Психология выбора профессии

  • docx
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Психология выбора профессии.docx

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Психология выбора профессии»

Аннотация

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Психология выбора профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции модернизации российского образования. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профинформационные материалы, которые должны помочь ребятам в выборе профессии. В программе использованы различные типы уроков. В них входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно–поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Программа состоит из 4 модулей: «Мои возможности», «Мир профессий», «Способности и профессиональная пригодность», «Планирование профессиональной карьеры».

 

Пояснительная записка.

 

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена психологическими особенностями подросткового возраста и необходимостью для обучающихся 8-9 класса сделать выбор в плане профессионального самоопределения.

Подростковый возраст – время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. «Все профессии хороши, выбирай на вкус…». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. Однако время требует определиться как можно скорее.

Любимая работа – важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.  Предлагаемая общеразвивающая программа «Психология выбора профессии» помогает сделать оптимальный выбор посредством создания ситуаций профессионального самоопределения. Профориентационные занятия данной программы содействуют осмысленному выбору школьником своего профессионального пути. 

По программе «Психология выбора профессии» могут обучаться учащиеся 8-9 классов, которые в доступной форме познакомятся с разнообразным миром профессий.

Новизна данной дополнительной общеразвивающей программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной.

Дополнительная общеразвивающая программа состоит из 4 модулей: «Мои возможности», «Мир профессий», «Способности и профессиональная пригодность», «Планирование профессиональной карьеры».

 

Актуальность.

 

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого - создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация призвана способствовать принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Общеразвивающая программа «Психология выбора профессии» разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Психология выбора профессии» состоит в том, что в процессе перехода экономики нашей страны к рыночной экономике, реформа российского общества предъявляет новые требования к системе образования: необходимо не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить выпускника школы к жизни и профессиональной работе в новых экономических условиях. Для того чтобы выдержать профессиональную конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским учащимся необходимо ознакомиться с большим спектром профессий и соотнести свои возможности и способности с необходимыми требованиями профессий.

В связи с необходимостью интеграции молодёжи в современные социально-экономические условия, а также для реализации государственной программы профильного и предпрофильного образования учащихся, большое значение имеет данный вид дополнительного образования.

Предлагаемая общеразвивающая программа представлена как самостоятельный курс дополнительного образования старшеклассников, раскрывающий основы выбора профессии.

Главным в программе является познание собственного «Я», своих способностей, возможностей. Соотнесение мечты и реальности, систематизация ВУЗов соответственно поставленной цели. Формирование внутренней мотивации выбора профессии.

Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и   многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, вести аморальный облик жизни. Таким образом, профориентационная работа с детьми школьного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем. 

 

Данная дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на полную реализацию в течение трех месяцев учебного года. Программа ориентирована на учащихся 8-9 классов. Объем программы – 24 часа. Режим занятий 1 раз в неделю по 2 академических часа, при наполняемости 17-25 учащихся в группе.

 

Учебный план ДОП «Психология выбора профессии»

 

п/п

Наименование модуля

Количество часов

всего

теория

практика

1

«Мои возможности»

8

4

4

2

«Мир профессий»

7

3,5

3,5

3

«Способности и профессиональная пригодность»

3

1,5

1,5

4

«Планирование профессиональной карьеры».

6

2

4

 

Итого

24

11

13

 

Цель, задачи, способы определения результативности, а также формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы «Психология выбора профессии» определены в каждом модуле.

 

1 модуль «Мои возможности»

Реализация этого модуля направлена на самопознание школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.

Осуществление обучения подростков по данному модулю дает им возможность познакомиться с самим собой. изучить самого себя и свои возможности в выборе профессии. Модуль разработан с учетом личностно-ориентированного подхода и составлен так, чтобы каждый ребенок имел возможность познакомиться с самим собой, сформировать не только положительное отношение к себе, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии, но и сформировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы, готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний.

Цель модуля: повышение уровня психологической компетентности обучающихся.

Задачи модуля:

- способствовать изучению психологических особенностей личности;

- содействовать составлению индивидуального психологического портрета личности;

- развивать умения видеть свои недостатки и работать над ними.

