодиагностическая методика «переживание кризиса личностью (ППК)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерпретация результатов:

На основе полученных данных можно сделать вывод, что практически все шкалы у испытуемого имеют низкую оценку выраженности, кроме шкал психологическая устойчивость и положительный - отрицательный образ себя.

1). Так низкая оценка выраженности шкалы «Реакция эмоционального дисбаланса» (38 Т - баллов) испытуемого говорит о том, что в актуальном моменте жизни положительные эмоции преобладают над отрицательными. Так же можно выделить повышенную готовность к восприятию позитивных внешних сигналов и низкую чувствительность к эмоциогенным воздействиям. У испытуемого отмечается благоприятное психическое состояние, проявлениями которого являются уверенность в своих силах и возможностях; возможность проявлять активность и расходовать энергию, ощущение внутренней собранности, запаса сил и энергии; готовность к работе.

2). Шкала «пессимистическая реакция» у испытуемого имеет пониженную оценку выраженности (47 Т - баллов), что означает позитивность мировоззрения, суждений и оценок. А так же высокий уровень оптимизма и реальное планирование своего поведения и деятельности. Испытуемого можно охарактеризовать как имеющего адекватную самооценку и высокую эмоциональную устойчивость. Отмечается высокая скорость переработки информации и принятия решений, а в психическом состоянии отмечается ровный положительный эмоциональный тон и спокойное протекание эмоциональных процессов.

3). Шкала «реакция отрицательного баланса» имеет низкую оценку выраженности (36 Т - баллов), что говорит о жизнерадостности испытуемого и отсутствии внутренних конфликтов. Собственные взгляды, позиции и отношения испытуемого являются гибкими и легко поддаются конструктивному изменению, как самим субъектом, так и извне. Также можно отметить низкую эмоциональность и импульсивность, сдержанность в поведении и поступках, уравновешенность, сбалансированность эмоциональных и когнитивных компонентов в оценке ситуации и принятии решения. В психическом состоянии выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий.

4). Шкала «реакция демобилизации» имеет так же пониженную оценку выраженности (47 Т - баллов), что означает включенность испытуемого в различные виды коллективной деятельности и высокую ее результативность. Испытуемый стремиться быть среди людей, отмечается легкостью в установлении контактов. Обладает высокой энергичностью и повышенной готовностью действовать. В психическом состоянии отмечается повышенное, бодрое настроение, преобладает положительный эмоциональный фон.

5). Шкала «реакция оппозиции» имеет пониженную оценку выраженности (48 Т - баллов), это говорит о том, что у испытуемого отсутствует грубость и резкость в оценках других людей и их деятельности. Обладает добродушием и в психическом состоянии выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности.

6). Шкала «реакция дезорганизации», у испытуемого имеет низкую оценку выраженности (38 Т - баллов), что означает уверенность в своих силах и возможностях и низкую тревожность. В психическом состоянии отмечается повышенная возможность проявлять активность и расходовать энергию. Желаемые цели воспринимаются как вполне достижимые. В крайне низких значениях нет сильного стремления осуществлять какие-либо изменения в себе, своем поведении или в ситуации.

7). Шкала «психологическая устойчивость» у испытуемого имеет высокую оценку выраженности (64 Т - балла), это говорит о том, что у него наблюдается высокий уровень психологической устойчивости: вера в себя, в свои возможности, удовлетворение основных жизненных потребностей (самореализации, самоуважения, самоутверждения). Также отмечается высокая энергичность и характерна повышенная готовность познавать, действовать, менять существующую ситуацию, если она не отвечает желаниям и планам субъекта. В психическом состоянии выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности.

8). Шкала «положительный – отрицательный образ себя» является вспомогательной и позволяет определить критичность самооценивания и его адекватность. В данном случае у испытуемого эта шкала имеет высокую оценку выраженности (70 Т - баллов), что означает недостаточно развитое понимание себя.

9) Индекс ситуационного реагирования, определяющий величину кризисной нагрузки на субъекта равен 67 баллам или 38 Т - баллам.

Для определения кризисного профиля необходимо соотнести Индекс ситуационного реагирования и психологическую устойчивость. У испытуемого он составляет: 38 Т - баллов и 64 Т - балла, что относится к 1 профилю (низкий и пониженный индекс ситуационного реагирования — до 45 Т - баллов и ниже; повышенный и высокий показатель психологической устойчивости личности от 56 Т- баллов и выше).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщенный вывод:

Испытуемый относится к профилю 1. Психологическое здоровье с благоприятным прогнозом. Таким образом у испытуемого, отмечается высокий уровень психологической устойчивости, высокая энергичность и низкая эмоциональность, благоприятное психическое состояние, эмоциональное благополучие и гармоничные межличностные отношения.

Прогноз благоприятный в силу выраженной психологической устойчивости и наличия личных превентивных ресурсов — адаптационно-компенсаторных способностей — для конструктивного преодоления кризиса. Возможно развитие по уравновешенному типу личности, ключевыми характеристиками которого выступают: сдержанность эмоций; устойчивое настроение; толерантность к различного рода неопределенности. Патогенными условиями для данного типа личности выступает наличие или отсутствие способностей решения жизненных трудностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Духновский С. В. Переживание дисгармонии межличностных отношений / С. В. Духновский. Курган: Изд-во Кург. гос. ун-та, 2005. 175 с.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. Москва: Академия, 2006. 240 с.

3. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. Москва: Знание, 1996. 312 с.