 

Учебно-тематический план модуля «Мои возможности»

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

 Самооценка и уровень притязаний.

1

0,5

0,5

Анкетирование

2-3

Темперамент и профессия. Определение темперамента.

2

1

1

Наблюдение, беседа, задание «Темперамент и свойства нервной системы», тест «Определение темперамента»

4-5

 Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

2

1

1

Наблюдение, беседа, задания: «Мимика», «Угадай эмоцию», «Что делает несчастным, что счастливым», тест   эмоций Басса-Дарки

6

 Что такое стресс.

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа, задания: «качества характера, провоцирующие и препятствующие возникновению конфликтов», «оценка школьных ситуаций», тест на тревожность

7

Определения типа мышления.

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа, задание «Основные характеристики мышления талантливых людей», тест   самодиагностика «Тип мышления»

8

Внимание и память.

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа, задания: «Двойной счет», «Муха», упражнение «Как тренировать внимание и память»

 

Итого

8

4

4

 

 

 

 

 

 

 


Ожидаемые результаты модуля «Мои возможности» дополнительной общеразвивающей программы

 «Психология выбора профессии»

 

Личностные результаты

отражающие отношение к учебной деятельности и

к социальным ценностям

Метапредметные результаты

 

Предметные результаты

отражающие опыт решения проблем и творческой деятельности в рамках конкретного предмета

регулятивные

универсальные учебные действия

направленные на формирование целевых установок учебной деятельности и

контрольно-оценочной деятельности

познавательные универсальные учебные действия

отражающие методы познания окружающего мира,

формирующие умственные операции и

исследовательскую деятельность

коммуникативные универсальные учебные действия

отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

 У обучающегося будут сформированы:

- свои личностные особенности;

-адекватное понимание причин успешности/

неуспешности в профессиональной деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- адекватной самооценки и корректной оценки качества выполнения как своих работ, так и работ другими людьми;

- осознанного выбора вида деятельности в зависимости от степени развития мышления, памяти, внимания и темперамента.

Обучающийся научится:

 - планировать свои действия;

- принимать и сохранять учебную задачу при выполнении заданий, упражнений, участия в игре;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю, не умею и не смогу выбрать для своей будущей профессии»);

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- анализировать 

эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности и оценить его влияние на настроение человека.

Обучающийся научится:

- высказываться в устной и письменной форме;

- соотносить качества своего характера относительно профессии.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- изучить негативные эмоции, отрицательно сказывающиеся на работе;

- определять тип характера, мышления, внимания и памяти.

 

Обучающиеся смогут:

 - стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- достойно выходить из конфликтных ситуаций.

Обучающийся получит возможность научиться:

- нормам поведения и общения в обществе

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.

Обучающиеся научатся:

- получать знания о таких понятиях, как: познавательные процессы человека - внимание, память, мышление; личность, темперамент, характер, «Я-концепция», эмоциональные состояния и т.д.;

- узнают о своих личностных особенностях: особенностях мышления, нервной системы, характера, темперамента и т.д.;

- научатся приемам саморегуляции;

- принимать решения в нестандартных ситуациях.


2 модуль «Мир профессий»

Реализация этого модуля направлена на формирование актуального для подростков информационного поля мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, с системой учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Самарской области, их требованиями к выпускникам школы, с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Цель модуля: формирование у учащихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации подростков в будущем.

Задачи модуля:

- способствовать знакомству с различными классификациями профессий; профессионально важными качествами и медицинскими противопоказаниями при выборе профессии;

- научить определять профессиональные интересы и склонности с учетом состояния здоровья каждого обучающегося.

 

Учебно-тематический план модуля «Мир профессий»

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

 Классификации профессий. Признаки профессии.

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа, задания: «По горячим следам», «Пирамида Климова»

2

 Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа, задания: «По горячим следам», «Формула профессии»

3

 Определение типа будущей профессии.

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа, задания: «По горячим следам», игра «Аукцион», тест самодиагностика «Определение типа будущей профессии»

4

 Интересы и склонности в выборе профессии.

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа, методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока), самодиагностика интересов и склонностей

5

 Определение профессионального типа личности.