4. Пантелеева, В.В. Психология кризисных состояний личности: учеб. пособие / В.В. Пантелеева, О.И. Арбузенко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. – 194 с.: обл.

5. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. Москва: Изд-во УРАО, 2002. 160 с.

6. Садовникова Н. О. Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности [Электронный ресурс]: монография / Н. О. Садовникова, Т. Б. Сергеева. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 105 с.

7. Солдатова, Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография / Е.Л. Солдатова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 267 с


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство просвещения РФ

Министерство просвещения РФ

Психология профессионального кризиса

Психология профессионального кризиса

Введение Актуальность: проблема кризиса и кризисных состояний в настоящее время остается по-прежнему актуальной как для психологической науки, так и для общества в целом

Введение Актуальность: проблема кризиса и кризисных состояний в настоящее время остается по-прежнему актуальной как для психологической науки, так и для общества в целом

Обобщить проанализированный материал

Обобщить проанализированный материал

Глава 1. Теоретико – методологические основания изучения профессионального кризиса личности

Глава 1. Теоретико – методологические основания изучения профессионального кризиса личности

По мнению G. Caplan, кризис – это период неравновесия, ограниченный по времени, сопровождаемый неприятными психическими и физическими чувствами (ощущениями), иногда сильно истощающий способности личности компетентно…

По мнению G. Caplan, кризис – это период неравновесия, ограниченный по времени, сопровождаемый неприятными психическими и физическими чувствами (ощущениями), иногда сильно истощающий способности личности компетентно…

E. Kahn описывает кризис как «неожиданное событие или переживание, которое личность не может “переработать” и которое прерывает непрерывность жизни и содержит опасность предстоящей катастрофы»

E. Kahn описывает кризис как «неожиданное событие или переживание, которое личность не может “переработать” и которое прерывает непрерывность жизни и содержит опасность предстоящей катастрофы»

В экзистенциально-гуманистических исследованиях (Р

В экзистенциально-гуманистических исследованиях (Р

Л. С. Выготский предлагает считать его точкой отсчета, откладывая в сторону начала и окончания кризиса примерно полгода и выделяя тем самым три фазы развития кризиса:…

Л. С. Выготский предлагает считать его точкой отсчета, откладывая в сторону начала и окончания кризиса примерно полгода и выделяя тем самым три фазы развития кризиса:…

При этом автор вводит понятие «кризис первого рода», который может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления,…

При этом автор вводит понятие «кризис первого рода», который может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления,…

По мнению Л. Н. Юрьевой, причины возникновения кризисных состояний многообразны

По мнению Л. Н. Юрьевой, причины возникновения кризисных состояний многообразны

В своей работе Е. Л. Солдатова основное внимание обращает на нормативные кризисы развития

В своей работе Е. Л. Солдатова основное внимание обращает на нормативные кризисы развития

Р. А. Ахмеров, В. И. Слободчиков и др

Р. А. Ахмеров, В. И. Слободчиков и др

Необходимость обобщения накопленного специалистами опыта работы в этой сфере обусловливается повышением актуальности кризисной проблематики

Необходимость обобщения накопленного специалистами опыта работы в этой сфере обусловливается повышением актуальности кризисной проблематики

Таким образом, кризис задевает различные структуры существования личности (В

Таким образом, кризис задевает различные структуры существования личности (В

Т. Калошина, Э.Ф. Зеер, 1997).

Т. Калошина, Э.Ф. Зеер, 1997).

Кризисы психического развития.

Кризисы психического развития.

Глава 2. Возрастные кризисы

Глава 2. Возрастные кризисы

Кризисы невротического характера

Кризисы невротического характера

Младший школьный возраст (6 – 12 лет)

Младший школьный возраст (6 – 12 лет)

Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения

Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения

Это - кризис социально-психологической адекватности 2

Это - кризис социально-психологической адекватности 2

Автор не сопоставляет эти кризиса с возрастом человека

Автор не сопоставляет эти кризиса с возрастом человека

Заключение В ходе анализа научной – методической литературы, нами было рассмотрено следующее: определение «профессиональный кризис», рассмотрели его историю, где и когда появился, кто первый выдвинул…

Заключение В ходе анализа научной – методической литературы, нами было рассмотрено следующее: определение «профессиональный кризис», рассмотрели его историю, где и когда появился, кто первый выдвинул…

Преимущественно в работах и отечественных и зарубежных исследователей отмечается, что кризис – это нормативный феномен, который является неотъемлемым элементом процесса становления личности

Преимущественно в работах и отечественных и зарубежных исследователей отмечается, что кризис – это нормативный феномен, который является неотъемлемым элементом процесса становления личности

Глава 3. Практическая методическая часть

Глава 3. Практическая методическая часть

Обработка результатов:

Обработка результатов:

Схема 1. Психодиагностическая методика «переживание кризиса личностью (ППК)»

Схема 1. Психодиагностическая методика «переживание кризиса личностью (ППК)»

Рис.1. Психодиагностическая методика «переживание кризиса личностью (ППК)»

Рис.1. Психодиагностическая методика «переживание кризиса личностью (ППК)»

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов:

В психическом состоянии выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий

В психическом состоянии выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий

В психическом состоянии выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности

В психическом состоянии выражено активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, есть готовность к преодолению препятствий, вера в свои возможности

Обобщенный вывод: Испытуемый относится к профилю 1

Обобщенный вывод: Испытуемый относится к профилю 1

Библиографический список 1. Духновский

Библиографический список 1. Духновский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2023