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа, методика «Определение профессионального типа личности» (авторская модификация методики Д. Холланда), анализ своей личности

6

 Профессионально важные качества.

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа, работа в микрогруппах игра «Молчание — знак согласия»

7

Профессия и здоровье.

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа, задания: «По горячим следам», «Медицинские ограничения профессиональной пригодности»

 

Итого

7

3,5

3,5

 

 

 

 


Ожидаемые результаты модуля «Мир профессий» дополнительной общеразвивающей программы

 «Психология выбора профессии»

 

 

Личностные результаты

отражающие отношение к учебной деятельности и

к социальным ценностям

Метапредметные результаты

 

Предметные результаты

отражающие опыт решения проблем и творческой деятельности в рамках конкретного предмета

регулятивные

универсальные учебные действия

направленные на формирование целевых установок учебной деятельности и

контрольно-оценочной деятельности

познавательные универсальные учебные действия

отражающие методы познания окружающего мира,

формирующие умственные операции и

исследовательскую деятельность

коммуникативные универсальные учебные действия

отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

 У обучающегося будут сформированы:

- познавательный интерес к специальностям профессиям, будущего;

- основам здоровья в профессии.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- способности к волевому усилию при достижении поставленной цели;

- интересов и склонностей в профессии;

- профессионально важных качеств личности;

- типа будущей профессии.

Обучающийся научится:

   - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю, не умею и не смогу выбрать для своей будущей профессии»);

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу.

 

 

 

 

 

 

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выбора профессии, профессионального типа личности, профессионально важных качеств в той или иной профессии с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать деятельность в конкретной профессии и   выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным типам профессий;

- устанавливать причинно-следственные связи между группами профессий;

- строить рассуждения о разнообразии в мире профессий.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- заниматься исследовательской деятельностью при выборе редко встречающихся профессий, при составлении списка профессий и специальностей.

 

Обучающиеся смогут:

 - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

-контролировать действия партнѐра.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнѐрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Обучающиеся научатся:

- получать знания о таких понятиях, как: профессия, специальность, должность;

- узнают о своих личностных особенностях: склонностях и интересах;

- узнают о мире профессий, классификации профессий, о том, какие требования предъявляют группы профессий к человеку;

- научатся с помощью теста определять свой тип будущей профессии.

 Обучающийся получит возможность научиться:

- определять медицинские ограничения при выборе профессии.

 


3 модуль «Способности и профессиональная пригодность»

 

Реализация этого модуля направлена на приобретение практического опыта, соответствующего способностям, интересам, склонностям личности обучающегося. Определение степени соответствия профиля личности и профессиональных требований, внесение корректив в профессиональные намерения обучающихся.

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека. Каждому человеку свойственны определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.

Как быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приемами организации труда. Поэтому подросток должен быть информирован о своих способностях и профессиональной пригодности.

 

Цель модуля: выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики.

Задачи модуля:

- научить определять степень сформированности разных видов способностей у каждого учащегося;

- развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;

- познакомить с понятием «степень профессиональной пригодности человека».

 

Учебно-тематический план модуля

 «Способности и профессиональная пригодность»

 

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

 Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. Способности к интеллектуальным видам деятельности.

1

0,5

0,5

Беседа, задания: «Ничего не трогайте, Ватсон!», «Круг чтения», «Тест умственного развития» (в модификации Г.Резапкиной)

2

 Способности к профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности.

1

0,5

0,5

Беседа, задания: «Атрибуты», «Клавиатура», 

 Тест «Интеллектуальная лабильность»

3

 Способность к предпринимательской деятельности. Эстетические способности.

1

0,5

0,5

Беседа, задания: «Я — руководитель»,

«Круг чтения», «Акулы» и «дельфины», «Честь превыше прибыли», «Мыслитель или художник»

 

Итого

3

1,5

1,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ожидаемые результаты модуля «Способности и профессиональная пригодность» дополнительной общеразвивающей программы «Психология выбора профессии»

 

Личностные результаты

отражающие отношение к учебной деятельности и

к социальным ценностям

Метапредметные результаты

 

Предметные результаты

отражающие опыт решения проблем и творческой деятельности в рамках конкретного предмета

регулятивные

универсальные учебные действия

направленные на формирование целевых установок учебной деятельности и

контрольно-оценочной деятельности

познавательные универсальные учебные действия

отражающие методы познания окружающего мира,

формирующие умственные операции и

исследовательскую деятельность

коммуникативные универсальные учебные действия

отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

 У обучающегося будут сформированы:

- интерес к построению своей профессиональной траектории;

- адекватное понимание причин успешности/

неуспешности в профессиональной деятельности.

 

Обучающийся получит возможность для формирования:

 - общих и специальных способностей к определенным видам деятельности.

 

Обучающийся научится:

- различать способности к различным видам деятельности;

-оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

- адекватно воспринимать оценку учителя;

 - анализировать 

собственные способности, находить ошибки, устанавливать их причины;

  - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю, не умею и не смогу выбрать для своей будущей профессии»).

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для определения способностей в сфере деятельности;

- анализировать деятельность в конкретной профессии и   выделять главное;

Обучающийся получит возможность научиться:

- заниматься исследовательской деятельностью при определении способностей;

- обсуждать проблемные вопросы, составлять

 план простого эксперимента.

Обучающиеся смогут:

 - формулировать собственное мнение;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве.

 

Обучающиеся научатся:

- получать знания о своих способностях;

- узнают о классификации способностей;

- получат навык построения личной профессиональной перспективы;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения учебных задач и личностного развития.


4 модуль «Планирование профессиональной карьеры»

 

Реализация этого модуля направлена на формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия, на развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

 

Цель модуля: подготовить обучающихся к адекватному профессиональному самоопределению.

Задачи модуля:

- сформировать у обучающихся обоснованное профессиональное намерение;

- способствовать изучению определения роли мотивов и потребностей в жизни человека; анализу рынка труда и образовательных услуг;

- развитие умения планировать свою профессиональную карьеру, навыки самопрезентации;

- создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы, корректировать выбор, презентовать себя);

 

Учебно-тематический план модуля

 «Планирование профессиональной карьеры»

 

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

 Уровни профессиональной пригодности. Мотивы и потребности.

1

0,5

0,5

Беседа, задание «Преодоление», тест «Определение мотивации» (методика Головахи)

2

 Ошибки в выборе профессии.

1

0,5

0,5

Беседа, задания: «По горячим следам», «Круг чтения».

Игра «Оптимисты и скептики».

3

 Современный рынок труда. Профессии, востребованные на рынке труда к 2025 г.

1

-

1

Беседа, список профессий будущего, рынок труда России, Самарской области (сайт ЦПО Самарской области, информационный ресурс)

4

Пути получения профессии.

1

-

1

Беседа, база учебных заведений Самарской области (сайт ЦПО Самарской области, информационный ресурс)

5

 Навыки самопрезентации.

1

0,5

0,5

Беседа, задание «Личное пространство», «Работа над ошибками», презентация «Я-это Я»

6

Стратегия выбора профессии.

 

1

0,5

0,5

Беседа, задание «Машина времени», анкетирование

 

Итого

6

2

4

 

 

 

 


Ожидаемые результаты модуля «Планирование профессиональной карьеры» дополнительной общеразвивающей программы «Психология выбора профессии»

 

Личностные результаты

отражающие отношение к учебной деятельности и

к социальным ценностям

Метапредметные результаты

 

Предметные результаты

отражающие опыт решения проблем и творческой деятельности в рамках конкретного предмета

регулятивные

универсальные учебные действия

направленные на формирование целевых установок учебной деятельности и

контрольно-оценочной деятельности

познавательные универсальные учебные действия

отражающие методы познания окружающего мира,

формирующие умственные операции и

исследовательскую деятельность

коммуникативные универсальные учебные действия

отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

 У обучающегося будут сформированы:

- интерес к выбору профессии, к построению своей профессиональной траектории;

- познавательный интерес к профессиям, востребованным на рынке труда;

- адекватное понимание причин ошибок при выборе профессии;

- навыки самопрезентации.

 

Обучающийся получит возможность для формирования:

 - внутренней позиции на уровне понимания необходимости приобретения профессии, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации при изучении рынка труда Самарской области;

- способности к волевому усилию при достижении поставленной цели;

- применения правил делового сотрудничества в коллективном процессе.

Обучающийся научится:

 - планировать свои действия, планировать пути получения будущей профессии;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- принимать и сохранять учебную задачу при выполнении заданий, упражнений, участия в игре;

 - анализировать 

собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру усвоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

  - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю, не умею и не смогу выбрать для своей будущей профессии»);

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать мотивы и потребности;

-оценивать результаты презентационной деятельности (чужой, своей).

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- анализировать 

эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности и оценить его влияние на настроение человека;

- самостоятельно находить пути получения профессии.

 

 

 

 

 

 

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выбора профессии и путей получения профессионального образования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать деятельность в конкретной профессии и   выделять ошибки при выборе;

- проводить сравнение современного рынка труда;

- строить рассуждения о стратегии выбора профессий.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- заниматься исследовательской деятельностью при изучении рынка труда России, Самарской области;

- презентовать 

подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Обучающиеся смогут:

 - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

-контролировать действия партнѐра.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнѐрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Обучающиеся научатся:

- получать знания об уровнях профессиональной пригодности;

- узнают о мотивах и потребностях при выборе профессии;

- узнают о профессиональных образовательных учреждениях Самарской области;

- узнают о возможных ошибках при выборе профессии;

- получат навык построения личной профессиональной перспективы;

- получат навыки самопрезентации и составления автобиографии и резюме;

- принимать решения в нестандартных ситуациях; - осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения учебных задач и личностного развития.


Критерии оценки эффективности реализации программы:

 

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентации школьников относятся следующие критерии:

1.     Достаточный уровень знаний у учащихся о профессии и путях ее получения - чёткое представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2.     Формирование обоснованности выбора профессии - это проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3.     Формирование понятия о значимости труд - уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

4.     Самопознание школьника -  степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5.     Наличие обоснованного профессионального плана – это один из основных критериев эффективности профориентационной работы. При положительном результате поведённой работы старшеклассник должен быть готов к профессиональному выбору. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается

6.     Определение профессионально важных качеств - умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности - профессионально важные качества.

 

Важными критериями готовности обучающихся к профессиональному самоопределению являются:

·              мотивационно-потребностный – сформированность мотивов выбора направления непрерывного образования и положительное (оптимистическое) отношение к ситуации выбора;

·              информационный – умение работать с источниками профориентационно значимой информации; информированность о требованиях, предъявляемых к человеку избираемым направлением дальнейшего обучения или трудовой деятельности;

·              деятельностно-практический – умение ставить цель и составлять программу действий ее достижений; способность использовать имеющийся опыт взаимодействия с профессионально-производственной и социокультурной средой в контексте профориентационно значимых проблем.         

 

Эффективность реализации программы отслеживается с помощью методик «Профессиональная готовность школьников».

 

Содержание программы:

 

На занятиях общеразвивающей программы «Психология выбора профессии» в ходе самодиагностики школьники изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого–педагогическими средствами создается поле выбора профиля обучения и формируется психологическая готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

В процессе занятий используются:

- информационно-коммуникативные технологии (экскурсии на предприятия, в учреждения, учебные заведения);

- здоровьесберегающие технологии (офтальмо гимнастика, динамические паузы, пальчиковая гимнастика).

- используются технические средства обучения с целью создания психологически комфортной обстановки.

Используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированные занятия, индивидуальные и групповые беседы, конференция, «круглый стол» - встреча с представителями отдельных профессий, демонстрация, а также проблемный и исследовательский методы обучения, моделирование.

 

1 модуль: «Мои возможности».

1 занятие. Самооценка и уровень притязаний.

Учащиеся знакомятся с важнейшими понятиями психологии – «образ Я», «самовосприятие», «самопрезентация», «самооценка», «уровень притязаний».

Выполняют задания индивидуально и в группе: «Кто Я?», «Какой Я?», «Самый-самый», «Успех – это …».

2-3 занятие. Темперамент и профессия. Определение темперамента.

Учащиеся знакомятся с понятием темперамент. Узнают, что темпераменткачество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Но темперамент не влияет на интересы, успешность, интеллект, деловые качества.

Выполняют задание №1 «Темперамент и свойства нервной системы» и тест «Определение темперамента».

4-5 занятие. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

Учащиеся узнают, что разум позволяет человечеству решить многие проблемы выживания. Однако в отношениях с другими людьми мы чаще слушаем эмоции, чем разум. Наши чувства и эмоции – это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать, природа наделила его способностью эти чувства выражать, но не все умеют им пользоваться.

Выполняют задания: №1 «Мимика», №2 «Угадай эмоцию», №3 «ЧТО ДЕЛАЕТ НЕСЧАСТНЫМ, что счастливым» и тест   эмоций (тест Басса-Дарки).

6 занятие. Что такое стресс.

Учащиеся узнают: что такое стресс, что в состоянии стресса возможности человека возрастают, что любой межличностный конфликт можно считать стрессом, и только от его участников зависит, будет он конструктивным или деструктивным.

Учащиеся выполняют задания: «провоцирующие конфликтны, качества характера, препятствующие возникновению конфликтов», «оценка школьных ситуаций» и тест на тревожность.

7 занятие. Определения типа мышления.

Учащиеся узнают, что, если бы человек познавал мир только с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния, он никогда бы не сделал открытий, которые возвысили его над миром животных, что наравне с органами чувств у нас есть особое средство познания – мышление.

Учащиеся выполняют задания: Задание №1 «Основные характеристики мышления талантливых людей» и тест   самодиагностика "Тип мышления"

8 занятие. Внимание и память.

Учащиеся узнают, что внимание – это направленность нашего сознания на определенный объект. Внимание имеет ряд свойств: устойчивостью, объемом, переключаемостью, распределением, концентрацией. Многие профессии предъявляют особые требования к вниманию.

Учащиеся узнают,что память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это, и в нужный момент воспроизводить. Знакомятся с основными видами: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение.

Учащиеся выполняют задания: №1 «Двойной счет», №2 «Муха» и отрабатывают упражнения «Как тренировать внимание и память».

 

2 модуль: «Мир профессиий».

9 занятие. Классификации профессий. Признаки профессии.

Учащиеся узнают, что при изучении признаков профессии чаще всего используется четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова, по которой все профессии можно распределить по пяти предметам, трем целям, четырем средствам и четырем условиям труда.

Учащиеся выполняют задания: «По горячим следам», «Пирамида Климова».

10 занятие. Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

Учащиеся знакомятся с понятиями: профессия, специальность, должность.

Учащиеся выполняют задания: «По горячим следам», «Формула профессии».

11 занятие. Определение типа будущей профессии.

Урок – практика. Учащиеся выполняют задания: «По горячим следам», игра «Аукцион» и тест самодиагностика «Определение типа будущей профессии».

12 занятие. Интересы и склонности в выборе профессии.

Учащиеся узнают: что интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели, что интересы различаются по содержанию (литература, музыка, техника, животные, цветы, компьютеры, спорт и т. д.), по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие, а у холериков и сангвиников интересы шире.

Учащиеся выполняют методику «Профиль»(модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока) и проводят самодиагностику интересов и склонностей.

13 занятие. Определение профессионального типа личности.

Учащиеся узнают: что американский психолог Дж. Холланд (Holland) установил связь между психологическим типом человека и его профессией и разработал шкалу приспособленности различных типов личности к шести профессиональным областям, изобразив ее в виде углов шестиугольника. Буквы, обозначающие каждый из шести типов, расположены в определенном порядке: Р — реалистический тип, И — интеллектуальный, С — социальный, О — офисный, П — предпринимательский, А — артистический.

Учащиеся выполняют методику «Определение профессионального типа личности» (авторская модификация методики Д. Холланда) делают анализ своей личности.

14 занятие. Профессионально важные качества.

Урок – практика. Учащиеся выполняют задания:

-  работа в микрогруппах заполняют таблицу:

 Тип личности

Черты характера

Особенности мышления

Свойства нервной системы

 

- Игра «Молчание — знак согласия».

15 занятие. Профессия и здоровье.

Учащиеся узнают, что потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для здоровья, как избыток или дефицит сна и пищи. Болезнь может спровоцировать и нелюбимая работа. Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы.

Учащиеся выполняют задания: «По горячим следам», «Медицинские ограничения профессиональной пригодности».

 

3 модуль: «Способности и профессиональная пригодность».

16 занятие. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Учащиеся, изучив данный материал, делают выводы, что эти особенности называют “задатками”, то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Знакомятся с видами способностей и понимают, хорошая память, внимание, ум одним даны от природы, другие развивают их упражнениями.

Выполняют задания №1 «Ничего не трогайте, Ватсон!», Задание №2 «Круг чтения».

 Способности к интеллектуальным видам деятельности.

Высокий уровень общего умственного развития является условием успешной профессиональной деятельности учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и др.   Учащиеся, изучая материал, понимают, что природные задатки, наследственность человека, жизненный опыт, образование, воспитание, черты характера – играют большую роль в формировании профессиональных качеств. 

Учащиеся выполняют «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г.Резапкиной).

17 занятие. Способности к профессиям социального типа.

Учащиеся в игре выполняют задания №1, 2 -  Ролевая игра «Конфликт», в результате которых знакомятся со способностями, формирующими склонности к профессиям социального типа.

Способности к офисным видам деятельности.

Учащиеся в игре выполняют задания:

 №1 «Атрибуты», 

 №2 Тест «Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация),

№3 «Клавиатура», 

№4«Круг чтения», в результате которых учащиеся знакомятся со способностями, формирующими склонности к офисным видам деятельности.

 18 занятие. Способность к предпринимательской деятельности.

Учащиеся в игре выполняют задания:

Задание №1. «Я — руководитель».

Задание №2. «Круг чтения».

Задание №3. «Акулы» и «дельфины».

Задание №4. «Честь превыше прибыли», в результате которых учащиеся знакомятся со способностями, формирующими склонности к предпринимательской деятельности.

Эстетические способности.

Учащиеся в игре выполняют задания: №1, 2, 3, 4 «Мыслитель или художник», в результате которых учащиеся знакомятся с эстетическими способностями.

 

4 модуль: «Планирование профессиональной карьеры».

19 занятие. Уровни профессиональной пригодности.

Учащиеся знакомятся с уровнями профессиональной пригодности:

1.     Профессиональная непригодность к конкретной профессии

2.     Профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий.

3.     Соответствие конкретной профессиональной деятельности

4.     Призвание — высший уровень профессиональной пригодности.

Мотивы и потребности.

Учащиеся знакомятся с видами мотивов и потребностями, выполняют задание №1 «Преодоление», задание№2 «Определение мотивации» (методика Головахи), задание №3 «По горячим следам», задание №4 «Круг чтения».

20 занятие. Ошибки в выборе профессии.

Учащиеся знакомятся с материалом:

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена?

 Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. В процессе изучения материала, учащиеся понимают, что человек, имеющий смутное представление о своих способностях (заниженные, чаще завышенные), не правильно выбирает профессию.

Учащиеся выполняют:

Задание №1. «По горячим следам».

Задание №2. Игра «Оптимисты и скептики».

Задание №3. «Круг чтения».

 

 

21 занятие. Современный рынок труда.

Учащиеся изучают современный рынок труда профессий г. Самара. Учащиеся знакомятся со списком профессий будущего, с рынком труда в России по итогам Центра обучения специалистов.

22 занятие. Пути получения профессии.

Учащиеся формируют базу учебных заведений г. Самара, в которых учащиеся в зависимости от различных склонностей могут получить ту или иную профессию.

23 занятие. Навыки самопрезентации.

Учащиеся изучают основные этапы самопрезентации личности, представления в обществе. Знакомятся с правилами написания резюме.

Учащиеся выполняют:

Задание №1. «Личное пространство».

Задание №2. «Работа над ошибками».

24 занятие. Стратегия выбора профессии.

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Учащиеся знакомятся с правильным выбором:

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Выполняют задание №1. «Машина времени».


 

Скачано с www.znanio.ru